Новости. Сентябрь 2018
Индонезийская компания PT Pindad (Persero) намеревается принять участие в тендерах Филиппин и Бангладеш на закупку средних танков со своим Kaplan МТ (MMWT). Разработка машины, которую PT Pindad ведет совместно с турецкой FNSS Savunma Sistemleri, успешно завершается.

Kaplan МТ и «Спрут-СДМ1» выходят на рынок Юго-Восточной Азии

Индонезийская компания PT Pindad (Persero) намеревается принять участие в тендерах Филиппин и Бангладеш на закупку средних танков со своим Kaplan МТ (MMWT). Разработка машины, которую PT Pindad ведет совместно с турецкой FNSS Savunma Sistemleri, успешно завершается.

Начатый ВС Филиппин тендер предусматривает закупку 30 средних танков, Бангладеш – 100 танков. Как заявил директора PT Pindad Абрахам Моза, средний танк Kaplan МТ на текущий момент является передовой разработкой и не имеет конкурентов на мировом рынке в своем классе. В частности, машина, вооруженная 105-мм пушкой, намного легче конкурентов и лучше подходит для эксплуатации в регионе Юго-Восточной Азии, поскольку целенаправленно создавалась для успешного выполнения боевых задач в жарком влажном климате, на грунтах с невысокой несущей способностью.

Программа Modern Medium Weight Tank (MMWT, современный средний танк) реализуется на основе подписанного в ноябре 2014 г. между Турцией и Индонезией двустороннего межправительственного соглашения. Работы над проектом началась вскоре после подписания документа.

К 2017 г. были собраны два опытных образца и один корпус для взрывных испытаний. В настоящее время программа разработки находится на завершающей стадии. Компания PT Pindad объявила, что планирует приступить к серийному производству танка в 2019 г.

Средний танк Kaplan МТ построен на базе боевой машины пехоты Kaplan 30 компании FNSS, двигатель которой перенесен в кормовую часть. Машина весом около 35 т оснащена дизельным двигателем мощностью 711 л.с. (удельная мощность – 20 л.с./т). Расчетная максимальная скорость – до 70 км/ч. Вооружение – 105-мм нарезная пушка с автоматом заряжания в башне Cockerill компании CMI Defence.

Стоит напомнить также, что компания «Рособоронэкспорт» объ-явила о выводе на мировой рынок легкого плавающего танка «Спрут-СДМ1» производства концерна «Тракторные заводы». Как заявил генеральный директор Рособоронэкспорта Александр Михеев, «Спрут-СДМ1» – единственная в своем классе легкая плавающая боевая машина, обладающая огневой мощью основного боевого танка. Он может десантироваться с корабля, работать днем и ночью на непроходимой для другой подобной техники местности». Основное вооружение танка «Спрут-СДМ1» составляет гладкоствольная пушка калибром 125 мм и комплекс управляемого ракетного вооружения, предназначенный для поражения бронированных целей, в том числе оборудованных динамической защитой, на дальностях до 5 км. Александр Михеев сообщил, что «большой интерес к «Спруту-СДМ1» уже проявляет ряд государств Юго-Восточной Азии».

Можно предположить, что «Спрут-СДМ1» также примет участие в тендерах ВС Филиппин и Бангладеш.

 

Турция наращивает возможности БЛА Anka-S

В Турции успешно проведен испытательный пуск малоразмерного управляемого боеприпаса MAM-L с борта БЛА Anka-S.

Компания Turkish Aerospace Industries (TAI) заявила о завершении приемочных испытаний и передаче ВВС разработанного ею первого национального беспилотного авиационного комплекса Anka-S в феврале 2018 г. На текущий момент ВВС Турции поставлены шесть беспилотников этого типа, еще четыре планируется передать к концу 2018 г.

Комплекс с аппаратом Anka-S состоит из командного пункта и шести БЛА. Управление беспилотниками может осуществляться в том числе и через национальные спутники. БЛА оборудован полностью автоматическими системами взлета и посадки, полет может осуществляться по запрограммированным точкам маршрута, а в случае потери связи БЛА способен автономно выполнить посадку в заранее заданном месте. Anka-S предназначен для выполнения задач наблюдения, разведки, выдачи целеуказания, а после завершения интеграции на борт авиационных средств поражения – и для нанесения ударов по наземным целям.

