Машина для спецназа
Компания Polaris Defense готовится к началу поставок Вооруженным Силам ОАЭ легких патрульных машин DAGOR (Deployable Advanced Ground Off-Road).
ОАЭ стали третьим после Командование сил специальных операций США (SOCOM) и Сил специальных операций ВС Австралии заказчиком машины, которая впервые была продемонстрирована на прошлогодней выставке Ассоциации Армии США (AUSA-2014). Производство машин DAGOR началось в октябре 2014 г.
Первый контракт с SOCOM предусматривает поставку 15 машин, а общий заказ от трех покупателей оценивается в 200 ед. Ранее сообщалось, что стоимость одной машины составляет $149 тыс.
Предполагается, что легкая и обладающая высокой проходимостью машина будет востребована ВС тех стран, которые ведут борьбу с незаконными вооруженными формированиями.
По заявлению Polaris Defense, DAGOR была за два года разработана на собственные средства компании в ответ на «неформально» предоставленный SOCOM «перечень пожеланий». В июне 2014 г. Polaris Defense в числе шести других участников представила проект DAGOR для участия в программе Армии США по созданию демонстратора ультралегкой боевой машины (ULCV-PPD). Длина DAGOR составляет 4,5 м, ширина – 1,8 м, высота – 1,8 м, максимальная боевая масса – 3515 кг (включая полезную нагрузку 1474 кг). Машина оснащается двигателем мощностью 250 л.с., автоматической коробкой передач. Запас хода по топливу – 850 км. В конструкции широко использованы компоненты, доступные на коммерческом рынке.
Машина построена на основе пространственного трубчатого каркаса и не имеет бронезащиты.
DAGOR позволяет перевозить отделения в составе 8-9 человек (5 человек, в т.ч. водитель и стрелок-пулеметчик, размещены в кабине, еще 4 – в грузовом отделении). Машина может транспортироваться в кабине вертолета CH-47 Chinook, на внешней подвеске UH-60 Black Hawk и десантироваться с самолета на малой высоте.
По оценкам экспертов, машины данного типа обычно производятся в ограниченных количествах и заказ в 200 ед. для трех покупателей на раннем этапе производства является существенным.
$15,5 млрд. – за 2014 год
Компания «Рособоронэкспорт» в 2014 г. экспортировала продукции военного назначения на сумму $13,2 млрд., перевыполнив план на $22 млн. Об этом, как передает РИА Новости, сообщил генеральный директор «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин. «Я думаю, что и в этом, и в следующем году будут эти же цифры», – отметил он.
По словам Анатолия Исайкина, «у «Рособоронэкспорта» были трудности в связи с санкциями, проблемой импортозамещения из Украины, тем не менее, как показывают результаты, существенного значения они не оказали».
Он сказал, что портфель заказов «Рособоронэкспорта» на сегодняшний день составляет $39 млрд.
В целом же Россия в 2014 г. экспортировала ВВТ на сумму более $15,5 млрд., при этом текущий портфель военных заказов составляет $48 млрд., сообщил директор ФСВТС Александр Фомин.
Таким образом, в прошлом году субъекты ВТС, имеющих право на самостоятельное ведение внешнеэкономической деятельности в сфере поставки запчастей, ремонта и обслуживания военной техники, заработали $2,3 млрд.
В 2006 г. объем военного экспорта России, согласно официальным данным, составил $6,5 млрд., в 2007 г. – $7,5 млрд., в 2008 г. – $8,35 млрд., в 2009 г. – $8,5 млрд., в 2010 г. – $10,5 млрд., в 2011 г. – $13,2 млрд., в 2012 г. – $15,16 млрд., в 2013 г. – $15,7 млрд.
Полетел JF-17 block 2
Пакистан начал летные испытания истребителя JF-17 block 2 (серийный номер 2P01): после трех успешных полетов машина передана на покраску.
Полеты выполнялись с заводского аэродрома компании Pakistan Aeronautical Complex (РАС) в Камре. Первый полет состоялся 9 февраля.
В конструкцию JF-17 block 2 добавлены штанга топливоприемника для дозаправки в воздухе, усовершенствованная кислородная станция и улучшенная система радиоэлектронного противодействия.
ВВС Пакистана заключили контракт на поставку 50 самолетов JF-17 block 2, но полнофункциональная система дозаправки в воздухе будет устанавливаться только с 29-го борта этой партии. Летные испытания самолета block 2 в окончательной конфигурации должны начаться до конца 2014 г. в Китае на предприятии Chengdu Aircraft Corporation (CAC).
Продолжение работ по усовершенствованию самолета свидетельствует о том, что РАС и CAC намерены активизировать продвижение JF-17 на международном рынке. В настоящее время в разработке находится двухместная версия самолета.
Заместитель руководителя проекта JF-17 коммодор Ахсан Рафик заявил, что в дальнейшем JF-17 block 1 и block 2 будут модернизированы к версии block 3.
Находящийся в начальной стадии разработки самолет JF-17 block 3 будет оснащен новой РЛС с активной фазированной решеткой с электронным сканированием, которая помимо прочего позволит применять ракеты «воздух-воздух» большой дальности SD-10.
«Гором» для Болгарии?
Пакистанско-китайский консорциум PAC/CAC (Pakistan Aeronautical Complex и Chengdu Aircraft Industry Corporation) намерен предложить истребитель JF-17 Thunder на тендер ВВС Болгарии.
Болгария присоединилась к НАТО в 2004 г. и обязалась к 2016 г. передать в распоряжение альянса восемь многоцелевых истребителей. Сейчас у ВВС Болгарии имеются самолеты МиГ-29, МиГ-21 и Су-25, которые не вполне отвечают требованиям НАТО. К тому же из-за введенных ЕС в отношении России санкций поставка запчастей для них может вызвать проблемы.
С 2004 г. в Болгарии сменилось шесть составов правительства. Несмотря на то что каждый кабинет заявлял о необходимости закупки новых истребителей, из-за отсутствия средств эти намерения так и не реализованы.
Нынешнее правительство заявило, что стоимость приобретения «новых» истребителей составит около $282 млн., что не позволяет купить, к примеру, американский
F-16C/D block 52. В заявленную сумму могут «вписаться» F-16 block 25 из наличия Национальной гвардии США, бывшие в употреблении итальянских ВВС EF2000 Typhoon или JAS 39 из наличия ВВС Швеции. Теперь к этому перечню добавится и JF-17.
При этом до 2017 г. у Софии в любом случае не будет возможности предоставить госгарантии и, соответственно, получить кредиты для реализации крупных проектов, таких как приобретение боевых самолетов.
Мьянма купила JF-17
ВВС Мьянмы подписали контракт на закупку в Пакистане партии легких многоцелевых истребителей JF-17 Thunder.
Информации о количестве заказанных самолетов и их стоимости пока нет.
О планах Мьянмы по закупке JF-17 известно с прошлого года, хотя правительство официально не подтверждало соответствующие сообщения СМИ. При этом ранее делались заявления о необходимости закупки дополнительных боевых самолетов в связи с продолжающимся вооруженным противостоянием с боевиками «Армии независимости Качина» в северной части страны. Первые авиаудары по инфраструктуре этой группировки ВВС Мьянмы нанесли в начале 2013 г.
В настоящее время основной ударной силой ВВС Мьянмы являются истребители МиГ-29. Около 25 самолетов данного типа были приобретены с начала 2000-х гг. для замены устаревших китайских F-7M, купленных в начале 1990-х гг. На вооружении ВВС Мьянмы также имеются китайско-пакистанские реактивные учебно-боевые самолеты K-8 Karakorum.
По информации МО Пакистана, большую заинтересованность в приобретении JF-17 проявляют также Нигерия, Бангладеш и Таджикистан.
Подарок «Отцу нации»
«Рособоронэкспорт» в преддверии празднования 25-летия независимости республики Намибия передал в дар первому президенту страны Сэму Нуйоме автомобиль УАЗ-3151, выполненный в специальном варианте, предназначенном для участия в военных парадах и других торжественных мероприятиях.
В своей речи Сэм Нуйома, которому парламент страны присвоил официальный титул «Отец нации», с большой теплотой и благодарностью отозвался об этом жесте со стороны России. По его словам, это отражает дух дружественных отношений между двумя странами, основа которых была заложена еще в период оказания Советским Союзом помощи национально-освободительному движению Намибии.
В последние годы «Рособоронэкспорт» активизировал военно-техническое сотрудничество с Намибией, что стало результатом целенаправленной политики компании по восстановлению и расширению связей со странами Африки южнее Сахары. В 2014 г., после 12-летнего перерыва, был подписан контракт с Намибией на поставку российской продукции военного назначения: стрелкового оружия, вооружения для специальных подразделений, минометов, противотанковых средств, автомобильной техники, боеприпасов и тренажеров.
Сэм Нуйома – один из легендарных лидеров африканских народно-освободительных движений. С 1950-х гг. участвовал, а затем и возглавил борьбу за независимость Намибии в качестве руководителя Народной организации Юго-Западной Африки (СВАПО) и главнокомандующего Народно-освободительной армии, которым Советский Союз оказывал безвозмездную помощь в 1970-1990 гг. После провозглашения независимости Намибии 21 марта 1990 г. Сэм Нуйома занимал пост президента страны до 2005 г.
«Барк» с «Бурраком»
Командование Вооруженных Сил Пакистана объявило о первых успешных пусках ракет «Барк» (Barq) с борта БЛА национального производства «Буррак» (или «Баррук» – Barruq).
Ракета «Барк» имеет лазерную систему наведения. Пуски осуществлялись по стационарным и движущимся целям.
Как отмечает Jane’s Defence Weekly, информация об успешных испытаниях последовала за сообщениями о неудачных попытках Пакистана закупить вооруженные БЛА за рубежом, в том числе – в США.
БЛА «Буррак» и невооруженный вариант «Шахпар» были приняты на вооружение СВ и ВВС Пакистана в ноябре 2013 г. «Шахпар» и «Буррак» выполнены по схеме «утка» со стреловидным крылом, оснащены трехколесным шасси и толкающим винтом. Станция оптоэлектронной разведки размещена под фюзеляжем.
По оценке экспертов, эти беспилотники, вероятно, разработаны на базе китайского ударного БЛА CH-3, созданного компанией CASC. 20 БЛА данного типа были заказаны Пакистаном в 2010 г. и, предположительно, поставлены в 2011 г. Тем не менее представители ведущей государственной оборонной компании Пакистана GIDS утверждают, что не сотрудничали с CASC при разработке БЛА.
По заявлению правительства Пакистана, новый вооруженный БЛА станет важным дополнением арсенала ВС в борьбе с незаконными вооруженными формированиями и террористическими группами. Почти треть Сухопутных войск Пакистана в настоящее время заняты в операциях против вооруженных формирований движения «Талибан» в районах, граничащих с Афганистаном.
Rafale летит в Индонезию
Компания Dassault Aviation намерена предложить свой истребитель Rafale на индонезийский тендер, по результатам которого должен быть выбран самолет для замены устаревших F-5E/F Tiger II. На вооружении ВВС Индонезии имеется 12 одноместных F-5E и четыре двухместных легких истребителя F-5F, поставленных в 1980 г.
Запрос об информации по поставке новых самолетов МО Индонезии опубликовало в 2014 г. Как ожидается, запрос о предложениях будет опубликован в ближайшей перспективе. Предположительно, на начальном этапе ВВС Индонезии приобретут 16 новых самолетов. В перспективе их количество может возрасти. Ключевыми требованиями к претендентам, вероятно, станут передача технологий национальной промышленности и участие местных компаний в производстве.
В качестве замены для F-5E/F ВВС Индонезии рассматривают российский Су-35, а также традиционный набор конкурентов: Eurofighter Typhoon, JAS-39 Gripen и F-16 Block 52+. Rafale до сих пор в числе кандидатов не рассматривался.
Следует отметить, что Париж успешно развивает военно-техническое сотрудничество с Джакартой. В последние годы для ВС Индонезии были закуплены поисково-спасательные вертолеты EC725; 155-мм САУ CAESAR; противокорабельные ракеты MM40 Exocet и ЗУР MICA компании MBDA для корветов класса Bung Tomo; радиолокационные станции Ocean Master компании Thales. Вместе с тем главком ВВС страны вице-маршал Агус Суприатна недавно заявил, что лучшим вариантом замены F-5E/F Tiger II является приобретение российских многофункциональных Су-35. В настоящее время Индонезия располагает пятью российскими Су-27СК и 11 Су-30МК2, а также 15 американскими F-16, число которых в перспективе должно достичь 34 за счет выполняющегося в настоящее время контракта на поставку из наличии ВВС США 24 истребителей F-16C/D, модернизированных до уровня Block 32+. Представляется, что при такой конфигурации парка тактической авиации ВВС Индонезии в нем вряд ли найдется место французским истребителям.
Boeing и Saab испытывают бомбо-ракету
Компания Boeing объявила о проведенных совместно со шведской Saab испытаниях управляемого боеприпаса для РСЗО, представляющего собой комбинацию твердотопливного ракетного двигателя РС М26 и 130-кг планирующей УАБ малого диаметра GBU-39B (SDB-1).
Три проведенных в феврале на полигоне в Швеции испытательных пуска реактивного снаряда, получившего обозначение GLSDB (Ground Launched Small Diameter Bomb – бомба малого диаметра наземного пуска), продемонстрировали, что он может быть успешно запущен стандартной РСЗО и, используя GPS навигацию, поразить цель. На испытаниях присутствовали потенциальные заказчики нового боеприпаса.
По заявлению разработчиков, применение GLSDB позволит существенно увеличить дальность и точность стрельбы РСЗО и обеспечит возможность поражать цели, недоступные для стандартных РС.
После пуска из РСЗО M270 ракетный двигатель боеприпаса М26 выводит GLSDB на высоту 12,2 км на удалении 17 км от пусковой установки. В этой точке УАБ отделяется от стартового ускорителя и, раскрыв комплект крыльев, продолжает самостоятельное планирование. Применение всепогодной комбинированной GPS/инерциальной системы наведения и способность УАБ SDB-1 маневрировать исключают необходимость ориентирования пусковой установки в строго определенном направлении.
Маневренность и точность УАБ позволит РСЗО M270/HIMARS поражать цели, расположенные как в непосредственной близости от своих войск, так и на дальностях до 150 км при стрельбе в направлении цели и 75 км в противоположном направлении. При использовании вместо силовой установки М26 усовершенствованного твердотопливного ракетного двигателя дальность стрельбы новым боеприпасом может превысить 200 км. При этом подлет бомбы к цели может осуществляться с любого направления. Характеристики УАБ при применении боеприпаса GLSDB практически исключают понятие минимальной дальности стрельбы. Способность SDB-1 выполнять полет в районе целей по замкнутой траектории позволяет отнести GLSDB к классу барражирующих боеприпасов.
Boeing и Saab не раскрывают стоимость боеприпаса. Известно, что цена УАБ SDB составляет около $40 тыс. Несмотря на то что стоимость всего боеприпаса будет несколько выше, GLSDB окажется существенно дешевле управляемой ракеты GMLRS для РСЗО, стоимость которой составляет $115,3 тыс. Кроме того, максимальная дальность стрельбы данным боеприпасом составляет только 90 км.
В Италии собран первый F-35
Компания Lockheed Martin объявила о выкатке первого истребителя F-35А, собранного в Италии. Истребитель получил обозначение AL-1.
Это первый F-35, изготовленный вне основного сборочного предприятия в Форт Уорте (шт. Техас).
Lockheed Martin и Alenia Aermacchi совместно открыли предприятие по сборке F-35 на авиабазе «Камери» на северо-западе Италии в 2013 г. Стоимость строительства объекта составила $1 млрд. Формально оно принадлежит Министерству обороны Италии.
В настоящее время на предприятии осуществляется сборка первых восьми самолетов F-35A для ВВС Италии, а также производство крыльев для всех F-35A.
Предполагается, что на заводе в Камери будут собраны 90 истребителей F-35A и F-35B, заказанных для ВВС и ВМС Италии, а также F-35A для ВВС Нидерландов. Кроме того, завод может получить новые заказы в случае выбора F-35 другими европейскими государствами.
Пентагон в декабре 2014 г. также заявил, что предприятие обеспечит обслуживание и ремонт всех F-35, размещенных в Европе.
T-LORAMIDS: решит новый кабинет
Правительство Турции отказалось принимать решение о выборе победителя тендера на поставку систем ПВО/ПРО дальнего действия T-LORAMIDS до парламентских выборов, запланированных на 7 июня, сообщила газета Hurriyet Daily News со ссылкой на источник в руководстве Секретариата оборонной промышленности (SSM).
Таким образом, срок определения победителя тендера в очередной раз отложен. По информации журналистов, в настоящее время переговоры со всеми тремя претендентами продолжаются.
Ранее было заявлено, что правительство воздержится от принятия решения по контракту до 24 апреля – это день 100-летия геноцида армян. До определения подрядчика по крупному контракту Анкара намеревалась оценить позиции Франции и США в отношении геноцида армян. По заявлению другого источника издания, в тендер может быть возвращена и российская ЗРС. Однако это будет зависеть от желания РФ «улучшить и обновить» ранее представленное предложение. SSM готов заново его оценить, если стоимость ЗРС будет снижена, а уровень передачи технологий существенно расширен.
Тендер на поставку систем ПВО/ПРО дальнего действия T-LORAMIDS ВС Турции завершился в сентябре 2013 г. победой китайской компании CPMIEC, предложившей ЗРС HQ-9 (FD-2000). Тем не менее под давлением западных стран руководство Турции уже несколько раз продлевало крайний срок подачи пересмотренных тендерных предложений в расчете на закупку комплексов у другого производителя. Представители США и европейских государств убеждали турецкую сторону в том, что, несмотря на высокие тактико-технические характеристики и низкую стоимость китайского комплекса, интеграция его в систему ПВО/ПРО НАТО невозможна. Западные союзники Турции также предупредили, что компания CPMIEC находится под американскими санкциями за продажу оборудования Ирану, Сирии и Северной Корее, поэтому на любую турецкую компанию, которая выступит субподрядчиком, также могут быть наложены санкции.
В тендере также участвовали франко-итальянский консорциум Eurosam с ЗРС SAMP/T на базе ЗУР Aster 30, консорциум американских компаний Raytheon и Lockheed Martin с системой, созданной на базе ЗРС Patriot версий РАС-2 GEM и РАС-3, и «Рос-оборонэкспорт» с ЗРС «Антей-2500».
Соглашение по GoTa
Холдинг «Росэлектроника», входящий в Госкорпорацию «Ростех», заключил соглашение о сотрудничестве с китайской корпорацией ZTE. Церемония подписания состоялась в рамках Mobile World Congress 2015 – крупнейшего мероприятия в области телекоммуникаций, проходящего в Барселоне.
Соглашение предусматривает развитие сотрудничества в области комплексных решений на основе технологии GoTa (Global open Trunking architecture) – цифровых транкинговых продуктов, решений «Умный город», «Интеллектуальная транспортная система» и «Интеллектуальная антенная система». Впервые технология глобальной открытой транковой архитектуры GoTa была внедрена для обеспечения безопасности Национальных спортивных игр в Джиатцу (Китай). Созданная специализированная система связи объединяла несколько десятков тысяч абонентов (организаторов соревнований, медицинский персонал, сотрудников службы безопасности и других служб), обеспечивая комплекс мер по защите информации в ней.
Ожидаемый масштаб сотрудничества между холдингом «Росэлектроника» и корпорацией ZTE может достигнуть 1,2 млрд. юаней.
Со склада на продажу
У МО США есть потенциальные заказчики на поставку в рамках программы «Иностранные военные продажи» модернизированных ПЗРК Stinger из числа устаревших модификаций комплекса, находящихся на хранении ВС США.
Пентагон уже приступил к исследованию конъюнктуры рынка для поиска компаний, заинтересованных в реализации программы по восстановлению и модификации ракет американского стандарта к конфигурации для программы «Иностранные военные продажи».
Ожидается, что модернизация ПЗРК будет выполнена с августа 2015 г. по сентябрь 2016 г. Она предусматривает замену двигателя и боевой части ракеты, интеграцию средства наведения для применения комплекса в дневное и ночное время.
Выбранный подрядчик также будет отвечать за поставку пакета запчастей, обслуживание ПЗРК и обучение операторов и технического персонала.
Китай готовит Y-20 в серию
Китай начнет серийное производство разработанного компанией XAIC военно-транспортного самолета большой грузоподъемности Y-20 Kunpeng уже в этом году, сообщил агентству «Синьхуа» заместитель главного инженера по авиационным системам китайской корпорации AVIC Тан Чанхун. Производство начнется после испытаний в сложных ситуациях и экстремальных условиях.
Y-20 Kunpeng (Kunpeng – легендарная птица из китайской мифологии) совершил первый публичный полет 26 января 2013 г. Первый этап испытаний включал проверку аэродинамических характеристик при различных нагрузках. На втором этапе в прошлом году была проведена проверка радиолокационной станции, навигационных систем, автопилота, противообледенительной системы, системы экологического контроля и надежности в сложных погодных условиях. Третий этап тестирования будет проводиться в жарком, холодном и влажном климатах, а также включает взлеты и посадки на неподготовленные ВПП в условиях высокогорья.
На текущий момент построено четыре прототипа самолета.
В настоящее время Y-20 оборудован российскими двигателями Д-30КП2. Согласно сообщениям СМИ, Китай закупил 239 двигателей Д-30КП2, из которых более 100 ед. предназначены для оснащения 50 бомбардировщиков H-6K, а остальные потенциально могут быть установлены на 20 самолетов Y-20. В дальнейшем Y-20 планируется комплектовать двигателями WS-20 китайского производства. Y-20 является итогом почти 20-летней очень важной для НОАК программы разработки национального стратегического военно-транспортного самолета. В настоящее время парк транспортной авиации ВВС НОАК состоит, главным образом, из самолетов Y-7, Y-8 и их версий. Y-7 разработан на базе советского Ан-24, Y-8 – Ан-12. Они не способны взять на борт тяжелые бронированные машины и танки. Кроме того, на вооружении ВВС страны имеются 20 военно-транспортных самолетов Ил-76. Еще около 30 самолетов данного типа заказаны.
Вместо «Рафаля» – Т-50
Поскольку индийский проект по закупке у Франции 126 истребителей Rafale так и остается в подвешенном состоянии, руководство страны решило ускорить совместную с Россией программу создания истребителя пятого поколения FGFA.
Как сообщает The Times of India со ссылкой на высокопоставленный источник в индийском Минобороны, Нью-Дели попросил Москву начать поставки новых истребителей через 36 месяцев после подписания основного договора вместо предусмотренных ранее 94 месяцев.
В связи с сокращением сроков поставки Индия готова отказаться от согласованной ранее пропорции в разработке FGFA по схеме 50 на 50 и, таким образом, получить первые машины в российской версии ПАК-ФА (Т-50). Индия также более не настаивает на том, что все одноместные истребители для индийских ВВС должны быть построены на предприятии HAL.
По словам источника The Times of India, на текущий момент между сторонами оговорено, что на начальном этапе большая часть оборудования будет импортирована, а остальное произведено в рамках трансферта технологий. В качестве примера источник издания привел проект закупки 272 истребителей Су-30МКИ, реализованный примерно по такой же схеме.
В целом Индия планирует потратить около $25 млрд. на проект FGFA, предусматривающий закупку 127 истребителей, – по всей видимости, источник издания в данную сумму включил и стоимость пакета материально-технического обеспечения.
Вьетнам поможет Камбодже с танками
Вьетнам окажет содействие Вооруженным Силам Камбоджи в ремонте и обслуживании парка боевых машин пехоты БМП-1, танков Т-54/55 советской постройки, а также китайских «Тип 59».
Для этого в провинции Баттамбанг в Камбодже в конце февраля был введен в эксплуатацию ремонтный центр по обслуживанию бронетехники, построенный при финансовой поддержке Министерства обороны Вьетнама. В рамках протокола о сотрудничестве между военными ведомствами двух стран Вьетнам в 2014 г. выделил на реализацию этого проекта $2,4 млн. из общей суммы военной помощи в $21 млн.
Примечательно, что в прошлом году в ходе выставки DSA 2014 представители малазийского производителя бронетехники – компании DEFTECH – провели переговоры с руководством Сухопутных войск Камбоджи по вопросу ремонта и модернизации танков T-54/T-55. Как тогда заявил представитель DEFTECH, стоимость проекта может составить $50-60 млн. Эту программу малазийская компания планировала реализовать совместно с польской компанией Polski Holding Obronny. В 2009 г. Польша поставила ВС Малайзии 48 танков РТ-91М. DEFTECH обслуживает их по контракту с ВС Малайзии, за счет чего и имеет опыт работы с техникой советского производства.
По информации из различных источников, на вооружении СВ Камбоджи имеется от 150 до 500 танков семейства T-54/T-55.