Доверие клиентов – главный капитал ПСБ
ПСБ как опорный банк для ОПК обслуживает значительное количество военных и сотрудников предприятий ОПК

Юлия Карпова.

В интервью журналу «Национальная оборона» руководитель блока «Финансовые рынки и частный капитал» банка ПСБ Юлия Карпова рассказала о том, почему все больше людей начинают инвестировать в ценные бумаги и как в этом может помочь экосистема управления частным капиталом ПСБ

Интервью

Роман ИЗМАЙЛОВ

— Какой стратегии придерживается ПСБ по направлению брокериджа, private banking, управления активами?

— ПСБ объединил все инвестиционные возможности, которые сегодня востребованы в этих сегментах. Мы, будучи государственным банком, конечно, исходим из концепции консервативного приумножения капитала. Но в то же время учитываем запросы клиентов – им не нужен один отдельный продукт, им нужно решить комплекс задач. Поэтому мы создали экосистему управления частным капиталом.

— Как это работает? Например, если речь идет о начинающих инвесторах – людях, которые раньше не имели дела с инвестированием?

— Начинающему инвестору на первых порах крайне сложно выбрать инструменты для управления финансами, оценить риски и научиться ими управлять. Оптимально для новичка в инвестициях – воспользоваться экспертизой профессионалов фондового рынка. Поэтому для начинающих инвесторов мы можем предложить соответствующее инвестиционно-банковское обслуживание и сформировать подходящий портфель. В отличие от самостоятельного управления капиталом, когда клиент на свой страх и риск принимает все финансовые решения, мы предлагаем доверительное управление, когда применяется совсем другая тактика управления капиталом клиента.

Доверительное управление активами – услуга, которая в одинаковой мере востребована как у начинающих, так и у опытных инвесторов. Инвестор передает свои средства в управление специалистам фондового рынка – профессиональным управляющим, что дает больше возможностей повысить доходность вложений. Состоятельным же клиентам ПСБ готов предложить индивидуальные стратегии управления капиталом.

— Какие услуги, сервисы для массовых и состоятельных клиентов предполагается развивать по этим направлениям?

— ПСБ определил для себя стратегию развития до 2023 года и четко ей следует. Банк расширяет предложения по инвестиционно-банковскому сопровождению клиентов. Надо сказать, что за последние пару лет мы видим значительный приток на фондовый рынок массовых инвесторов, людей, которые еще вчера предпочитали хранить свои сбережения во вкладах, а сейчас выбирают инвестирование в ценные бумаги. Это результат доступности цифровой инфраструктуры для инвестирования – когда вы можете в смартфоне за считанные секунды купить паи инвестфондов, например. Но главный фактор принятия решения в пользу инвестиций – это, конечно, сокращение доходности вкладов, которое обусловлено планомерным снижением ключевой ставки ЦБ. Людей, которые еще пару-тройку лет назад получали по вкладу 7-9% годовых, нынешний уровень ставок не удовлетворяет, они ищут альтернативу. И в данном случае инвестиционно-банковские продукты ей и становятся. Причем мы подбираем продукты для любого профиля клиента – и для массового, и для состоятельного.

— Как повлияла пандемия и режим самоизоляции на активность клиентов в этом году?

— В этом году из-за пандемии COVID-19, когда люди несколько месяцев находились на самоизоляции, стало очевидно, насколько важны цифровые каналы банковского обслуживания. Мы активно развивали цифровые сервисы и своевременно внедрили цифровой формат работы, что дало результат. В начале года мы запустили продажи наших ПИФов в цифровых каналах банка и управляющей компании «Промсвязь» и увидели огромный интерес клиентов к этому продукту – объем привлечения вырос в 14 раз по сравнению с тем же периодом в 2019 году. В марте-апреле текущего года мы отмечали рекордный приток новых клиентов в брокеридж и доверительное управление. Следующий продукт, который мы выводим в цифровые каналы, – индивидуальный инвестиционный счет (ИИС – прим. редакции) с доверительным управлением. И мы рассчитываем на высокую востребованность этого предложения, так как оно сочетает в себе преимущества активного управления инвестиционным портфелем, инвестирования в ПИФ, а еще – налоговые льготы. В октябре этого года мы полномасштабно откроем данный продукт для массовых инвесторов.

— ПСБ как опорный банк для ОПК обслуживает значительное количество военных и сотрудников предприятий ОПК в рамках зарплатных проектов и классического банкинга. А предполагается ли развивать инвестиционные продукты на эту клиентскую базу?

— У любого клиента банка задача одна – сохранить и приумножить свои средства. Но поскольку ОПК является нашим ключевым направлением, мы разработали специальные программы. Эксперты блока доверительного управления и брокериджа организуют обучающие мероприятия для сотрудников предприятий ОПК, где рассказывают о рынке ценных бумаг, о разных инструментах, которые позволяют даже новичкам и людям с невысоким уровнем доходов зарабатывать на рынке ценных бумаг. Мы подробно рассказываем про преимущества ПИФов и ИИС – при приобретении ценных бумаг на индивидуальный инвестиционный счет любой человек может получить налоговый вычет в размере 13%, что повышает доходность этого инструмента. Что касается ПИФов, то это самый доступный и удобный инструмент для начинающих инвесторов – паи ПИФов можно приобрести уже от 1000 рублей, а управлять и повышать доход будут профессиональные управляющие. Важно отметить, что ПИФы являются уникальным продуктом, так как имеют значительные налоговые преимущества, как, например, 3 млн рублей дохода в год, не облагаемого НДФЛ.

— Как выглядит начинающий инвестор – есть ли некий социальный портрет? Какой у него уровень доходов, какие суммы инвестирует, чем занимается?

— У ПСБ хорошая база для таких наблюдений – банк является агентом по продаже ОФЗ для населения. А ОФЗ – это начальный, пробный инструмент для инвестиций, когда клиента уже не устраивает доход по депозитам, но при этом он ищет максимально безрисковый инструмент. Мы начали ежедневно вести статистику по нашим клиентам. И какую картину мы видим? 30-35% ОФЗ продается в Москве, остальное в регионах. Средний чек в массовом сегменте – 500 тыс. рублей. 47% клиентов с ОФЗ – женщины. Средний возраст – около 60 лет.

— Какие услуги – и финансовые, и нефинансовые сейчас более востребованы у клиентов private banking? Возможно, в связи с пандемией COVID-19 есть запрос на новые услуги в консьерж-сервисе?

— В начале этого года мы утвердили новую стратегию по направлению private banking. Также, как я уже говорила, ПСБ активно развивает цифровые сервисы. Пандемия коронавируса показала, что это невероятно востребовано для всех клиентских сегментов. «Цифровая перезагрузка» происходит и в банковском обслуживании, и в том числе в партнерских программах. Мы в сегменте private banking предлагаем налоговое консультирование, консультирование при приобретении недвижимости, страхование жизни, конечно, есть и классические консьерж-услуги. Особое внимание мы уделяем конфиденциальности и сохранности персональных данных. Для нас самое главное – это доверие клиентов. ПСБ – государственный банк с особенным статусом, который относится с уважением к своим клиентам и заинтересован в их финансовом благополучии.