Новости. Ноябрь 2018
На 709-й авиабазе «Коньяк-Шатобернар» ВВС Франции состоялась официальная церемония принятия на вооружение первой партии новых турбовинтовых учебно-тренировочных самолетов (УТС) PC-21.

ВВС Франции получили новые учебные самолеты

На 709-й авиабазе «Коньяк-Шатобернар» ВВС Франции состоялась официальная церемония принятия на вооружение первой партии новых турбовинтовых учебно-тренировочных самолетов (УТС) PC-21.

Таким образом, Франция стала второй европейской страной после Швейцарии, которая будет использовать самолет данного типа для подготовки пилотов. Поставка выполняется в рамках разработанного командованием ВВС Франции плана усовершенствования системы подготовки пилотов истребителей, целью которого является обновление как применяемого оборудования, так и методов подготовки пилотов, штурманов и офицеров систем вооружения.

В декабре 2016 г. Генеральная дирекция по вооружениям МО Франции (DGA) заключила с Babcock Mission Critical Services France восьмилетний контракт стоимостью 500 млн. евро на предоставление услуг базовой подготовки пилотов ВВС Франции в рамках программы FOMEDEC. Согласно контракту, компания обеспечит поставку и обслуживание 17 учебно-тренировочных самолетов PC-21 компании Pilatus Aircraft Ltd, наземного обучающего оборудования (двух полнофункциональных летных тренажеров и трех специализированных тренажеров), сопутствующего оборудования для планирования полета и послеполетного разбора и другой инфраструктуры. Новые самолеты заменят применяемые для подготовки французских летчиков-истребителей с 1970-х гг. поршневые УТС TB 30 Epsilon компании Socata (вошла в состав Aerospatiale) и частично реактивные Alpha Jet разработки Dassault. Когда в 2015 г. Франция выпускала предтендерный запрос на замену Alpha Jet, итальянская компания Alenia Aermacchi заявила, что намерена предложить свой реактивный УТС М-345. Однако дальнейшего развития этот проект пока не получил, так что ВВС Франции продолжат использовать Alpha Jet в роли УТС повышенной подготовки.

Летные испытания первого самолета Pilatus PC-21 с серийным номером 293, предназначенного для ВВС Франции, начались в конце июня 2017 г. Первые два PC-21 совершили посадку на авиабазе «Коньяк» для проведения приемо-сдаточных мероприятий 30 августа 2018 г.

Как ожидается, ежегодный налет парка самолетов PC-21 составит около 11500 часов. Все оборудование будет поставлено в начале 2019 г. для обеспечения подготовки первого курса к лету 2019 г. Это оборудование станет собственностью Министерства Вооруженных Сил Франции в 2022 г.

 

Латвия обновила артиллерийский парк

Вооруженные Силы Латвии получили все самоходные гаубицы M-109A5Oе, приобретенные у Австрии.

Министерство обороны Латвии и Министерство обороны и спорта Австрии в апреле 2017 г. подписали двустороннее соглашение по продаже 47 САУ M-109A5Oе, машин для подготовки водителей и машин управления огнем, а также по оказанию сопутствующих услуг. Общая стоимость закупки не называется, но указано, что цена единицы техники, в зависимости от модификации, составляет от 60 до 140 тыс. евро. Гаубицы были модернизированы ВС Австрии в 2003-2007 гг., а затем поставлены на хранение. Первые САУ были доставлены в порт Лиепая 1 октября 2017 г.

По заявлению МО Латвии, приобретение САУ M-109A5Oе повысит возможности Вооруженных Сил по ведению огня с закрытых позиций, а также позволит участвовать ВС Латвии в операциях НАТО и совместных мероприятиях по боевой подготовке.

M-109A5Oе представляет собой австрийско-швейцарскую модернизацию приобретенных у Великобритании в середине 1990-х гг. гаубиц версий A2 и A3 с заменой ствола M185. Модернизированные САУ обеспечивают возможность поражения целей на дальностях до 22 км стандартным боеприпасом и до 30 км – активно-реактивным снарядом. M-109A5Oe получили полуавтоматическую систему заряжания, инерциальную навигационную систему и систему управления огнем артиллерии, что позволяет расчету открыть огонь в течение одной минуты после получения приказа и покинуть позицию в течение 30 с после выполнения огневой задачи. Хорошо обученный экипаж может вести стрельбу с темпом до 12 выстрелов в минуту.

 

Эстония подыскивает ПТРК

Центр оборонных инвестиций (ECDI) Минобороны Эстонии объявил о начале проекта покупки противотанковых систем большой дальности.

Предполагается приобрести 18 комплексов с ракетами, дальность пуска которых составляет не менее 4000 м и обеспечивается поражение цели за препятствием. ПТРК должен находиться в серийном производстве и состоять на вооружении как минимум одной страны, являющейся членом НАТО. Ориентировочная стоимость контракта, который будет включать опцион на покупку дополнительных систем, составляет 40 млн. евро.

Противотанковые комплексы предназначены для модернизации вооружения противотанковых рот пехотных бригад Эстонии. При подготовке операторов также будут широко использоваться тренажеры, что позволит снизить стоимость обучения. Комплекс будет применяться как подразделениями, действующими в пешем порядке, так и монтироваться на технике.

 

Юбилей ГТУ ГКЭС

В главном здании входящего в госкорпорацию «Ростех» АО «Рособоронэкспорт» прошло собрание ветеранов РОО «Ветераны ВТС» по случаю 50-летия Главного технического управления Государственного комитета СССР по внешнеэкономическим связям (ГТУ ГКЭС).

В мероприятии приняли участие руководство Рособоронэкспорта и работники компании.

ГТУ ГКЭС было образовано в 1968 г. с целью объединения усилий по оказанию технического содействия иностранным партнерам в создании объектов специального назначения – одного из основных видов деятельности в рамках военно-технического сотрудничества СССР с иностранными государствами.

«Сегодня Рособоронэкспорт продолжает славные традиции, заложенные в ГТУ, и нам есть чем по праву гордиться. С 2001 по 2018 год по линии компании в четырех странах мира реализовано 11 крупных инфраструктурных проектов для всех видов вооруженных сил. В настоящее время более чем в 10 странах идет работа по созданию еще 20 специальных объектов», – сообщил генеральный директор Рособоронэкспорта Александр Михеев.

С участием специалистов ГТУ была оказана помощь в становлении и развитии военной промышленности в Китае, Индии, на Кубе и во Вьетнаме, сформирована оборонная инфраструктура в большинстве стран Ближнего Востока и Северной Африки. Всего было создано и дооборудовано свыше 1,5 тыс. объектов по производству и ремонту поставленного вооружения и военной техники более чем в 40 странах мира.

Наиболее крупные объекты, построенные при содействии сотрудников ГТУ: комплекс заводов по производству самолетов типа «МиГ» и двигателей для них в Индии, заводы по производству стрелкового вооружения на Кубе и в Ливии, предприятие по производству бронетехники в Индии, завод по производству стрелкового вооружения и боеприпасов в Сирии.

Для работ по организации создания объектов за рубежом были привлечены свыше тысячи предприятий Советского Союза, поставлены десятки тысяч единиц оборудования и около 5 млн. единиц технологической оснастки.

В 1992 г. ГТУ ГКЭС было реорганизовано в ГВК «Спецвнештехника», которая в 1993 г. вошла в созданную государственную компанию по экспорту и импорту вооружений и военной техники «Росвооружение». В 2000 г. государственная компания вошла в состав Рособоронэкспорта.

Как отметил Александр Михеев, «традиции ГТУ ГКЭС до настоящего времени живы, в том числе за счет их представителей, находящихся в строю. Сегодня в Рособоронэкспорте работает более 150 бывших сотрудников ГТУ, а 220 бывших работников знаменитого главка являются ветеранами-пенсионерами Рособоронэкспорта».

 

Пакистан закупает китайские БЛА

По информации пакистанских СМИ, Вооруженные Силы Пакистана закупят в Китае 48 разведывательно-ударных БЛА Wing Loong II.

Предполагается, что в перспективе страны будут производить БЛА совместно. В проекте, очевидно, будет задействована компания Pakistan Aeronautical Complex, которая уже взаимодействует с разработчиком этого беспилотника Chengdu Aircraft Industrial Group при совместном производстве истребителя JF-17 Thunder.

Готовая к производству версия БЛА Wing Loong II была впервые продемонстрирована на выставке Airshow China 2016. Первый полет БЛА выполнил в феврале 2017 г. Одновременно китайские СМИ объявили о получении «крупнейшего в истории КНР» контракта на экспортную поставку данного аппарата неназванному заказчику.

Длина Wing Loong II составляет 11 м, размах крыла – 20,5 м, максимальная взлетная масса – 4200 кг, масса полезной нагрузки – до 480 кг. БЛА может нести на шести подкрыльевых точках подвески различные боеприпасы, включая ПТУР Blue Arrow-7 массой 7 кг и Blue Arrow-9 массой 26,5 кг, а также 50-кг авиабомбы малого калибра LS-6-50 и ракеты класса «воздух-поверхность» TL-2 массой 16 кг.

По мнению экспертов, на вооружении ВВС Пакистана уже состоят БЛА предыдущей версии Wing Loong I. Первые предположения о возможности их поставки появились после крушения в июне 2016 г. в округе Мианвали (провинция Пенджаб) одного из БЛА ВС Пакистана. Судя по фотографиям с места крушения, разбившийся аппарат имел большое сходство с Wing Loong I. Еще один БЛА Wing Loong I был идентифицирован на опубликованных в ноябре 2017 г. коммерческих спутниковых снимках авиабазы ВВС Пакистана Аллам в том же округе Мианвали.

 

Южноафриканская Denel разрабатывает систему наведения для 155-мм снарядов

Южноафриканская компания Denel Dynamics продолжает разработку малоразмерной системы наведения MGS (Miniaturised Guidance System), ранее носившей наименование AcuFuze, которая повышает точность стрельбы 155-мм артиллерийскими снарядами и неуправляемыми ракетами.

Как предполагается, первые испытания системы, установленной на 122-мм реактивном снаряде, пройдут в 2019 г.

Система MGS обеспечивает коррекцию курса боеприпаса, используя инерциальный измерительный блок (IMU), приемник спутниковой системы навигации (GNSS) и антенну, исполнительные механизмы с питанием и комплект замедления вращения. Коды навигации, наведения и управления размещены в навигационном процессоре и обеспечивают наведение даже в зоне отсутствия сигнала GNSS.

Конструкция комплекта усилена и обеспечивает стойкость к высоким ускорениям, характерным для новейших 155-мм артиллерийских снарядов с полным зарядом (до 1000 м/с).

Данные о вероятном круговом отклонении боеприпаса с комплектом наведения не раскрываются, но ожидается, что оно составит от 10 до 20 м. Система MGS может быть установлена на 155-мм артиллерийские снаряды с глубоким гнездом взрывателя, но Denel Dynamics может адаптировать конструкцию и для других боеприпасов.

В частности, кроме установки на 155-мм снарядах, включая Assegai компании Rheinmetall Denel (RDM), MGS также может монтироваться на реактивных боеприпасах.

 

Токио заказывает дополнительные E-2D Advanced Hawkeye

Правительство Японии приняло решение приобрести девять дополнительных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) E-2D Advanced Hawkeye, заявил министр обороны страны Такэси Ивая.

Ожидается, что имеющиеся в составе Воздушных сил самообороны Японии самолеты ДРЛОиУ Hawkeye более старой модификации – E-2C – будут сняты с вооружения в ближайшие 10 лет, а ухудшение обстановки в сфере безопасности требует их замены имеющими более широкие возможности E-2D.

Такэси Ивая заявил, что покупка E-2D Advanced Hawkeye должна быть включена в «Руководящие принципы национальной обороны Японии» (NDPG) и «Среднесрочный план обороны» (MTDP), которые будут опубликованы к концу 2018 г. NDPG охватывает следующее десятилетие, а MTDP – 2019-2023 ф.гг.

Данное заявление министра обороны Японии последовало вслед за одобрением Госдепартаментом США потенциальной поставки Токио в рамках программы «Иностранные военные продажи» самолетов этого типа. Полная стоимость продажи, включая и дополнительное оборудование и услуги, может составить $3,135 млрд.

В настоящее время в боевом составе Воздушных сил самообороны Японии имеются 13 самолетов E-2C, которые состоят на вооружении с 1983 г. Кроме того, уже размещены контракты на четыре E-2D Advanced Hawkeye. Последний из них был подписан в сентябре 2018 г. На сегодняшний день Япония потратила на закупки E-2D, сопутствующего оборудования и услуг около $945 млн.

 

Успешные испытания УР Astra

ВВС Индии провели успешные испытания разработанной национальным ОПК управляемой ракеты большой дальности Astra класса «воздух-воздух».

По заявлению МО Индии, стрельбы были выполнены в рамках завершающих предпоставочных испытаний. Пуск ракеты был произведен с борта истребителя Су-30МКИ, базирующегося на авиабазе Калайкунда. В соответствии с поставленной задачей УР Astra с высокой точностью поразила маневрирующую цель. Всего в ходе разработки было произведено более 20 пусков.

Astra Mk.1 – это первая современная ракета класса «воздух-воздух» большой дальности, разработанная и сертифицированная Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) МО Индии. Она представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету длиной 3,8 м, диаметром 178 мм и массой 154 кг. УР оснащена 15-кг осколочно-фугасной боевой частью с готовыми поражающими элементами, неконтактным взрывателем и радиолокационной головкой самонаведения (ГСН) миллиметрового диапазона, обеспечивающей возможность поражения в режимах «захват цели перед пуском» и «захват цели после пуска». Дальность захвата цели ГСН – около 25 км. Как предполагается, максимальная дальность пуска УР на встречных курсах превышает 80 км, и около 21 км – в режиме «вдогон».

 

Взлетел серийный KC-390

Бразильская компания Embraer объявила о начале летных испытаний первого серийного военно-транспортного самолета KC-390.

По согласованию с командованием ВВС Бразилии первый серийный самолет теперь присоединится к реализуемой компанией программе летных испытаний. Общий налет задействованных в ней опытных образцов KC-390 превышает 1900 часов. В октябре 2018 г. машина получила сертификат типа Национального агентства гражданской авиации Бразилии ANAC (Agencia Nacional de Aviacao Civil).

ВВС Бразилии в апреле 2009 г. заключили с Embraer Defense and Security соглашение о партнерстве в рамках реализации программы разработки нового самолета ВТА KC-390. В мае 2014 г. Координационная комиссия по боевому самолету ВВС Бразилии (COPAC – Comissao Coordenadora do Programa Aeronave de Combate) подписала с компанией контракт на поставку в течение десяти лет 28 ед. KC-390. Стоимость соглашения оценивается в 7,25 млрд. риалов ($3,26 млрд. на момент подписания).

В том же месяце было подписано изменение к контракту, предусматривающее поставку двух опытных образцов стоимостью 72,86 млн. риалов. Новые KC-390 заменят турбовинтовые C-130/KC-130 Hercules, состоящие на вооружении с 1960-х гг.

Первый полет опытного образца KC-390 состоялся 3 февраля 2015 г. Второй самолет поднялся в воздух 28 апреля 2016 г. Начальная готовность самолетов к боевому применению была достигнута в декабре 2017 г. Реализация программы испытаний осложнилась в результате аварии 5 мая 2018 г. первого опытного образца во время наземных испытаний.

Планируется, что первый серийный KC-390 будет передан заказчику в конце 2018 г., а завершение поставок ВВС Бразилии намечено на 2026 г.

 

Главный продавец оружия

Агентство по сотрудничеству в сфере безопасности МО США (DSCA) в 2018 финансовом году оформило разрешения на экспорт вооружений в 70 стран на сумму $69,7 млрд.

Это несколько меньше одобренных соглашений в 2017 ф.г. ($75,9 млрд.), тем не менее наглядно демонстрирует доминирование на мировом рынке американских производителей вооружений.

В 2018 ф.г. общая стоимость фактически заключенных контрактов составила $55,6 млрд., что на 30% больше, чем в 2017 ф.г. ($41,93 млрд.). Максимальный результат был достигнут в 2012 ф.г., когда США заключили контракты на $69,1 млрд.

В географическом отношении лидерами по запросам на закупку американских ВВТ в 2018 ф.г. стали страны Европы – 31 уведомление на потенциальную сумму в $37,34 млрд. Второе место занимает регион Персидского залива и Ближнего Востока – 23 уведомления на сумму $22,12 млрд.

 

В Чехии выкатили «Альбатрос» нового поколения

Чешская компания Aero Vodochody Aerospace провела церемонию выкатки самолета L-39NG. Первый полет нового УТС запланирован на конец 2018 г.

На церемонии присутствовали премьер-министр Чехии Андрей Бабиш, а также представители ряда стран, являющихся заказчиками самолета. Это важное событие для компании Aero Vodochody и Чехии, поскольку предыдущая выкатка нового реактивного самолета из ангара предприятия состоялась более 20 лет назад. Компания рассматривает разработку L-39NG как начало возвращения в группу авиапроизводителей мирового класса. Стратегическим партнером и соинвестором Aero Vodochody в рамках проекта L-39NG выступает чешская компания Omnipol.

L-39NG разработан для подготовки пилотов на базе ранее выпускавшегося УТС L-39 с применением новых технологий и оборудования. Это однодвигательный двухместный реактивный учебно-тренировочный и легкий ударный самолет. Машина получила стеклянные кабины экипажа, виртуальную бортовую систему обучения и нашлемную систему отображения информации. Авионика самолета адаптирована для обучения пилотов боевых самолетов 4-го и 5-го поколений и может быть доработана с учетом требований заказчика. L-39NG оснащен современным двигателем FJ44-4M компании Williams International (США). Машина имеет пять точек подвески вооружения. Самолет является ключевым компонентом разработанной Aero Vodochody инновационной концепции обучения, которая также включает современные наземные системы подготовки, новые методы обучения и широкое использование технологии виртуальной реальности и искусственного интеллекта.

Aero Vodochody открыла сборочную линию предсерийных L-39NG в январе 2018 г. На первом этапе будут собраны четыре L-39NG. Первый и четвертый самолеты будут использоваться для летных испытаний, второй – для статических испытаний, третий – для испытаний на усталостные нагрузки.

Разработка L-39NG ускорилась за последние два года. В феврале 2018 г. президент Aero Vodochody Джузеппе Джордо сообщил, что компания заключила контракты со всеми поставщиками комплектующих для L-39NG (зарубежные компании и около 40 чешских поставщиков). Работы по сертификации новой авионики и двигателя были завершены в конце 2017 г., а полную сертификацию L-39NG намечено завершить до конца 2019 г. Компания рассчитывает выпустить первый серийный самолет к 2020 г. и перейти к полномасштабному производству к 2022 г., выпуская до 16 УТС в год.

Согласно результатам проведенного компанией исследования рынка, в течение следующих 10-15 лет ВВС стран мира потребуется до 3000 реактивных УТС для подготовки пилотов истребителей 4-го и 5-го поколений. По некоторым оценкам, на долю Aero Vodochody придется около 5% этого рынка (150 самолетов). Пока портфель заказов Aero Vodochody составляет 26 самолетов L-39NG. Заказчиками стали Сенегал (4 машины), а также две частных компании: португальская SkyTech (10, опцион – 6) и американская RSW Aviation (12).

 

В США хотят скопировать ПКМ и НСВ

Силы специальных операций Армии США хотят запустить на территории Соединенных Штатов производство российского оружия. Об этом, как передает РИА «Новости», пишет National Interest.

Сообщается, что Командование специальных операций уже предложило гранты компаниям, которые способны «раскрыть и улучшить технологию пулемета Калашникова модернизированного и крупнокалиберного пулемета НСВ «Утес» и произвести их копии».

National Interest подчеркивает, что основным из условий финансирования компаний-кандидатов в случае их успеха будет изготовление копий российского оружия строго на территории США с использованием деталей и материалов, сделанных также внутри страны. Кроме того, к производству будут допускаться лишь американские граждане.

Издание не исключает, что два российских пулемета – это только начало, и в дальнейшем Командованию специальных операций могут потребоваться копии других иностранных вооружений.

По мнению издания, инициатива связана с тем, что США намерены снабжать копиями различные группировки в нестабильных регионах, вроде Сирии или Ирака, однако при этом Вашингтон не желает «клянчить российское оружие на рынке вооружений».