Стратегическое планирование или мегарегулирование?
На вопросы журнала «Национальная оборона» отвечает директор Института проблем экономической безопасности и стратегического планирования Финансового университета при правительстве Российской Федерации Алексей МОСКОВСКИЙ.

Интервью

Игорь КОРОТЧЕНКО

— Алексей Михайлович, читатели помнят вас как недавнего заместителя министра обороны Российской Федерации – начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, генерала армии, прошедшего все ступени военной службы. И вот мы видим вас в качестве руководителя института, входящего в структуру авторитетного учреждения – Финансового университета при правительстве Российской Федерации, на наш взгляд, достаточно далекого от военных проблем.

— В полной мере согласен с вами в том, что Финансовый университет, образованный в 1919 году – это один из ведущих финансово-экономических ВУЗов, и не только в России. Его выпускники трудятся практически на всех континентах, занимая руководящие должности в бизнес-корпорациях и властных структурах стран с различными политическими системами.

В разные годы в нем учились – министры финансов Арсений Зверев и Иван Фадеев, председатели Госбанка Николай Соколов и Виктор Геращенко; полпред президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин, председатель правления Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, президент группы «ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров и другие видные политики, экономисты, бизнесмены.

Военный факультет при Университете закончила большая плеяда финансово-экономических специалистов Вооруженных Сил России (СССР).

Финансовый университет сегодня – это признанный лидер в сфере интеграции науки и образования, один из крупнейших учебно-методических и научно-исследовательских центров российской высшей школы. Он осуществляет широкую программу системных научных исследований и комплексных разработок фундаментального и прикладного характера по важнейшим направлениям реформирования национальной экономики.

Университет активно участвует в решении актуальных проблем современности, откликаясь на инициативы руководства страны. Так, буквально в последнее время разработана и внедрена образовательная программа «Создание инновационной системы образования для подготовки финансистов – лидеров конкурентной экономики».

Теперь в отношении военных проблем. Согласитесь, что в нашей жизни практически все, так или иначе, связано с национальной обороной. Наверное, не найти ни одной сферы, которая бы стояла в стороне от обороны – и промышленность, и сельское хозяйство, и инфраструктура, и демография, и образование. Не буду дальше перечислять. В то же время, чтобы экономика государства четко работала, в том числе и на оборону, необходимо соблюдение ряда условий, важнейшими из которых являются надежное функционирование финансовой системы и эффективное планирование.

В проработке этих и подобных вопросов у Финансового университета накоплен богатейший научный и практический опыт. Преподаватели и выпускники университета принимали и принимают активное участие во всех масштабных экономических проектах, реализованных в нашей стране в прошлом и реализуемых в настоящее время.

Вы обратили внимание, что наше научное подразделение носит название Институт проблем экономической безопасности и стратегического планирования. Поэтому основные сферы моей нынешней деятельности достаточно тесно соприкасаются с тем, чем я занимался на военной службе.

Алексей Михайлович МОСКОВСКИЙ

Генерал армии, доктор технических наук, действительный член Российской академии естественных наук, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, лауреат Государственной премии Российской Федерации, Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова и премий правительства Российской Федерации в области науки и техники за разработку и создание вооружения и военной техники. Имеет благодарность президента Российской Федерации за заслуги в области обеспечения национальной безопасности. Службу начал в системе 4-го Главного управления Министерства обороны инженером-испытателем на 10-м Государственном научно-исследовательском испытательном полигоне противоракетной обороны («Сары-Шаган»). Участник испытаний зенитных ракетных систем С-200, С-200В, С-300П и всех типов ракет к ним. В дальнейшем последовательно прошел все должности в заказывающих управлениях Войск ПВО страны до начальника Главного управления вооружения (4 ГУМО). Работал в Государственной комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК). В 1997-2001 годах – заместитель секретаря Совета Безопасности Российской Федерации. В 2001-2007 годах – начальник вооружения Вооруженных Сил – заместитель министра обороны Российской Федерации. В настоящее время директор Института проблем экономической безопасности и стратегического планирования Финансового университета при правительстве Российской Федерации.

— Не могли ли вы рассказать о предыстории появления вашего института?

— Сегодня над задачей всесторонней модернизации России работают многие: от президента и правительства страны до отдельного предприятия. «Модернизация российской экономики», «инновационная экономика» вообще стали ключевыми словами большинства политических выступлений. Однако сколько-нибудь заметного перехода от количества в качество в этих сферах пока не наблюдается.

Реализация стратегических национальных приоритетов, особенно в области социально-экономического развития страны, по-прежнему, сталкивается с рядом трудностей как объективного, так и субъективного характера. Даже в относительно благополучных энергетической, газовой, нефтяной, металлургической отраслях неэффективное управление не удается камуфлировать сверхблагоприятной ценовой конъюнктурой.

Вышедшие в последние время указы президента Российской Федерации, утвердившие Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Основы стратегического планирования в Российской Федерации нацелены, в том числе, на создание в государстве стройной системы стратегического руководства, разработку комплекса документов стратегического планирования.

Являясь по сути базовыми, эти указы впервые определили систему плановых документов в области стратегического руководства, перечень задаваемых, контролируемых и оцениваемых критериев и показателей состояния национальной безопасности. Эти документы также явились основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций, местного самоуправления и общественных институтов.

В связи с этим, сегодня одной из практических задач научно-экономического сообщества России является организация методической и информационно-аналитической поддержки разработки документов стратегического планирования на федеральном, региональном, межотраслевом и отраслевом уровнях.

Как вы понимаете, статус Финансового университета при правительстве Российской Федерации не позволял оставаться в стороне от столь важных задач экономической безопасности государства. Так или иначе, проблемы выработки эффективного механизма решения насущных экономических проблем всегда находились в поле зрения его отдельных структурных подразделений. Однако, как это резонно расценило руководство Университета в лице ректора Эскиндарова Михаила Абдурахмановича, такого внимания отдельных кафедр и отраслевых институтов уже недостаточно. Сложившаяся система не позволяла проводить комплексный стратегический анализ и вырабатывать максимально обобщенные предложения стратегического масштаба. Тогда и было принято решение создать в Университете новое структурное подразделение – Институт проблем экономической безопасности и стратегического планирования.

Руководство Университета считает, что одной из главных задач Института является консолидация усилий кафедр, других научных институтов и центров, работающих в отдельных сферах национальной безопасности, через внедрение единого регламента информационно-аналитического и информационно-справочного их взаимодействия. В качестве особо значимого результата научной деятельности Института должно стать развитие методологии стратегического планирования с учетом задач обеспечения экономической безопасности и доведение полученных результатов до практического использования в интересах модернизации российской экономики.

— Порой приходится слышать, что термин «стратегическое планирование» не особо почитается либеральными экономистами. Так ли это?

— Да, вы в какой-то мере правы. Приходилось не раз слышать подобные высказывания. При этом существует один парадокс: «стратегическое планирование» деятельности предприятия (компании, холдинга) – это норма, а «стратегическое планирование» всей экономики – анахронизм, возврат к советским временам.

Однако нельзя не заметить, что в настоящее время роль стратегического планирования в России резко возрастает во всех сферах. Это обусловлено процессами глобализации в мире, возрастанием масштабов и сложности задач, решаемых органами управления различных уровней и структур. Надежды на всесилие рынка постепенно сменились осознанием необходимости его рационального государственного регулирования.

Всем известно имя американского финансиста Джорджа Сороса. Его деятельность вызывает неоднозначную оценку в разных странах и различных кругах общества. Но в 1999 году в своей книге «Кризис мирового капитализма» он писал: «Поддержание стабильности на рынках должно стать целью государственной политики. Доктрина невмешательства государства в экономику представляет сегодня большую опасность для открытого общества, чем тоталитарная идеология». Что можно здесь добавить?

И еще пример. Совсем недавно, 15 августа 2011 года, российские информационные агентства сообщили, что специалисты-эксперты группы по реформе энергетики, курируемой первым вице-премьером Игорем Шуваловым, пришли к заключению, что в российской энергетике необходимо создание мегарегулятора, в ведении которого, как во времена РАО «ЕЭС России», будет находиться вся отрасль в целом. Необходимость создания подобного мегарегулятора, по мнению экспертов, объясняется тем, что за последние пять лет произошел двукратный рост цен на энергию, но при этом стабильность и качество обслуживания потребителей не улучшились.

Совершенно очевидно, что «мегарегулирование» и «стратегическое планирование» – понятия не просто близкие, а можно сказать – родственные. Поэтому я полагаю, что вопрос о применении в России государственной системы стратегического планирования – это лишь вопрос времени.

Исторический опыт показывает: если государственное руководство не уделяет должного внимания стратегическому планированию – оно обрекает свою страну на неизбежное отставание от передовых стран. И наоборот, правильно выбранная стратегия дает существенные преимущества в развитии страны и преодолении в ней кризисов.

В математике есть такое понятие – доказательство от противного. Так вот, одно из высказываний древнекитайского философа Конфуция гласит: «Когда пути не одинаковы, не составляют вместе планов». А что у нас? Одной из важнейших геополитических задач является войти в пятерку высокоразвитых стран. «Уйти от сырьевой зависимости», – о чем сказал Владимир Путин в апреле этого года на совместной коллегии Министерства финансов и Министерства экономического развития России, – и обеспечить технологическую конкурентоспособность с иными центрами роста современного мира. Перейти к новой, программно-целевой структуре бюджета, добившись соотнесения приоритетов бюджетных расходов и стратегических ориентиров и др. Это не что иное, как наши единые задачи и наш единый путь в настоящее время.

На мой взгляд, не имеет принципиального значения, как будет называться механизм эффективного государственного управления – «система стратегического планирования» или «система мегарегулирования». Но оно будет и ей нет альтернативы!

— Вы упомянули зарубежные страны. А как там обстоит дело с планированием? Или стратегическое планирование это наше отечественное, советско-российское «ноу-хау»?

— Стратегическое планирование в самом общем виде – это, прежде всего, наука, способствующая достижению поставленных целей с наибольшей эффективностью и при минимальных затратах. В этом отношении стратегическое планирование не имеет границ и не признает национальностей.

В зарубежных системах макроэкономического планирования (по сути – стратегического) привлекает внимание последовательность, обусловленная традициями и рациональным прагматизмом, реализованным через фундаментальный тезис «нет постоянных друзей – есть постоянные интересы». Представляют интерес методология осуществления жесткого контроля в форме стратегического аудита за планированием и расходованием средств государственной поддержки со стороны парламента и общества, а также формы взаимной ответственности государства и бизнеса, предусмотренные федеральными контрактными системами.

В России также накоплен значительный опыт в области стратегического планирования. Особого внимания заслуживает практика рационального сочетания отраслевого характера развития науки и техники и территориального развития страны, контроля за ходом реализации государственных программ и их своевременной корректировки. Уникальным является советский опыт формирования основных предплановых обоснований таких, как Комплексная программа научно-технического прогресса, Генеральная схема расселения, Генеральная схема развития и размещения производительных сил, Комплексная программа социального развития, Основные направления экономического и социального развития, многоуровневые межотраслевые и продуктовые балансы. А в военной сфере – это были Основные направления развития вооружения и военной техники.

Так что, по всей видимости, нет необходимости выдумывать нечто принципиально новое. Надо просто взять все лучшее из отечественного и зарубежного опыта и применить на практике с учетом специфики области применения.

— Как вы это себе представляете, взять и применить?

— Совершенно очевидно, что в условиях рыночной экономики невозможно одними только директивными методами внедрить новую или существенным образом изменить действующую систему государственного управления, прежде всего социально-экономическими процессами.

Поэтому я вижу в качестве одной из основных задачу Института – вынесение проблемы стратегического планирования на широкое и открытое обсуждение, в котором будут участвовать представители различных ветвей власти, науки и бизнеса. Площадкой для этих дискуссий может выступить Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, авторитет и высокий научный уровень которого гарантируют качество и объективность рассматриваемых вопросов.

Кроме того, Университет, как мне представляется, будучи одновременно и «равноудаленным и равноблизким» по отношению к основным властным структурам, не отличается ангажированностью «на злобу дня». Поэтому на его площадке чаще, чем где-либо можно слышать беспристрастные оценки и непредвзятые суждения. Научные обоснования, формулы, графики и математические модели – во все времена были самыми лучшими аргументами.

В полное мере такой подход к обсуждению проблем стратегического планирования был продемонстрирован на состоявшемся в стенах Университета 26 апреля 2011 года круглом столе «Система стратегического планирования и модернизация российской экономики», в котором приняли участие ведущие российские специалисты в этой области. На этом заседании Институт представил основной доклад по рассматриваемой теме.

