Уралвагонзавод – шедевр в квадрате
Уралвагонзавод сегодня не просто крупный машиностроительный завод, а научно-производственная корпорация


В канун 75-й годовщины начала деятельности предприятия заместитель генерального директора Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» по спецтехнике Вячеслав ХАЛИТОВ ответил на вопросы корреспондентов журнала «Национальная оборона».

Интервью

Елена ЕЛКИНА

Александр МОЗГОВОЙ

— Вячеслав Гилфанович, какие события вы считаете знаковыми в истории Уралвагонзавода?

— Безусловно, длинный список таких знаковых событий открывает выпуск осенью 1936 г. первых тяжелых вагонов. Ведь первоначально главное предназначение нового завода состояло именно в производстве сугубо мирной продукции – железнодорожного подвижного состава. Уральский вагоностроительный завод – детище первых пятилеток, поставивших нашу страну в один ряд с крупнейшими индустриальными державами мира.

Вячеслав Гилфанович ХАЛИТОВ – заместитель генерального директора ОАО «НПК «Уралвагонзавод» по спецтехнике

Однако уже через пять лет предприятию пришлось облачиться в шинель. В 1941 г. в Нижний Тагил из западных регионов СССР были эвакуированы одиннадцать промышленных предприятий. При их участии УВЗ перепрофилировали в танковый завод, который в том же году приступил к выпуску продукции для нужд фронта. В очень короткие сроки Нижний Тагил превратился в «танкоград». Это без преувеличения был трудовой подвиг рабочих, инженеров и служащих. Уже в 1941 г. впервые в мире был пущен танковый конвейер, с которого до конца войны сошло свыше 25 тысяч легендарных танков Т-34. Они сражались под Сталинградом, на Курской дуге, освобождали Вену и Прагу, тысячи других больших и малых городов у нас в стране и за ее рубежами, штурмовали Берлин. Каждый второй танк Т-34, принявший участие в боевых действиях Великой Отечественной войны, был собран в Нижнем Тагиле. Эта грозная боевая маневренная машина заслужено признана лучшим танком Второй мировой войны. И вклад Уралвагонзавода в великую Победу, без сомнения, весом.

Кстати, УВЗ в годы войны занимался не только массовым выпуском танков. В его цехах ковались и бронекорпуса для «летающих танков» – знаменитых штурмовиков Ил-2. Производил завод также и авиабомбы.

После войны Уралвагонзавод превратился в многопрофильное предприятие. Завод возобновил производство железнодорожного подвижного состава. 19 марта 1946 г. первая большегрузная платформа выкатилась из ворот завода. В 1947 г. начался выпуск полувагонов, а в 1948-м – крытых вагонов. Замечу, что возобновление вагонного производства происходило на качественно новом уровне. Оно опиралось на передовые военные технологии, освоенные в годы войны. Это позволило Уралвагонзаводу приступить к изготовлению сложной железнодорожной техники – изотермических цистерн на основе вакуумно-порошковой изоляции. Они предназначались для транспортировки жидкого кислорода. Нашим предприятием разработаны десятки модификаций изотермических железнодорожных и стационарных цистерн, которые широко используются в различных отраслях народного хозяйства.

Танки Т-90 относятся к числу лучших в мире.

Боевая машина поддержки танков «Терминатор».

В цехах Уралвагонзавода собиралась строительная и сельскохозяйственная техника, в которой в послевоенные годы испытывалась острая нужда. Участвовал завод и в реализации заказов зарождавшейся тогда космической промышленности.

В то же время Уралвагонзавод продолжал оставаться одним из столпов оборонно-промышленного комплекса страны. «Холодная война» заставила самым серьезным образом заниматься укреплением военной мощи. Уже в 1954 г. в серию пошел средний танк Т-54, а с 1958 г. начался выпуск Т-55 и его многочисленных модификаций. Для своего времени это были выдающиеся боевые машины. Еще в годы Великой Отечественной войны конструкторы завода №183, как тогда обозначался Уралвагонзавод, на базе Т-34 создали танк Т-44 с уникальной компоновкой. За счет поперечной установки двигателя и трансмиссии удалось значительно сократить длину и высоту машины, а также сместить башню к середине корпуса, тем самым, разгрузив передние катки. Ту же схему применили и на Т-54/55. На новом танке усилили бронирование и установили пушку 100-мм калибра. Низкий силуэт и скругленная башня способствовали повышению защищенности. Эти танки поступали не только в части Советской Армии, но и других стран. Они и сейчас в строю в армиях ряда государств. Предприятия корпорации продолжают получать заявки от зарубежных заказчиков на модернизацию машин семейства Т-54/55.