Дальность поражения целей разработанным компанией Roketsan 22-кг боеприпасом с лазерным наведением MAM-L составляет 8-14 км.

 

Начались испытания нового турецкого вертолета

Турецкая компания Turkish Aerospace Industries (TAI) приступила к испытаниям опытного образца многоцелевого вертолета T625.

После ряда наземных испытаний вертолет поднялся в воздух и выполнил висение на небольшой высоте. Серийное производство T625 планируется начать в 2021 г.

Реализация проекта, направленного на обеспечение Вооруженных Сил, других силовых и гражданских структур Турции вертолетом национального производства, началась после подписания Секретариатом оборонной промышленности МО Турции (SSM) и TAI контракта в сентябре 2013 г. Первый прототип был построен компанией с использованием опыта, полученного при совместной с группой Leonardo разработке ударного вертолета T129.

Многоцелевой T625 представляет собой двухдвигательный вертолет 6-тонного класса, предназначенный для применения в сложных географических и метеорологических условиях. Вертолет спроектирован с использованием современных технологий, включая четырехосевой автопилот с двойным резервированием. Машина рассчитана на перевозку 12 пассажиров, экипаж – 2 человека. Большая кабина позволяет применять вертолет для различных задач, включая транспортировку грузов, перевозку VIP-персон, медицинскую эвакуацию и поисково-спасательные операции.

Фюзеляж, трансмиссия, пятилопастный несущий винт, шасси и автопилот произведены TAI. Авионика со стеклянной кабиной пилотов, включающей два широких сенсорных экрана (8x20 дюймов) и два дисплея с сенсорным экраном (8x10 дюймов) для ввода данных, также была спроектирована и произведена ASELSAN на территории Турции. Планируется, что вертолет будет оснащен двумя двигателями CTS800 мощностью 1373 л.с. каждый, разработанными компанией LHTEC (совместное предприятие Rolls-Royce и Honeywell).

Процесс гражданской сертификации вертолета будет выполнен Генеральным директоратом гражданской авиации Турции и Европейским агентством по безопасности полетов (EASA).

 

В Иране разработали новую ракету

Министр обороны Ирана Амир Хатами в рамках официальной церемонии представил новый вариант твердотопливной тактической баллистической ракеты «Фатех-110» (Fateh-110).

Новая ракета, получившая обозначение «Фатех Мобин» (Fateh Mobin), при общем сходстве с уже известными вариантами семейства «Фатех-110», оснащена носовым обтекателем, под которым, вероятно, смонтирована электронно-оптическая головка наведения. По информации иранских СМИ, «Фатех Мобин» оборудована новой системой наведения с «интеллектуальной» ГСН, обеспечивающей в любое время суток высокоточное поражение морских и наземных целей. Предположительно, она также способна преодолевать системы противоракетной обороны противника и выполнять задачу в сложной помеховой обстановке. Дальность поражения цели не раскрывается. Как заявлено, ракета уже успешно прошла испытания. При этом в репортаже иранского телеканала демонстрировался пуск «Фатех Мобин» и подразумевалось, что ракета оборудована ЭО ГСН для захвата цели на конечном участке полета.

По информации американского телеканала Fox News, который ссылается на официальные источники в США, в начале августа 2018 г. Корпус стражей исламской революции (КСИР) во время учений произвел первый за последний год испытательный пуск баллистической ракеты с базы КСИР в Бандар-и-Джаск в Оманском заливе. Дальность полета ракеты над Ормузским проливом перед падением на полигоне в пустыне превысила 160 км.

Иран уже обладает версией ракеты «Фатех-110» с ЭО ГСН, которая представляет собой противокорабельную ракету «Халидж Фарс» (Khalij Fars). Предположительно, данный боеприпас сможет поражать надводные корабли с большой инфракрасной сигнатурой, которые хорошо заметны на фоне воды. Тем не менее у экспертов имеются сомнения в эффективности применения боеприпаса в боевых условиях. Применить ракету с ЭО ГСН по наземным целям будет намного сложнее, поскольку головка будет функционировать в более сложной помеховой обстановке, создаваемой строениями с менее явной инфракрасной сигнатурой. «Фатех Мобин» может быть запрограммирована на наведение на цель с максимальной ИК сигнатурой или использовать корреляционный алгоритм обработки получаемой информации, сравнивая ее с размещенными в базе данных изображениями для идентификации заданной цели.

