Новости. Октябрь 2018
Британское правительство начало эксклюзивные переговоры с компанией Boeing по заключению многомиллиардного контракта, предусматривающего замену парка устаревших самолетов ДРЛОиУ (AWACS) E-3D Sentry.

Безальтернативный Boeing

Британское правительство начало эксклюзивные переговоры с компанией Boeing по заключению многомиллиардного контракта, предусматривающего замену парка устаревших самолетов ДРЛОиУ (AWACS) E-3D Sentry.

По оценке экспертов, решение реализовать проект с одним поставщиком без объявления тендера, вызовет негативную реакцию со стороны европейских оборонных компаний.

Предметом переговоров является ДРЛОиУ E-7 Wedgetail на базе лайнера Boeing 737-700. Стоимость приобретения и эксплуатации в течение 20 лет 5-6 самолетов этого типа оценивается в 5 млрд. фунтов стерлингов.

Одним из побудительных мотивов начать переговоры по E-7 Wedgetail для Лондона стало то, что ВВС Австралии уже закупили данные самолеты. Приобретение самолетов ДРЛОиУ того же типа Великобританией углубило бы оборонное сотрудничество с Австралией. Обе страны также закупили самолеты базовой патрульной авиации P-8A Poseidon и истребители F-35 Lightning II. Кроме того, Австралия в начале 2018 г. сделала выбор в пользу британского фрегата «Тип-26» в конкурсе, предусматривающем строительство девяти кораблей этого класса.

В июля 2018 г. председатель комитета по обороне палаты общин д-р Джулиан Левис в своем письме министру оборонных закупок Великобритании Гуто Беббу заявил о недопустимости приобретения систем ДРЛОиУ/AWACS без проведения тендера. Он раскритиковал неудовлетворительное техническое состояние парка E-3D, подчеркнув, что эксплуатационная готовность самолетов и количество летных часов постоянно сокращаются. В письме был сделан акцент на преимущества конкурсной процедуры с точки зрения максимального снижения стоимости новых самолетов.

Если бы Соединенное Королевство объявило тендер на замену E-3D Sentry, в нем готовы были бы принять участие Airbus совместно с Saab, а также Israel Aerospace Industries (IAI).

 

Грузия наращивает возможности системы ПВО

Минобороны Грузии распространило фотографии с недавно полученными из Франции зенитными ракетными комплексами ближнего действия Mistral ATLAS компании MBDA и мобильными РЛС Ground Master 400 и Ground Master 200 от Thales-Raytheon Systems.

Министр обороны Грузии Леван Изория заявил, что страна готова перейти на следующий этап переговоров с Францией для обеспечения «максимальной защиты» своего воздушного пространства. Он также отметил, что военную помощь в рамках содействия по обеспечению ПВО страны оказали США. В мае Леван Изория сказал, что оборонный бюджет Грузии на 2018 г. предусматривает выделение на модернизацию системы ПВО 238 млн. лари ($97 млн.).

Контракты на приобретение ЗРК Mistral ATLAS и РЛС семейства Ground Master общей стоимостью 77,63 млн. евро Тбилиси подписал летом 2015 г. В начале 2016 г. парламент Грузии ратифицировал пятилетнее соглашение о получении кредита у французской финансовой группы Societe Generale для приобретения систем ПВО по этим контрактам.

МО Грузии также купило ЗРК Spyder-SR израильской компании Rafael Advanced Defense Systems с ракетами Derby и Python 5.

Дальность обнаружения целей РЛС GM400 и GM200 составляет 200 и 400 км соответственно, что в четыре-восемь раз превышает дальность пуска ракет Derby и Python 5, и поэтому Грузия может применять эти станции, наряду с EL/M-2084 компании Elta, в составе комплексной системы ПВО страны.

Зона поражения целей ПЗРК Mistral по дальности составляет 500-6000 м, по высоте – 5-3000 м. ЗРК Mistral ATLAS может комплектоваться постами управления и наведения с РЛС, которые в зависимости от модификации имеют дальность обнаружения целей 30 и 85 км на высоте 4 тыс. и 15 тыс. метров соответственно, однако информации об их приобретении Грузией не поступало.

 

Boeing и Saab поставят ВВС США новые учебные самолеты

Компания Boeing выбрана победителем тендера на поставку ВВС США учебно-тренировочного самолета (УТС) следующего поколения T-X (Advanced Pilot Training).

С Boeing был заключен рамочный контракт, общая стоимость которого в итоге может составить $9,2 млрд., а количество самолетов и тренажеров – 475 и 120 соответственно. Пока планируется приобрести 351 УТС и 46 тренажеров. Начальный контракт стоимостью $813,4 млн. предполагает поставку на этапе конструирования и разработки технологии серийного производства (EMD) пяти самолетов и семи тренажеров к 2034 г.

Новый УТС разработан Boeing совместно со шведской компанией Saab. Самолет имеет усовершенствованную «стеклянную» кабину пилотов с интегрированной системой обучения, оборудован двигателем семейства F404 компании General Electric. Изготовлены два опытных образца УТС под обозначениями ВТХ-1 и ВТХ-2. Летные испытания первого из них начались в декабре 2016 г.

Финальная сборка новых самолетов будет выполняться в США. Предполагается, что Saab будет заниматься изготовлением хвостовой части фюзеляжа и связанных с ней подсистем. Американская группа Triumph обеспечит поставку крыльев, вертикального и горизонтального хвостового оперения. Новые учебно-тренировочные самолеты должны будут использоваться для подготовки пилотов истребителей пятого поколения. Т-Х заменят в ВВС США УТС T-38 Talon, эксплуатирующиеся с 1961 г.

Соглашение по новым УТС является третьим крупным заказом, полученным Boeing за последнее время. Ранее компания подписала контракты на поставку вертолетов для замены UH-1N и БЛА-топливозаправщиков MQ-25A.

 

Ракеты для Бахрейна

Госдепартамент США одобрил потенциальную поставку Бахрейну контейнеров с управляемыми реактивными снарядами GMLRS (Guided Multiple Launch Rocket System) и оперативно-тактическими ракетами (ОТР) ATACMS (Army Tactical Missiles System) с унитарной боевой частью. Общая стоимость контракта в рамках программы «Иностранные военные продажи» может составить $300 млн.

Ранее Бахрейн обратился к США с запросом о продаже 120 контейнеров с управляемыми РС M31 с унитарной БЧ (по шесть РС в контейнере, всего 720 снарядов) и 110 оперативно-тактических ракет M57 T2K ATACMS с унитарной боевой частью. Запрос также включает поставку технической документации, обучающего оборудования, обучение личного состава, разработку программного обеспечения, инженерную, техническую и логистическую поддержку со стороны подрядчика и правительства США, а также другие связанные элементы логистики и поддержки программы.

Как заявлено, реализация данной программы соответствует интересам внешней политики и национальной безопасности США и позволит повысить безопасность союзника, не входящего в НАТО. В уведомлении отмечается, что продажа РС M31 GMLRS и ОТР M57 ATACMS T2K расширит возможности Бахрейна в сфере противодействия существующим и перспективным угрозам и обеспечит безопасность критически важных объектов нефтегазовой инфраструктуры.

На вооружении ВС Бахрейна имеются девять пусковых установок РСЗО M-270 MLRS, поставленных в 1990-е гг. В 2000 г. корпорация Lockheed Martin сообщила о поставке Бахрейну 30 ОТР ATACMS в рамках контракта стоимостью $20 млн. Они были оснащены кассетными боевыми частями с 950 суббоеприпасами M74.

Максимальная дальность стрельбы ракетами GMLRS составляет 70 км, а ATACMS – около 300 км, при этом максимальное расстояние от берега до берега того острова, на котором располагается королевство Бахрейн составляет 50 км. Дистанция до иранского порта Бушер – 300 км, до столицы Катара Дохи – около 150 км. Стоит напомнить также, что на территории Бахрейна размещена главная оперативная база Пятого флота США.

 

Берн хочет обновить систему ПВО

Швейцарское Агентство по оборонным закупкам и технологиям Armasuisse объявило о начале тендера на поставку новой наземной системы ПВО увеличенной дальности BODLUV (Bodengestutztes Luftverteidigungssystem grosserer Reichweite).

Запросы на участие в тендере были направлены правительствам трех стран: Франции (консорциум Eurosam с ЗРС SAMP/T), Израиля (Rafael с системой ПВО/ПРО David's Sling) и США (Raytheon с ЗРК Patriot). Заинтересованные стороны до конца марта 2019 г. должны представить в адрес Armasuisse свои предложения. Ответы должны включать информацию о возможностях предлагаемой системы, стоимости приобретения и обслуживания, предложения о сотрудничестве между вооруженными силами и органами закупок, возможности реализации компенсационных проектов. Планируется, что после прохождения ряда этапов по оценке предложений и испытаниям техники, к концу 2020 г. на рассмотрение Федерального совета (правительства) Швейцарии будет представлен отчет с их результатами.

