Су-57: начинается серийное производство
Проект создания самолета пятого поколения Су-57 представляет собой нечто большее, чем просто разработка очередного нового истребителя

Министерство обороны Российской Федерации и Объединенная авиастроительная корпорация на форуме «Армия-2018» заключили контракт на поставку первых серийных истребителей пятого поколения Су-57. Подписи под соответствующим документом поставили заместитель главы военного ведомства Алексей Криворучко и президент ОАК Юрий Слюсарь.

Илья КЕДРОВ

«Первый серийный самолет Су-57 поступит в ВКС в 2019 году. С учетом полученных результатов испытаний, в том числе положительной проверки авиационного комплекса в Сирии, Минобороны России уже в ближайшей перспективе планирует получить 15 серийных машин», – сообщил по итогам церемонии подписания Алексей Криворучко.

Это, безусловно, значимый рубеж в российской программе создания истребителя пятого поколения. И хотя официально испытания Су-57 еще не окончены (а, как показывает опыт, в частности, история создания Су-35, акты о завершении госиспытаний и принятии самолета на вооружение могут быть подписаны уже после того, как первые строевые авиачасти ВКС начали эксплуатацию машины), начало производства серийных самолетов вводит Россию в суперэлитный клуб обладателей самолетов пятого поколения, состоящий на сегодняшний день всего из двух членов – США и КНР. При этом если Соединенные Штаты являются единственным полноценным членом клуба с двумя образцами авиатехники пятого поколения: F-22 и F-35А/В, принятыми на вооружение в 2005 г. и 2015 г. соответственно, то Китай – пока только условным. Несколько истребителей J-20 хоть и поступили на вооружение ВВС НОАК, но эксплуатируются в опытном режиме.

Подписание серийного контракта всего на два самолета свидетельствует о том, что Министерство обороны России пока не торопится насыщать ВКС истребителями пятого поколения. Во-первых, двигателестроителям еще предстоит завершить процесс создания двигателя второго этапа для ПАК ФА, без которого эту программу нельзя считать завершенной.

Во-вторых, как заявил недавно Юрий Борисов, России нет смысла форсировать работы по массовому производству самолета пятого поколения, поскольку Су-35 считается одним из лучших самолетов в мире и вполне может конкурировать практически со всеми зарубежными истребителями. Действительно, массовое производство Су-57 и их закупка для ВКС РФ, по всей видимости, произойдет в рамках следующей Госпрограммы вооружения – то есть после 2027 г.

Программа создания Су-57 никогда не отличалась особой открытостью, а в последние пару лет в силу усиления режима секретности вокруг деятельности российского ОПК информации по самолету пятого поколения поступает совсем мало. Попробуем аккумулировать эти данные.

В начале 2018 г. Юрий Борисов, тогда в ранге заместителя министра обороны, заявил, что первый этап государственных испытаний Су-57 завершен и ВКС России приступают к опытно-боевой эксплуатации истребителей пятого поколения.

Еще летом 2016 г. Юрий Борисов говорил, что при испытаниях ПАК ФА тестируются в первую очередь радиоэлектронное оборудование и различные средства поражения. Это подтверждают и фотографии споттеров, на которых на внешней подвеске нового истребителя просматриваются различные комбинации авиационных управляемых ракет и даже свободнопадающих бомб калибра 250 кг, а также дополнительного оборудования, в частности, системы целеуказания контейнерного типа. В конце мая – начале июня 2016 г. ПАК ФА был замечен в воздухе на полигоне на мысе Чауда в районе Феодосии, где в это время проходил всероссийский этап конкурса «Авиадартс-2016», в котором ПАК ФА, однако, не участвовали. Как тогда же заявил главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев, полигон предназначен для отработки применения авиационных средств поражения новыми типами самолетов и вертолетов. В конце января 2018 г. генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов заявил ТАСС, что начались полеты Су-57 с авиационными средствами поражения нового поколения, предназначенными как для внутрифюзеляжной, так и для внешней подвески. По его словам, вскоре начнутся испытательные пуски новых ракет, созданных в ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка, ГосМКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова и на головном предприятии корпорации. А в феврале пара Су-57 была переброшена на авиабазу Хмеймим. В сирийском небе, как сообщил министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу, для оценки в боевой обстановке заявленных возможностей разрабатываемой военной техники с борта Су-57 были проведены практические пуски перспективных многоцелевых крылатых ракет оперативно-тактического назначения. Судя по представленному МО РФ видеоряду, речь шла о крылатой ракете Х-59МК2, разработанной ГосМКБ «Радуга» имени А.Я. Березняка.

Боевые самолеты четвертого и пятого поколений еще довольно долго будут сосуществовать в боевом строю ВКС РФ.