Танки Т-34 нередко можно увидеть и сейчас. Они стали памятниками подвигу советских воинов и тружеников тыла.

В инициативном порядке Уралвагонзаводом был создан средний танк Т-62, который с 1961 г. начал поступать в войска. Он получил 115-мм гладкоствольную полуавтоматическую пушку с боезапасом из 40 бронебойных подкалиберных, кумулятивных и осколочно-фугасных снарядов.

И, конечно, этапными стали для Уралвагонзавода разработка и серийное производство основного танка Т-72 «Урал» – самого массового танка второго послевоенного поколения. Он был принят на вооружение в 1973 г. и с тех пор является главной ударной силой Сухопутных войск СССР и России, а также армий многих других государств. Не буду подробно о нем говорить, так как читатели журнала «Национальная оборона» наверняка хорошо знают эту машину.

— Вклад Уралвагонзавода в Победу в Великой Отечественной войне трудно переоценить. Велика заслуга предприятия и в укреплении обороноспособности страны в послевоенные годы. Что сегодня предлагает УВЗ Вооруженным Силам?

— Если говорить о танках, выпускаемых головным предприятием корпорации в Нижнем Тагиле, то это различные модификации ракетно-пушечного танка Т-90, который, по признанию многих отечественных и зарубежных специалистов, относится к числу лучших современных образцов бронетанковой техники. Не прекращается работа и по перспективным машинам.

Одна из новинок – боевая машина поддержки танков (БМПТ) «Терминатор». Наши конструкторы постоянно занимаются ее совершенствованием.

Бронированная машина разминирования БМР-3М.

Инженерная машина разграждения ИМР-3.

При образовании в 2007 г. Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» в холдинг вошли многие промышленные предприятия, научно-исследовательские институты и конструкторские бюро оборонно-промышленного комплекса России, что значительно расширило продуктовую линейку. Здесь нельзя не вспомнить Уралтрансмаш, где производятся 152-мм самоходные орудия «Мста-С», или Завод №9 – разработчика и изготовителя артиллерийских систем для Сухопутных войск, Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения – разработчика танка Т-80 с газотурбинным двигателем. Нижегородский «Буревестник» занимается созданием орудий для Военно-морского флота и армейских минометов, Омское конструкторское бюро транспортного машиностроения известно тяжелой огнеметной системой ТОС-1А, а Рубцовский филиал – командирскими боевыми разведывательными машинами БРМ-3К и подвижными разведывательными пунктами, оснащенными современными средствами сбора, обработки и передачи информации. Этот перечень можно продолжать долго.

Не все зависит от корпорации. В Министерстве обороны все еще продолжается процесс формирования будущего облика Вооруженных Сил России и отладки механизма взаимодействия с промышленностью. Так, в текущем году УВЗ получил от Министерства обороны контракт только на модернизацию танков Т-72.

Мобильные буровые платформы выпускаются для нужд нефтегазового комплекса.

— На предстоящей в Нижнем Тагиле выставке будет продемонстрирован модернизированный танк Т-90С. В чем его отличия от танков этого семейства более ранних моделей?

— Основное направление модернизации – это новая башня, которая оснащается усовершенствованными системой управления огнем, автоматом заряжания и пушкой, а также дополнительным дистанционно управляемым пулеметным вооружением и защитой. Особое внимание уделено повышению возможностей командира по тактическому управлению танком и подразделением, поиску целей и управлению огнем основного вооружения во всех видах боя одинаково эффективно днем и ночью. Программно-технический комплекс дает командиру наиболее полную картину боя. Существенно улучшена управляемость танка за счет внедрения автоматического переключения передач и привода поворота от штурвала. Установлен более мощный основной двигатель. Имеется дополнительный энергоагрегат, который позволит обеспечить электроснабжение танка на стоянке. При этом габариты машины не увеличились, а по массе она продолжает оставаться в классе 50 т, превосходя по этому показателю все остальные современные танки. Мы уверены, что модернизированный Т-90С по достоинству будет оценен отечественными и зарубежными специалистами.

— Уралвагонзавод – ведущий поставщик бронетанковой техники на мировой рынок. Каковы, по вашему мнению, перспективы предприятия в этом секторе бизнеса?