Швейцария уже начинала реализацию проекта создания наземной системы ПВО BODLUV-2020, но в апреле 2016 г. он был приостановлен, а в июле 2017 г. официально аннулирован. В сентябре 2017 г. программа возобновлена, министр обороны, гражданской обороны и спорта Гай Пармелин направил в парламент запрос на выделение 9 млрд. франков на создание перспективной системы ПВО. 23 марта 2018 г. министр утвердил требования, которым должна соответствовать система ПВО страны в составе ЗРК и боевых самолетов. Она должна обеспечивать защиту от воздушных угроз территории площадью не менее 15 тыс. кв. км, либо перехват целей на высотах более 12 км и дальностях до 50 км. Возможность обеспечения противоракетной обороны не является приоритетом. Ограничение числа претендентов тремя компаниями с готовыми и не требующими доработки системами позволит Armasuisse снизить стоимость программы.

 

В Китае началось серийное производство нового экспортного УБС

В Китае совершил первый полет серийный реактивный учебно-боевой самолет (УБС) FTC-2000G.

Машина спроектирована и построена корпорацией GAIC (Guizhou Aviation Industry Corporation). Первый полет оказался успешным и продолжался 10 минут. Он состоялся спустя несколько недель после того, как агентство «Синьхуа» объявило, что GAIC приступает к серийному производству двухместных самолетов FTC-2000G.

Эта многоцелевая сверхзвуковая машина построена на базе принятого на вооружении НОАК самолета JL-9G и предназначается для экспортных поставок. FTC-2000G способен развивать максимальную скорость 1,2М (около 1470 км/ч), максимальный взлетный вес составляет 11 т, максимальная дальность полета – 2400 км, практический потолок – 15 км. По информации китайских государственных СМИ, самолет, продолжительность полета которого составляет около трех часов, оснащен современной РЛС и системой управления огнем, семью точками подвески и может нести полезную нагрузку до 3000 кг. Функция ведения разведки реализована с помощью подвесного контейнера. FTC-2000G позиционируется как доступный многоцелевой самолет, который может заменить истребители F-7, УБС FT-7 и штурмовики A-5 китайского производства.

Конструктивно машины семейства JL-9/FTC-2000 восходят к самолету J-7 – китайской копии советского истребителя третьего поколения МиГ-21.

 

Азербайджан получил новую партию ОТРК «Полонез»

В рамках реализации межправительственного соглашения, подписанного Азербайджанской Республикой с Республикой Беларусь, очередная партия 301-мм оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) «Полонез» доставлена в Азербайджан.

Министерство обороны Азербайджана не разглашает информацию о количестве поставленных комплексов и стоимости контракта. Ранее в СМИ появлялась информация о том, что контракт с Белоруссией предполагает поставку Баку 10 комплектов ОТРК белорусско-китайской разработки, включая ракеты, транспортно-заряжающие машины, пункт управления, радиолокационные станции и т.д.

Впервые боевые машины комлексов «Полонез» в составе Вооруженных Сил Азербайджана были продемонстрированы в июне 2018 г. в ходе посещения президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым одной из воинских частей РВиА ВС Азербайджана.

Комплекс построен на шасси МЗКТ-7930 с колесной формулой 8х8, на котором размещена пусковая установка с восемью ракетами А200. Управляемая ракета А200 представляет собой дальнейшее развитие ракеты А100, которая, в свою очередь, является китайским аналогом реактивных снарядов РСЗО «Смерч». Ракета А200 имеет инерциальную систему наведения с коррекцией по данным спутниковой навигации, ее максимальная дальность стрельбы составляет 290 км.

 

Казахстан получил первый китайский транспортник

Китай официально передал Казахстану первый многоцелевой военно-транспортный самолет Y-8F-200WA производства компании Shaanxi Aircraft Company.

Контракт на поставку Силам воздушной обороны ВС Казахстана восьми военно-транспортных самолетов Y-8F-200WA был подписан 21 апреля 2018 г. Дебютный полет первого самолета, предназначенного для СВО ВС Казахстана, состоялся 14 июня 2018 г.

