Новости. Январь 2018
Компания Boeing впервые опубликовала фотографию БЛА, который она предлагает в рамках проводимого ВМС США тендера на поставку палубного беспилотного аппарата-топливозаправщика (UCAAS) MQ-25 Stingray.

Палубный беспилотный топливозаправщик для ВМС США

Компания Boeing впервые опубликовала фотографию БЛА, который она предлагает в рамках проводимого ВМС США тендера на поставку палубного беспилотного аппарата-топливозаправщика (UCAAS) MQ-25 Stingray.

Судя по изображению, БЛА, вероятно, выполнен по классической самолетной схеме с утолщенным крылом и двумя килями с большим углом развала.

В начале 2016 г. командование ВМС США приняло решение отказаться от реализации программы разработки базирующегося на борту атомного авианосца ударно-разведывательного БЛА UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike) и принять на вооружение беспилотный топливозаправщик авианосного базирования CBARS (Carrier Based Aerial Refueling System), обладающий возможностями ведения разведки.

БЛА MQ-25 не будет нести вооружение и обладать малозаметностью. В настоящее время для дозаправки в воздухе ВМС США применяют часть ударных самолетов F/A-18 Super Hornet. Поставка специализированного заправщика освободит эти самолеты от несвойственных им функций, расширит радиус действия F/A-18, истребителей F-35 и самолетов РЭБ EA-18G Growler.

Аппарат CBARS должен иметь возможность взлета с помощью катапульты и посадки на аэрофинишер. В конкурсе ВМС США на создание БЛА этого типа в настоящее время принимают участие компании Boeing, General Atomics Aeronautical Systems (GA-ASI) и Lockheed Martin.

Заключение контракта с победителем тендера на реализацию этапа конструирования и разработки технологии серийного производства (EMD) БЛА запланировано на 2018 г., а достижение системой начальной готовности к боевому применению – на середину 2020 г. ВМС запросили $222 млн. на финансирование программы MQ-25 в 2018 ф.г. и рассчитывают получить еще $2,4 млрд. в рамках программы до 2022 ф.г.

 

Литва получила учебные ББМ Boxer

Министерство национальной обороны Литвы объявило о прибытии 15 декабря 2017 г. в страну первых двух учебных бронемашин Vilkas (литовское обозначение германской ББМ Boxer).

Учебные бронемашины не оснащены вооружением и рядом других систем, которыми оборудуются боевые машины.

Всего Литва должна получить три учебных и 88 боевых многоцелевых ББМ Boxer с колесной формулой 8х8 в адаптированной версии. Соответствующий контракт стоимостью 385,6 млн. евро был заключен в августе 2016 г. между совместным предприятием ARTEC (сформировано компаниями Rheinmetall и Krauss-Maffei Wegmann) и европейской межправительственной Организацией по сотрудничеству в области закупки вооружений (OCCAR), действовавшей в интересах ВС Литвы. Литва стала третьим покупателем ББМ Boxer после Германии и Нидерландов. Контракт с Литвой увеличил общее количество заказанных бронемашин Boxer почти до 700 ед.

Предполагается, что первые боевые машины будут доставлены в Литву в начале 2019 г. Полностью поставка ББМ в четырех версиях будет выполнена к 2021 г. Они поступят на вооружение двух батальонов механизированной пехотной бригады «Железный Волк».

 

Какой истребитель выберет Испания?

Концерн Airbus рассчитывает, что Испания в ближайшее время примет окончательное решение об участии Мадрида в совместной с Францией и Германией программе разработки истребителя нового поколения FCAS (Future Combat Air System).

Как заявил директор по военной авиации Airbus Альберто Гутьеррес, Париж и Берлин в середине 2017 г. представили Испании развернутые предложения по участию в проекте FCAS. Мадрид, по его словам, должен принять окончательное решение в течение нескольких месяцев.

Альберто Гутьеррес напомнил, что ВВС Испании к середине следующего десятилетия придется начать замену парка истребителей F/A-18. С похожей ситуацией также столкнутся французские и немецкие ВВС – им предстоит заменить самолеты Mirage и Tornado соответственно.

 

По законам недобросовестной конкуренции

У России и Индии нет противоречий по вопросам ВТС, заявил в интервью РИА «Новости» посол Индии в России Панкадж Саран.

«Наше сотрудничество основано на полном взаимопонимании, имеет долгую историю успеха, и у нас очень тесный диалог с Москвой по этому вопросу. Мы уверены, что военно-техническое сотрудничество будет и далее продолжено в этом же ключе», – отметил Панкадж Саран.

Негативные публикации в СМИ о российско-индийском ВТС «инспирированы заинтересованными сторонами», – подчеркнул Панкадж Саран.

Посол отметил, что сейчас сотрудничество Нью-Дели с российскими партнерами концентрируется больше на том, чтобы с использованием российских технологий производить продукцию на территории Индии. По его словам, «одним из таких успешных проектов стало совместное производство ракет «БраМос». У нас есть другие проекты, которые сейчас обсуждаются, и планируется, что все они будут осуществляться через правительственную программу Make in India. Эти проекты активно развиваются».

 

Две эскадрильи Су-30МКИ вооружат крылатыми ракетами «БраМос-А»

В Индии началось переоборудование 40 истребителей Су-30МКИ для применения крылатых ракет воздушного базирования «БраМос-А».

Как ожидается, компания Hindustan Aeronautics Ltd (HAL), которая выполнила соответствующие работы по модификации первых двух Су-30МКИ, завершит проект к 2020 г. Всего ВВС планируют оснастить ракетами «БраМос-А» 42 истребителя

Су-30МКИ (две эскадрильи). Министерство обороны Индии 22 ноября объявило о проведении первых боевых стрельб с применением сверхзвуковой крылатой ракеты «БраМос-А» воздушного базирования с борта истребителя Су-30МКИ. Ракета поразила назначенную морскую мишень в Бенгальском заливе.

Ранее сообщалось, что ВВС Индии подписали контракт стоимостью 65,16 млрд. рупий ($648 млн.) с индийско-российским совместным предприятием BrahMos Aerospace на закупку «БраМос-А».

 

Катар все-таки купил F-15…

Пентагон объявил о подписании командованием ВВС США с компанией Boeing первого контракта на поставку Катару 36 новых самолетов F-15QA (Qatar Advanced) стоимостью $6,17 млрд.

Завершение поставок первой партии новых истребителей в эту страну намечено на 30 декабря 2022 г.

В ноябре 2016 г. Государственный департамент США одобрил потенциальную поставку Катару в рамках программы «Иностранные военные продажи» до 72 многоцелевых истребителей F-15QA, а также связанных с контрактом вооружений, услуг обучения и материально-технического обеспечения общей стоимость $21,1 млрд.

В 2015 г. ввиду затянувшейся процедуры согласования продажи американских истребителей, МО Катара подписало с французской компанией Dassault Aviation контракт на поставку 24 истребителей Rafale, а 7 декабря 2017 г. Катар реализовал опцион на поставку 12 дополнительных французских самолетов. Компания BAE Systems 10 декабря 2017 г. заключила с правительством Катара контракт стоимостью 5 млрд. фунтов стерлингов (около $8 млрд.) на 24 истребителя Typhoon. Данные закупки закономерно привели к сокращению наполовину заказа на F-15QA.

Если все эти программы будут реализованы в полном объеме, парк боевых самолетов ВВС Катара увеличится с 12 устаревших Mirage 2000 до 96 современных многоцелевых боевых самолетов.

 

…и китайские ОТРК

В ходе военного парада в Дохе, посвященного празднованию Национального дня Катара, впервые был продемонстрирован принятый на вооружение этого ближневосточного государства оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) SY400 китайского производства.

Он продвигается на экспорт китайской корпорацией CPMIEC (China National Precision Machinery Import & Export Corporation).

На самоходной пусковой установке комплекса, получившего обозначение «единая платформа для пуска управляемых и неуправляемых ракет» (Joint Attack Rocket & Missile systems – JARM), размещаются два транспортно-пусковых контейнера, в каждом из которых может находиться либо одна 600-мм ОТР BP-12A, либо четыре 400-мм реактивных снаряда (РС) SY400. Пуск ракет осуществляется вертикально.

