«Сухой»: итоги года
Холдинг уверенно вышел на гражданский рынок и заметно укрепил боевой потенциал ВВС РФ

Уходящий год проходил для компании «Сухой», отметившей в августе свое 15-летие, под знаком наращивания объемов поставок авиационной техники – в первую очередь в интересах внутреннего заказчика.

Игорь КОШУКОВ

Начало этой тенденции положил лайнер Sukhoi Superjet 100. 13 января на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении им. Ю.А. Гагарина (КнААПО) состоялась выкатка первого серийного самолета этого типа, получившего в Год космоса имя «Юрий Гагарин». 3 февраля SSJ100 получил сертификат типа, выданный Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Первый SSJ100 был передан стартовому иностранному заказчику – авиакомпании «Армавиа» 12 апреля. 16 июня свой первый «Суперджет» получил «Аэрофлот» – стартовый российский заказчик лайнера. На середину декабря эта авиакомпания получила уже четыре SSJ100. В декабре в Центре подготовки авиационного персонала (ЦПАП) в подмосковном Жуковском началась эксплуатация комплексного пилотажного тренажера самолета Sukhoi Superjet 100.

Однако все-таки большая часть новостей 2011 г. от АХК «Сухой» касалась военных самолетов.

3 мая начались летные испытания первого серийного многофункционального истребителя Су-35С. Самолет поднялся в воздух с аэродрома КнААПО. К 9 сентября в ходе программы испытаний этих машин было выполнено 300 полетов. 2 декабря 2011 г. в воздух поднялся второй серийный Су-35С. Новый истребитель предъявлен к государственным совместным испытаниям (ГСИ). Первым этапом в рамках ГСИ истребителя станет получение предварительного заключения заказчика – ВВС России – о соответствии самолета основным требованиям с целью его поставки в строевые части Военно-воздушных сил.

Главным, пожалуй, событием года как для холдинга «Сухой», так и для всей российской авиационной промышленности в целом стала первая публичная демонстрация истребителя пятого поколения ПАК ФА в ходе аэрокосмического салона МАКС-2011. Напомним, что в полетах в Жуковском приняли участие два летных экземпляра российского истребителя пятого поколения, которые к началу МАКС-2011 совершили 84 полета. В ходе салона главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин заявил, что опытные образцы Т-50 поступят в ВВС в 2013 г., а в 2014 г. начнется их серийная закупка. 3 ноября в ходе летных испытаний ПАК ФА был совершен сотый полет, а 22 ноября в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет третьего опытного образца авиационного комплекса пятого поколения. Надо отметить, что все три опытных образца ПАК ФА впервые поднимал в воздух летчик-испытатель 1-го класса летно-испытательной и доводочной базы ОАО «ОКБ Сухого» Сергей Богдан.

23 мая 2011 г. «за мужество и героизм, высокое профессиональное мастерство, проявленные при испытании и внедрении новой авиационной техники» ему Указом президента было присвоено звание Героя России.

Основной массив новостей о деятельности компании «Сухой» по снабжению авиационной техникой ВВС РФ по традиции пришелся на конец года. В частности, в соответствии с государственным пятилетним контрактом на поставку 32-х фронтовых бомбардировщиков Су-34 для МО РФ, заключенным в 2008 г., 12 декабря четыре серийных Су-34 перелетели с аэродрома Новосибирского авиационного производственного объединение им. В.П. Чкалова (НАПО) на Воронежскую авиабазу Западного военного округа (ЗВО). Еще две машины были перегнаны в Воронеж 22 декабря. По информации ЗВО, с начала 2012 г. Су-34 будут в плановом порядке принимать участие в мероприятиях по боевой подготовке.

Су-35.

Государственные совместные испытания Су-34 завершились в сентябре этого года, был подписан соответствующий акт с рекомендацией принять его на вооружение российских ВВС. Надо отметить, что решение это было в значительной степени формальным, поскольку передача Су-34 российским военным началась еще в 2006 г. А в августе 2008 г. один из Су-34 принял участие в операции по принуждению Грузии к миру. В перспективе эти самолеты заменят стоящие сегодня на вооружении ВВС России фронтовые бомбардировщики Су-24М.

22 декабря завершилась поставка ВВС РФ 12-ти новых многоцелевых истребителей Су-27СМ(3), осуществлявшаяся в соответствии с контрактом, подписанным между компанией «Сухой» и Министерством обороны на авиасалоне МАКС-2009. Первую партию из четырех истребителей ВВС получили в 2010 г., в декабре 2011 г. военным были переданы две партии машин по четыре штуки. Су-27СМ(3) способен в качестве многофункционального истребителя эффективно решать ударные задачи с использованием высокоточного оружия класса «воздух-поверхность». При действиях по воздушным целям Су-27СМ(3) почти в 2 раза более эффективен, чем его предшественник – Су-27С, а при действиях по наземным целям его эффективность выше более чем в 3 раза.

Что касается экспортных продаж истребителей марки «Су», то в 2011 г. выполнялся подписанный в 2010 г. контракт на поставку шесть Су-30МК2 для ВВС Уганды. Эта африканская страна, как отмечает угандийская газета Daily Monitor, уже получила четыре машины.

В рамках контракта 2009 г., как сообщали официальные представители «Рособоронэкспорта», первая четверка таких же многоцелевых истребителей была поставлена и во Вьетнам. В ближайшие несколько лет Вьетнам в рамках двух действующих контрактов получит 20 истребителей Су-30МК2. В целом же за прошедшее десятилетие в Китай, Индонезию, Вьетнам и Венесуэлу «Рособоронэкспорт» поставил свыше 130 таких современных боевых самолетов.

Кроме того, как сообщило агентство «Интерфакс-АВН», 16 декабря в Москве был подписан второй дополнительный протокол к контракту 2000 г. о приобретении Индией дополнительной партии из 42 самолетов Су-30МКИ с поставкой в 2014-2018 гг. Контракт по этим машинам планируется подписать в 2012 г.

Еще одним важным событием уходящего года для компании «Сухой» стала смена руководства холдинга. В феврале Михаил Погосян был утвержден в должности президента Объединенной авиастроительной корпорации. Его заслуги на должности руководителя холдинга, что называется, трудно переоценить. Он сумел вывести компанию в лидеры российского авиапрома, прочно утвердить ее в роли одного из лидеров мирового боевого самолетостроения, за счет диверсификации продуктового ряда – успешной реализации проекта SSJ100 вывел ее на рынок гражданской авиации. Новым генеральным директором компании «Сухой» 30 июня был назначен Игорь Озар, до этого занимавший должности первого заместителя генерального директора по экономике и финансам и исполнительного директора ОАО «ОКБ Сухого». Комментируя это назначение, Михаил Погосян отметил: «Игорь Озар – один из самых эффективных менеджеров в российском авиастроении. За 12 лет работы в ОАО «ОКБ Сухого», а впоследствии и в ОАО «Компания «Сухой», он не только укрепил финансовую стабильность компании, но и принимал непосредственное участие в запуске и реализации самых важных программ «Сухого»: Су-35, ПАК ФА, SSJ100».

В планах нового гендиректора холдинга – дальнейшая консолидация компании и активизация работы по перспективным военным и коммерческим проектам, переход на единую акцию. И нет оснований сомневаться, что АХК «Сухой» под его руководством ожидает вполне успешное будущее.