Многоцелевой военно-транспортный самолет Y-8 производится китайским авиастроительным предприятием Shaanxi Aircraft Company в Шэньси. Продажа версии Y-8F-200WA является первым совместным экспортным проектом компании Air China International Aviation и корпорации AVIC (Aviation Industry Corporation of China).

Y-8F-200WA – это усовершенствованная версия среднего транспортного самолета, спроектированного и изготавливаемого компанией Shaanxi Aircraft Company на базе самолета Ан-12. Модификация Y-8F-200 отличается удлиненным на 2,2 м фюзеляжем. Максимальная дальность полета составляет 3400 км, максимальная грузоподъемность – 15 т. Самолет может осуществлять взлет и посадку на неподготовленных ВПП.

 

В США разрабатывается крылатая ракета сверхбольшой дальности

ВВС США и компания Lockheed Martin заключили первый контракт на модернизацию крылатой ракеты JASSM к версии «сверхбольшой дальности» JASSM-XR (Joint Air-to-Surface Standoff Missile Extreme Range).

Стоимость контракта составила $51,078 млн. Как уточнил представитель Lockheed Martin, JASSM-XR станет усовершенствованным вариантом ранее принятой на вооружение КР увеличенной дальности JASSM-ER (JASSM Extended Range).

Контракт предусматривает проведение комплекса проектно-конструкторских работ и других программных мероприятий, необходимых для проектирования, разработки, интеграции, проведения испытаний и сертификации модифицированных компонентов и подсистем ракеты JASSM-XR, включая блок управления ракетой (MCU), аппаратные средства и программное обеспечение.

По некоторым данным, также планируется разработать новые крылья, что позволит улучшить аэродинамическую эффективность и увеличить дальность поражения целей, а также установить на ракету новый блок системы GPS-навигации для повышения уровня защиты от помех.

Дальность пуска КР JASSM-ER превышает 500 морских миль, на сколько планируется увеличить этот показатель у JASSM-XR Lockheed Martin пока не раскрывает. Предположительно максимальная дальность пуска новой ракеты будет около 2000 км.

Базовая версия AGM-158A JASSM является автономной управляемой высокоточной ракетой класса «воздух-земля» массой 910 кг, оснащенной проникающей/осколочно-фугасной боевой частью массой 450 кг, двухрежимным взрывателем, комбинированной инерциальной/GPS навигационной системой с высокой защищенностью от помех, инфракрасной ГСН. Ракета предназначена для поражения в любое время суток и сложных метеоусловиях высокозащищенных целей, расположенных в глубине территории противника на удалении до 370 км (200 морских миль).

AGM-158B JASSM-ER обладает высокой унификацией с базовой версией (70% аппаратных средств и 90% программного обеспечения) и отличается турбовентиляторным двигателем F107-WR-105 Williams International, обеспечивающим увеличение дальности в 2,5 раза – до 925 км.

 

ЗРК Akash для ВС Индии

Совет по оборонным закупкам (DAC) под председательством министра обороны Индии Нирмалы Ситхараман обсудил и одобрил проекты закупки систем вооружения общей стоимостью 91 млрд. рупий ($1,25 млрд.).

В частности, одобрено приобретение в категории «Покупай индийское» двух полков зенитных ракетных комплексов Akash производства национальной компании Bharat Dynamics Limited.

В рамках данного проекта будут приобретены ЗРК с усовершенствованными ракетами – они оснащаются модернизированной ГСН в компактной конфигурации с уменьшенной сигнатурой.

Совет также одобрил программу разработки автономных дыхательных аппаратов (IUWBA) для экипажей танков T-90. Разработанный DRDO IUWBA будет применяться экипажами танков для спасения в экстренных ситуациях, возникающих при преодолении водных преград по дну. Также одобрено проектирование и разработка испытательного оборудования для системы управляемого оружия танков Т-90. Оборудование будет разработано DRDO.

 

На смену БМП-2

Минобороны Чехии намерено объявить тендер на поставку 210 гусеничных БМП. Запросы будут направлены четырем фирмам-производителям из Швеции, Испании и Германии, стоимость закупки составит около 50 млрд. крон (около 2 млрд. евро).

Как заявил министр обороны Чехии Лубомир Метнар, это – крупнейший оборонный заказ в истории республики.

Приглашения на участие в тендере получат шведское подразделение BAE Systems, испанская компания General Dynamics European Land Systems и две немецкие – Rheinmetall Landsysteme и Projekt System & Management (PSM, совместное предприятие Rheinmetall и Krauss-Maffei Wegmann).

О подробностях проекта пока ничего не известно, однако если судить по списку участников, то в тендере могут принять участие такие БМП, как шведская CV90 (BAE Systems АВ), австрийско-испанская ASCOD (General Dynamics European Land Systems), новейшая разработка Rheinmetall Landsysteme под обозначением Lynx и немецкая же Puma (PSM).

Новые гусеничные БМП должны заменить в армии Чехии машины BVP-2 (БМП-2), производившиеся в ЧССР по советской лицензии.

 

Рекордные показатели

Китайская государственная авиастроительная компания AVIC (Aviation Industry Corporation of China) объявила о рекордном экспорте в 2017 г., составившем 96,7 млрд. юаней ($14,1 млрд.), или 24% от общего годового объема продаж.

В 2011 г. AVIC заявляла, что ее экспортные продажи составили 43,1 млрд. юаней, к 2015 г. экспорт вырос до 75,3 млрд. юаней. Новый результат – на 27% больше, чем в 2015 г. Общий объем продаж AVIC в 2017 г. составил 403,5 млрд. юаней.

Международный бизнес AVIC в основном включает в себя продажи военных и коммерческих самолетов, развитие авиационной инфраструктуры и услуг, продукты и услуги в сфере безопасности полетов.

В сегменте продаж военных самолетов самыми популярными продуктами AVIC в последние годы были истребители JF-17 Thunder, УТС K-8 Karakorum и L-15, БЛА Wing Loong I и Wing Loong II, военно-транспортные самолеты MA-60, Y-8 и Y-12.

 

ВВС Тайваня готовятся принять на вооружение F-16V Viper

ВВС Тайваня планирует принять первую партию из четырех F-16V в течение ближайших шести месяцев. Тайвань станет первой страной, ВВС которой будут оснащены истребителями F-16V Viper.

В 1992 г. Тайвань заказал 150 истребителей F-16A/B block 20. В 2012 г. началась реализация программы модернизации 145 из этих машин до уровня F-16V – проект этой модификации был представлен компанией Lockheed Martin в том же году. Начальный контракт стоимостью $1,85 млрд. был подписан 1 октября 2012 г. Программа модификации предусматривает оснащение самолетов РЛС APG-83 с АФАР с электронным сканированием (AESA), центральным дисплеем 6x8 дюймов, модернизированным бортовым компьютером, системой спутниковой навигации, средствами радиоэлектронного противодействия, другим оборудованием и системами вооружения. В ноябре 2014 г. с Lockheed Martin было подписано соглашение стоимостью $271,815 млн. на установку всех комплектов модернизации к 31 мая 2022 г., в декабре подписан контракт стоимостью $308,26 млн. на поставку 144 РЛС APG-83 (к тому моменту один из F-16, предназначенный для модернизации, был потерян в результате авиакатастрофы).

ВВС Тайваня станут первыми эксплуатан-тами истребителей F-16V – самой совершенной на сегодняшний день версии самолета, разработка которого завершилась 40 лет назад. Предполагается, что F-16V будут обеспечивать защиту воздушного пространства Тайваня в течение следующих двух десятилетий.

 

Французские авиаторы получили новый танкер

ВВС Франции приняли первый из 12 запланированных к закупке многоцелевых транспортных самолетов-заправщиков A330-200 MRTT (Multi-Role Tanker Transport) производства компании Airbus Defence and Space.

Воздушный танкер прибыл в пункт постоянной дислокации – на 125-ю авиабазу «Истр-Ле-Тюб» ВВС Франции, расположенную на юге страны в районе Марселя.

Airbus Defence and Space была выбрана Министерством обороны Франции поставщиком 12 многоцелевых транспортов-заправщиков A-330 MRTT в ноябре 2014 г. Тогда же был подписан контракт на поставку первого самолета. Соглашение предусматривало разработку и сертификацию «французской» конфигурации A330 MRTT. A330-200 MRTT предназначены для замены 13 устаревших самолетов-заправщиков KC-135R и C-135FR производства Boeing, а также двух A340 и трех A310. Летные испытания первого A330-200 MRTT начались в сентябре 2017 г.

В сентябре 2018 г. министр Вооруженных Сил Франции Флоранс Парли приняла решение ускорить реализацию программы поставки самолетов A330-200 MRTT. Это позволит ВВС получить 12 машин к 2023 г. – на два года раньше запланированного срока. Кроме того, в последующие годы планируется увеличить численность парка A330-200 MRTT до 15 ед.