Новости. Октябрь 2014
[an error occurred while processing this directive]

Истребители для Болгарии

Болгария планирует выбрать поставщика новых истребителей для ВВС страны в течение ближайших шести месяцев, заявил министр обороны Велизар Шаламанов.

По его словам, на текущий момент Минобороны ограничило выбор тремя вариантами: новыми JAS-39 Gripen шведской компании Saab, бывшими в эксплуатации ВВС Италии EF2000 Typhoon и F-16 из состава ВВС Португалии.

Точное количество и бюджет программы пока не определены.

Как ожидается, ориентировочное количество закупаемых самолетов может составить 8-10 машин.

Ранее болгарские СМИ сообщали, что правительство Болгарии планирует до 2020 г. отказаться от использования российской авиационной техники, в частности, заменить истребители

МиГ-29 и штурмовики Су-25.

 

«Леопарды» уже в Индонезии

В Индонезию прибыла первая основная партия из 24 основных боевых танков Leopard 2A4 и 28 боевых машин пехоты Marder 1A2.

Подписанный в декабре 2012 г. контракт стоимостью около $290 млн. предусматривает поставку ВС Индонезии в общей сложности 164 бронемашин из состава Бундесвера. Это 93 танка Leopard 2А4, 10 машин на его базе: четыре бронированные ремонтно-эвакуационные машины Buffel, три бронированные инженерные машины Kodiak и три мостоукладчика Leguan, 42 модернизированные БМП Marder 1A3, 11 ед. специальной техники, боевых и учебных боеприпасов, а также предоставление услуг по обслуживанию этой техники. Не менее 61 танка будут усовершенствованы в соответствии с разработанным компанией Rheinmetall вариантом модернизации Revolution. Модернизированные ОБТ получат обозначение Leopard RI.

Первые два ОБТ Leopard 2A4 и две БМП Marder 1A2 были поставлены ВС Индонезии 22 сентября 2013 г. Остальные машины будут передаваться Джакарте партиями в декабре 2015 г., апреле, июне и ноябре 2016 г.

 

Поставка завершена

В октябре завершена поставка военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5 для Афганской национальной армии. С момента подписания в 2011 г. контракта между «Рособоронэкспортом» и Министерством Армии США в Афганистан поставлено 63 вертолета производства Казанского вертолетного завода, входящего в холдинг «Вертолеты России».

Российская сторона в лице Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству подтверждает готовность обсуждать обеспечение возможных дальнейших поставок вертолетов типа «Ми», а также осуществлять сервисное обслуживание уже эксплуатируемых вертолетов российского производства.

 

VBCI потяжелела

Генеральная дирекция по вооружению МО Франции (DGA) объявила о завершении испытаний и сертификации новой версии боевой бронированной машины VBCI (Vehicule Blinde de Combat d`Infanterie), максимальная масса которой составляет 32 т против 29 т у существующей модификации.

Как заявляют разработчики, VBCI c увеличенной массой получила улучшенную защиту от мин, СВУ, реактивных гранат. При этом сохраняется и возможность дальнейшей модернизации под перспективные требования военных.

В течение 18 месяцев опытные образцы 32-тонной машины прошли проверку на различных полигонах DGA. Проверялось поведение машины на песке, в горах, в снегу и в болотистой местности.

Компания Nexter намерена начать поставку 32-тонной версии VBCI ВС Франции в 2015 г.

Машины VBCI успешно применялись в Афганистане, Ливане, Мали и ЦАР.

 

Стрельбы со 100-процентным результатом

Специалисты ижевского электромеханического завода «Купол» и вятского машиностроительного предприятия «АВИТЕК», входящих в Концерн ПВО «Алмаз – Антей», провели демонстрационные стрельбы (пуски ракет) в рамках тендера на поставку ЗРК «Тор-М2КМ» по линии ВТС на полигоне «Капустин Яр».

По условиям конкурса первая мишень (ракета «Саман») обстреливалась днем 9 октября двумя ракетами одновременно. В результате цель была поражена первой же ракетой на расстоянии более 10 км, а вторая ракета по заданной программе ушла на самоликвидацию. Следующий пуск проводился в ночь на 10 октября в полной темноте, целью был БЛА. Эта мишень также была поражена первой ракетой.

Таким образом, «Тор-М2КМ» на основном этапе тендера показал стопроцентный результат по всем параметрам.

Проведенные пуски еще раз подтвердили непревзойденные технические и боевые характеристики российского ЗРК «Тор-М2КМ» и его безусловное превосходство над комплексами подобного типа производства западных стран.

ЗРК «Тор-М2КМ» – новейшая разработка ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» и входящих в его состав ОАО «ИЭМЗ «Купол» и ОАО «Вятское МП «АВИТЕК». Экспортный вариант боевого модуля ЗРК «Тор-М2КМ» может устанавливаться на различные платформы, в том числе шасси разного типа и боевые корабли, а также на стационарные площадки, – например, на крыши зданий. Это позволяет обеспечить защиту важнейших государственных объектов и крупных мегаполисов от воздушного нападения противника.

 

У Израиля упал экспорт…

Объем экспорта Израилем продукции оборонного назначения в 2013 г. сократился почти на $1 млрд. на фоне снижения оборонных расходов многими странами мира, а также вывода западных контингентов из Афганистана и Ирака.

Объем поставок составил $6,54 млрд. против $7,4 млрд. в 2012 г.

ОПК является ведущей отраслью промышленности Израиля. Его показатели экспорта ежегодно возрастали с 2005 г. (за исключением 2011 г., когда экспорт снизился по сравнению с предыдущим годом и составил $5,8 млрд.). В среднем Израиль ежегодно экспортирует вооружение, технологии и услуги на сумму более $6 млрд. В последние годы израильские оборонные компании неоднократно высказывали свою озабоченность в связи с ослаблением позиций страны в сегменте беспилотных летательных аппаратов (были упущены несколько крупных контрактов в конкурентной борьбе с США).

По данным управления международного военного сотрудничества Министерства обороны Израиля (SIBAT), основная доля израильского оборонного экспорта в прошлом году пришлась на модернизацию авиатехники, программное обеспечение для самолетов и вертолетов, поставку обычные вооружений, БЛА и РЛС.

Израиль традиционно не детализирует, в какие страны осуществляются продажи ПВН, раскрывая лишь географические регионы. На текущий момент крупнейшим рынком сбыта остается Азиатско-Тихоокеанский регион, куда в прошлом году было продано ПВН на сумму $3,91 млрд.

 

…а у Турции – вырос

С января по сентябрь 2014 г. объем экспорта продукции военного назначения (ПВН) ОПК Турции возрос на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. и достиг $1,2 млрд.

По информации турецкой ассоциации экспортеров (TIM), на текущий момент крупнейшим покупателем турецкой ПВН остаются США ($433 млн.). Второе место занимает Малайзия, которая за девять месяцев 2014 г. импортировала продукцию ОПК Турции на сумму $86 млн. Далее следуют Испания – $66 млн., Италия – $65 млн. и Объединенные Арабские Эмираты – $60 млн.

По заявлению министра науки, промышленности и технологий Турции Фикри Ишика, с целью повышения конкурентоспособности ОПК правительство выделило ему субсидии на сумму $130,6 млн. Турецкое правительство заявляет, что рост экспорта ПВН является одной из его стратегических задач. В настоящее время реализуются мероприятия по интеграции национальных компаний оборонной промышленности с целью более эффективного использования имеющихся мощностей и увеличения экспорта.

Ближайшей целью Турции является достижение по итогам 2014 г. объема экспорта продукции военного назначения в сумме $2 млрд.

 

Своими силами

Минобороны Индии трансформировало статус очередного международного тендера в разряд программы «Покупай и делай индийское». На этот раз речь идет о конкурсе по приобретению 56 многоцелевых морских вертолетов стоимостью около $1 млрд.

Запрос местным компаниям сделан в попытке оценить их интерес к производству неопределенного количества многоцелевых вертолетов легкого класса (LUH – Light Utility Helicopter) в партнерстве с зарубежными разработчиками. Как известно, 29 августа был отменен тендер на покупку 197 легких вертолетов примерно такой же весовой категории.

Согласно условиям программы «Покупай и делай индийское», в тендере могут участвовать только местные компании со своим продуктом или создавшие совместные предприятия (СП) с зарубежными производителями военной техники. Причем доля индийских компонентов в производстве этих СП должна составлять не менее 50%. В новом тендере, вероятнее всего, останутся те же зарубежные претенденты – Eurocopter и AgustaWestland, однако их будут представлять уже индийские компании.

 

Индия обновляет БМП-1

Минобороны Индии опубликовало запрос о предложениях для индийских производителей на проведение модернизации силовых установок БМП-1, состоящих на вооружении СВ страны, что должно продлить срок их эксплуатации на 15 лет.

