Контракт стратегического прорыва
Буквально накануне эскалации ситуации на Украине, приведшей к крушению легитимной власти, ГК «Укроборонпром» отчитался о заключении контракта с неназванным иностранным заказчиком на поставку 50 основных боевых танков Т-64БВ-1, прошедших капитальный ремонт на ГП «Харьковский бронетанковый завод».
О том, что «Укроборонсервис» начинает маркетинговую кампанию по продвижению Т-64 на мировой рынок было объявлено в конце декабря 2013 г.
Директор дивизиона бронетанковой, автомобильной, инженерной и специальной техники «Укроборонпрома» Вадим Федосов заявил по поводу этого контракта, что «танк стратегического прорыва» Т-64 «по ряду тактико-технических характеристик, таких как огневая мощь, защищенность, проходимость превосходит Т-72, а с элементами модернизации в версии Т-64БМ «Булат» – соответственно Т-90». Он добавил также, что «по критерию «цена-качество» модернизированные Т-64 опережают зарубежные аналоги».
Вадим Федосов отметил, что после подписания контракта на ремонт и поставку 50 танков Т-64БВ-1 объемы производства ГП «Харьковский бронетанковый завод» будут увеличены почти до 100 млн. гривен, что создаст новые возможности для предприятия в 2014 г. – прежде всего, на 20% увеличится численность персонала.
Вопрос о том, на сколько реальны эти планы в условиях сегодняшней Украины остается открытым.
«Сатурн» отгрузил сотый SaM146
НПО «Сатурн» отправило в Комсомольск-на-Амуре, где собирают самолеты Sukhoi Superjet 100, сотый с начала серийного производства двигатель SaM146. 64 силовые установки в составе самолетов уже переданы иностранным и российским заказчикам.
Программа создания двигателя SaM146 для самолетов SSJ100 развивается в соответствии с заданными темпами. По состоянию на 20 февраля 2014 г. суммарная наработка парка двигателей SaM146 составила свыше 78 тыс. часов и более 51 тыс. циклов. Основные показатели надежности работы двигателей находятся на уровне международных стандартов и мировой практики эксплуатации современных авиационных двигателей, в частности, показатель надежности вылета по расписанию по двигателю составляет 99,94%.
В соответствии с потребностями производителя самолетов SSJ100 компании «Гражданские самолеты Сухого», НПО «Сатурн» проводят мероприятия по планомерному наращиванию объемов производства двигателей SaM146: в 2015 г. планируется достичь темпов производства более 100 двигателей в год.
На торжественном собрании, посвященном выпуску сотого серийного SaM146, директор программы SaM146 НПО «Сатурн» Михаил Берденников сказал: «SaM146 – единственный отечественный двигатель, сертифицированный по требованиям Европейского агентства авиационной безопасности, и то, что за три года мы фактически втрое увеличили объем выпуска этих двигателей – это большой успех, по темпам роста мы находимся в рамках наилучших индустриальных стандартов». По его словам, благодаря реализации этой программы «Сатурн» обрел новые компетенции и воспитал новое поколение специалистов, которые мыслят, работают иначе, чем прежде.
Заместитель управляющего директора по преобразованиям и международной кооперации ОАО «НПО «Сатурн» Кристель Гайе отметил: «Нам невероятно повезло: мы действуем на рынке, который находится на подъ-еме. Этот рынок растет темпами 4-5% в год, и такой темп предвидится в ближайшее 20 лет, а на 10-летнюю перспективу рынок двигателестроения оценивается в $800 млрд. И SaM146 является продуктом, который открыл для «Сатурна» возможности проникновения на этот перспективный рынок».
«Алмаз – Антей» – в лидерах
В мировой рейтинг 100 крупнейших производителей вооружений, который ежегодно составляет Стокгольмский международный институт исследований проблем мира (SIPRI), по итогам 2012 г. вошли семь российских компаний. Рейтинг рассчитывается по объему продаж военной продукции.
Лидирует среди предприятий российского ОПК Концерн ПВО «Алмаз – Антей» – у него 14-е место. На 18-м месте Объединенная авиастроительная корпорация, на 25-м – «Вертолеты России», на 36-м – Компания «Сухой», 38-е место у Объединенной двигателестроительной корпорации, 46-е – у Объединенной судостроительной корпорации, НПК «Уралвагонзавод им. Дзержинского» – на 53-м месте.
При этом почти все российские производители улучшили свои показатели благодаря увеличению объемов поставок продукции более чем на 20%. Например, Компания «Сухой» поднялась с 38-го места по итогам 2011 г. на 36-е. В предыдущем рейтинге SIPRI за 2011 г. позиции «Сухого» выросли сразу на 30 пунктов, поднявшись до 38-го места.