В начале 2017 г. ОАК распространила информацию о том, что компания «Сухой» приступила к летным испытаниям принципиально новой вычислительной системы самолета Су-57. Новая система – в разы надежнее и мощнее предыдущей, и впервые все проектирование и разработку в современной истории военной российской авиации ее выполнила самолетная фирма. По словам Дмитрия Грибова, главного конструктора компании «Сухой» и директора дирекции интеграции КБО, новейшая платформа приходит на смену спроектированной еще в 2004 г. вычислительной системе на базе БЦВМ «Багет». Работы по созданию новой системы – интегрированной модульной авионики боевых комплексов (ИМА БК) – велись в течение четырех лет. Вычислительная система создана на базе отечественных многоядерных микропроцессоров и новой, отечественной же, операционной системы реального времени.

В интегрированной структуре бортового оборудования  Су-57 на центральный компьютер возлагаются функции управления системами самолета, применения вооружения, обороны и многорежимная интеллектуальная поддержка пилота. Центральный компьютер, который одновременно выполняет роль и электронного пилота, и электронного штурмана, и электронного бортинженера, в реальном времени решает задачи по автоматическому распознаванию и определению наиболее опасных целей, построению наиболее оптимального маршрута, оптимальному решению задач применения оружия и обороны самолета, а также реконфигурации систем при отказах. Новая система управления берет на себя управление почти всеми ключевыми приборами самолета – локатором, системой навигации и связи, в предыдущей версии самолета для расчета функций каждой системы использовался свой вычислитель.

Объем его бортового программного обеспечения уже превысил 4 млн. строк кода, а предстоит еще дополнительно внедрить ряд сложных функциональных режимов управления ЛА и комплексной обработки информации. По словам Дмитрия Грибова, «мы впервые пошли не по пути воспроизводства уже реализованных другими разработчиками решений, а заложили перспективную архитектуру, которую и далее будем развивать в сторону «сетевого борта», последовательно модернизируя бортовые системы и комплексы. Многоядерность дает нам почти неограниченные возможности по проектированию отказоустойчивых конфигураций оборудования, экономя при этом на весе, энергопотреблении и стоимости аппаратуры».

Обмен данными производится по волоконно-оптическим каналам. Сетевая структура комплекса повышает надежность работы всех приборов – при сбое какого-либо вычислителя происходит автоматическое переключение систем на другой блок, а использование централизованного процессора позволило почти в два раза снизить вес прибора. Производительность БЦВМ увеличилась более чем в десять раз, отказобезопасность повысилась более чем в четыре раза.

Важнейшим элементом БРЭО современного самолета является радиолокатор. Как известно, на ПАК ФА их несколько. Как ранее заявлял генеральный директор НИИП им. В.В. Тихомирова Юрий Белый, радиоэлектронная система ПАК ФА будет радикально отличаться от авиационной бортовой РЛС в традиционном понимании. Помимо РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) переднего обзора X-диапазона, ПАК ФА получит РЛС с АФАР бокового обзора (также X-диапазона) и АФАР L-диапазона, расположенные в отклоняемых носках крыла. Одной из функций таких разнесенных по разным участкам планера РЛС является повышение возможностей ПАК ФА по обнаружению самолетов противника, построенных по технологиям «стелс». Впервые радиолокационный комплекс пятого поколения был установлен на третий прототип Су-57, летные испытания которого начались в августе 2012 г.

Проект создания самолета пятого поколения Су-57 (ПАК ФА, Т-50) представляет собой нечто большее, чем просто разработка очередного нового истребителя. В то время как в 1990-х гг., стремясь выжить в условиях глобального обвала госзаказа, большинство авиационных предприятий работали главным образом на экспорт, коллективу создателей ПАК ФА удалось сохранить имеющийся опыт и развить авиационную и смежные отрасли промышленности внутри страны. Разработчикам пришлось  работать на опережение, помогая восстанавливать и двигать вперед ключевые направления промышленности – радиоэлектронную, металлургическую, химическую. К примеру, благодаря внедрению информационных технологий с самых ранних этапов разработки проекта ПАК ФА, стало возможным исследование различных аэродинамических компоновок, проведение точнейших расчетов статической и динамической прочности, газодинамики воздухозаборников двигателей, моделирование применения вооружения, протекания сложных динамических процессов и исследование характеристик малой радиолокационной заметности.  До работы над ПАК ФА в авиационной промышленности на это тратились годы испытаний в аэродинамических трубах, на стендах и летных образцах-демонстраторах технологий. Электронное проектирование позволило сократить сроки и затраты постройки самолета. Результаты такого подхода продолжают сказываться и сейчас. Известно, что, не дожидаясь полного завершения проекта создания Су-57, началось создание боевого самолета нового, шестого поколения. При этом технологии, наработанные при создании боевых самолетов, помогают в разработке новых гражданских самолетов (стоит напомнить, что первый постсоветский лайнер – Sukhoi Superjet 100 разработан именно компанией «Сухой», ранее никогда не занимавшейся пассажирской тематикой), перетекают в другие высокотехнологичные отрасли промышленности. Недаром руководство страны в настоящее время позиционирует отечественный оборонно-промышленный комплекс в качестве локомотива всего промышленного развития России.