В соответствии с техническим заданием существующие двигатели УТД-20 мощностью 285 л.с. и механическая коробка передач должны быть заменены двигателем индийского производства мощностью 400 л.с. и автоматической трансмиссией. Работы планируется выполнить на базе центра обслуживания 512-й военной базы в Пуне после годичных войсковых испытаний и заключения контракта на серийное производство.

Как ожидается, работы над опытным образцом начнутся во втором квартале 2015 г. По оценке экспертов, вряд ли он будет готов к испытаниям заказчиком и дальнейшей доработке до конца 2016 г.

Индия закупила около 700 БМП-1 в СССР в 1978-1985 гг. В дальнейшем БМП-1 частично были заменены импортированными БМП-2 и их лицензионным вариантом Sarath. В настоящее время БМП-1 применяются в составе артиллерийских и инженерных частей в качестве средства огневой поддержки, а также для ведения разведки.

Следует отметить, что в июле 2014 г. Министерство обороны Индии возобновило программу закупки перспективной боевой машины пехоты FICV, стоимость которой оценивается в $12 млрд. Предположительно, после принятия новых БМП на вооружение, машины Sarath полностью заменят имеющиеся БМП-1. Таким образом, за счет модернизации БМП-1 должны остаться в составе ВС до 2019-2020 гг., когда в войска должны поступить первые БМП FICV. Тем не менее, с учетом продолжительности процедур приобретения в Индии, вероятно, переход на БМП FICV займет гораздо больше времени.

 

Испытания нового боеприпаса

Компания Textron Systems Weapon and Sensor Systems объявила об успешном проведении серии испытаний управляемого высокоточного планирующего боеприпаса G-CLAW (Guided Clean Area Weapon) на испытательном полигоне Армии США «Юма» (шт. Аризона).

G-CLAW – это легкий планирующий управляемый высокоточный боеприпас, предназначенный для применения с борта самолетов и беспилотных летательных аппаратов, оборудованных универсальной трубчатой пусковой установкой CLT (Common Launch Tube). Боеприпас оснащен осколочной боевой частью, системами самоликвидации и механизмом самонейтрализации. Взрыватель с устанавливаемой высотой подрыва позволяет поражать живую силу, транспортные средства, маломерные катера, небольшие здания и укрытия. Модульная конструкция G-CLAW обеспечивает оперативность и низкую стоимость интеграции новых технологий в систему наведения и боевую часть.

Textron Systems продемонстрировала возможность пуска G-CLAW с высоты 3000 м с самолета Cessna 208 Caravan с CLT. Данный пуск стал последним в серии из пяти испытаний, проведенных в 2014 г. с целью демонстрации 7-го уровня готовности технологии. В ходе испытаний боеприпас G-CLAW, оснащенный системой GPS-навигации, продемонстрировал отклонение, не превышающее 4 м от пятна целеуказания, и штатную детонацию при соударении, что указывает на готовность системы наведения, боевой части и взрывателя.

В настоящее время компания оценивает дальнейшие перспективы развития проекта. Ранее Textron основным заказчиком боеприпаса рассматривала ВС США, однако учитывая текущее состояние американского бюджета, компания намерена предложить его на международный рынок.

 

Проблемы с LAHAT

ОПК Индии столкнулся с большими проблемами при интеграции израильской противотанковой ракеты LAHAT (Laser Homing Attack), выстреливаемой через канал ствола, с системами основного боевого танка Arjun Mk.2.

Танк Arjun Mk.2, созданный Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) МО Индии, является модернизированной версией Arjun Mk.1 (на вооружение были приняты 119 Arjun Mk.1) и отличается от предшественника 93-мя усовершенствованиями, включая 19 «ключевых». Возможность пуска ракеты LAHAT через канал ствола 120-мм пушки должна была стать одной из основных особенностей новой версии.

Однако ряд сбоев в системе самонаведения ПТУР, разработанной компанией Israel Aerospace Industries (IAI), в ходе проведенных испытаний серьезно затормозил проект. Глава DRDO Айнаш Чандер заявил, что ракета LAHAT больше не фигурирует в планах организации. DRDO приступила к реализации национального проекта выстреливаемой через канал ствола ракеты.

Несмотря на то что Arjun Mk.2 называют индийским танком, доля комплектующих национального производства в его конструкции составляет всего 36-38% по сравнению с 60% у Arjun Mk.1.

