Актуальные вопросы теории и практики финансово-экономического обеспечения национальной обороны и безопасности России
Основным критерием эффективности обеспечения обороны должен стать критерий минимизации затрат на поддержание достаточной оборонной мощи

В истории мы наблюдаем множество фактов непонимания новых военно-экономических реалий. Например, перед Первой мировой войной российский царь отказывается от производства отечественных пулеметов под предлогом «Где я возьму столько патронов» и потом очень дорого закупает их в США. В ходе Второй мировой войны, к счастью, руководители фашистской Германии отказываются от производства ядерного оружия. Думаем, что подобные явления и, как результат, принятие неграмотных, абсурдных управленческих решений в области обеспечения безопасности государства возможны и сегодня. Об этом и не только, мы поговорим в данной статье.

Александр ПОЖАРОВ

Виктор ГРЕБЕНИК

Осознание сущности новых явлений всегда было и остается делом ученых. Их новые идеи и воззрения, рожденные в ходе мучительных поисков, лишь со временем осваиваются массовым сознанием, получают статус общепризнанных истин и становятся программными формулами действий политиков. Сегодня мировое научное сообщество ощущает потребность в смелом теоретическом прорыве, охватывающем все сферы знания, в том числе военно-экономическую теорию.

Процесс пересмотра научных взглядов на мир, войну и обеспечение безопасности государства начался с анализа современных тенденций в системе безопасности ядерных держав. Выявлено, что отдельные ядерные государства достигли критических значений военной силы (мощи), т.е. таких параметров, которые не позволяют добиться реализации политических, экономических и иных интересов в ракетно-ядерной войне, будь она развязана. Результат один – гибель человечества. Генри Киссинджер назвал это парадоксом силы. Очевидно, что с достижением критической военной мощи ядерным государством должна кардинально изменится его стратегия национальной безопасности и соответственно способы противодействия военным и другим видам угроз.

Считаем, что в сложившейся ситуации нужно формировать новую парадигму – систему исходных предпосылок или постулатов, которые могли бы стать общепризнанным фундаментом в познании и объяснении современных военно-экономических явлений, свойственных им законов и закономерностей, которые будут способствовать проведению действенной экономической политики в области обеспечения национальной безопасности Российского государства. Процесс формирования новой парадигмы теории безопасности ядерных держав, по нашему мнению, уже объективно осуществляется и способствует выработке экономической политики России, адекватной современным реалиям.

Президент Российской Федерации Владимир Путин постоянно требует развивать армию и флот, опираться на современные военные тенденции (реалии), чтобы не оказаться в уязвимом положении. Анализируя известные отношения России с Турцией, Сирией и Украиной, наш Верховный главнокомандующий четко заявил о необходимости превосходства Вооруженных Сил РФ над потенциальным агрессором. При этом он четко указывает на необходимость оперативного реагирования на быстро происходящие изменения в современном мире. Как грамотно обеспечить адекватное решение возникшей судьбоносной проблемы?

Наивно пытаться сразу решить эту проблему. Сделаем попытку выяснить возможные пути создания условий для ее решения.

Для современного государства, а тем более ядерной державы, важна не только военная, но и экономическая безопасность.

Прежде всего, необходима финансово-экономическая грамотность всех специалистов, обеспечивающих национальную безопасность России. Особенно сегодня нужны высокопрофессиональные военные экономисты-финансисты.

Важность решения этой проблемы уже осознана, о чем свидетельствуют довольно многочисленные и содержательные научные исследования, а также публичные высказывания ведущих политиков России. Но, во-первых, их необходимо развивать дальше; во-вторых, считаем, что недопустимо медленно (безответственно) решаются конкретные военно-практические вопросы, уже обоснованные (доказанные) на различных форумах и в научных трудах. Хотелось бы в связи с этим высказать некоторые соображения.