В видеорепортаже с мероприятия внимание на ОТРК не акцентировалось, однако судя по размещенным в СМИ фотографиям с репетиции парада, пусковая установка была оснащена контейнерами с одним боеприпасом. Заявленная максимальная дальность стрельбы ракеты BP-12A – 280 км, что не превышает лимита в 300 км, установленного Режимом контроля за ракетными технологиями, но, по мнению экспертов, реально она может составлять до 400 км. ОТР оснащается БЧ различных типов, включая осколочно-фугасную, осколочно-фугасную зажигательную, объемно-детонирующую, осколочно-фугасную кассетную и бронебойную кассетную.

Дальность стрельбы РС SY400 с 300-кг боевой частью составляет 80-150 км. При применении более легкой боевой части дальность возрастает до 200 км.

 

Румыния оплатила первую батарею ЗРК Patriot

Как заявил министр обороны Румынии Михай Фифор, правительство страны внесло первый взнос за поставку первой батареи ЗРК Patriot.

Парламент Румынии одобрил предложенный правительством страны законопроект о приобретении ЗРК Patriot в ноябре 2017 г. Полная стоимость семи батарей составит $4,64 млрд., стоимость первой батареи – $910,1 млн. Поставки планируется начать в 2019 г. Четыре батареи получат ВВС Румынии, три – Сухопутные войска. Полной готовности к применению по назначению комплексы достигнут в начале 2020 г.

Одобренный 14 декабря 2017 г. комитетом по бюджету и финансам парламента Румынии бюджет на 2018 г. предусматривает выделение Министерству обороны 18,16 млрд. лей (3,9 млрд. евро), что на 11,3% превышает показатель 2017 г. При этом расходы Румынии на оборону в 2018 г. впервые достигнут 2% ВВП, как того требует НАТО.

 

Канадский тендер обойдется без компании Boeing

Правительство Канады официально объявило о намерении провести тендер с целью покупки 88 истребителей для замены состоящих на вооружении ВВС страны CF-18 Hornet (F/A-18) компании Boeing. Стоимость контракта с победителем конкурса составит до $14,8 млрд.

Официальные запросы об информации должны быть направлены до конца февраля 2018 г., выбрать победителя конкурса планируется в начале 2022 г. Ожидается, что первый самолет нового поколения будет поставлен ВВС Канады к 2025 г.

Одновременно были обновлены требования к новому самолету для замены CF-18. Разработанное несколько лет назад ТТЗ фактически исключало все варианты, кроме F-35 Lightning II. Сейчас задание изменено для обеспечения открытого конкурса. В частности, из числа обязательных требований исключено обеспечение малозаметности.

Предложения претендентов планируется оценивать с учетом технических характеристик, стоимости продажи, а также соответствия политике Канады, которая предусматривает обеспечение максимальных экономических преимуществ для национальных производителей и вовлечение их в процесс производства. Победитель должен будет реализовать сопутствующую офсетную программу на сумму, равную стоимости поставочного контракта.

Кроме того, Канадская служба государственных услуг и закупок (PSPC) впервые заявила о намерении оценить «деловую репутацию» участников торгов. При этом нанесение любым претендентом ущерба канадским экономическим интересам будет отнесено к негативным факторам. Нетрудно догадаться, что данное решение напрямую касается иска Boeing к канадской компании Bombardier (в апреле 2017 г. американская корпорация подала жалобу в Министерство торговли США, обвиняя ее в получении незаконных субсидий от регионального правительства Квебека и демпинге при продаже в США по сниженным ценам самолетов «C»-серии). Таким образом, маловероятно, что компания Boeing будет выбрана победителем тендера, если продолжит судебный процесс против Bombardier. Кроме того, подобные действия ставят под угрозу другие потенциальные закупки самолетов у американского производителя, к примеру, в рамках замены заправщиков Airbus CC-150 Polaris (A310-300) и разведывательных самолетов CP-140 Aurora (P-3 Orion).

В качестве временной меры до закупки новых истребителей правительство Канады намерено приобрести 18 F/A-18 и сопутствующие запасные части в Австралии. Это решение принято вместо ранее планировавшейся покупки новых F/A-18E/F Super Hornet компании Boeing. Австралийские «Хорнеты» позволят Канаде обеспечить выполнение своих обязательств перед НАТО и в рамках объединенной системы аэрокосмической обороны США и Канады NORAD (North American Aerospace Defense Command).

