Новости. Апрель 2016
Россия и Белоруссия полностью завершили формирование объединенной системы ПВО в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности

Создана ОС ПВО

Россия и Белоруссия полностью завершили формирование объединенной системы ПВО в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности.

Об этом, как передает РИА Новости, сообщил начальник Главного штаба – первый заместитель главкома Воздушно-космических сил (ВКС) России генерал-лейтенант Павел Кураченко по итогам 44-го заседания Координационного комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны стран-участниц СНГ.

«Практическая реализация соглашения завершена, в дальнейшем основные усилия будут сосредоточены на несении совместного боевого дежурства по ПВО и проведении практических совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки», – сказал Павел Кураченко.

Он напомнил, что соглашение между Россией и Белоруссией о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы было подписано и ратифицировано в 2009 г.

На должность командующего Единой региональной системы ПВО назначен командующий ВВС и войсками ПВО Вооруженных Сил Белоруссии генерал-майор Олег Двигалев.

По словам Павла Кураченко, создание объединенных региональных систем ПВО в Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности станет одним из приоритетов на ближайшие годы.

 

Новый контракт на Су-30СМ

В рамках выполнения государственного оборонного заказа Министерство обороны России и Корпорация «Иркут» заключили контракт на поставку ВКС РФ в 2016-2018 гг. более 30 многоцелевых истребителей Су-30СМ.

Государственный контракт подписали заместитель министра обороны Юрий Борисов и президент ПАО «Корпорация «Иркут» Олег Демченко.

Су-30СМ является сверхманевренным многофункциональным истребителем для завоевания господства в воздухе поколения «4++». Истребители поставляются в Минобороны России с 2012 г. в интересах ВКС и авиации ВМФ.

 

МО РФ продолжит покупать «Форпосты»

Минобороны РФ намерено в ближайшие 5-10 лет закупить около 30 комплексов с БЛА «Форпост». Об этом, по информации РИА Новости, заявил заместитель министра обороны России Юрий Борисов в ходе посещения Уральского завода гражданской авиации.

Юрий Борисов подчеркнул, что Минобороны России испытывает огромную потребность в различных типах беспилотников, несмотря на то, что за последние три года их число увеличилось в армии кратно. «И эта ниша еще будет долго для промышленности привлекательной», – отметил заместитель министра обороны.

По его словам, ВС РФ нужны тактические, оперативные, стратегические, ударные БЛА, в состав бортового оборудования которых входили бы телевизионные, радиолокационные, радиотехнические средства получения информации.

Первые испытания беспилотных летательных аппаратов «Форпост» производства Уральского завода гражданской авиации состоялись в январе 2012 г. на полигоне «Старатель» (Нижний Тагил).

Каждый комплекс включает три беспилотных аппарата.

 

Тамбов станет «столицей» РЭБ

Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК) создает в Тамбове единое конструкторское бюро по разработке и модернизации средств связи, комплексов радиоэлектронной борьбы (РЭБ), командно-штабных машин, систем жизнеобеспечения и электроснабжения.

Кадровую основу КБ составят специалисты-разработчики из четырех тамбовских предприятий ОПК.

Формирование КБ – часть плана по созданию самого масштабного в России научно-производственного объединения (НПО) со специализацией в области связи и РЭБ. В его состав войдут тамбовские заводы «Октябрь», «Ревтруд», «Тамбоваппарат» и Тамбовский НИИ радиотехники «Эфир». Сейчас их основная продукция – комбинированные радиостанции и командно-штабные машины на базе БТР и шасси высокой проходимости, в том числе Р-145БМ «Чайка», Р-166 «Артек», Р-149, а также комплексы РЭБ «Борисоглебск-2» и «Инфауна».

Одной из основных задач КБ станет сокращение временного цикла создания новой техники. В составе НПО работа всех производственных структур будет выстроена по принципу «единого конвейера» – от стадии разработки изделий до серийной поставки. Работы планируется вести во взаимодействии с тамбовским Межвидовым центром подготовки и боевого применения войск РЭБ МО РФ, что позволит оперативно выявлять слабые места существующей техники связи и РЭБ и совершенствовать технологии.

«Создание НПО означает, что предприятия перестают конкурировать за заказы, их работа подчиняется общим целям и задачам, – отметил первый заместитель генерального директора Объединенной приборостроительной корпорации Максим Василевский. – Каждая структура в составе объединения получает свою четкую специализацию в рамках единого научно-производственного процесса. Особая роль в этом процессе отведена конструкторскому бюро, которое объединит коллективы разработчиков всех четырех предприятий и станет интеллектуальным центром НПО. Костяк этого коллектива составят специалисты ТНИИР «Эфир» с традиционно сильной научной и инженерной школой. Кроме того, мы намерены тесно сотрудничать с местными и федеральными вузами, чтобы привлечь талантливую молодежь».

Планируется, что совокупный объем инвестиций в техническое перевооружение предприятий тамбовской группы до 2020 г. составит свыше 4 млрд. рублей.

 

САП станет локомотивом крымского авиапрома

Заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин и генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев посетили с рабочим визитом Севастопольское авиационное предприятие (САП).

Они ознакомились с производственными мощностями ремонтного завода, осмотрели летно-испытательную станцию и обсудили планы по проведению технического перевооружения предприятия с директором САП Алексеем Толмачевым. Кроме того, особое внимание было уделено наращиванию объемов производства при активном содействии холдинга «Вертолеты России».

«Севастопольское авиационное предприятие имеет все необходимые лицензии, позволяющие выполнять капитальный ремонт авиационной техники военного и гражданского назначения в соответствии со специальным техническим регламентом РФ. Для увеличения портфеля заказов, модернизации производственных мощностей САП и наращивания объемов ремонтируемой авиатехники на мощностях предприятия мы заинтересованы в скорейшем вхождении в состав холдинга «Вертолеты России», – сообщил директор САП Алексей Толмачев.

«В рамках холдинга, который является единственным разработчиком и производителем вертолетов в России, САП снова станет одним из главных градообразующих предприятий Севастополя и локомотивом авиационной промышленности Республики Крым», – добавил он.

«После всестороннего рассмотрения вопроса о вхождении Севастопольского авиационного предприятия в состав холдинга «Вертолеты России», мы готовы обеспечить САП заказами на проведение работ по ремонту и модернизации вертолетной техники как российских, так и зарубежных эксплуатантов», – заявил, в свою очередь, Александр Михеев.

 

У «Коалиции-СВ» – большой экспортный потенциал

В ходе посещения АО «Уралтрансмаш» (входит в корпорацию «Уралвагонзавод») в рамках проверки хода выполнения гособоронзаказа 2016 г. предприятиями ОПК заместитель министра обороны Юрий Борисов уделил особое внимание САО «Коалиция-СВ». По его словам, «это уникальная артиллерийская установка, это будущее артиллерии. Подобными изделиями в мире владеют всего две армии». Юрий Борисов также отметил: «Это конкурентоспособное изделие, и надеюсь, что после завершения всех испытаний, серийных поставок в нашу армию, она будет иметь огромный экспортный потенциал».

В сопровождении и.о. генерального директора Павла Колесника и руководителей подразделений, ответственных за выпуск продукции военного назначения, Юрий Борисов осмотрел сборочное производство спецтехники, был ознакомлен с ходом выполнения гособоронзаказа. Также он обсудил перспективы заключения новых контрактов и проведения опытно-конструкторских разработок в интересах Минобороны.

На сегодняшний день, по словам замглавы военного ведомства, доля современных вооружений в Сухопутных войсках составляет около 39% и достигнет не менее 70% к концу 2020 г. Юрий Борисов подчеркнул: «Надо сказать, что гособоронзаказ в области поставок и ремонта артиллерийского вооружения за последние годы кратно вырос, востребованность в этом огромная».

Заместитель министра обороны отметил, что на Уралтрансмаше большими темпами идет технологическое перевооружение, появляются многокоординатные станки, что положительно сказывается на качестве и надежности техники. «Считаю, что екатеринбургские предприятия холдинга «Уралвагонзавод» обеспечат нас всей продукцией и не сорвут гособоронзаказ 2016 года», – заявил Юрий Борисов.

 

«Русские Витязи» – четверть века в небе

Авиационной группе высшего пилотажа «Русские Витязи» исполнилось 25 лет. Группа была образована 5 апреля 1991 г. на базе 1-й авиационной эскадрильи Центра показа авиационной техники на аэродроме Кубинка.

В первый состав пилотажной группы из шести самолетов вошли: ведущий – Владимир Басов, левый ведомый – Александр Дятлов, правый – Сергей Ганичев, хвостовой – Владимир Букин, левый внешний – Владимир Баженов, правый внешний – Александр Личкун.

Уже 24 августа 1991 г. название «Русские Витязи» впервые прозвучало за рубежом – на первом польском авиашоу в Познани. Тогда с программой одиночного пилотажа выступил командир группы Владимир Баженов. Этот визит стал отправной точкой в создании индивидуального имиджа «Витязей».

Осенью 1991 г. «Русские Витязи» уже появились в небе Англии. Басов, Дятлов, Ганичев, Букин, Баженов и Личкун на Су-27 прошли строем над резиденцией королевы-матери в Шотландии, которая сразу и по достоинству оценила грозный и четкий сверкающий строй крылатой шестерки. Визит в Англию продолжили выступления группы на аэрошоу в Люкерсе и Финнингли, где «Витязи» летали вместе с британской эскадрильей Red Arrows.

В последующие годы «Русские Витязи» с достоинством представляли авиацию нашей страны во Франции, США, Китае, Чехии, Словакии, Норвегии, Люксембурге, Бельгии, ОАЭ, Малайзии, Туркмении, Финляндии, Республике Беларусь. С 1993 г. они непременные участники международного авиасалона МАКС.

В 2004 г. в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» в составе девяти самолетов (пяти Су-27 и четырех МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа, ведущий – Игорь Ткаченко. Этот факт сам по себе стал мировым рекордом в истории авиации. Эта девятка получила название «кубинский бриллиант». Именно в таком строю «Русские Витязи» участвуют в воздушных парадах над Красной площадью в день победы в Великой Отечественной войне.

В настоящее время «Русские Витязи» на Су-27 выполняют высший пилотаж в составе шести самолетов, встречный пилотаж и одиночный высший пилотаж на предельных режимах.

Сегодня в состав «Русских Витязей» входят летчики: полковник Андрей Алексеев – ведущий группы, подполковники Олег Ерофеев, Сергей Щеглов, Александр Богдан, майор Сергей Еременко, капитан Владимир Кочетов.

 

«Танкпром-3»: начало дано

Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» начала подготовку к Всероссийской научно-практической конференции «Танкпром-3: презентация проектов», которая состоится в Нижнем Тагиле в начале октября 2016 г., в канун 80-летия Уралвагонзавода. Соорганизаторами мероприятия также выступают Ассоциация содействия развитию научно-технических музеев «Амнит» (Москва), Институт истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН (Москва), Политехнический музей (Москва) и Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (Санкт-Петербург).

К участию в конференции приглашаются представители музейного сообщества, исследователи в области истории танкпрома и сотрудники музеев предприятий НПК «УВЗ». Свое участие в конференции уже подтвердили центральный архив ФСБ России, Институт экономики РАН, Уральский государственный архитектурно-художественный университет и многие другие.

На конференции будут представлены исследовательские, экспозиционно-выставочные, фондовые и архивные проекты, осуществленные в 2015-2016 гг., осуществляемые на момент проведения конференции, а также только предлагаемые к осуществлению. Их тематическое содержание – от истории танковой отрасли в целом до истории отраслей, связанных с танкпромом. Среди актуальных тем – взаимодействие танкпрома с отраслевой, вузовской и академической наукой, а также общецивилизационные аспекты деятельности отрасли.

В рамках конференции будет представлен проект по выпуску цикла биографических книг о деятельности танкпрома, презентован ряд каталогов собственной коллекции по тематике, связанной с гражданскими направлениями танкпрома, в частности таким, как двигателестроение и тракторостроение, а также показаны макеты танковых заводов Екатеринбурга, среди которых АО «Уралтрансмаш», ПАО «Уралмашзавод» и другие.

По итогам обсуждения на конференции самые интересные работы получат поддержку корпорации «Уралвагонзавод». А часть из них будет использована в концепции Музея танкпрома, открытие которого планируется в 2020 г. в Нижнем Тагиле.

Первая и вторая конференции «Танкпром» состоялись в 2013

и в 2014 гг.

 

ЗВО получил «Небо-У»

В рамках гособоронзаказа на вооружение соединения радиотехнических войск Западного военного округа (ЗВО) поступила современная РЛС «Небо-У».

Станция предназначена для обнаружения на дальности до 600 км и сопровождения воздушных целей различной категории – от самолетов до крылатых и управляемых ракет, в том числе малоразмерных, гиперзвуковых, баллистических и малозаметных. Станция также обеспечивает определение государственной принадлежности воздушных объектов и пеленгацию постановщиков активных помех. При этом работа станции может вестись в автоматическом режиме, автономно и в составе системы управления соединения.

В целом качественное исполнение гособоронзаказа в 2014-2015 гг. позволило комплексно переоснастить систему воздушно-космической обороны ЗВО, создать сплошное радиолокационное поле и обеспечить полный контроль воздушного пространства в зоне ответственности радиотехнических войск округа.

 

Основной ориентир – высокоточное оружие

Министерство обороны России заключило с корпорацией «Уралвагонзавод» долгосрочный контракт на поставку танков и тяжелых БМП на платформе «Армата», сообщил начальник управления по обеспечению гособоронзаказа (ГОЗ) ВВТ сил общего назначения и средств межвидового обеспечения департамента МО РФ по обеспечению ГОЗ полковник Михаил Осыко в рамках программы «Генштаб» с Игорем Коротченко на радио «Русская служба новостей».

Говоря в целом об основных ориентирах государственного оборонного заказа, планируемого к утверждению и исполнению с 2018 г., Михаил Осыко отметил, что упор делается на высокоточное оружие. «Если пройтись по группам вооружения, то этот ориентир четко прослеживается, – отметил он. – Начинаем с основной ударной силы Сухопутных войск – это оперативно-тактические ракетные комплексы. Сейчас идет плановая поставка бригадных комплектов ОТРК «Искандер-М», которые оснащены крылатой ракетой». Эта ракета, как отметил Михаил Осыко, может поражать цели с высокой точностью на дальности более 450 километров.

Еще один пример – новая самоходная гаубица «Коалиция-СВ». Ее создание, как отметил Михаил Осыко, это фактически комплексная работа, включающая и разработку новых высокоточных боеприпасов со спутниковым наведением.

При этом, по словам Михаила Осыко, продолжается и поставка в войска модернизированных САО семейства «Мста» – они имеют обозначение «Мста-СМ», индекс 2С19М2. Этими орудиями, как отметил представитель МО РФ, с 2014 г. перевооружаются артиллерийские бригады Сухопутных войск.

Он также заявил, что на вооружение ВС России поступают новейшие реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Торнадо-Г», «Ураган-1М» (220 мм) и «Торнадо-С» (калибр 300 мм), которые заменяют в войсках старые системы «Град», «Ураган» и «Смерч». «Они работают на больших дальностях, у них более мощные ракеты и значительно большая эффективность поражения», – отметил Михаил Осыко.

Проведена модернизация имеющихся на вооружении тяжелых огнеметных систем (ТОС). Кроме того, «в настоящий момент рассматривается дополнительно разработка нового огнеметного комплекса повышенной дальности поражения, – сказал Михаил Осыко. – В рамках простых огнеметных систем у нас есть комплексная работа, которая предусматривает использование единого прицельно-пускового устройства как для простых гранатометных средств, так и для огнеметных, я думаю, в ближайшее время она будет завершена».

 

С опережением графика

Создание стратегического ракетоносца Ту-160М2 идет с опережением графика по ряду направлений, заявил агентству РИА Новости заместитель министра обороны России Юрий Борисов в ходе посещения Казанского авиационного завода.

По его словам, это «радует и дает уверенность, что самолет будет поднят «на крыло» в срок».

Решение восстановить производство ракетоносцев Ту-160 в новом техническом лице президент Российской Федерации Владимир Путин принял по предложению Министерства обороны России в мае 2015 г. По информации военного ведомства, эффективность Ту-160М2 увеличится в 2,5 раза по сравнению с базовой моделью ракетоносца.

 

Разберется прокуратура

В рамках работы специально созданной по поручению президента межведомственной рабочей группы по противодействию злоупотреблением в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ), материалы по наиболее вопиющим случаям срыва ГОЗ направлены в прокуратуру, заявил РИА Новости первый заместитель главы коллегии Военно-промышленной комиссии Иван Харченко в ходе расширенного заседания коллегии.

По его словам, результаты исполнения ГОЗ за 2015 г. в целом значительно лучше, чем в предыдущие годы. При этом Иван Харченко констатировал, что в минувшем году объемы в абсолютных цифрах увеличились более чем на 28% относительно 2014 г.

В основном все предприятия справились в срок. «Но те четыре процента неисполнения ГОЗ, о которых идет речь, мы детально рассмотрели на целой серии совещаний коллегии ВПК», – добавил Иван Харченко.

По данным заместителя главы коллегии ВПК, наибольшие проблемы с исполнением гособоронзаказа оказались в ракетно-космической отрасли и в судостроении. Среди основных неисполнителей числятся Центр им. Хруничева и Амурский судостроительный завод.

 

Юбилей ЛИС

В апреле исполнилось 80 лет Летно-испытательной станции (ЛИС) комсомольского филиала Компании «Сухой» – КнААЗ имени Ю.А. Гагарина. За годы работы его коллектив прошел сложный путь от создания самолетов Р-6, Ил-4, Ли-2 к качественно новой реактивной технике – боевым машинам семейства «Су».

Первенец ЛИС – Р-6 (АНТ-7) – многоцелевой самолет (разведчик, трехместный истребитель дальнего сопровождения, бомбардировщик и торпедоносец) поднялся в небо в мае 1936 г. В июле того же года эта машина совершила перелет в Хабаровск. Так завод отрапортовал о готовности к серийному производству авиационной техники.

В годы Великой Отечественной войны здесь были проведены испытания свыше 2700 дальних бомбардировщиков Ил-4.

В 1949 г. предприятие приступило к выпуску реактивной техники – лучших на тот момент фронтовых истребителей МиГ-15. Тремя годами позже началось производство модернизированных МиГ-17. Его экспортный вариант МиГ-17Ф пользовался большим спросом за рубежом. В 1950-1958 гг. было изготовлено и испытано более 800 МиГ-15 и свыше 2 тыс. МиГ-17 различных модификаций.

1956 г. – новая веха в истории ЛИС. Ее коллектив приступил к испытаниям самолета нового поколения – истребителя-бомбардировщика Су-7, ставшего первенцем семейства боевых машин марки «Су», в том числе и знаменитых его модификаций с изменяемой геометрией крыла – Су-17, получивших широкую известность во всем мире.

Начало 1980-х было отмечено выпуском одного из лучших в мире истребителей четвертого поколения – Су-27.

17 февраля 1990 г. начались летные испытания первого серийного самолета корабельной модификации Су-27К (Су-33), способного базироваться на тяжелом авианесущем крейсере.

19 мая 1999 г. с аэродрома «Дзёмги» впервые поднялся в воздух новый двухместный истребитель Су-30МК.

19 февраля 2008 г. совершил первый полет новый многоцелевой истребитель поколения «4++» – Су-35С. Это событие послужило началом следующего этапа в развитии коллектива летно-испытательной станции.

29 января 2010 г. со взлетно-посадочной полосы поднялся в воздух самолет пятого поколения – ПАК ФА (Т-50). В успешной реализации данной перспективной программы велика роль и специалистов ЛИС.

 

Лучший проект

Проект Новосибирского авиационного завода (НАЗ) им. В.П. Чкалова (филиал Компании «Сухой») «Оптимизация логистических процессов транспортировки товарно-материальных ценностей в цехах военной и гражданской авиатехники» был признан лучшим в номинации «Быстрый эффект» на прошедшем в Москве в ОКБ Сухого конкурсе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) по совершенствованию производственной системы. Проекты Компании «Сухой» занимали первые места на предыдущих трех конкурсах ОАК. В этом году на конкурс от различных авиастроительных предприятий была представлена 21 работа. Экономический эффект от их внедрения по итогам 2015 г. превысил 220 млн. рублей.

По оценке специалистов ОАК, за последние три года общий экономический эффект от внедрения мероприятий по бережливому производству приближается к 1 млрд. рублей. В прошлом году каждый десятый сотрудник предприятий ОАК подал предложения по улучшениям.

Первый конкурс по совершенствованию производственной системы был проведен в Компании «Сухой» в 2008 г. В настоящее время он проходит в рамках ОАК. Его цель – выявление наиболее эффективных практик, направленных на совершенствование производственной системы предприятий ОАК. Участие в мероприятии мотивирует инженеров и конструкторов на творчество, способствует генерированию новых идей и воплощению их в жизнь. В результате создается единая система наиболее эффективных методов и практик бережливого производства, к которым получают доступ все предприятия ОАК, сталкивающиеся с аналогичными проблемами. Члены рабочих групп по подготовке конкурсных проектов могут быть представлены к повышению в должности, увеличению оклада или к установлению персональной надбавки. Руководители рабочих групп, вышедших в финал, рекомендуются к участию в программе кадрового резерва ОАК.

 

По системе кайдзен

2600 рационализаторских (кайдзен) предложений сотрудников Компании «Сухой» было зарегистрировано в 2015 г. 1620 из них – внедрены в производство. Общий экономический эффект от внедрения рацпредложений на авиазаводах компании составил почти 39 млн. рублей.

В 2014 г. сотрудниками «Сухого» было подано 810 рацпредложений, а внедрено – 293. Экономический эффект от их внедрения превысил 4,4 млн. рублей.

В текущем году ожидается получение и регистрация свыше 2800 рацпредложений, из которых 2000 будут внедрены. Главная цель применения системы кайдзен (постоянного улучшения рабочей среды и условий производства) на авиационных предприятиях «Сухого» – получение оптимального экономического эффекта, а также воспитание мыслящих, инициативных, ответственных сотрудников, способных не только выполнять рабочие операции, но и анализировать их, совершенствовать, своевременно устранять возможные потери и ошибки.

Система подачи предложений по улучшению работы стала неотъемлемой частью программы компании по внедрению идеологии «бережливого производства». В ее рамках на авиазаводах «Сухого» регулярно проводится обучение сотрудников по темам: основы и принципы бережливого производства, виды потерь и их устранение, встраивание контроля качества в производственный процесс, рациональная организация рабочего места и рационализаторские предложения.