Преграды не страшны
Мостовой механизированный комплекс ММК

Установка мостовых блоков на наводочную балку.

Успех боевых действий частей и подразделений Сухопутных войск во многом зависит от их подвижности и способности быстро преодолевать естественные и искусственные преграды. В связи с этим задача обеспечения преодоления водных и суходольных преград всегда была и остается актуальной для противоборствующих на поле боя сторон.

Игорь ЛОБОВ

Наиболее универсальные средства преодоления преград – мосты, позволяющие быстро и безопасно переправить технику и личный состав. Основные характеристики любого моста – его грузоподъемность и длина, а для военных мостов добавляется еще и такой жизненно важный фактор, как время, необходимое для его установки.

До настоящего времени на снабжении Вооруженных Сил Российской армии были мостоукладчики и мосты двух основных классов: штурмовые мостоукладчики (МТУ-72 и МТУ-90) и механизированные мосты (ТММ-3 и ТММ-6). Длина штурмовых мостов – от 20 до 25 м при времени их установки до 3-5 мин. Длина четырехпролетного моста ТММ-3 – 42 м, шестипролетного ТММ-6 – 102 м. При этом требуется 60 мин. для установки. Недостатком многопролетных механизированных мостов при их сравнении с однопролетными штурмовыми является наличие промежуточных опор, устанавливаемых на дно преодолеваемой преграды. Это приводит к ограничениям по глубине преграды (5 м для ТММ-6) и к зависимости от физических условий дна (плотность грунта, рельеф), что снижает возможность применения таких мостов.

Мостовой механизированный комплекс ММК.

Стремясь оснастить отечественные Вооруженные Силы средством преодоления преград шириной от 30 до 40 м любой глубины, которые не преодолеваются штурмовыми мостами и мостами на промежуточных опорах, Омское ОАО «КБТМ», которое прочно удерживает лидирующие позиции по разработке и изготовлению мостоукладчиков и мостов различных типов, разработало новый мостовой механизированный комплекс ММК. Он дает возможность наводить однопролетные мосты через препятствия шириной до 40 м на путях движения войск.

Мост ММК позволяет осуществить пропуск гусеничной техники массой 60 т и колесной техники с давлением на ось до 15 тс. Скорость движения по мосту – до 20 км/ч. При этом пропускная способность моста – 340-380 машин в час. При обеспечении движения по оси моста со скоростью не более 5 км/ч масса пропускаемой техники может быть увеличена до 80 т. Статистические данные показывают, что при длине 41 м мост ММК позволяет преодолеть от 87 до 97% всех встречающихся преград.

С учетом характера выполняемых боевых задач и ширины преодолеваемых препятствий комплекс ММК может устанавливать мосты длиной: 16, 22,2, 28,5, 34,7 или 41 м. Время установки моста длиной 41 м – 1,2-1,5 часа. В состав ММК входят:

— одна мостосборочная машина (МСМ) на базе шасси автомобиля с колесной формулой 8x8 для сборки и разборки моста;

— четыре транспортировщика на шасси автомобиля с колесной формулой 8x8 для перевозки мостовой конструкции;

— один автомобиль с колесной формулой 6x6 для перевозки въездных аппарелей;

— сборно-разборная мостовая конструкция длиной 41 м;

— комплект инженерного имущества для разведки исходной площадки для установки моста, организации движения по установленному мосту и обеспечения движения по мосту ночью.

Базовым шасси для МСМ и транспортировщиков является шасси автомобиля Урал-532361 с колесной формулой 8х8. По желанию заказчика в роли МСМ может использоваться автомобильное шасси марки КАМАЗ-63501 или другое, имеющее аналогичные технические характеристики.

Мостосборочная машина (МСМ) состоит из шасси и рабочего оборудования, которое включает:

— механизм укладки наводочной балки на преграду;

— грузоподъемный кран;

— лебедку;

— насосный агрегат и гидроаппаратуру;

— аутригеры;

— приспособления, инструмент и прочее снаряжение.

Мостосборочная машина.

Кабина мостосборочной машины – двухместная, подрессоренная, с термоизоляцией, подрессоренными сиденьями членов экипажа, системами вентиляции, отопления и обогрева ветровых стекол, с люком в крыше. Кабина также оборудована средствами связи и местами для крепления личного оружия.

В задней части машины размещены механизм укладки и грузоподъемный кран, в средней – лебедка и насосный агрегат, а также правый и левый аутригеры. Вдоль машины с правой стороны монтируются контейнеры с гидрооборудованием, а в середине есть монтажная площадка. На нее краном укладываются секции наводочной балки для их скрепления между собой и последующего выдвижения на преграду.

Управление механизмами, осуществляющими сборку моста, производится дистанционно – от двух переносных пультов, которые подключены к системе управления через кабели длиной 10 м. С одного пульта производится управление механизмом укладки и лебедкой, с помощью второго управляют работой грузоподъемного крана.

Транспортировщик представляет собой автомобильное шасси с оборудованием для крепления и перевозки мостовых блоков и секций наводочной балки.

Мостовая конструкция включает в себя наводочную балку и мостовые блоки, которые после сборки образовывают однопролетный мост. Мостовой блок состоит из двух секций треугольного поперечного сечения и связывающей их межколейной плитой. Связь секций и плиты – подвижная. Взаимное перемещение секций и плиты позволяет мостовому блоку автоматически раздвигаться до рабочей ширины проезжей части (4 м) при его укладке на наводочную балку и возвращаться в транспортный габарит (3,3 м) при подъеме блока с наводочной балки. Материалом моста, в отличие от зарубежных аналогов, использующих сплавы алюминия, является конструкционная сталь. Это снижает стоимость комплекса и повышает его ремонтопригодность.

Пропуск танка по мосту ММК.

Установка моста производится в два этапа. Вначале из шести отдельных секций собирается, выдвигается над преградой и укладывается на нее наводочная балка. Затем, используя наводочную балку как монтажное основание, на нее друг за другом устанавливаются шесть мостовых блоков, после чего они скрепляются между собой, образуя единый мостовой пролет.

Электро- и гидроаппаратура унифицирована с аналогичной аппаратурой мостоукладчиков МТУ-90 и ТММ-6. Мостовая конструкция проста, применяемые материалы, режимы термообработки, покрытия, ГСМ и прочее не являются дефицитными и широко применяются в отрасли.

www.kbtm-omsk.ru

Игорь Эдуардович ЛОБОВ – генеральный директор ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения»