Анкара заинтересована в заключении второго контракта на поставку российских зенитных ракетных систем большой дальности. |
В интервью журналу «Национальная оборона» директор ФСВТС России Дмитрий Шугаев, отвечая на заданный ему вопрос «Ранее говорилось о возможности подписания нового контракта с Турцией на дополнительную партию С-400. Когда это может произойти?», сказал: «Вопрос о дополнительной партии С-400 для Турции на повестке, он никуда не ушел. Мы согласовываем состав системы, сроки поставки и другие условия. Сегодня идет переговорный процесс, и мы надеемся, что в обозримом будущем мы придем к общему знаменателю».
Это означает, что Анкара проявляет предметный интерес к наращиваю состава национальной группировки сил и средств ПВО, опираясь в первую очередь на возможности российских зенитных ракетных систем большой дальности.
Между тем в конце апреля Госдепартамент США вновь напомнил Турции о возможных санкциях за покупку С-400. Вашингтон рассматривает введение санкций против Анкары согласно CAATSA. Соединенные Штаты, как было заявлено, «глубоко обеспокоены» информацией о том, что Анкара продолжает вводить российские ЗРС в состав собственных вооруженных сил.
«Мы продолжаем на самых высоких уровнях подчеркивать, что сделка по С-400 является предметом продолжающихся дискуссий о введении санкций CAATSA. Мы уверены, что Эрдоган и его должностные лица высокого ранга понимают нашу позицию», – прокомментировал ситуацию представитель Госдепа США Морган Ортэгус.
CAATSA представляет собой документ о противодействии противникам США путем введения ограничительных мер. В Вашингтоне считают закупку Анкарой С-400 помехой не только в двусторонних отношениях, но и в рамках взаимодействия стран-членов НАТО.
Турция, однако, не намерена «включать задний ход» и отказываться от российских С-400. Обращаясь к президенту РФ Владимиру Путину, турецкий лидер Тайип Эрдоган отметил: «Мы очень хорошо оцениваем прошедший 2019 год в отношении двусторонних контактов. Несмотря на масштабное внешнее давление, мы решительно завершили сделку по С-400». Одновременно президент Турции дал понять о своей готовности заключить еще один контракт на закупку «четырехсоток». И даже случившееся весной кратковременное обострение российско-турецких отношений из-за ситуации в провинции Идлиб (Сирия) не повлияло на позицию Анкары по С-400, хотя хор пропагандистов из Вашингтона и Брюсселя буквально завывал, убеждая Эрдогана в «ненадежности русских».
С-400: одна ракета – одна уничтоженная цель. |
Ведь президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прекрасно понимает: С-400 – это лучшее, что есть сегодня на мировом рынке систем ПВО большой дальности. С-400 – это надежно и эффективно. С-400 – это гарантия реального суверенитета.
Поэтому ключи от турецкого неба Эрдоган намерен держать у себя в руках, а не отдавать на откуп США и НАТО – в глазах Анкары они ненадежны и всегда готовы совершить какую-то гадость (например, в виде внедренных в ЗРК «Пэтриот», которые навязывают Турции, программных и аппаратных закладок – в любой момент превращающих американские комплексы путем деактивации внешним радиоэлектронным сигналом в груду бесполезного металла).
В целом контракт на поставку Анкаре российских «четырехсоток» можно назвать беспрецедентным: Турция, вторая после США по боевому потенциалу страна-член НАТО, сделала выбор в пользу дальнобойных российских систем ПВО и не отказалась от такого решения, несмотря на многочисленные угрозы и запугивания со стороны Вашингтона и Североатлантического альянса.
Давайте еще раз вспомним, как все начиналось. В ноябре 2016 г. тогдашний министр обороны Турции Фикри Ышик заявил, что Анкара ведет переговоры о закупке ЗРС С-400. Это была крайне громкая новость, даже если отстраниться от того, что ровно за год до этого страны балансировали на грани вооруженного конфликта – после того, как турецкие истребители сбили в районе турецко-сирийской границы российский бомбардировщик Су-24.
Российские системы ПВО уже выдвигались ранее на турецкий конкурс T-LORAMIDS (это была ЗРС С-300ВМ «Антей-2500»), но уступили в тендере китайцам. Та сделка, впрочем, так и не была заключена.
Министр обороны Турции Хулуси Акар – убежденный сторонник необходимости скорейшего развертывания и постановки на боевое дежурство закупленных в РФ зенитных ракетных систем С-400. |
Весной-летом 2017 г. российские и турецкие официальные лица, в том числе президенты Владимир Путин и Реджеп Эрдоган, провели ряд переговоров, на которых затрагивался в том числе и вопрос об С-400. В сентябре 2017 г. был заключен контракт стоимостью $2,5 млрд. на поставку Турции четырех дивизионов ЗРС С-400.
Американские военные тогда же сразу выразили неудовольствие по поводу этой сделки, заявив, что С-400 будет якобы невозможно интегрировать в общие системы ПВО НАТО. Однако эксперты отметили, что техническая возможность для такого включения есть. Вопрос носит исключительно политический характер, а недовольство Запада слишком сильно похоже на недобросовестную конкуренцию. Цена вопроса очень высока: Россия успешно вышла на крайне чувствительный рынок сложных систем вооружения внутри НАТО.
Затем градом посыпались угрозы на Турцию, однако Эрдоган держался. Финалом стало 11 декабря 2019 г., когда комитет по международным делам Сената США обсудил законопроект о введении санкций в отношении Турции из-за закупки С-400. По словам сенатора Боба Менендеса, «действия Турции вышли за рамки».
Но было поздно: «поезд уже ушел». Твердо решив закупить российские С-400, Турция заблаговременно вывезла на национальную территорию свой золотой запас (более 28 тонн), который находился в хранилищах Федеральной резервной системы США. Примеру турецкого ЦБ последовали и частные банки страны. Общий объем их золотых резервов оценивался в 564,6 тонны, что эквивалентно сумме более чем $20 млрд. Таким образом, Соединенные Штаты лишились возможности давить на Турцию угрозой заморозить ее золотой запас в качестве санкции на закупку российских С-400.
Почему же стал возможным данный контракт? Для этого возникли как геополитические, так и военно-технические предпосылки.
Как отмечает директор Института политических исследований, известный политолог Сергей Марков, как Россия, так и Турция пытаются не повторить полностью европейскую модель, а совместить собственную историческую традицию, собственную общественную и политическую культуру, тесно связанную с традиционными ценностями, с одной стороны, и европейские общественно-политические и экономические институты – с другой.
Боевой расчет ЗРС С-400. |
И Россия, и Турция лежат к востоку от Евросоюза и стремятся максимально сотрудничать с ним. При этом они не согласны на условия, на которых Евросоюз готов на такое сотрудничество. Россия и Турция не имеют шансов стать членами ЕС, но при этом Брюссель хотел бы видеть их своей зависимой периферией, в то время, когда Россия и Турция настаивают на том, что они могут и должны выстраивать более самостоятельную политику в отношении с объединенной Европой.
Традиционная политическая культура диктует схожую политическую систему, где президентское правление является доминирующим, а роль личности как лидера страны весьма высока. При этом лидер зачастую находится над институтами власти, обращаясь за поддержкой непосредственно к населению и получая такую поддержку. При этом оба лидера: и Владимир Путин и Реджеп Эрдоган, подвергаются нарастающей критике со стороны США и ЕС. Западным странам не нравится эволюция политической системы России и Турции, их все более самостоятельная внешняя политика, развивающиеся партнерские отношения, которые в перспективе могут стать союзническими.
Не случайно, что в настоящее время Москва и Анкара активно взаимодействуют по урегулированию ситуации в Сирии и Ливии. Запущен масштабный экономический проект – газопровод «Турецкий поток». Россия приступила к сооружению АЭС на турецкой территории. Указанные направления сотрудничества совершенно естественно дополняются и военно-техническим сотрудничеством, перспективы которого внушают большой оптимизм.
Уже отмечалось, что Анкара последние годы проявляла все возрастающий интерес к укреплению национальной системы противовоздушной обороны. Однако поиск подходящих предложений затянулся. Турция даже аннулировала результаты тендера T-LORAMIDS (Turkish Long-Range Air and Missile Defense System) на приобретение систем ПВО большой дальности, победу в котором в конце 2013 г. одержал Китай с ЗРС HQ-9 (FD2000) – клоном ранних версий российской С-300.
После попытки государственного переворота в июле 2016 г., в котором ключевую роль сыграл генералитет турецких Военно-воздушных сил (за его спиной стояли США), где президент Эрдоган уцелел только чудом, президенту Турции стало абсолютно ясно, что покупать американские ЗРК «Пэтриот» (такая возможность прорабатывалась) нельзя – в любой момент внешним радиосигналом Пентагон сможет активировать внедренные программные и аппаратные закладки и «выключить» всю турецкую систему ПВО. В качестве альтернативы остались только российские ЗРС С-400.
Интерес турецких военных к ЗРС С-400 прежде всего был обусловлен их выдающимися тактико-техническими характеристиками.
Объективно С-400 – лучший выбор среди дальнобойных ЗРС с противоракетными функциями. Средства данной системы предназначены для высокоэффективной защиты важнейших политико-административных, экономических и военных объектов.
С-400 создавалась как система зенитного ракетного прикрытия дальнего действия и средней дальности от средств воздушно-космического нападения различных типов: самолетов, беспилотных летательных аппаратов, стратегических крылатых, тактических и оперативно-тактических баллистических ракет, а также баллистических ракет средней дальности, гиперзвуковых летательных аппаратов в условиях активного боевого и радиоэлектронного противодействия.
За исключением межконтинентальных баллистических ракет, практически весь спектр средств воздушно-космического нападения является теми целями, по которым система должна работать с высокой эффективностью. При этом не только по точечным объектам, но и по группам таких объектов на достаточно больших площадях. Поэтому в данной системе реализованы зонные характеристики, то есть максимальные дальние границы зоны поражения по аэродинамическим целям – до 400 км, высоты поражения – 30 км. Решается задача перехвата баллистических ракет на дальности свыше 60 км. Все это выгодно отличает систему от аналогов.
С-400 может применяться в дневное и ночное время, в любых погодно-климатических и физико-географических условиях. Все процессы боевой работы системы полностью автоматизированы: обнаружение, трассовое сопровождение, распределение целей, захват, сопровождение и опознавание, выбор типа ракет и их подготовка к пуску, пуск, захват и наведение ракет на цели, оценка результатов стрельбы. Входящие в состав «четырехсотки» зенитные управляемые ракеты имеют вертикальный старт, оснащены комбинированными системами наведения – инерциальной с радиокоррекцией на маршевом и среднем участках, системой активного радиолокационного самонаведение на конечном участке траектории.
С-400 изначально построена с возможностью реконфигурирования смешанного боекомплекта зенитных управляемых ракет. В отличие от систем предыдущего поколения здесь имеются: зенитные управляемые ракеты дальнего действия, ракеты средней дальности, ракеты малого калибра, относящиеся к категории средней дальности и предназначенные для борьбы с наиболее массовыми, легко уязвимыми целями на рубежах до 150 км.
Используемые в составе зенитной ракетной системы С-400 самоходные пусковые установки (СПУ) обеспечивают транспортировку, подготовку и пуск любых типов ракет, входящих в состав системы. При этом на тяжелой СПУ могут устанавливаться до четырех стандартных транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), в каждом из которых может быть размещено по одной или по четыре ракеты. В свою очередь, на облегченной СПУ может быть размещен блок из 12 малогабаритных ракет в одинарных ТПК.
Время развертывания средств системы из походного состояния и приведения их в боевую готовность составляет пять минут.
Следует также отметить, что принципы построения и разветвленная система связи позволяют интегрировать С-400 в различные уровни управления не только ВКС, но и других видов Вооруженных Сил. В целом, по сравнению с системами ПВО предыдущего поколения, ЗРС С-400 обладает значительно большими тактико-техническими возможностями, обеспечивая более чем двукратный рост эффективности боевого применения.
Важнейший аспект – высокая помехозащищенность С-400, которая обеспечивается реализацией практически всех известных на сегодняшний день и хорошо апробированных методов.
Еще один интересный момент – возможность пространственного подавления. Это автокомпенсация помех, воздействующих на навигационные средства, причем многоканальная.
Здесь реализовано решение задачи адаптивной селекции имитирующих помех дезинформирующего типа. Наиболее эффективно применение этих помех к ракетам и локационным средствам предыдущих поколений. Ценное системное свойство С-400 – возможность поражать непосредственно постановщики активных помех, входящие в ту обширную зону, которую система отслеживает. Это должно заставить противника задуматься, стоит ли ему вообще применять источники помех, потому что они довольно легко нами поражаются.
С-400 – лучшая в мире система ПВО большой дальности. |
Следует отметить высокую огневую производительность С-400, поскольку существует возможность быстрого автоматического захвата целей на сопровождение. Все базовые циклы при отражении массированных ударов производятся автоматически.
Отметим эксплуатационную группу характеристик. Во-первых, в С-400 сохранилось очень ценное качество, какое имелось в системах предыдущего поколения, – быстрое время свертывания-развертывания, в течение пяти минут, что позволяет, оперативно решив боевую задачу, свернуться и передислоцироваться на другое место с помощью тех автомобильных шасси, которые перевозят средства системы.
Следует также иметь в виду, что набор радиолокационных средств, который имеется в составе С-400, позволяет решать поставленные боевые задачи полностью автономно.
При этом есть возможность интегрировать средства передачи данных С-400 в любую другую систему ПВО, которая будет согласована с инозаказчиком для обмена данными и построения интегрированной системы противовоздушной и противоракетной обороны. Достаточно согласовать протокол обмена – цифровые интерфейсы позволяют настраивать аппаратуру в очень короткий промежуток времени.
У С-400 весьма высокие характеристики по надежности. В течение всего цикла производства ЗРС С-400 есть возможность модифицировать и модернизировать практически все ее составные части. Поиск неисправности и каких-либо вышедших из строя элементов, что возможно в условиях внешнего воздействия или же при жестких условиях эксплуатации, занимает очень короткое время, поскольку эта задача решается автоматически.
Что касается использования системы С-400 в различных условиях окружающей среды, то температура эксплуатации – в диапазоне от -50 до +50°С.
Гарантируется боеспособность ракет, которые хранятся в ТПК, до 10 лет, без дополнительных проверок и настроек. В целом гарантийный срок их службы свыше 20 лет, а в некоторых случаях – 25 лет, в зависимости от условий эксплуатации и ряда других аспектов.
Единственным аналогом, который имеет хоть какое-то приближение к системе С-400, является американский ЗРК Patriot, модернизированный по программе РАС-3. Тем не менее по ряду характеристик эти системы отличаются весьма существенно. В частности, по дальней границе зоны поражения С-400 значительно превосходит Patriot РАС-3, у «четырехсотки» очень короткое время развертывания и свертывания при выполнении и после выполнения боевых задач.
У С-400 есть возможность, при необходимости, подъема антенных постов локационных средств на мобильные и быстроразворачиваемые вышки, чего нет у зарубежных систем.
12 июля 2019 г. Россия начала поставки «четырехсоток» в Турцию. «В рамках исполнения контрактных обязательств осуществлена поставка в Турцию первой партии имущества из состава зенитной ракетной системы (ЗРС) С-400», – сообщило Министерство обороны РФ, подчеркнув, что данная поставка осуществляется согласно договоренностям о совершенствовании системы противовоздушной обороны, заключенным между президентами Владимиром Путиным и Реджепом Эрдоганом. С 12 по 25 июля элементы ЗРС на авиабазу Мюртед в Анкаре доставили 30 российских военно-транспортных самолетов.
Второй этап поставок «четырехсоток» стартовал 27 августа. А 15 сентября Министерство обороны Турции сообщило о его успешном завершении: «Сегодня на авиабазе Мюртед в Анкаре завершилась поставка элементов второй батареи комплекса противовоздушной и противоракетной обороны С-400». Турецкое военное ведомство отметило, что продолжается обучение персонала и развертывание систем. Данную информацию подтвердили и в Минобороны России. «15 сентября 2019 года самолеты военно-транспортной авиации Минобороны России в рамках исполнения контрактных обязательств завершили второй этап доставки в Турцию компонентов зенитной ракетной системы С-400», – подчеркнули в МО РФ.
15 января 2020 г. министр обороны Турции Хулуси Акар заявил, что завершение мероприятий по вводу в строй ЗРС С-400 запланировано на май 2020 года. Это заявление подтвердил и президент Эрдоган: «В мае 2020 года мы приведем С-400 полностью в активное состояние. Еще раз подчеркну, что Турция ни под какой угрозой не откажется от своих проектов по национальной безопасности», – сказал он в ходе выступления в Анкаре. Эрдоган напомнил, что сделка по российским зенитным ракетным системам С-400 завершена и ее пересмотр не является предметом каких-либо переговоров между Анкарой и Вашингтоном.
Как уже отмечалось, покупка Турцией зенитной ракетной системы С-400 без преувеличения меняет весь военно-политический ландшафт на Ближнем Востоке. Политика Анкары создает принципиально новую реальность в регионе, утверждая истинный суверенитет турецкого руководства в обеспечении национальной безопасности, создавая предпосылки для превращения Турции в полностью самостоятельного игрока в сфере военной безопасности, не зависящего от прихотей руководства США и НАТО.
Что касается второго контракта на приобретение Турцией зенитных ракетных систем С-400, то его целесообразность с точки зрение Анкары не вызывает сомнений – осталось лишь согласовать параметры сделки, определить ее стоимость и порядок взаиморасчетов.