 

BrahMos для Филиппин и ОАЭ?

Совместное индийско-российское предприятие BrahMos Aerospace предложило поставить Корпусу морской пехоты Филиппин береговой ракетный комплекс (БРК) c ракетой BrahMos.

Проект приобретения БРК для Корпуса морской пехоты SBASMS (Shore-Based Anti-Ship Missile System) планируется реализовать на втором этапе «Программы модернизации ВС Филиппин» («Второй Горизонт»), запланированном на 2018-2022 гг. В соответствии с опубликованными документами фазы «Второй Горизонт», должны быть закуплены около семи батарей подвижных береговых противокорабельных ракетных систем стоимостью около $350 млн. Возможны внесения изменений в бюджет по мере необходимости.

Как сообщается в филиппинских СМИ, представители BrahMos Aerospace уже несколько раз посетили Филиппины с целью разъяснения предложения по использованию комплекса BrahMos в проекте SBASMS.

Как подтвердил в интервью РИА «Новости» директор ФСВТС России Дмитрий Шугаев, вопрос о поставках продукции компании BrahMos третьим странам стоит на повестке дня. При этом один из потенциальных клиентов на приобретение российско-индийских ракет – Объединенные Арабские Эмираты, но твердой заявки от ОАЭ на BrahMos пока не поступало.

В целом, по словам Дмитрия Шугаев, у России немало направлений диалога в сфере военно-технического сотрудничества с ОАЭ: «На сегодняшний день по всем направлениям идет переговорный процесс. Это касается авиации и сухопутных вооружений».

Совместное российско-индийское предприятие BrahMos Aerospace было создано в 1998 г. компанией «НПО машиностроения» и Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) Министерства обороны Индии.

 

Турция получила американские вертолеты, несмотря на охлаждение отношений

ВС Турции приступили к приемке второй партии вертолетов CH-47F Chinook – несмотря на обострение отношений с США и инициированный американскими законодателями запрет на поставки истребителей F-35.

По информации Директората оборонной промышленности SSB (ранее –Секретариат оборонной промышленности, SSM), первый из пяти вертолетов CH-47F второй партии был передан ВС Турции 25 августа. Таким образом, на вооружении ВС Турции теперь имеется семь новых вертолетов CH-47F Chinook.

В декабре 2009 г. Агентство по сотрудничеству в сфере безопасности МО США (DSCA) уведомило Конгресс о возможной продаже Турции в рамках программы «Иностранные военные продажи» 14 транспортных вертолетов CH-47F стоимостью $1,2 млрд. В июне 2010 г. было заявлено, что Конгресс одобрил продажу, однако из-за отсутствия достаточных финансовых средств руководство Турции перенесло сроки закупки.

Контракт на поставку шести вертолетов стоимостью $400 млн. был подписан с компанией Boeing в 2011 г. Данные машины ВС Турции получили с июля по декабрь 2016 г. Позднее было заключено соглашение на поставку еще пяти бортов, которые должны быть переданы заказчику в 2018 г.

 

Помощь от Вашингтона

США передали ВС Украины две РЛС контрбатарейной борьбы AN/TPQ-36 Firefinder на шасси HMMWV. В мероприятии передачи приняли участие посол США в Киеве Мари Йованович и начальник генерального штаба ВС Украины Виктор Муженко. По заявлению посла, с учетом этих двух станций, США уже передали Украине в общей сложности 11 РЛС AN/TPQ-36.

AN/TPQ-36 представляет собой возимую на прицепе мобильную РЛС с фазированной решеткой, способную в течение нескольких секунд в автоматизированном режиме идентифицировать и определить координаты позиций артиллерии, ракетных установок и минометов противника с первого выстрела. Максимальная дальность обнаружения целей – 24 км, сектор обнаружения по азимуту – 90 град. Эффективная дальность обнаружения позиций артиллерии – 18 км, РСЗО – 24 км. РЛС позволяет одновременно отслеживать до 99 целей. Время развертывания на позиции расчетом из пяти человек – 15 мин.

Всего с 2014 г. Украина получила от США техническую и гуманитарную помощь на сумму около $250 млн., включая медицинское оборудование, приборы ночного видения, автомобили, радиостанции, GPS навигаторы, программное обеспечение, лазерные системы имитации боевых действий, более трех десятков РЛС контрбатарейной борьбы. В их числе – 20 легких РЛС обнаружения минометных позиций AN/TPQ-48A LCMR, две из которых ополчение ДНР захватило в качестве трофеев в ходе боев за Дебальцево в феврале 2015 г.