 

Ожидается подписание контракта с Индией на поставку С-400

Контракт между Россией и Индией на поставку ЗРС С-400 «Триумф» в скором времени будет подписан, заявил в интервью индийскому информационному агентству PTI директор по международному сотрудничеству и региональной политике госкорпорации «Ростех» Виктор Кладов. По его словам, переговоры по этому вопросу находятся на очень продвинутом этапе.

Виктор Кладов сказал, что в настоящее время стороны обсуждают точное количество систем, которые приобретет Индия, и технические детали будущего соглашения. «Это очень сложная система, необходимо изучить множество технических деталей», – подчеркнул он. Также предметом переговоров являются такие вопросы, как цена ЗРС, передача технологий индийской стороне, создание центров управления и контроля, обучение персонала. «Даже если мы поставим С-400 прямо сейчас, вы не сможете ее использовать, так как потребуется не менее двух лет для подготовки специалистов», – сказал Виктор Кладов корреспонденту PTI.

По его словам, команды двух стран работают очень интенсивно, и как только контракт будет готов, он будет подписан.

 

Украина саботировала ремонт болгарских МиГ-29

«Укроборонпром» от имени госкомпании «Укринмаш», входящей в структуру этого холдинга, 19 декабря 2017 г. подал жалобу в болгарскую Комиссию по защите конкуренции (КЗК), выразив свое несогласие с решением Минобороны Болгарии от 6 декабря 2017 г. на обслуживание истребителей МиГ-29.

В соответствии с этим решением, РСК «МиГ» должна была обеспечить поддержку 15 МиГ-29 в течение четырех лет на сумму 82 млн. левов. Министерство обороны Болгарии выбрало безальтернативный вариант проведения прямых переговоров с РСК «МиГ», поскольку российская компания имеет соответствующую лицензию, является производителем оригинальных запасных частей, имеет мощности по ремонту и модернизации истребителей МиГ-29.

КЗК является национальным органом Болгарии по вопросам конкуренции, который сотрудничает с Европейской комиссией и другими национальными органами по вопросам конкуренции государств-членов Европейского союза. Комиссия уполномочена применять Закон о защите конкуренции (LPC), Закон о государственных закупках (PPL) и Закон о концессиях (CC) Евросоюза.

Военное ведомство Болгарии констатировало, что теперь до рассмотрения жалобы украинской госкомпании проект поддержки МиГ-29 заблокирован, и техническое обслуживание болгарской боевой авиации прервано. Предусмотренные на программу средства возвращаются в госбюджет, а на процедуру их повторного выделения потребуется не менее 3-4 месяцев.

По мнению болгарского военного ведомства, единственной целью данного «демарша» являлось блокирование сделки с российской стороной.

Министр обороны Болгарии Красимир Каракачанов в ходе специального брифинга по данной теме назвал поданную «Укринмашем» в КЗК жалобу «попыткой саботажа» против планов министерства заключить прямой контракт с российской компанией. Министр подчеркнул, что Болгария считает РСК «МиГ» единственной компанией, способной обеспечить надежную поддержку самолетов, поэтому не приглашала других участников к торгам. «У украинской компании нет лицензии, у нее нет возможности провести капитальный ремонт такого рода», – заявил министр, подчеркнув, что «фактически это означает, что действия украинской стороны являются попыткой срыва контракта непосредственно перед его подписанием». Министр отметил, что компания «Укринмаш» не внесла необходимую в таких случаях плату за рассмотрение жалобы в КЗК, не предоставила вариант документа на болгарском языке, более того, сам документ подписан «непонятно кем», поскольку каких-либо бумаг, подтверждающих право подписи, также не имеется.

Министр обороны напомнил, что осенью 2017 г. Украина подобным образом уже сорвала контракт на ремонт вертолета Ми-17.

По мнению Красимира Каракачанова, подача жалобы связана, скорее всего, с тем, что болгарское оборонное ведомство отказалось от работы с посредниками.

 

Дешевая ракета для прорыва ПВО противника

МО США объявило о заключении научно-исследовательской лабораторией ВВС США (AFRL) двух контрактов на реализацию первого этапа разработки крылатых ракет Gray Wolf, предназначенных для поражения систем ПВО противника.

Соглашения заключены с компаниями Lockheed Martin Missiles and Fire Control и Northrop Grumman Space & Mission Systems по итогам конкурсной процедуры с участием семи претендентов. Проект Gray Wolf предполагается реализовать в четыре этапа с постепенным «спиральным» усложнением и вводом новых компонентов.

Подписанные контракты предусматривают проектирование, разработку, производство и проведение испытаний опытных образцов доступных крылатых ракет, использующих сетенцентрическую среду для расширения возможностей навигации, повышения живучести и пораженич интегрированных систем ПВО противника.

Максимальная стоимость контрактов, подписанных с каждым из подрядчиков, может составить $110 млн. долл. При подписании соглашений подрядчики получили $2,8 и $3 млн., соответственно.

Ранее командование ВВС США заявило, что Gray Wolf будет представлять собой недорогую дозвуковую крылатую ракету с экономичным двигателем, которая будет применяться на начальном этапе военной операции для уничтожения с большой дальности средств ПВО противника. Ракета будет отличаться открытой архитектурой и модульной конструкцией для ускорения разработки и оперативной модернизации в перспективе. Разработка будет вестись поэтапно с оснащением КР боевыми частями различных типов (кинетической, РЭБ и т.д.) и системами наведения. Применение дешевых ракет позволит оправдать их возможную потерю и, одновременно, вынудит противника увеличить затраты на организацию противодействия. Концепция предполагает применение Gray Wolf совместно с другими боеприпасами в условиях противодействия со стороны противника для повышения эффективности поражения целей.

Предполагается обеспечить совместимость новых КР с самолетами F-16, F-35, F-15, F/A-18, B-1, B-2 и B-52.

 

ВВС Франции получили первый Super Hercules

Министерство Вооруженных Сил Франции объявило о передаче транспортной эскадрилье «Франш-Конте» ВВС страны, дислоцирующейся на авиабазе «Орлеан-Бриси», первого заказанного в США военно-транспортного самолета C-130J-30 Super Hercules.

В ноябре 2015 г. Государственный департамент США одобрил потенциальную поставку Франции в рамках программы «Иностранные военные продажи» двух C-130J и двух KC-130J, а также сопутствующего оборудования и услуг. Общая стоимость продажи на тот момент была оценена в $650 млн. Контракт был подписан в январе 2016 г.

C-130J будут применяться для перевозки войск и грузов, десантирования. KC-130J обеспечат возможность дозаправки топливом в воздухе истребителей, легких транспортных самолетов и вертолетов ВВС Франции. Покупка произведена из-за отставания от графика программы поставки европейских транспортников A400M. C-130J-30 расширят возможности тактической транспортной авиации ВВС Франции, которая в настоящее время использует 23 самолета C-160 Transall и 14 C-130H Hercules. После списания в 2023 г. последних C-160, парк C-130 займет промежуточное положение между A400M и C-235. Второй C-130J-30 ВВС Франции должны получить в 2018 г., а два KC-130J – в 2019 г. В 2021 г. самолеты передислоцируют на авиабазу «Эвре», где они будут применяться совместно с шестью C-130J, которые будут закуплены ВВС Германии.

=

Начаты испытания БЛА с революционной системой управления полетом

Компания BAE Systems совместно с Манчестерским университетом успешно завершила первую фазу летных испытаний БЛА MAGMA, оснащенного воздуходувной (blown-air) системой управления маневрированием.

Данная система открывает дорогу для создания технологии обеспечения большей малозаметности летательных аппаратов.

Новая концепция управления аппаратом устраняет необходимость в механических подвижных отклоняемых поверхностях, таких как рули высоты и направления, а также элероны, для маневрированием в полете. Это позволит расширить возможности управления, снизить массу машины, а также стоимость технического обслуживания, а в перспективе создавать более легкие, малозаметные, скоростные и эффективные военные и гражданские самолеты.

Две основные технологии были испытаны с использованием оснащенного реактивным двигателем БЛА MAGMA: управление циркуляцией через крыло (Wing Circulation Control), предусматривающей отбор потока воздуха от авиационного двигателя и направление его на сверхзвуковой скорости через узкие щели в задней кромке крыла для управления углом рыскания, а также струйное управление вектором тяги (Fluidic Thrust Vectoring), обеспечивающее отклонение реактивной струи потоком воздуха, что позволяет изменять угол тангажа.

Летные испытания проведены в рамках реализуемой компанией, университетом и правительством совместной долгосрочной программы поиска и разработки инновационных технологий управления полетом. Дальнейшие летные испытания планируется провести в течение ближайших месяцев, чтобы продемонстрировать новые технологии управления полетом с окончательной целью пилотирования воздушного судна без любых движущихся органов управления или рулей. В случае успешного завершения испытаний, это станет первым использованием воздуходувного управления полетом на летательном аппарате с одним газотурбинным двигателем.

По заявлению разработчика BAE Systems Клайда Уорсопа, технологии, которые разрабатываются совместно с Манчестерским университетом, позволят проектировать более дешевые и эффективные самолеты следующего поколения, а инвестиции в НИОКР обеспечат возможность продолжения технологического совершенствования современных военных самолетов и помогут аэрокосмической промышленности Великобритании сохранить лидирующие позиции при проектировании и строительстве перспективных летательных аппаратов.

Ряд других технологий в целях дальнейшего совершенствования технических характеристик БЛА MAGMA в настоящее время исследуются совместно с Аризонским университетом и Организацией по науке и технологиям НАТО.

BAE Systems, являясь главным активом британской оборонной промышленности, инвестировала 4,4 млрд. фунтов стерлингов в НИОКР за последние 5 лет. Компания потратила 1 млрд. фунтов на НИОКР в 2016 г., включая 10,7 млн. фунтов на финансирование разработок британских университетов в таких областях, как новые материалы, улучшение производства, искусственный интеллект, летательные аппараты и испытания авионики.

 

Пентагон продвигается по пути создания противоракетного лазера

Агентство по ПРО Минобороны США заключило контракты с компаниями Lockheed Martin, General Atomics и Boeing, предусматривающие разработку эскизных проектов размещаемого на борту БЛА лазера «мультикиловаттного» класса с целью демонстрации технологии стабилизации луча. Стоимость каждого контракта составляет около $9 млн.

Уже в течение нескольких лет Агентство по ПРО МО США (MDA) реализует проекты разработки систем направленной энергии, включая создание уменьшенных моделей в лабораториях для оценки возможности применения мультикиловаттного лазера на воздушной платформе.

MDA официально приступило к реализации программы демонстратора лазера малой мощности в 2015 г., подписав контракты на разработку концептуального решения с пятью компаниями: Boeing, General Atomics, Lockheed, Northrop Grumman и Raytheon.

Концепции были разработаны в соответствии с требованиями MDA для оценки выполнимости проекта, сроков и стоимости постройки и испытаний оборудованного лазером демонстратора. MDA использовало эти проекты для разработки требования к программе летных испытаний.

Демонстратор будет состоять из лазера сопровождения, оборонительного лазера и системы управления лучом, установленных на БЛА, который будет выполнять полет на больших высотах. Компании, отобранные для разработки демонстраторов, будут отвечать за выбор воздушной платформы, завершение начального проекта лазеров и системы управления лучом.

Три подрядчика разработают эскизные проекты на первом этапе и окончательный проект во время второго этапа, который должен начаться в конце 2018 г. В ходе третьего этапа, который может завершиться к концу 2023 г. в случае успешного выполнения работ, планируется построить прототип по одному или нескольким проектам и провести летные испытания. Итогом работ должна стать демонстрация в ходе летных испытаний возможности захвата ракеты в полете и устойчивое удержание лазерного луча на цели.

Программа демонстратора лазера малой мощности является одним из реализуемых MDA проектов разработки и демонстрации технологий направленной энергии и лазеров, которые могли бы использоваться в составе системы обороны от баллистических ракет. Одна из концепций предполагает использование размещенного на борту БЛА лазера для уничтожения межконтинентальных баллистических ракет на разгонном участке траектории полета на значительном удалении. Это требует высокой точности сопровождения и стабилизированного легкого высокоточного лазерного излучателя.