Георгий ФОРСОВ: «Нацеленность на результативность осуществляемой нами деятельности остается первостепенной»
Руководитель Департамента государственных закупок Министерства обороны РФ Георгий ФОРСОВ отвечает на вопросы журнала «Национальная оборона»

Интервью

Игорь КОРОТЧЕНКО

— Георгий Львович, каковы предварительные итоги размещения государственных заказов для нужд Министерства обороны Российской Федерации за 2016 год и новые задачи на 2017 год?

— Если говорить о предварительных итогах «сухими» цифрами, в 2016 году потребность Минобороны России в том числе обеспечена заключением по результатам конкурентных процедур свыше 1400 госконтрактов на общую сумму более 229 млрд. рублей (ГОЗ – 1060 госконтрактов на сумму 110 млрд. рублей, вне ГОЗ – 610 госконтрактов на сумму 50 млрд. рублей).

Проведено более двух тысяч процедур определения поставщика конкурентными способами, то есть организованы аукционы, конкурсы, запросы котировок, запросы предложений.

Главным преимуществом осуществления закупок конкурентными способами является значительная экономия бюджетных средств, которая возникает при снижении предложенной начальной максимальной цены контракта, что является особенно актуальным в сложившейся экономической ситуации. В 2016 году общая экономия составила более 2 млрд. рублей. И это в условиях несовершенной конкуренции по ГОЗ и постоянного роста цен.

При этом менее 10 процентов процедур обжалуется участниками, менее 2 процентов жалоб признано обоснованными либо частично обоснованными.

Что касается задач, которые мы видим в перспективе 2017 года, то нацеленность на результативность осуществляемой нами деятельности остается первостепенной. Это в первую очередь своевременное размещение государственного оборонного заказа, организация работы с Федеральным казначейством, эффективное обеспечение нужд Вооруженных Сил РФ.

 

Георгий Львович ФОРСОВ родился 28 февраля 1963 года

в Ростове-на-Дону. Окончил Серпуховское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск им. Ленинского комсомола (1985 г.), Военную академию им. Ф.Э. Дзержинского (1994 г.). В 1980-2010 гг. проходил службу на офицерских должностях в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации. В 2010-2011 гг. – руководитель Департамента Министерства обороны РФ по обеспечению государственного оборонного заказа. С июля по декабрь 2012 г. – заместитель директора филиала ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг». В 2012-2014 гг. – референт заместителя министра обороны РФ. С декабря 2014 г. – руководитель Департамента государственных закупок Министерства обороны РФ. Награжден орденом Почета, медалями. Заслуженный военный специалист Российской Федерации. Женат, воспитал двоих детей.

 

— Как проводятся конкурсные процедуры для закупок товаров в интересах Минобороны России и зачем они нужны? Какие существуют изменения законодательства и что они позволяют оптимизировать?

— Зачем нужны закупки? А нужны они нам по одной простой причине – построение единой системы, направленной на минимизацию расходов государственного заказчика и, соответственно, достижение максимальной экономии средств федерального бюджета в целом. Еще раз подчеркну, что общая экономия по результатам проведенных процедур закупок в 2016 году составила более 2 млрд. рублей.

Что касается непосредственно проведения конкурсных процедур, то их порядок регламентирован федеральным законом от 5 апреля 2013 год №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Министерство обороны России как любой государственный заказчик обеспечивает безусловное соблюдение требований закона. Выбор способов осуществления закупок, установленных в законе (аукцион, конкурс, запрос котировок), зависит от специфики объекта закупки.

Например, Министерством обороны закупка работ и услуг, в частности НИОКР, осуществляется преимущественно путем проведения конкурсов, тогда как закупка товаров осуществляется на электронных аукционах. При этом определенная часть закупок Министерства обороны проводится закрытыми способами, поскольку сведения о таких закупках составляют государственную тайну.

Законодательство о контрактной системе – это живой организм, меняющийся в зависимости от внешних факторов. На сегодня основными изменениями являются запуск механизма нормативного планирования закупок и осуществления контрольных функций Федеральным казначейством.

Уже в самих этих инструментах заложена цель оптимизации расходования бюджетных средств, а также превентивные меры воздействия на заказчиков, которые позволяют минимизировать риски неправильного применения законодательства о закупках, негативных последствий превышения расходов, не заключения госконтрактов, их ненадлежащего исполнения.

Потребность в кадрах Департамента государственных закупок МО РФ восполняется за счет выпускников гражданских ВУЗов, поскольку военные ВУЗы таких специалистов пока не готовят.

— Каковы цели и задачи контрактной службы Минобороны России?

— Создание контрактной службы направлено на реализацию одного из ключевых принципов построения контрактной системы в сфере закупок – профессионализма заказчиков.

Приказом министра обороны РФ утверждено положение о контрактной службе Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с 38 статьей закона о контрактной системе цель создания контрактной службы – обеспечение планирования и осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства обороны Российской Федерации.

Контрактная служба создана без образования отдельного структурного подразделения и формируется из личного состава Вооруженных Сил.

Руководителем контрактной службы является заместитель министра обороны Российской Федерации, отвечающий за организацию военно-технического обеспечения войск (сил) Борисов Юрий Иванович.

К основным функциональным обязанностям контрактной службы в том числе относятся:

• планирование закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

• осуществление закупок;

• организация заключения контракта и его исполнения;

• ведение судебно-претензионной работы, в том числе участие в рассмотрении дел.

За неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение работниками контрактной службы возложенных на них функций они несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Подводя итог вышесказанному, введение в действие с 2017 года всех элементов контрактной системы позволит комплексно и оперативно решать поставленные перед заказчиком задачи и более эффективно осуществлять закупки.

Закупка работ и услуг, в частности НИОКР, осуществляется Министерством обороны путем проведения конкурсов.

— Ваш Департамент проводит военно-патриотическую акцию «Есть такая профессия – Родину защищать». Можете рассказать о ней?

— 2 декабря 2016 года Департамент государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации провел информационно-агитационную акцию «Есть такая профессия – Родину защищать!». В ней приняли участие более 170 студентов старших курсов Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Московского финансово-юридического университета (МФЮА), Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

Основная цель акции – ознакомить студентов гражданских высших учебных заведений с условиями прохождения государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, а также с основными направлениями деятельности Департамента государственных закупок Минобороны РФ.

На сегодняшний день потребность Департамента государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации в специалистах на должности, подлежащие замещению федеральными государственными гражданскими служащими, восполняется за счет выпускников гражданских вузов, поскольку военные вузы таких специалистов пока не готовят.

Таким образом, проводя такого рода мероприятия, мы не только повышаем престиж военной и государственной гражданской службы в Министерстве обороны РФ, но и создаем условия для привлечения молодых, профессионально грамотных специалистов.