Первый полк СВ Индии, оснащенный ОБТ Arjun Mk.1, был сформирован в мае 2009 г., спустя более 35 лет после начала реализации проекта. В настоящее время основу танкового парка СВ Индии составляют российские танки T-90С и T-72.

 

Готов первый KC-390

Компания Embraer провела церемонии выкатки первого опытного образца военно-транспортного самолета KC-390.

На мероприятии присутствовали высшие должностные лица Минобороны, командования ВС Бразилии и представителей 32 стран.

Этот самолет является первым из двух опытных образцов, которые будут использоваться в рамках программы разработки, испытаний и сертификации KC-390. В ближайшее время компания намерена приступить к наземным испытаниям для подготовки к первому полету, запланированному на конец года. Первоначально будет проведена оценка отдельных систем, запуск двигателей, виброиспытания и т.д. Сборка второго опытного образца уже началась. Компания Embraer планирует завершить сертификацию самолета к 2016 г. Поставку серийных KC-390 предполагается начать в середине 2016 г.

Программа создания KC-390 реализуется Embraer с 2006 г. совместно с ВВС Бразилии. KC-390 – самый крупный самолет, когда-либо построенный бразильской авиапромышленностью.

20 мая 2014 г. между Embraer и ВВС Бразилии было подписано соглашение на поставку в течение десяти лет 28 самолетов. KC-390 должен стать основным самолетом военно-транспортной авиации ВВС Бразилии. На текущий момент потенциальный портфель заказов на KC-390 составляет 60 ед., помимо Бразилии 12 машин заказала Колумбия, по шесть – Чили, Аргентина и Португалия, две – Чехия.

После церемонии выкатки KC-390 министры обороны Бразилии и Аргентины Сельсо Аморим и Агустин Росси подписали двустороннее соглашение, целью которого является интеграция и расширение возможностей предприятий военной авиастроительной промышленности двух стран. Соглашение получило название «Стратегический союз в аэрокосмической промышленности» (AEIA).

Агустин Росси объявил также о принятом правительством Аргентины решении начать предварительные переговоры о закупке 24 истребителей JAS 39E Gripen, которые планируется собирать в Бразилии в рамках лицензионной программы с компанией Saab. В ходе запланированных на ближайшие месяцы переговоров представители двух стран обсудят условия закупки, а также возможное участие Аргентины в производстве самолетов.

 

«Грипены» для Бразилии

Шведская компания Saab подписала контракт с Авиационным командованием (COMAER) Министерства обороны Бразилии на поставку 36 многоцелевых истребителей JAS 39E Gripen (Gripen NG).

Контракт стоимостью $5,4 млрд. включает разработку и производство 28 одноместных и 8 двухместных истребителей. Общий объем инвестиций в проект составит около $13 млрд.

Одновременно Saab и COMAER подписали 10-летний договор о промышленном сотрудничестве, предусматривающий передачу технологий Saab бразильской промышленности. Обязательства Швеции обеспечить Бразилии промышленную и оперативную поддержку оговорены до 2050 г., то есть до завершения срока эксплуатации истребителей JAS 39E Gripen.

Эта машина была объявлена победителем тендера по программе

F-X2 (выбор истребителя нового поколения для ВВС Бразилии) в декабре 2013 г. С тех пор стороны вели проработку деталей контракта.

Согласно заявлению президента Координационной комиссии по боевым самолетам ВВС Бразилии (COPAC) Хосе Аугусто Крепальди Аффонсо, в ходе переговоров удалась согласовать вопрос по более глубокому участию бразильской оборонной промышленности в проекте, чем планировалось изначально. Уже в 2015 г. более 100 специалистов бразильского ОПК отправятся на обучение в Швецию. На последнем заседании COPAC также обсуждался вопрос об адаптации (в перспективе) JAS 39E для применения в качестве палубного истребителя ВМС Бразилии, что может быть зачтено в качестве выполнения Saab офсетных обязательств.

В число 15 JAS 39, которые планируется собрать в Бразилии, войдут все восемь двухместных машин. Разработкой и производством двухместной модели Gripen NG (очевидно, она получит обозначение JAS 39F) будут заниматься совместно компании Saab и Embraer. По заявлению руководства Saab, увеличение первоначально заявленной стоимости проекта почти на миллиард долларов (в декабре 2013 г. называлась цифра $4,5 млрд.) связано с адаптацией самолета под специфические требования ВВС Бразилии, в том числе это касается модификации БРЭО.