 

Индия выпустила «запрос на приобретение» Ка-226Т

В российско-индийском проекте по организации производства вертолетов Ка-226Т в Индии наметился прогресс после некоторых задержек. Министерство обороны Индии выпустило «запрос на приобретение» (Request for Procurement) 200 вертолетов Ка-226.

По словам заместителя командующего ВВС Индии маршала авиации Р. Намбиара, первые машины планируется ввести в эксплуатацию через три года.

В соответствии с «Процедурой закупки продукции оборонного назначения 2016» (DPP-2016), теперь российско-индийское СП должно представить подробную информацию о ценах и других деталях проекта, после чего будут проведены переговоры по заключению контракта.

В начале мая 2018 г. МО Индии выпустило окончательную версию «запроса о предложениях» (Request for Proposal) в рамках проекта производства 200 легких вертолетов Ка-226Т. Запрос предполагал, что согласно подписанному в 2015 г. соглашению о сотрудничестве, «Вертолеты России» совместно с «Рособоронэкспортом» организуют поставку в Индию и локализацию производства Ка-226Т и его модификаций в количестве 200 ед., при этом не менее 140 ед. из них должны быть произведены на мощностях СП в Индии. Стоимость произведенных в России вертолетов оценивается в 21 млрд. рупий (около $310 млн.), стоимость лицензионного производства – около 50 млрд. рупий ($735 млн.).

На первом этапе будут переданы необходимые компоненты и технологии для организации производства в Индии, затем начнется производство компонентов из поставляемых материалов для сборки вертолетов, и, наконец, будет организовано полное производство Ка-226Т в Индии. Уровень локализации производства компонентов, как ожидается, составит 70%. Для Сухопутных войск будет произведено 135 вертолетов, для ВВС – 65, из них 44 и 16 Ка-226Т соответственно Индия получит в готовом виде.

Cовместное предприятие по производству Ка-226 было создано в мае 2017 г. компаниями Hindustan Aeronautics Limited (50,5%) и «Вертолеты России» (49,5%) при участии ГК «Ростех» и АО «Рособоронэкспорт».

 

Ил-76МД-90А должен стать бестселлером на рынке транспортных самолетов

«Мы рассчитываем, что Ил-76МД-90А станет бестселлером рынка, так же, как в свое время его предшественник Ил-76, около 1000 единиц которого были поставлены в десятки стран мира. Уже сейчас мы прорабатываем заявки от ряда потенциальных заказчиков», – заявил главный конструктор объединенной дирекции программ Ил-76 Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина Андрей Юрасов.

По его словам, ПАО «Ил» уже получило положительное предварительное заключение Минобороны России по результатам летных испытаний тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. По факту эксплуатации первой установочной партии и в условиях новых задач, стоящих перед ВКС РФ, Министерством обороны были выставлены дополнительные требования к облику машины. «В производстве уже находятся первые образцы Ил-76МД-90А, которые построены по обновленным требованиям заказчика – Минобороны России», – сказал Андрей Юрасов.

На борту самолета стоит новейший навигационно-пилотажный комплекс, новая спутниковая система, современный комплекс связи, бортовой комплекс обороны, повышена точность навигации. Также были расширены возможности системы автоматического управления для обеспечения посадки по II категории.

«Полученное ПАО «Ил» заключение дает возможность говорить о производстве и эксплуатации данного самолета для госзаказчиков», – отметил главный конструктор, подчеркнув, что «это большой шаг к началу массового серийного производства».

Основной этап программы государственных испытаний (ГСИ) в настоящее время активно продолжается, планируется, что они завершатся в 2020-2021 гг.

 

Япония купит Aegis Ashore

Минобороны Японии намерено в рамках военного бюджета на 2019 ф.г. запросить рекордную сумму – более 5,3 трлн. иен ($48,15 млрд.).

Это более чем на 100 млрд. иен ($908,5 млн.) превышает бюджет 2018 ф.г. Столь резкое увеличение военных расходов эксперты связывают с планами по закупке в США противоракетной системы наземного базирования Aegis Ashore.