Российские производители вооружения продолжают поддерживать высокие экспортные объемы, хотя значительная часть предполагаемого роста продаж приходится на гособоронзаказ 2011-2020 гг. в размере $700 млрд.
SIPRI публикует список 100 крупнейших производителей вооружений с 1990 г. В 2012 г. объем продаж оружия и военных услуг, вошедших в рейтинг производителей, уменьшился на 4,2% по сравнению с 2011 г. и составил $395 млрд. 58% общего объема военных продаж в рамках ТОП-100 пришлось на 42 американские компании и 28% – на 30 западноевропейских. Оборонные компании Китая в рейтинге не представлены.
Возглавили рейтинг SIPRI, как и прежде, американские Lockheed Martin и Boeing.
Успехи «Золотого орла»
Компания Korea Aerospace Industries (KAI) планирует в ближайшее время подписать контракт на поставку ВВС Филиппин 12 легких боевых самолетов FA-50. Стоимость соглашения оценивается в $450 млн.
Ранее предполагалось, что контракт будет заключен до конца 2013 г. вслед за подписанием меморандума о взаимопонимании, однако сильнейший и разрушительный тайфун, обрушившийся на Филиппины в ноябре 2013 г., привел к задержке реализации проекта.
А 13 февраля Республика Корея официально объявила о завершении выполнения контракта 2011 г. на поставку ВВС Индонезии 16 сверхзвуковых учебно-тренировочных самолетов T-50i Golden Eagle. Первая пара изготовленных KAI T-50i совершила перегоночный перелет из Республики Корея в Индонезию 11 сентября 2013 г., последняя – 25 января 2014 г.
Контракт с Индонезией стал первой экспортной продажей T-50. Ранее эти УТС использовался только для подготовки пилотов ВВС Республики Корея.
Одобрено производство AW139 в России
Компания HeliVert – совместное предприятие «Вертолетов России» и AgustaWestland – получила «Свидетельство об одобрении производства гражданских вертолетов AW139». Свидетельство, утвержденное Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК), будет действовать два года.
«Сертификат об одобрении производства подтверждает право предприятия производить сборку гражданских вертолетов AW139 в строгом соответствии с требованиями Авиационных правил», – сказал генеральный директор HeliVert Александр Кузнецов на торжественной церемонии получения сертификата.
Генеральный директор AgustaWestland Даниэль Ромити отметил: «Получение этого сертификата и развитие производственного потенциала передового завода в Томилино, выпускающего популярный вертолет AW139, в очередной раз подчеркивает успешность нашего сотрудничества с «Вертолетами России» в рамках совместного предприятия HeliVert. Мы ожидаем дальнейшего развития того значительного успеха, который уже достигла эта модель в России».
В мае 2012 г. по итогам аудита АР МАК компания HeliVert получила свидетельство об одобрении производства пяти вертолетов AW139 сроком на один год. Их изготовление началось в июне 2012 г. В соответствии с планом работ по сертификации производства повторный аудит состоялся в ноябре 2013 г., и по его результатам было выдано свидетельство об одобрении производства AW139 сроком на два года.
Коммерческий вертолет AW139 может поставляться заказчикам в различных комплектациях – VIP, пассажирской на 12-15 мест, транспортной, санитарной, аварийно-спасательной и других. AW139 может поставляться в комплектациях, ориентированных на решение задач по охране общественного порядка и обеспечению внутренней безопасности, на борту может устанавливаться российское оборудование, соответствующее требованиям государственных служб и операторов. Вертолеты производства HeliVert предлагаются заказчикам из России и стран СНГ.
Отметили УВЗ
На совещании по итогам рекламно-выставочной деятельности в 2013 г., проведенном в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству России, была отмечена Корпорация «УВЗ». Директор по рекламе и PR Александр Бачурин награжден грамотой за большой вклад в развитие и совершенствование рекламно-выставочной деятельности в области ВТС.
В 2013 г. Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» приняла участие в 19 выставках, стала генеральным устроителем одной из крупнейших международных выставок вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms EXPO. По общим оценкам участников, гостей и международных экспертов, выставка в Нижнем Тагиле прошла на самом высоком мировом уровне.
По итогам совещания корпорацией было внесено предложение рассмотреть возможности компенсации части затрат по участию в международных выставках для российских предприятий, особенно в части расходов на транспортировку натурных образцов.
Урезали заказ
Германия отказывается от закупки последней партии из 37 истребителей EF2000 Typhoon транша 3B в целях экономии бюджетных средств. Стоимость этих машин для ВВС Германии оценивается в 3,5 млрд. евро.
Согласно информации The Wall Street Journal, Министерство обороны Германии отменило заказ еще 17 декабря 2013 г. При этом военное ведомство согласилось выплатить штрафные санкции компании MTU Aero Engines в размере 54 млн. евро.