— Действительно, УВЗ на сегодняшний день – лидер по экспорту бронетехники. И это не случайно. По маневренности и огневой мощи

Т-90С превосходит зарубежные образцы. Да и по цене он более доступен, нежели его конкуренты. Однако мы не почиваем на лаврах, а постоянно совершенствуем наши машины. Модернизированный танк Т-90С, о котором вы спрашивали, тому пример. Повышены его защищенность, скоростные характеристики и маневренность. Боевые возможности также расширились за счет внедрения современных средств наблюдения, обнаружения, обработки информации, управления и связи. Модернизированный Т-90С по сумме качеств превосходит ныне существующие основные боевые танки. И мы уверены, что он привлечет зарубежных заказчиков.

Большой экспортный потенциал имеется у боевой машины поддержки танков «Терминатор». Когда эта машина демонстрируется на международных выставках вооружений, то неизменно оказывается включенной в топ-листы популярных экспонатов. Зарубежные военные делегации приезжают и на полигон Нижнетагильского института испытания металлов для того, чтобы увидеть работу «Терминатора» в действии.

Производство железнодорожного подвижного состава – одно из приоритетных направлений гражданского сектора Уралвагонзавода.

Дорожно-строительная техника Уралвагонзавода пользуется устойчивым спросом.

Потенциальные зарубежные заказчики интересуются также тяжелой огнеметной системой ТОС-1А, бронированной ремонтно-эвакуационной машиной БРЭМ-1, бронированной машиной разминирования БМР-3М, инженерной машиной разграждения ИМР-3 и другой военной техникой корпорации.

— Объемы гражданского производства Уралвагонзавода превышают военную составляющую. Какова сегодня номенклатура гражданской продукции?

— Один из ваших коллег как-то заметил, что Уралвагонзавод – это «индустриальный шедевр», имея в виду то, что нижнетагильское предприятие – самое крупное промышленное предприятие в мире. После образования корпорации оно стало индустриальным шедевром в квадрате. Конструкторские бюро и заводы, входящие в объединение, способны создавать и производить самую разнообразную машиностроительную продукцию. Всего предприятия корпорации выпускают порядка двухсот видов продукции различного назначения. Но все-таки есть приоритеты. Это по-прежнему выпуск подвижного состава для железных дорог. В прошлом году мы ввели в строй в Нижнем Тагиле южный пролет покрасочного цеха – производства на самом высоком современном уровне. Все большим спросом пользуется дорожно-строительная техника. Расширяются объемы изготовления нефтегазового оборудования, в том числе мобильных буровых платформ. Городские трамваи, которые выпускаются Уралтрансмашем, тоже весьма перспективный бизнес, поскольку трамвайный парк страны устарел и требует замены.

— Не возникало ли у руководства Уралвагонзавода желания уйти из военного бизнеса и целиком переориентировать производство на выпуск более предсказуемой на рынке гражданской продукции?

— Не соглашусь с вами, что гражданский сектор «более предсказуемый». В нем случаются весьма неожиданные повороты, в том числе неприятные. Но выход из пиковых ситуаций в значительной степени зависит от качества менеджмента, от квалификации инженеров, конструкторов и рабочих, то есть от самих работников предприятия. И здесь, действительно, больше ясности, чем в случаях, когда предприятие зависит от непонимания или того хуже – капризов.

Но это все теория. На самом деле мы, во-первых, понимаем свою ответственность за обеспечение обороноспособности страны. А, во-вторых, сама корпорация создавалась в целях сохранения и развития научно-производственного потенциала для создания перспективных комплексов бронетанкового и артиллерийского вооружения, рационализации оборонного производства и повышения конкурентоспособности продукции.

— Уралвагонзавод сегодня не просто крупный машиностроительный завод, а научно-производственная корпорация, которая объединяет более двадцати предприятий разного профиля. Как выстраиваются отношения между отдельными звеньями этой сложной машины? Как они взаимодействуют между собой?

— Сегодня уже можно говорить, что холдинг состоялся. Создана его интегрированная структура многопрофильного машиностроительного комплекса, в котором высокие технологии оборонной промышленности выступают в роли локомотивов развития гражданского сектора. С другой стороны, инновационные разработки гражданского профиля подпитывают военные проекты.

Однако говорить о том, что корпорация действует как хорошо отлаженная машина, пока преждевременно. Многие предприятия, входящие в холдинг, в силу ряда причин действуют еще не синхронно. Поэтому механизм и структура корпорации требуют совершенствования. Над чем мы и работаем.

В заключение нашей беседы хотел бы отметить, что 75-летие УВЗ практически совпадает с 90-летием российского танкостроения. Поэтому позвольте поздравить танкостроителей, воинов бронетанковых войск, ветеранов отрасли и Вооруженных Сил с этой славной датой и заверить их, что Уралвагонзавод не подведет!