В 2018 г. японское правительство выделило 700 млн. иен Силам самообороны для изучения геологических особенностей и определения потенциальных мест дислокации двух систем ПРО Aegis Ashore. Как теперь стало известно, планируется развернуть батареи Aegis Ashore в префектурах Акита и Ямагути на фоне неопределенностей в отношении ядерных и ракетных программ Северной Кореи и наращивания военного потенциала Китая. Ожидается, что покупка двух современных РЛС обойдется японскому бюджету в 267,9 млрд. иен ($2,43 млрд.).

Бюджет Министерства обороны Японии на 2018 ф.г., который начался в апреле, составил 5,19 трлн. иен, показав рост шестой год подряд.

 

В Индии одобрен крупный пакет военных программ

Комитет по оборонным закупкам Минобороны Индии одобрил приобретение вооружений для Сухопутных войск и ВМС страны на сумму 460 млрд. рупий ($6,73 млрд.).

В частности, дан зеленый свет приобретению 111 многоцелевых вертолетов для флота стоимостью более 210 млрд. рупий. Это первый проект, который будет реализован по модели стратегического партнерства, продвигаемой в рамках политики индийского правительства Make in India. Модель стратегического партнерства предусматривает производство конечного продукта на территории Индии предприятием-стратегическим партнером, которое получает от иностранной компании-разработчика необходимые технологии и создавает в стране новые производственные мощности. Данная модель в перспективе должна вывести Индию в группу ведущих производителей ПВН.

Командование ВМС Индии планирует, что двухдвигательные вертолеты 5-тонного класса, построенные по программе Naval Utility Helicopter (NUH), заменят устаревшие однодвигательные Chetak (лицензионная версия Alouette III компании Aerospatiale). Предполагается, что первые 16 вертолетов будут поставлены разработчиком, а остальные – собраны в Индии местным стратегическим партнером зарубежного производителя. Возможные участники тендера – NHIndustries с NH 90, Airbus Helicopters с Super Puma, Mitsubishi H-60 и Agusta Westland с AW101. Россия также планирует принять участие в этом конкурсе с вертолетом Ка-226Т.

Совет одобрил и несколько других предложений стоимостью 248,79 млрд. рупий, включая закупку 150 ед. 155-мм усовершенствованных буксируемых орудий ATAGS (Advanced Towed Artillery Gun System) стоимостью 33,65 млрд. рупий, разработанных DRDO.

Для повышения возможностей ВМС также была одобрена закупка 24 многоцелевых вертолетов, оснащенных средствами противолодочной борьбы, для размещения на авианосцах, эсминцах, фрегатах и корветах. Кроме того, совет одобрил приобретение для ВМС 14 корабельных ЗРК вертикального пуска. Как заявлено, 10 из них будут национальной разработки.

 

Сербия получила два модернизированных МиГ-29

ВВС Сербии приняли на вооружение первые два истребителя МиГ-29, которые были поставлены в рамках соглашения с Российской Федерацией. В посвященном данному событию официальном мероприятии на авиабазе Батайница приняли участие президент Сербии Александр Вучич, министр обороны Александр Вулин, другие официальные лица.

На текущий момент комплексную модернизацию полностью прошли первые два из шести поставленных РФ самолетов. Согласованный Белградом и Москвой пакет поставки ВВТ ВС Сербии оценивается в сумму 185 млн. евро. В него включена безвозмездная передача шести истребителей МиГ-29 (сербская сторона оплачивает только работы по их ремонту и модернизации), авиационного вооружения и комплектующих, в том числе запасных двигателей, инструмента и другого сопутствующего оборудования для эксплуатации истребителей в течение следующих 15 лет. В стоимость договора включены строительство ангара и укладка нового покрытия на взлетно-посадочной полосе авиабазы. Финансирование доставки самолетов также обеспечила российская сторона.

Работы по капитальному ремонту и модернизации МиГ-29 проводятся на военном авиаремонтном заводе Moma Stanojlovic в Батайнице при участии российских специалистов. Процедуру модернизации должны пройти четыре состоящих на вооружении ВВС Сербии самолета (три одноместных МиГ-29B и один двухместный МиГ-29УБ) и шесть истребителей, которые безвозмездно переданы Россией (один МиГ-29A, три МиГ-29С и два МиГ-29УБ). По заявлению Александра Вучича, отремонтированные МиГ-29 должны быть названы в честь сербских летчиков и других героев, погибших во время агрессии НАТО в 1999 г.