Аннулирование заказа означает, что сборочное производство истребителей может завершиться раньше, чем планировалось изначально – если не будут найдены новые заказчики из третьих стран, не входящих в производственную программу EF2000.
В 1997 г. Бундестаг одобрил заказ на закупку для ВВС Германии 180 истребителей EF2000 в рамках трех траншей. 112 машин были поставлены в рамках первых двух траншей, еще 31 – в рамках транша 3А. Транш 3В теперь отменен.
Шесть опоздавших
Министр обороны Индии Аракапарамбил Куриен Энтони в ответе на письменный запрос нижней палаты парламента сообщил о задержках реализации шести крупнейших оборонных проектов.
Это проект легкого боевого самолета LCA Tejas «Фаза 2» для ВВС, который изначально планировалось завершить к декабрю 2008 г. По состоянию на текущий момент эта программа, как ожидается, будет завершена только к декабрю 2015 г.
Срок завершения разработки палубного варианта LCA «Фаза 1» перенесен с марта 2010 г. на декабрь 2014 г.
Авиационный двигатель GTX-35VS Kaveri, разработку которого первоначально планировалось завершить еще в декабре 1996 г., недавно получил дополнительное финансирование и время на доработку.
Срок принятия на вооружение национального самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления перенесен с октября 2011 г. на декабрь 2015 г.
Совместный с Израилем проект по разработке зенитного ракетного комплекса дальнего действия LR-SAM будет завершен к декабрю 2015 г. против первоначального срока, запланированного на май 2011 г.
Разработка управляемой ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности будет завершена в декабре 2016 г. (первоначально срок завершения работ – август 2012 г.).
«Оплоты» – в Таиланде
Первая партия украинских основных боевых танков «Оплот» в количестве пяти машин 4 февраля прибыла в Таиланд.
После проведения приемо-сдаточных испытаний тайской стороной машины будут считаться окончательно сданными. В ноябре 2013 г. в Харькове представители ГК «Укрспецэкспорт» и Королевской тайской армии подписали акт технической приемки первой партии этих танков.
Поставка первой партии ОБТ «Оплот» производства ГП «Завод им. В.А. Малышева» реализована в рамках выполнения контракта, заключенного в сентябре 2011 г. между «Укрспецэкспортом» и оперативным управлением Королевской тайской армии, на поставку 49 танков «Оплот» и машин поддержки. Общая стоимость контракта – более $200 млн.
Сколько стоит Tejas?
В письменном ответе на запрос депутатов верхней палаты парламента Индии министр обороны Аракапарамбил Куриен Энтони сообщил, что стоимость программы разработки легкого боевого самолета LCA Tejas составляет 79,66 млрд. рупий ($1,09 млрд.).
В эту сумму, помимо расходов на разработку машины, включены затраты на сборку 15 опытных образцов и создание инфраструктуры для производства восьми самолетов в год.
Такие затраты сопоставимы со стоимостью разработки истребителя JAS-39 Gripen NG, составляющей $1,8 млрд. (включая постройку пяти опытных образцов).
Дополнительно 24,32 млрд. рупий были ассигнованы на программу совершенствования Tejas Mk.2, что увеличило стоимость проекта до 103,97 млрд. рупий. Отдельно 36,36 млрд. рупий были выделены на разработку палубной версии Tejas для ВМС. С учетом этих расходов полная стоимость программы составляет 140,33 млрд. рупий ($1,92 млрд.).
Как отметил Энтони, доля комплектующих национального производства в конструкции LCA составляет около 60%. В результате стоимость производства, а также затраты в процессе эксплуатации у LCA Tejas будут существенно ниже, чем у любого другого сопоставимого по классу самолета.
По информации компании Hindustan Aeronautics Ltd., окончательная стоимость истребителя версии Mk.1 составит 1,62 млрд. рупий. Усредненная стоимость одного самолета в рамках серийного производства планируемых к закупке 344 самолетов всех версий (294 ед. для ВВС и 50 ед. для ВМС) оценивается в 2,09 млрд. рупий или $33,5 млн. Для сравнения: стоимость модернизации одного Mirage 2000 (ВВС Индии закупили эти машины в 1980-х гг.) составляет $45 млн. Один Су-30МКИ обходится в $65 млн. Стоимость одного истребителя Rafale оценивается в $120-140 млн.
По оценке индийского эксперта Пушпиндара Сингха, заказ на большее количество истребителей Tejas позволил бы еще более снизить цену одного экземпляра, что повысило бы к нему интерес со стороны ВВС ряда стран, планирующих замену для истребителей МиГ-21, Mirage III и ранних версий F-5 и F-16.
Жертва коррупции
После коррупционного скандала, связанного с поставкой вертолетов AW-101 в VIP-версии, