Алексей ЖУРАВЛЕВ: Импортозамещение и технологический прорыв – наши главные задачи»
Российский ОПК способен производить всю номенклатуру необходимой ему продукции

Гражданская война на Украине, разрыв Киевом экономических связей с Москвой, санкции Запада и общая напряженность ставит перед Россией и, в первую очередь, перед оборонно-промышленным комплексом и Вооруженными Силами РФ сложные и амбициозные задачи. Внимание сейчас приковано к выполнению Госпрограммы вооружения до 2020 г. Способен ли российский ОПК справиться с проблемами и продолжить поставлять современное вооружение и технику, необходимые армии и флоту? Своим мнение на эту тему с журналом «Национальная оборона» поделился лидер партии «Родина», член Комитета по обороне Государственной думы РФ Алексей ЖУРАВЛЕВ.

Интервью

Дмитрий ЛИТОВКИН

Софья ЧЕРЕПАНОВА

— Алексей Александрович, недавно вице-премьер Дмитрий Олегович Рогозин обозначил проблему: ОПК зависит от 640 позиций, которые поставляются из государств НАТО и Евросоюза. В основном это высокотехнологичная продукция – оптика, электроника. Планируется заменить их продукцией отечественного производства. Как с этим справиться? Цифры-то астрономические…

Алексей Журавлев, депутат Государственной думы, лидер партии «Родина».

— Ситуация на Украине, конечно, усложнила процесс модернизации нашей оборонки. Не исключаю, что для США это было одной из причин дестабилизации обстановки в соседнем и родственном нам государстве. Для понимания: только с одной Украиной общий портфель российских гражданских и военных заказов составлял около $15 млрд., или 8,2% ВВП страны. Российско-украинский оборонный товаропоток насчитывал 7-8 тысяч наименований, к сотрудничеству были привлечены 1330 предприятий. Более того, все российские вертолеты летают на украинских двигателях предприятия «Мотор Сич». Это и новейшие Ми-28Н, и Ка-52, и Ми-171.

В год нам нужно не менее 600 моторов. А еще есть газотурбинные установки для Военно-морского флота. Это еще один огромный пласт военно-технического сотрудничества России и Украины. Нюанс, на котором у нас строится вся кораблестроительная программа. Так что проблема действительно масштабная. Но надо понимать и то, что возникла она не вдруг. Процесс импортозамещения начался давно. Просто в нынешних политических реалиях он встал особенно остро. С одной стороны, это проблема. А с другой, это исторический шанс сделать рывок – и в технологиях, и в экономике. И будет преступлением такой шанс упустить.

— Столь сильное взаимопроникновение промышленности России и Украины – это угроза для безопасности нашей страны?

— Отчасти. Российский ОПК способен производить всю номенклатуру необходимой ему продукции. Но на это нужно время и деньги. Примером может служить идущая не один год работа по созданию производственных мощностей для выпуска вертолетных двигателей ТВЗ-117 и ВК-2500. Их производство организовано на базе петербургского ОАО «Климов». В советские времена «Климов» был конструкторским бюро, а «Мотор Сич» – серийным заводом. Мы приняли программу технического перевооружения ОАО «Климов», в рамках которой были подписаны контракты на приобретение оборудования на сумму более 600 тыс. евро и порядка 100 млн. рублей.

В конструкции новых российских систем и комплексов ПВО не используются компоненты зарубежного производства.

На форуме «Армия-2015» в подмосковной Кубинке холдинг «Вертолеты России» отчитался о поставке ВВС первой партии полностью российских вертолетов Ми-8АМТШ-В.

Машины оснащены двигателями ВК-2500-03 с улучшенными характеристиками, что позволяет заметно повысить надежность и безопасность боевого применения Ми-8АМТШ-В. Кроме того, увеличен ресурс российских двигателей, что благоприятно скажется на стоимости эксплуатации вертолетов. На вертолетах была заменена вспомогательная силовая установка украинского производства на российскую модель ТА-14 производства НПП «Аэросила». ТА-14 имеет более высокую мощность энергоустановки, увеличенное время работы в генераторном режиме, а также лучшие показатели высотности запуска. Сегодня стоит задача наладить в Санкт-Петербурге производство не менее чем 450 двигателей в год. Пока «Климов» выпускал не более 100 моторов. Но согласитесь, что процесс уже пошел.

Сложная ситуация с фрегатами дальней морской зоны, строящихся на заводе «Янтарь» в Калининграде. Двигатели для них поставляло украинское предприятие «Заря»-«Машпроект». Российская верфь получила двигатели только для первых трех кораблей этой серии – до того как Киев принял решение заморозить военно-техническое сотрудничество с Россией. Остальные придется оснащать отечественными двигателями. Дмитрий Олегович Рогозин заявил, что из-за приостановки поставок агрегатов с Украины строительство кораблей пришлось приостановить. Работу по импортозамещению в этой сфере планируется завершить до 2018 года.

У нас в стране три предприятия, которые занимаются производством морских дизельных силовых установок: «Коломенский дизель», «Уральский дизель» и завод «Звезда». Но вот качество этих установок...

Эту проблему поднял и главком ВМФ Виктор Чирков, справедливо заметив, что «что через два месяца крышки на этих установках морская вода полностью разъедает». А двигатель «Звезды», презентованный на Морском салоне в Санкт-Петербурге, изготовлен фактически в Австрии. Где в России взять металл, из которого будут делать этот двигатель? Так, что как понимаете, проблемы есть и они требуют решения.

Российский ОПК способен производить всю номенклатуру необходимой ему продукции. Пример – разворачивание производства вертолетных двигателей.

— То есть, импортозамещение – это в большей степени отказ от взаимодействия с Украиной?

— До последнего времени Россия получала с Украины большое количество комплектующих. Согласно подписанному в 2011 году контракту с холдингом «Вертолеты России», до 2016 года украинцы должны были поставлять нам 270 двигателей ТВЗ-117 и ВК-2500 ежегодно на сумму $1,5 млрд. Они предназначены для боевых и транспортных вертолетов Ми-26, Ка-31, Ка-32, Ка-52, Ми-8 разных модификаций, Ми-24, Ми-28Н, Ми-35. Двигатели украинского производства устанавливаются на российские самолеты-амфибии Бе-200 и учебно-боевые Як-130, а также на тяжелые транспортные Ан-124 «Руслан». Помимо этого «Мотор Сич» поставлял турбореактивные двигатели для стратегических крылатых ракет Х-55 и Х-55СМ, авиационных тактических ракет Х-59М, Х-35 и корабельных 3М10 и 3М24.

Украинские предприятия поставляли гидравлические системы и тормозные парашюты для истребителей Су-27, Су-30 и Су-35, а также комплектующие для истребителя-бомбардировщика Су-34. Под редукторы и газотурбинные установки николаевского предприятия «Зоря»-«Машпроект» разрабатывались российские фрегаты проекта 22350. Черкасский «Фотоприбор» участвовал в проекте по созданию российских противотанковых комплексов «Хризантема», поставлял аппаратуру управления для вертолетов Ми-24. И это только небольшой срез проблемы, которую мы сейчас решаем. И опять же, хочу отметить, это сложно, но нам это нужно.

— Картина получается просто апокалипсическая…

— В любом случае, процесс импортозамещения рано или поздно надо было начинать. То, что производилось на украинских предприятиях для нашей техники, было далеко не новое, современное оборудование. Начав инвестировать в собственное производство, мы не только получим аналоги, но и будем стимулировать развитие собственной науки и промышленности. И это – главная цель правительственной программы. У нас составлены графики по импортозамещению, проанализировано наличие запасов комплектующих, готовимся к производству всех деталей, определены ответственные.

Небольшой пример: в 2016 году полностью завершится программа замещения отечественными аналогами украинских компонентов радиоэлектронной борьбы и авионики. Замещение западных комплектующих для авиации планируется завершить в 2017 году. На это потребуется 18 млрд. рублей. Программа проработана. После ее реализации Россия ни в коей мере не будет зависеть от импорта западных комплектующих в сфере авионики и РЭБ.

Производство двигателей для крылатых ракет и газотурбинных установок может быть налажено на Рыбинском НПО «Сатурн».

К проекту создания новейшей российской системы ПВО С-400 не был привлечен Днепровский машиностроительный завод, который когда-то принимал участие в создании и производстве С-300.

Подобные решения есть и в других областях, связанных с вооружением и военной техникой. Процесс импортозамещения идет и от нас требуется только настойчивость в достижении поставленных целей. 

— А с точки зрения законодательной деятельности – чем Госдума может помочь нашей оборонке?

На сегодняшний день многие мои коллеги из Госдумы и Совета Федерации поддерживают оборонно-промышленный комплекс. Лоббисты есть. Но к сожалению, нет системной работы и той структуры, которая бы полностью отражала интересы ОПК, армии и флота, а также частных оборонных предприятий. Мы приложим все необходимые усилия, чтобы после выборов 2016 года в Госдуме появилась новая политическая структура, ответственная и заинтересованная в развитии оборонно-промышленного комплекса нашей страны. Чтобы в парламенте заработала настоящая системная сила.