Новости. Август 2015
[an error occurred while processing this directive]

ОПК РФ: рост несмотря на санкции

В рейтинг 100 крупнейших оборонных компаний мира по версии Defense News по итогам 2014 ф.г. вошли семь российских компаний. Места в рейтинге распределены по доходам, полученным от реализации продукции военного назначения.

В Тop-100 включены Концерн ПВО «Алмаз – Антей» (11 место), ОАК (14 место), «Вертолеты России» (23 место), ОДК (26 место), Корпорация «Тактическое ракетное вооружение (31 место), Корпорация «Уралвагонзавод» (52 место), концерн «Радиотехнические и информационные системы» (69 место).

«Алмаз – Антей» увеличил доход от реализации продукции военного назначения в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 10,6% (до $9,2 млрд.) и поднялся в рейтинге на одну позицию.

Объединенная авиастроительная корпорация – 14 место, +7,1% (до $6,244 млрд.).

Холдинг «Вертолеты России» – 23 место, +16,3% (до $3,96 млрд.) и поднялся в рейтинге на две позиции (в 2013 г. – 25 место).

Объединенная двигателестроительная корпорация – 26 место, +25,6% (до $3,324 млрд.) и поднялась в рейтинге на 8 позиций (в 2013 г. – 34 место).

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» – 31 место, +48,6% (до $2,813 млрд.).

«Уралвагонзавод» – 52 место, +1% (до $1,545 млрд.).

Концерн «Радиотехнические и информационные системы» – 69 место, +15,7% (до $947,2 млн.) и поднялся в рейтинге на 9 позиций (в 2013 г. – 78 место).

Первые три места в рейтинге занимают компании Lockheed Martin ($40,128 млрд., -0,9%), Boeing ($29 млрд., -9,4%) и BAE Systems ($25,449 млрд., -9,2%). Большинство остальных ведущих западных компаний из первой десятки также снизили свои показатели по доходам в 2014 г. В плюсе только Raytheon (4 место, +0,8%) и United Technologies (8 место, +9,5%).

 

Mirage или J-10?

В ходе состоявшегося в начале августа первого за последние 12 лет визита в Иран министра иностранных дел Франции Лорана Фабиуса был осужден широкий спектр вопросов, в том числе возможные направления двустороннего военно-технического сотрудничества. В частности, подводя итоги переговоров, пресс-секретарь правительства Ирана Мохаммад Багер Нобахт заявил, что Франция может удовлетворить потребность Тегерана в «новых» истребителях Mirage.

На вооружении ВВС Ирана в настоящее время состоят 24 истребителя Mirage модификаций F1BQ и F1EQ, захваченных в ходе войны с Ираком. Сколько из них находится в боеготовом состоянии – не известно. Поэтому, по всей видимости, имелась ввиду не закупка новых самолетов, ведь последняя версия истребителей Mirage 2000 была снята с производства еще в 2007 г., а ремонт и модернизация имеющихся, в том числе путем закупки некоторого количества дополнительных истребителей для использования в качестве источника запчастей.

Иран на протяжении многих лет испытывал серьезные проблемы с получением запчастей для боевых самолетов и с обновлением парка ВВС в целом. Поэтому приобретение устаревших французских самолетов вряд ли является приоритетом для ВВС страны, основу парка которых составляют российские МиГ-29 и американские F-14 и F-5. По информации базирующегося в США информационного портала Al-Monitor, полученной на условиях анонимности от представителей ВВС Ирана, командование военной авиацией Исламской Республики не заинтересовано в истребителях Mirage, а рассматривает возможности приобретения современных боевых самолетов.

В начале августа в СМИ появилась информация о том, что  Китай и Иран обсуждают условия сделки по поставке партии истребителей J-10. В качестве оплаты за самолеты Иран может передать Китаю право на эксплуатацию в течение 20 лет нефтяного месторождения Азадеган.

 

«Спартан» с винглетами

Компания Alenia Aermacchi объявила о завершении испытаний модифицированного образца самолета C-27J Spartan, оснащенного винглетами.

Целью размещения винглет на законцовках крыла самолета является улучшение его летных характеристик, соотношения подъемной силы к лобовому сопротивлению. По информации Alenia Aermacchi, оснащение крыла C-27J винглетами позволит повысить возможности машины при выполнении задач в условиях высоких температур и на больших высотах, увеличить полезную нагрузку, дальность и продолжительность полета, а также снизить эксплуатационные расходы.

Первый полет оснащенного винглетами самолета состоялся на предприятии компании в Турин-Каселль 15 июня. Проведенная затем серия испытаний позволила собрать данные, необходимые для подготовки обоснования по внесению изменений в проект C-27J, в т.ч. в конфигурации разведывательного и ударного самолета.

Установка винглет становится стандартом для современных гражданских авиалайнеров из-за некоторого улучшения рабочих характеристик. В военной сфере данное усовершенствование проводится на транспортных самолетах: винглетами были оснащены ВТС C-17 Globemaster III, компания Airbus недавно оборудовала ими самолет C-295, получивший обозначение C-295W. В то же время, другие разрабатываемые или серийный самолеты, включая C-130J, A400M, Ил-76, Y-20, KC-390, винглет не имеют.

 

Египет получил первые «Рафали»

На территории летно-испытательного центра компании Dassault Aviation на авиабазе «Истр» состоялась официальная церемония передачи ВВС Египта первых трех многоцелевых истребителей Rafale.

Египет стал первым зарубежным заказчиком истребителей Rafale.

Контракт на поставку 24 «Рафалей» ВВС Египта был подписан 16 февраля 2015 г. в Каире в присутствии президента Египта Абдель Фаттаха аль-Сиси и министра обороны Франции Жан-Ив Ле Дриана.

Подробности соглашения пока не раскрываются. Известно, что ВВС Египта получат 16 двухместных самолетов Rafale B и восемь одноместных Rafale C. Предполагается, что египетские «Рафали» будут оснащены ракетами MICA класса «воздух-воздух», КР SCALP, а также модульными боеприпасами класса «воздух-земля» AASM.

 

Программа MMRCA официально аннулирована

Индийская программа MMRCA (Medium Multi Role Combat Aircraft), предусматривавшая закупку 126 средних многоцелевых боевых самолетов, стоимость которой изначально оценивалась в $12 млрд., официально аннулирована. Об этом министр обороны Манохар Паррикар сообщил 30 июля в ответ на запрос депутата верхней палаты парламента.

История этого поистине эпохального как для самой Индии, так и для основных мировых производителей боевых самолетов тендера, фактически завершившегося провалом, стартовала в декабре 2005 г., когда был опубликован запрос об информации на поставку самолетов по программе MMRCA. Победителем в феврале 2012 г. Минобороны Индии объявило французскую компанию Dassault  Aviation, предложившую истребитель Rafale. Однако в итоге приобретение самолетов в полном объеме по ряду причин, в первую очередь – вследствие серьезного удорожания программы, так и не состоялось.

В апреле 2015 г. на переговорах в Париже премьер-министр Индии Нарендра Моди и президент Франции Франсуа Олланд договорились, что Индия приобретет 36 истребителей Rafale французской сборки в рамках межправительственного соглашения. Однако и эти договоренности до сих пор не оформлены в виде соответствующего контракта. В настоящее время стороны все еще обсуждают условия соглашения.

В частности, в конце июля стало известно, что индийские ВВС выступили с новым требованием по переконфигурированию части авионики и систем вооружения Rafale для обеспечения возможности применения в будущем вооружений национального производства без дополнительной сертификации. Речь в первую очередь идет о ракете класса «воздух-воздух» большой дальности Astra, которая в настоящее время находится в стадии разработки.

По оценке многих экспертов, различные сопутствующие проблемы, включая расчет стоимости самолетов, внесение изменений в его конструкцию и офсетные обязательства, могут «похоронить» даже эту усеченную сделку.

 

«Грипен» со скидкой

Министерство обороны Бразилии и Шведская экспортно-кредитная корпорация достигли договоренности по условиям финансирования сделки по закупке 36 истребителей JAS 39E/F Gripen (Gripen NG): ежегодная процентная ставка по кредитованию установлена в размере 2,19% вместо 2,54%, которые ранее требовало шведское правительство.

Подписанное сторонами предварительное кредитное соглашение по финансированию дополняет контракт на поставку самолетов стоимостью $5,4 млрд., заключенный в октябре 2014 г. командованием ВВС Бразилии и компанией Saab.

МО Бразилии объявило о выборе самолета Gripen NG компании Saab победителем тендера на поставку истребителей нового поколения по программе F-X2 в декабре 2013 г.

Переговоры об условиях финансирования поставки самолетов продолжались длительное время. Швеция упорно не соглашалась снижать оговоренную первоначально процентную ставку кредитования, но из-за экономических проблем в Бразилии, приведших к сокращению финансирования оборонной сферы, вынуждена была пойти на уступки, чтобы не потерять контракт.

Оплату поставки истребителей Gripen NG Бразилия будет осуществлять в течение 25 лет с восьмилетним льготным периодом.

 

Узбекистан заказал C-295W

Узбекистан, судя по появившимся фотографиям, стал второй страной на постсоветском пространстве, заказавшей военно-транспортные самолеты C-295 компании Airbus Defence and Space.

В середине июня на предприятии Airbus в Севилье при прохождении летных испытаний споттерами был заснят C-295W с опознавательными знаками ВВС Узбекистана и бортовым номером «01». По информации Jane’s Defence Weekly, ранее представители Airbus Defence and Space сообщили об имеющихся контрактах на поставку восьми самолетов с неназванными заказчиками.

Позднее стало известно, что первым из них является МВД Саудовской Аравии, которое приобрело четыре C-295W. Оставшиеся четыре C-295W, вероятно, заказал Узбекистан.

Версия C-295W отличается винглетами и расширенными возможностями по управлению режимами работы двигателя, что позволяет транспортировать большую полезную нагрузку на большие расстояния с экономией топлива 3-6%, в т.ч. в жарких и высокогорных условиях.

 

Промышленность «встрепенулась»

Предприятия российского ОПК к концу года смогут на 53% заместить комплектующие украинского производства, заявил РИА Новости высокопоставленный представитель Минобороны РФ.

Он подчеркнул, что если брать изделия целиком, то замещение выйдет на уровень 67%. «Почему такая разница? Многие устаревшие агрегаты мы сами будем делать заново, старые украинские нам не нужны», – отметил источник агентства.

По его словам, «если бы не было ограничений по импорту, их надо было придумать для того, чтобы наша промышленность «встрепенулась», потому что делать оружие нужно целиком в России».

 

Крупная сделка

Саудовская Аравия и Франция подписали крупный пакет соглашений на общую сумму 10,7 млрд. евро ($12 млрд.).

Ключевыми пунктами достигнутых соглашений стали: строительство двух ядерных реакторов, заказ авиакомпанией Saudi Arabian Airlines 50 пассажирских самолетов Airbus на сумму $8 млрд. (20 A330-300 Regional и 30 A320ceo), поставка 23 вертолетов Н145 компании Airbus Helicopters стоимостью $560 млн. и 30 патрульных катеров.

Пакет соглашений был подписан в Париже по итогам заседания франко-саудовской совместной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству во главе с министром иностранных дел Франции Лораном Фабиусом и министром обороны Саудовской Аравии принцем Мохамедом бин Салманом.

Подготовка контракта на закупку вертолетов Н145 ранее не анонсировалась.

 

Китай добился успеха в Аргентине

Согласно информации латиноамериканских СМИ, Минобороны Аргентины заключило с китайской корпорацией NORINCO контракт на поставку 110 ББМ VN1 с колесной формулой 8х8. Договор предполагает организацию совместного производства VN1 в Аргентине и возможность экспорта машин в другие страны региона.

Первые партии VN1 предполагается передать для оснащения подразделений объединенных аргентино-чилийских миротворческих сил «Южный Крест» (Fuerza Binacional Cruz del Sur) и 10-й пехотной бригады СВ Аргентины.

Этот контракт стал результатом укрепления двустороннего сотрудничества между странами. В 2014 г. в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Аргентину было объявлено об установлении отношений стратегического партнерства между КНР и Аргентиной. В феврале 2015 г. президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер посетила Китай с ответным визитом и подписала ряд соглашений с целью расширения сотрудничества.

Разработка проекта ББМ VN1 началась в 1990-х гг. Впервые бронемашина была продемонстрирована в 2006 г. Серийное производство для НОАК под обозначением ZBL-09 началось в 2009 г. Первым известным иностранным заказчиком VN-1 стала Венесуэла.

Хотя командование ВС Аргентины не вполне удовлетворяют возможности китайской бронетехники, оно вынуждено смириться с политическим решением о покупке ББМ у Пекина, что позволит получить ряд необходимых технологий.

Соглашение с Китаем станет важным шагом к восстановлению военного потенциала ВС Аргентины и является крупным успехом Китая, который в течение 15 лет стремится расширить свою долю на рынке ПВН стран Латинской Америки. Китай оказывает поддержку требованиям Аргентины, начиная с войны за Фолклендские острова, которые Пекин сравнивает с собственной претензией на Тайвань. Ключевым фактором для успеха в Аргентине, вероятно, является готовность КНР принять аргентинские товары в счет платежа и выделить кредиты на покупку.

 

Мьянма получает китайский ЗРК

ВС Мьянмы приняли на вооружение первую партию в составе четырех пусковых установок китайского ЗРК средней дальности KS-1A (обозначение для НОАК – HQ-12).

По информации СМИ, ВС Мьянмы подписали с китайской внешнеторговой корпорацией CPMIEC контракт на приобретение одного полкового комплекта в составе четырех батарей ЗРК KS-1A в начале ноября 2013 г. Поставки систем должны были начаться в июне 2014 г.

ВС Мьянмы стали первым иностранным заказчиком китайского комплекса KS-1A. В 2004 г. ЗРК планировала приобрести Малайзия, однако на тот момент комплекс не выдержал конкуренцию с российским ЗРК «Бук».

ЗРК HQ-12/KS-1A предназначен для поражения самолетов и вертолетов противника на всех высотах их боевого применения, днем и ночью в любых погодных условиях. Твердотопливные ЗУР комплекса KS-1A могут поражать цели на дальности до 50 км и высотах до 27 км.

Разработка прототипа комплекса началась еще в начале 1980-х гг. для замены устаревших ЗРК HQ-2 (китайская копия советских ЗРК С-75) и была завершена в 1994 г., однако его серийное производство не было развернуто из-за серьезных недостатков и отсутствия заказов со стороны НОАК и иностранных покупателей. Во второй половине 1990-х гг. был создан усовершенствованный вариант под обозначением KS-1A. Основными отличиями KS-1A от KS-1 является мобильная пусковая установка на автомобильном шасси, а также новая РЛС с фазированной антенной решеткой H-200. Корпорация CPMIEC начала маркетинговую кампанию по продвижению ЗРК KS-1A на мировом рынке вооружений в 2001 г.

 

Казахстан планирует сборку турецких ББМ

Казахстан рассматривает возможность лицензионной сборки нескольких типов бронеавтомобилей турецкой разработки.

Как сообщил Jane’s со ссылкой на журнал «Forbes Казахстан», генеральный директор тракторостроительной компании ТОО «KazKioti» Бахтияр Маматов заявил, что его компания в настоящее время совместно с АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг» ведет переговоры по вопросу лицензионной сборки и производства техники турецкой компании BMC.

По его словам, планируется организовать производство разработанных BMC тактических грузовиков EFE типа 235-16 с колесной формулой 4x4 и 380-26P с колесной формулой 6x6, бронемашин типа MRAP 350-16Z Kirpi с колесной формулой 4x4 и многоцелевых бронемашин 250-10Z Vuran с колесной формулой 4x4.

Начальные инвестиции в проект оцениваются в $30 млн. На первом этапе предприятие будет осуществлять сборку техники, а впоследствии постепенно увеличит долю комплектующих национального производства.

Данный проект предлагается в рамках намерений Турции расширить свое присутствие в различных секторах экономики Казахстана. Правительства Турции и Казахстана заявили, что рассчитывают увеличить объем двусторонней торговли с $3,3 млрд. в 2014 г. до $10 млрд. в среднесрочной перспективе. В рамках военно-технического сотрудничества Казахстан приобрел 10 бронеавтомобилей Cobra компании Otokar, а компания Aselsan в 2013 г. создала совместное предприятие с «Казахстан инжиниринг» для производства электронно-оптических систем и систем ночного видения.

Проект сборки техники в Казахстане предложен спустя год после выхода компании BMC из состояния банкротства (ее акции выкупило совместное предприятие, учрежденное инвестиционным фондом ES Mali Yatirim и Промышленным комитетом Вооруженных Сил Катара).

Следует отметить, что перспективы совместного проекта с турецкой компании BMC пока не ясны, поскольку рынок Казахстана в данном сегменте уже перенасыщен. Так, в 2013 г. южноафриканская Paramount Group заявила о намерении создать в Казахстане производство колесных боевых бронированных машин. Церемония закладки капсулы в фундамент нового завода состоялась в декабре 2013 г. Первой ББМ, которая будет здесь производиться, станет бронеавтомобиль Mbombe, который в Казахстане получил обозначение «Барыс».

«Казахстан инжиниринг» также тесно сотрудничает с российской корпорацией «Уралвагонзавод» в рамках совместной разработки ряда образцов бронетехники.

 

В дополнение к «Кфирам»

Израиль передал Колумбии перечень многоцелевых истребителей F-16A/B, которые могут быть поставлены из наличия ВВС страны.

В случае успешного завершения переговоров, колумбийские ВВС после подписания контракта могут получить до 12 бывших в эксплуатации израильских истребителей (10 одноместных и два двухместных) в течение 12-24 месяцев. За это время будут проведены работы по восстановлению, модернизации и адаптации самолетов под требования ВВС Колумбии, обучению экипажей и техников.

Колумбийское правительство через свое посольство в Тель-Авиве запросило у Израиля информацию о состоянии и возможности продажи многоцелевых истребителей F-16A/B из состава ВВС страны в начале июня через атташе по культуре. В запросе была высказана заинтересованность в технических возможностях интеграции части систем и оборудования F-16A/B с самолетами Kfir C.10, которые Израиль поставил Колумбии в 2009-2011 гг.

Истребители F-16A/B block 5 и block 10 были приобретены и введены в эксплуатацию Израилем в 1980 г. по программе Peace Marble I. Вторая партия была приобретена в 1994-1995 гг. по программе сотрудничества Peace Marble IV.

Самолеты данной версии принимали участие в многочисленных боевых операциях на протяжении многих лет и в ближайшее время будут сняты с вооружения ВВС Израиля. В случае их продажи Колумбии, они могут быть модернизированы компанией Israel Aerospace Industries (IAI) по аналогии с Kfir C.10.

В перечень доступных истребителей вошли F-16A с номерами 100, 107, 117, 124, 131, 220, 243, 258, 281, 760, и F-16B с номерами 017 и 996.

Колумбия в 2013 г. обнародовала планы по закупке истребителей с целью повышения боевых возможностей ВВС. С тех пор было получено несколько предложений по продаже бывших в эксплуатации самолетов.

Основу парка боевых самолетов ВВС Колумбии с 2009 г. составляют истребители Kfir C.10/12.

 

Безальтернативный «Кфир»

После отказа от закупки китайских истребителей JF-17 Thunder и шведских JAS 39 Gripen NG, Аргентина приняла решение приобрести бывшие в эксплуатации израильские истребители Kfir.

Аргентина ищет замену истребителям Mirage III EA/DA и Mirage 5, которых в составе ее ВВС около 25. Срок эксплуатации этих «Миражей» превышает 30 лет и они фактически не летают из-за нехватки запчастей и квалифицированного обслуживания.

Переговоры с КНР о возможности организации совместно производства JF-17 Аргентина вела с 2013 г. Однако от проекта в итоге было решено отказаться, поскольку требование ВВС Аргентины об оснащении самолетов авионикой западного производства вело к заметному удорожанию.

В октябре 2014 г. министр обороны Аргентины Агустин Росси объявил о решении начать переговоры с  компанией Saab о лицензионном производстве 24 истребителей JAS 39 Gripen NG. Но правительство Великобритании, обеспокоенное потенциальным обострением ситуации вокруг Фолклендских островов, наложило вето на передачу Аргентине британских компонентов, используемых в производстве JAS 39. Замена британских комплектующих специально под аргентинский проект также оказалась нерентабельной.

Таким образом, теперь ВВС Аргентины рассматриваю возможность покупки до 18 израильских истребителей Kfir с ресурсом 10-12 лет, по истечении которого планируется заменить их на новые машины.

 

«Оспри» для Токио

Командование авиационных систем ВМС США заключило с консорциумом Bell/Boeing первый контракт стоимостью $332,47 млн. на поставку конвертопланов MV-22B Osprey для Сил самообороны Японии.

Соглашение предусматривает поставку пяти конвертопланов версии block C и является первым контрактом на продажу MV-22B, подписанным в рамках программы «Иностранные военные продажи». Работы должны быть завершены к июню 2018 г.

Среднесрочная программа закупок (на 2014-2018 гг.), одобренная правительством Японии в декабре 2013 г., предусматривает приобретение 17 MV-22B. Бюджет на 2015 ф.г. предусматривает финансирование поставки первых пяти аппаратов.

Токио планирует разместить MV-22B на военном аэродроме в префектуре Сага на острове Кюсю. Они будут использоваться, в первую очередь, для обеспечения защиты удаленных островных территорий.