Массовое осознание сущности эффективного обеспечения безопасности России в целом и в конкретной сфере безопасности предполагает:

1) понимание двоякости функционирования экономики государства – обеспечение благосостояния населения и его национальной безопасности;

2) компетентный учет многофункциональности экономического обеспечения национальной безопасности;

3) формирование и практическое использование системы показателей и критериев эффективности обеспечения национальной безопасности ядерного государства, достигшего критической военной мощи.

По пункту 1. Экономика национальной безопасности государства представлена: во-первых, как часть экономики, обслуживающая воспроизводственные процессы в стране; во-вторых, как система экономического обеспечения конкретных функциональных видов безопасности: экономической, политической, военной, пограничной и многих других подсистем, обеспечивающих противодействие не только военным, но и так называемым «мягким угрозам» национальной безопасности.

Экономика государства фактически раздвоилась в своем стремлении (при наличии ограниченности ресурсов) удовлетворить одинаково важные, но существенно разнящиеся потребности – в благосостоянии и в безопасности граждан страны. Но функциональное и организационное раздвоение экономики не означает утрату ее целостности, здесь проявляется единство ее противоположностей. В результате возникает насущная необходимость исследования осложнившейся ситуации в экономике государства на предмет более эффективного использования наличных ограниченных ресурсов. Это позволит удовлетворить в должной мере потребности ее обеих составных частей с их многочисленными функциональными подсистемами.

По пункту 2. Каждый вид экономического обеспечения безопасности государства (экономики национальной безопасности) специфичен, но все они взаимосвязаны, и сеть этих связей довольно обширна. Так, например, экономическая безопасность опирается, прежде всего, на экономическую мощь государства – валовой внутренний продукт (ВВП), а военная безопасность – на военную силу. Очень важно правильно градуировать (ранжировать) ответы на действующие угрозы государства и соответственно этому эффективно распределить имеющиеся ресурсы. Поскольку за свою безопасность общество вынуждено платить, то при ограниченности экономических ресурсов необходимо находить такое соотношение различных составляющих национальной безопасности, которое даст при имеющихся возможностях наилучший результат.

Сегодня России необходимо коренное реформирование системы экономического обеспечения национальной безопасности.

Очевидно, что для разных государств и даже этапов их развития, приемлемы различные структуры обеспечения безопасности, ибо неодинаково их положение в мире, с разными угрозами они сталкиваются и обладают неодинаковыми экономическими возможностями. Нет идеальной модели обеспечения безопасности современного государства. Оптимальной является такая структура обеспечения безопасности, которая соответствует исторически сложившимся потребностям и возможностям данного государства.

Считаем, что характер происходящих изменений требует коренного реформирования системы экономического обеспечения национальной безопасности России, главной целью которого является приведение масштабов и структуры данной системы в соответствие с уровнем прогнозируемой военной опасности и экономическими возможностями государства. Сегодня эту задачу смогут решить только грамотные, высококвалифицированные военные экономисты и финансисты.

Они должны научно обосновать масштабы экономического обеспечения военной безопасности, наряду со столь же важными сферами деятельности страны, обеспечивающими другие виды безопасности: экономическую, политическую, экологическую, энергетическую, информационную и другие. Такой подход является важным условием оптимизации данной системы, позволяющий минимизировать издержки по обеспечению безопасности государства в целом.

Сегодня, по данным ученых, Землю можно уничтожить 178 раз подряд уже имеющимися, весьма дорогостоящими, средствами вооружения. Зачем? Ведь все живое на планете можно уничтожить только один раз. При этом продолжается гонка вооружений. Это неразумное, бессмысленное использование ограниченных экономических ресурсов. На упущенную выгоду от экономии этих средств можно было решить многие экономические и другие проблемы в рамках отдельных государств и мирового сообщества.

Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: если ядерное государство способно уничтожить человеческую цивилизацию и все живое на Земле один раз, то дальнейшее наращивание таких средств с учетом противодействия вероятного противника является бессмысленным. Следовательно, остальные ресурсы необходимо направлять в гражданский сектор экономики. Это особенно актуально и целесообразно для современной России, находящейся в сложном экономическом положении.