Не менее важной задачей является также разработка методологии стратегического планирования в виде соответствующих практических рекомендаций. Надо сказать, что к настоящему времени в Российской Федерации уже сформировался определенный порядок подготовки документов стратегического планирования, предусматривающий поэтапную разработку прогнозов социально-экономического развития, возможных сценариев развития страны, концепций долгосрочного развития, основных направлений деятельности правительства Российской Федерации, программ государственной поддержки национальных приоритетов и других.

Однако при этом каждый из этих документов имеет в основном свою внутреннюю логику и методологию разработки. Взаимная увязка с другими документами, как правило, слабая, а в ряде случаев вообще отсутствует. В совокупности это не в полной мере образует систему документов, посредством которых реализуется стратегическое планирование в целом.

Что касается военной сферы, то в условиях проводимой реформы и перехода к новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации большое значение имеют обеспечение высокой эффективности и качества выполнения заданий Государственной программы вооружения и государственных оборонных заказов, а также оптимизация порядка взаимодействия военного заказчика с научными и промышленными предприятиями в ходе их исполнения.

Значительное число нововведений в этой области связано с внедрением в практику деятельности новой структуры заказывающих органов Министерства обороны России, передовых способов и механизмов государственных закупок, новых методов обоснования начальной цены контракта и выбора моделей цен при размещении заказов на научно-техническую и серийную продукцию военного назначения, создание эффективной системы управления рисками на различных этапах жизненного цикла военной техники при использовании различных схем финансирования, объемов авансовых выплат и моделей цен в рамках государственного оборонного заказа.

Что касается этого последнего тезиса, то думается, что сегодня востребовано также внедрение экономически целесообразных методов планирования и финансирования развития вооружения и военной техники в рамках жизненного цикла в целом, включая этапы его разработки, испытаний, постановки на производство, серийных поставок и эксплуатации. Отдельной темой могут стать вопросы формирования инструментов интенсификации инновационной деятельности и технологического развития оборонно-промышленного комплекса, значимых для качественного исполнения заданий по линии военного ведомства.

В целом, подчеркну одну из важнейших задач стратегического планирования в военно-промышленной области – это комплексная увязка планов развития Вооруженных Сил Российской Федерации с программами развития оборонно-промышленного комплекса, другими федеральными и региональными целевыми оборонно-ориентированными программами, приводящими к повышению эффективности выполнения запланированных мероприятий.

Как представляется, с учетом авторитета, опыта и научного задела, имеющихся в Финансовом университете при правительстве Российской Федерации, возможно на независимой площадке провести разработку предложений, способствующих эффективному преодолению проблем реализации государственного оборонного заказа в интересах Министерства обороны России.

Необходимо также отметить и такие вопросы, которые также тесно связаны с проблематикой стратегического планирования, как координация стратегического и бюджетного планирования (о необходимости которого неоднократно заявляло наше руководство), совершенствование механизма государственных программ, а также реализация федеральной контрактной системы.

Существуют и другие направления деятельности Института. Однако главное сегодня, чтобы идея, как говорится, овладела массами. А для этого необходимо привлечь к этой проблеме внимание не только специалистов, но и всего общества. В этом сегодня ваш журнал оказывает нашему Институту большую помощь.

От редакции

Состояние национальной обороны государства, как представляется, во многом зависит от наличия в стране эффективной системы стратегического планирования. Выставки, подобные авиасалону МАКС, еще раз убеждают нас в том, что в современных условиях сложные научно-технологические проекты не могут быть реализованы с применением одних только рыночных механизмов, без задействования методов стратегического планирования, предусматривающих согласованные действия многих научно-производственных коллективов, находящихся в различных регионах. Спланировать и реализовать всю производственную цепочку от добычи руды – до сборки истребителя, одновременно решая социальные вопросы и осуществляя подготовку квалифицированных кадров, может только государство, имеющее эффективную систему стратегического планирования.

Поэтому редакция журнала «Национальная оборона» с большим интересом в дальнейшем будет следить за деятельностью Института проблем экономической безопасности и стратегического планирования при правительстве Российской Федерации.