Новости. Январь 2017
Компания BAE Systems объявила о состоявшейся на предприятии в Йорке (США, шт. Пенсильвания) церемонии выкатки первой многоцелевой бронированной машины AMPV (Armored Multi-Purpose Vehicle), которая будет передана командованию Сухопутных войск США для проведения испытаний.

Экспортные перспективы FGFA

По информации зарубежных СМИ, до подписания контракта на детальное проектирование и разработку истребителя пятого поколения по программе FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft) Индия стремится получить полную ясность в вопросе передачи Россией технологий «стелс» и права на экспорт FGFA в третьи страны.

Как сообщил в начале января в ходе пресс-конференции министр обороны Индии Манохар Паррикар, второй раунд переговоров по НИОКР в рамках проекта FGFA практически завершен. Индийская сторона рассчитывает получить права интеллектуальной собственности на этапе НИОКР, чтобы в дальнейшем производить и поставлять самолеты на экспорт. «Два-три месяца задержки не имеют большого значения для проекта, рассчитанного на срок в 10-15 лет», – сказал министр.

В настоящее время стороны не обсуждают количество самолетов, которое будет произведено в рамках проекта. По словам Манохара Паррикара, это будет неважно после передачи технологий и возможности производить и продавать самолеты совместно с Россией. Министр обороны Индии подчеркнул, что оценивает данный проект не только с военной, но и с коммерческой точек зрения.

Ожидается, что межправительственное соглашение на детальное проектирование и разработку FGFA Москва и Нью-Дели должны подписать в ближайшие два-три месяца.

 

На замену М113

Компания BAE Systems объявила о состоявшейся на предприятии в Йорке (США, шт. Пенсильвания) церемонии выкатки первой многоцелевой бронированной машины AMPV (Armored Multi-Purpose Vehicle), которая будет передана командованию Сухопутных войск США для проведения испытаний.

ББМ AMPV, которые планируется производить в пяти вариантах, должны к началу 2020-х гг. заменить устаревшие гусеничные бронетранспортеры M113 и машины на их базе, разработанных 50 лет назад и состоящие на вооружении бронетанковых бригадных групп (ABCT – Armored Brigade Combat Team) Армии США.

СВ США начали реализацию программы приобретения многоцелевой бронированной машины AMPV в феврале 2012 г. Стоимость начального контракта, подписанного в декабре 2014 г. с оставшейся единственным претендентом на участие в финальной стадии конкурса BAE Systems, составила $383 млн. Он предусматривает поставку в 2015-2019 финансовых годах 29 опытных образцов в пяти версиях для проведения испытаний.

В случае успешного завершения испытаний первой партии бронемашин, будет подписано трехлетнее соглашение на поставку 289 AMPV на этапе мелкосерийного производства, стоимость которых оценивается в $1,2 млрд. Далее предполагается начать серийное производство машин, которое будет осуществляться в течение 10 лет с темпом до 300 ББМ в год. Программа предполагает закупку в общей сложности до 2907 машин по стоимости $1,8 млн. за единицу.

Как планируется, AMPV обеспечат на поле боя поддержку ОБТ M1 Abrams и БМП M2/M3 Bradley и будут применяться в качестве машин общего назначения, машин управления, транспортеров 120-мм миномета, машин медицинской эвакуации и санитарных машин в составе ABCT.

AMPV разработана на базе модернизированной БМП M2 Bradley. Машина отличается новым корпусом, обеспечивающим более высокий уровень защиты экипажа и десанта и улучшенной трансмиссией, но в целом 60-70% комплектующих уже освоены промышленностью и применяются в конструкции БМП Bradley и других ББМ.

В настоящее время около 2 тыс. устаревших БМП M2/M3 находятся на хранении и могут быть использованы для переоборудования в ББМ AMPV.

 

Новый УТС для ВВС США

Командование ВВС США официально направило запросы о предложениях в рамках программы приобретения нового УТС усовершенствованной подготовки T-X (Advanced Pilot Training), предусматривающей поставку до 350 самолетов для замены устаревших T-38 Talon. Самолеты должны будут использоваться для подготовки пилотов истребителей пятого поколения.

При этом, как сообщает Jane’s Defence Weekly, в опубликованном запросе отмечено, что выделение средств на закупку в настоящее время не одобрено. Таким образом, победитель не будет выбран до момента открытия финансирования.

Как ожидается, участниками конкурса станут консорциумы компаний Lockheed Martin и Korea Aerospace Industries с УТС T-50A, Raytheon, Leonardo и CAE с T-100 (версия М-346 Master), Boeing и Saab с недавно разработанным новым УТС, Northrop Grumman, BAE Systems, L3 Communications, Sierra Nevada Corp. и Turkish Aerospace Industries с проектом Freedom Trainer.

Реализация проекта T-X началась в 2009 г., однако программа столкнулась с рядом проблем из-за изменившихся приоритетов финансирования. Как ожидается, победитель открытого тендера будет выбран в 2017 финансовом году. Общая стоимость программы оценивается в $16,3 млрд. На текущий момент командование ВВС США рассчитывает, что T-X достигнет состояния начальной готовности к боевому применению не позднее 2024 г.

Эксплуатирующийся с 1961 г. УТС T-38 Talon (модификация истребителя F-5 Tiger II) применяется для обучения пилотов после завершения подготовки на турбовинтовом самолете первоначальной летной подготовки T-6A Texan II. ВВС США планируют продлить срок эксплуатации T-38C до 2029 г.

 

Индия закупит Т-90МС без «Арены-Э»

Сухопутные войска Индии получат заказанные в ноябре 2016 г. 464 танка Т-90МС на сумму около $2 млрд. без комплексов активной защиты (КАЗ) российского производства.

В ноябре прошлого года с Индий велись переговоры о комплектации новых ОБТ Т-90МС КАЗ «Арена-Э».

Как сообщает Defense News со ссылкой на чиновника в Министерстве обороны Индии, современные системы активной защиты планируется приобрести у одной из национальных компаний, которая произведет их в сотрудничестве с зарубежным партнером в рамках инициативы «Делай в Индии». По словам отставного бригадного генерала, а теперь аналитика по вопросам обороны Рахула Бхонсли, Индия решила отойти от схемы приобретения танков полностью российской комплектации. По словам чиновника, предложение по российскому комплексу было отклонено по техническим причинам, а предложение израильского производителя (видимо, система Trophy) не было принято, так как индийское правительство избегает конкурсов с одним участником.

По мнению Рахула Бхонсли, в войсках удовлетворены характеристиками российских танков Т-90С, хоть они и не оборудованы КАЗ.

 

Ливан получил AC-208

США передали ВC Ливана третий турбовинтовой самолет Cessna AC-208 Combat Caravan, вооруженный ПТУР Hellfire.

Поставка выполнена в рамках единого пакета помощи общей стоимостью $30 млн., который также включает обслуживание техники и обучение личного состава.

Первый AC-208 США поставили Ливану в 2009 г., второй – в 2013 г. Ливан – второй заказчик самолета AC-208 Combat Caravan. Первым 11 машин этого типа получил Ирак.

 

Akash для Вьетнама

Индия ведет переговоры с Вьетнамом о продаже Ханою ЗРК средней дальности Akash.

Предложения в сфере ВТС рассматриваются на фоне решения Индии и Вьетнама поднять уровень стратегического партнерства. В рамках улучшения взаимоотношений в военной и военно-технической сферах, в 2017 г. Индия начнет подготовку вьетнамских пилотов истребителей Су-30МК2.

Вьетнам проявил большой интерес в приобретении комплексов Akash, высказав желание получить соответствующие технологии и организовать их совместное производство. В Дели считают, что это должен быть постепенный процесс с начальной покупкой малой партии и с последующей передачей технологий в обслуживании, ремонте и других областях.

 

Китай поможет Перу

Правительство Китая подписало с Министерством обороны Перу соглашение по предоставлению пакета безвозмездной военно-технической помощи на сумму 50 млн. юаней ($7,2 млн.).

Это второй пакет военной помощи, передаваемый Китаем ВС Перу. Первый на сумму 70 млн. юаней ($10,1 млн.) был предоставлен в 2012-2014 гг., в рамках которого, в частности, был построен современный госпиталь и переданы военные грузовые автомобили.

На данный момент номенклатура передаваемого оборудования по второму пакету неизвестна. Зместитель министра обороны Перу Либрадо Ороско заявил, что китайская военная помощь, среди прочего, будет предусматривать передачу некоторых оборонных технологий.

 

Главный партнер – Соединенные Штаты Америки

По данным Министерства национальной обороны Республики Корея, в течение последних 10 лет Сеул импортировал из США продукцию военного назначения (ПВН) в среднем на сумму $3 млрд. в год.

По состоянию на октябрь 2016 г. общая стоимость импорта за 10 лет составила $30,58 млрд., что обеспечило США с подавляющим преимуществом первое место среди крупнейших поставщиков ПВН в Республику Корея.

Сеул также ежегодно получает крупные суммы за размещение американских войск на своей территории. В настоящее время в стране находится около 28,5 тыс. американских военнослужащих. Как отмечает в этой связи агентство «Ренхап», приобретение американского оружия позволяет расширить возможности по взаимодействию вооруженных сил двух стран.

По статистике, 95% закупок произведены в рамках программы «Иностранные военные продажи», остальные – посредством прямых коммерческих контрактов с производителями.

Публикация статистических данных по импорту ВВТ совпала с ведущимися США и Республикой Корея переговорами по вопросам оборонной политики, целью которых является продолжение оборонного сотрудничества с новой администрацией США, возглавляемой Дональдом Трампом.

Вместе с тем следует отметить, что в последние годы Республика Корея прилагает усилия по снижению зависимости от американского военного импорта. В ряде областей, включая морскую и сухопутную технику, данные усилия успешно поддержаны предприятиями южнокорейской промышленности, которые самостоятельно производят большую часть ВВТ для Сухопутных войск и ВМС. В сфере аэрокосмической промышленности зависимость Сеула от США остается, несмотря на некоторые недавние успехи европейских производителей.

Ключевыми программами закупки техники американского производства в течение последнего десятилетия стали контракты на поставку 40 истребителей F-35A, 60 истребителей F-15K, четырех самолетов ВТА C-130J-30 и восьми самолетов БПА P-3CK. ВВС Республики Корея также закупили разработанные компанией Korea Aerospace Industries (совместно с Lockheed Martin) учебно-тренировочный самолет T-50 Golden Eagle.

 

Новая-старая П-18

Вьетнам продемонстрировал опытный образец двухкоординатной РЛС дециметрового диапазона (UHF) собственной разработки. Станция, получившая обозначение VRS-2DM, создана государственной компанией Viettel Group на базе российской РЛС П-19 и предназначена для обнаружения низколетящих воздушных целей. РЛС поступит на вооружение ВВС Вьетнама.

Судя по опубликованным фотографиям VRS-2DM, внешне она весьма похожа на П-19: в состав РЛС также входят две эллиптические антенны, установленные друг над другом. Поэтому, по всей видимости, речь на самом деле идет не о создании новой РЛС, а о модернизации старой советской станции, принятой на вооружение ВС СССР в 1974 г. По информации местных СМИ, ОПК Вьетнама модернизировал и повысил надежность VRS-2DM по сравнению с П-19, однако какие конкретно работы были проведены, не раскрывается. В качестве шасси для РЛС использован грузовик «Урал» российского производства.

VRS-2DM будет применяться ВВС Вьетнама для управления воздушным движением и выдачи данных о целях на средства поражения зенитных ракетных войск.

Как сообщалось ранее, в 2013 г. ВВС Вьетнама в рамках проекта замены устаревших советских РЛС рассматривали возможность приобретения мобильной твердотельной цифровой двухкоординатной РЛС метрового диапазона RV-01/«Восток-Э», разработанной белорусским КБ «Радар». Был ли заключен контракт на поставку станций достоверно не известно, однако уже в 2014 г. вьетнамские СМИ сообщили, что Институт военных наук и технологий ВС Вьетнама разработал РЛС RV-02, которая является усовершенствованной версией РЛС «Восток-Э», созданной совместно с Республикой Беларусь. Внешне данная станция ничем не отличалась от белорусского прототипа. Можно предположить, что РЛС VRS-2DM также создана на базе проекта модернизации РЛС П-19, предложенного одной из компаний из стран на постсоветском пространстве. ОПК Вьетнама одинаково успешно сотрудничает как с российскими, так и с белорусскими и украинскими разработчиками. Так, вариант модернизации П-19 того же «КБ Радар» увеличивает дальность действия станции до 300 км, а также повышает ее живучесть, помехозащищенность и точность измерения координат.

 

HAL начнет производство комплектующих для Су-30МКИ

Индийская компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) намерена приступить к производству комплектующих и запасных частей для истребителей Су-30МКИ, лицензионная сборка которых осуществляется на предприятии.

Как сообщает Jane’s Defence Weekly со ссылкой на анонимный источник в HAL, Индия и Россия завершают переговоры о передаче технологий, которые позволят компании производить в Индии 322 быстросменных блока для Су-30МКИ в рамках инициативы индийского правительства «Делай в Индии» (Make in India).

Среди быстросменных блоков, производство которых предполагается наладить в Индии, называют процессор обработки сигналов, БРЛС, гидроприводы, датчики температуры, а также компоненты электрической системы, средств связи и ряд механических систем.

По оценке командования индийских ВВС, налаживание производства комплектующих для Су-30МКИ в Индии повысит уровень готовности к боевому применению имеющихся истребителей, который в настоящее время составляет около 60%. Такой уровень боеготовности объясняется большими сроками поставки заказанных комплектующих из России. Кроме того, будут снижены издержки на сборку истребителей, поскольку импорт этих компонентов из России обходится значительно дороже.

При этом следует отметить, что в июле 2006 г. начальник контрольно-ревизионного управления Индии (CAG) заявил, что стоимость производства Су-30МКИ в Индии вдвое выше, чем импорт их в готовом виде из России. По его словам, если в 2002 г. общая стоимость локального производства 140 Су-30МКИ оценивалась в $4,91 млрд., то к 2005 г. она возросла почти на 100% – до $8,71 млрд.

HAL производит Су-30МКИ по лицензии с 2003 г. Ожидается, что к 2019-2020 гг. для ВВС Индии будет изготовлено около 270 самолетов этого типа. HAL также является единственным за пределами России центром технического обслуживания и ремонта Су-30МКИ. По данным экспертов, Москва намерена предложить аналогичные программы другим странам, включая Алжир, Малайзию, Уганду, Венесуэлу и Вьетнам, на вооружении которых имеются истребители семейства Су-30МК.

 

ВВС Филиппин выбирают легкий штурмовик

Министерство национальной обороны Филиппин возобновило тендер на поставку самолетов непосредственной авиационной поддержки (close air support – CAS) для ВВС страны.

По предварительной информации, основными кандидатами на участие в будущем тендере являются турбовинтовые самолеты EMB-314 Super Tucano бразильской компании Embraer и АT-6В Texan II американской Beechcraft. Кроме того, в числе претендентов называют турбовинтовой южнокорейский KT-1С Woongbi и турбореактивный чешский L-39.

Возобновленный тендер – уже четвертый за последние два года. В рамках ранее объявленных конкурсов начиная с 2014 г. предполагалось приобрести шесть легких штурмовиков и сопутствующий начальный пакет оборудования и услуг поддержки на сумму около $99 млн. Самолеты предназначены для поддержки противопартизанских операций Сухопутных войск и ВМС в любое время суток. Покупку предполагалось профинансировать через Трастовый фонд «Закона о модернизации Вооруженных Сил» (AFP Modernisation Act Trust Fund).

Новые самолеты должны заменить устаревшие американские легкие штурмовики OV-10 Bronco, которые были приобретены в начале 1990-х гг. В настоящее время на вооружении остаются менее 10 OV-10 из 30 первоначально закупленных.

В перспективе количество закупаемых новых самолетов CAS может возрасти, если командование ВВС Филиппин также примет решение о замене легких штурмовиков SF.260TP.

Проект неоднократно прекращался по различным причинам, основными из которых являлись строгие требования к процедуре закупки продукции оборонного назначения. В частности, ряд потенциальных поставщиков считали слишком строгим требование о том, чтобы закупаемые ВВС Филиппин самолеты должны состоять на вооружении ВС страны-поставщика, либо ВС двух других стран. По заявлению командования ВВС, это положение препятствует модернизации авиационного парка. В качестве компромисса сенат Филиппин в мае 2015 г. одобрил предложение об упрощении правил приобретения ВВТ, в частности, должна появиться возможность покупки изделия, если оно используется Вооруженными Силами страны-производителя, либо еще одного государства.