Гонка вооружений – это инструмент, который экономически сильные государства применяют для достижения победы без ведения войны.

Такая осознанная экономия ресурсов на уровне государства положительно будет восприниматься обществом. В целом осмысление данного явления будет способствовать изменению стереотипов мышления в области экономического обеспечения современных войн. Основным критерием эффективности обеспечения обороны начнет выступать критерий минимизации затрат на поддержание не максимальной, а необходимой и достаточной оборонной мощи.

Пренебрежительного отношения к военному строительству, как бы оно не было экономически обременительно и логически напрасно, допускать тоже нельзя. Недооценка военного строительства как подсистемы общей системы безопасности страны может стимулировать агрессию извне других государств. Государство в каждый момент времени должно обладать достаточной военной мощью.

Под достаточной военной мощью ядерного государства следует понимать ее адекватность современным международным и национальным реалиям. При этом нужно учитывать: экономические возможности ядерного государства и его союзников; реальные политические цели (основанные на международном балансе сил); требования современного военного дела. Эти три принципа (постулата) формируют современную концепцию достаточной военной мощи России, которая не сводится к наличию максимальной военной силы, a предполагает оптимизацию всей структуры экономики национальной безопасности государства.

Решающее значение в этой структуре имеет оптимальное соотношение экономической и военной мощи страны: если поддержание паритета военной мощи непосильно для государства, то погоня за ним приведет к перенапряжению экономики и разрушению всей системы национальной безопасности, общенациональной катастрофе. Соревнование в гонке вооружений – это инструмент, который применяют экономически более сильные государства для достижения победы без ведения войны.

Такое соревнование, когда у Российской Федерации имеется критическая военная сила, является бессмысленным, особенно в современных условиях явной ограниченности экономических возможностей. Поддерживая достаточную военную мощь, современная Россия как ядерное государство может не потерять ничего, кроме необоснованных амбиций, но сохранит свою безопасность и получит шанс реализовать все свои потенциальные возможности.

Считаем, что в современных условиях формируется новая система знаний, призванная научно отразить рассмотренную выше новую объективную реальность. Ее закономерности необходимо познавать в целях рациональной организации и оптимизации всей структуры экономики национальной безопасности государства. Эта система знаний формирует новую науку – экономику национальной безопасности. Данная наука призвана изучать общественные отношения по поводу выделения части ВВП государства и распределения ее между всеми сферами безопасности общества с целью эффективного использования и обеспечения национальной безопасности страны. В рамках экономики национальной безопасности можно грамотно определить равновесие между экономической и военной безопасностью современного ядерного государства – Российской Федерации.

По пункту 3. Система международных отношений, обеспечивающая равную безопасность для всех государств мира, в ближайшие годы создана не будет. Современная Россия при обеспечении собственной безопасности вынуждена учитывать необходимость парирования угроз любого характера и масштаба. Это вынуждает ее расходовать большие финансовые средства на обеспечение национальной безопасности, которые необходимо минимизировать.

Считаем, что необходимо создавать понятийно-категориальный аппарат, систему сбалансированных показателей и экономико-математических моделей для оценки эффективности функционирования военной (оборонной) и невоенных подсистем национальной безопасности. Отсутствие системы показателей и критериев в данной области привело к негативным последствиям, которые необходимо оперативно устранить. Сегодня очевидно, что бывшее руководство Министерства обороны РФ совершило большую ошибку, ликвидировав сложившуюся систему подготовки военных финансистов.

Основным критерием эффективности обеспечения обороны должен стать критерий минимизации затрат на поддержание не максимальной, а достаточной оборонной мощи.

В начале ХХI века ведутся финансовые войны между различными странами мира (в основном США против всех), а в России ликвидирован Военный финансово-экономический университет Министерства обороны РФ, который готовил экономистов и финансистов для высшего звена обеспечения национальной безопасности нашей Родины. Ни одна страна в мире не пошла по такому пути, наоборот – они продолжают совершенствовать подготовку своих военных экономистов и финансистов.

В нашей российской истории уже были подобные ошибки. В 20-е годы XX века в Советском Союзе было распространено ошибочное мнение, что военных экономистов, финансистов и инженеров не нужно готовить отдельно – есть подготовка гражданских специалистов и этого достаточно. Но жизнь показала порочность этой практики, и коммунисты очень быстро устранили эту государственную ошибку.

Ликвидация Военного финансово-экономического университета противоречит простому здравому смыслу человека, занятого в сфере безопасности. Не надо доказывать, что в сфере военной безопасности основной эффект – не прибыль, а наличие сил и средств, способных обеспечить победу возможно меньшей ценой. Обеспечить данный результат не представляется возможным без квалифицированных военных финансистов и в целом без финансовой грамотности специалистов различных сфер экономики национальной безопасности. Считаем, что в современных условиях подготовка военных финансистов даже более актуальна, чем подготовка хороших компьютерщиков (хотя одно другому не противоречит). Почему?

Известный российский государственный деятель Сергей Витте особую важность придавал подготовке квалифицированных финансистов, добился стабильности функционирования финансовой системы России.

Министр финансов СССР Арсений Зверев совершенно справедливо утверждал: «Где сильный финансист, там сильное государство». И всегда в годы своей работы он давал высочайшую оценку деятельности военным финансистам и службе в целом.

Сегодня военные финансисты нужны не только для решения различных задач в ходе ведения войн, они не менее необходимы и в мирное время. В современных условиях хозяйствования произошел сдвиг центра тяжести военно-экономической деятельности государства в сторону эффективного государственного финансирования. Считаем (и это очевидно), что сегодня военно-финансовая деятельность государства должна обеспечивать выполнение его стратегических задач. Наиболее значимые из них – это разработка направлений развития военной организации государства; совершенствование систем вооружения, военной и специальной техники (на основе внедрения образцов, использующих новые физические принципы, цифровые, квантовые и другие технологии); выработка стратегий, обеспечивающих предотвращение больших войн (как это, например, произошло в Приднестровье, Грузино-Абхазском – Юго-Осетинском конфликте, Крыму) и другие.

Решать эти задачи возможно только при условии непременного возрождения Военной финансово-экономической академии, ее развития в направлении многопрофильной подготовки высококвалифицированных военных кадров для всех силовых министерств и ведомств России, в рамках экономики национальной безопасности. Авторы ставят вопрос о создании единой системы и базы подготовки экономистов и финансистов как для Вооруженных Сил РФ, так и для других силовых ведомств и предприятий оборонно-промышленного комплекса. В этом вопросе нас поддерживают все видные экономисты и финансисты.

Успешная деятельность академии должна опираться на солидный фундамент, которым должны стать (как это было раньше) лучшие выпускники возрожденного Ярославского военно-финансового училища. В этом смысле необходимо полностью учесть лучший опыт подготовки финансовых кадров в Советском Союзе – возродить двухуровневую подготовку военных финансистов.

Считаем, что решение данной проблемы также будет способствовать предотвращению коррупции и неэффективного использования финансовых средств государства.

Дальше разговор пойдет о проблемах обеспечения национальной безопасности России. Остановимся на некоторых моментах.

Считаем, что сегодня необходимо познавать сущность нового способа экономического обеспечения войн XXI века, базирующегося на поддержании критической военной мощи (ВМкр.) и готовности к многовариантной экономической мобилизации.

Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого, положено в основу военной доктрины Российской Федерации. Однако со всей определенностью в данном документе подчеркивается, что мы оставляем за собой право применить ядерное оружие, когда под угрозу поставлено само существование государства. В силу этого государство должно развивать не только военную организацию, но и поддерживать мобилизационную готовность Российской Федерации.

Очевидно, что экономическая мобилизация как способ реализации военно-экономического потенциала государства в целях наращивания его экономической и военной мощи в прежнем смысле нецелесообразна. Однако нельзя считать, что с этого момента все государства, достигшие ВМкр., обладают равной военной мощью. Очевидно, что экономически более сильное государство может достигнуть превосходства в неядерных вооружениях. Значит, роль экономической мобилизации сводится к изменению структуры имеющейся военной мощи государства за счет увеличения мощи мобильных сил, оснащенных обычным оружием. Выраженная мысль находит воплощение в современном военном строительстве Вооруженных Сил России.

В современных условиях военного строительства и его экономического обеспечения есть два противоречивых подхода, связанных с проблемой выбора приоритета между стратегическими ядерными силами (СЯС) и силами общего назначения (СОН). Считаем, что оба подхода нужно грамотно объединить.

В сфере военной безопасности основной эффект – не прибыль, а наличие сил и средств, способных обеспечить победу возможно меньшей ценой.

Первый подход основан на том, что в современных условиях бюджетных ограничений на оборону (3,5% ВВП), у России пока нет шансов противопоставить странам НАТО адекватные неядерные силы из-за большого их превосходства. Значит, пока нет альтернативы ядерному сдерживанию стран НАТО. Ядерный щит России мы обязаны беречь и добиваться, чтобы он был оптимальным, исключающим нанесение упреждающего удара противником. Он должен быть основан на стабильном стратегическом равновесии, которое сделает немыслимой прямую крупномасштабную агрессию стран НАТО против РФ.

И нельзя сегодня идти на поводу у США и стран НАТО в вопросах сокращения и ликвидации СЯС.

Второй подход предполагает, что в России будут созданы высокомобильные силы общего назначения против вероятных мощных региональных противников. Обеспечение этих сил будет базироваться на высокомобильной военной экономике, способной адекватно реагировать на возникающие потребности в зависимости от уровня появляющихся угроз. Что касается СЯС, то они должны оставаться на уровне, гарантирующем неприемлемый ущерб потенциальному агрессору.

С учетом изложенного выше, можно утверждать, что у России есть возможность улучшить техническое оснащение армии и флота, осуществить поддержку оборонно-промышленного комплекса, создать условия для обеспечения ведения боевых действий ВС РФ в региональных войнах и локальных конфликтах. Для этого необходимо использовать способ экономического обеспечения войн, базирующийся на различных видах (многовариантности) экономической мобилизации и поддержании критической военной силы.

В ближайшем рассмотрении многовариантность экономической мобилизации России заключается в трехуровневом подходе к данной проблеме, в соответствии с реальными потребностями ВС РФ при ведении трех основных возможных видов войн – локальной, региональной и всеобщей. Наверное, в рамках выделенных видов экономической мобилизации могут существовать и другие, но скорее всего, они будут носить частный характер и потребуют более детального исследования данной проблемы. Сутью этих мер могла бы быть выработка концепции «Мобилизационной готовности экономики Российской Федерации», в основе которой лежала бы система ассиметричного реагирования на потребности военной организации государства.

Предварительный анализ различных вариантов экономической мобилизации показывает, что современный подход к возможности ее проведения требует введения системы градуированного реагирования экономики на потребности ВС применительно к различным видам войн, а также вооруженным конфликтам, когда военная мобилизация не объявляется.

Изучая зарубежные исследования по этой проблеме, необходимо отметить, что военно-политическим руководством США принята стратегия «Градуированного мобилизационного реагирования», в рамках которой существует концепция «системы промышленных тревог». Ее суть заключается во введении руководством США, в соответствии со складывающейся военно-политической и стратегической обстановкой, одного из шести уровней отмобилизования промышленности. Видимо этот опыт можно перенять и нам.

Александр Иванович ПОЖАРОВ – капитан

1-го ранга в отставке, действительный член Академии военных наук, лауреат Государственной премии имени Г.К. Жукова, доктор экономических наук, профессор, член Межрегиональной общественной организации «Совет ветеранов военной финансово-экономической службы»

Виктор Васильевич ГРЕБЕНИК – полковник запаса, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, профессор Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук, член Межрегиональной общественной организации «Совет ветеранов военной финансово-экономической службы»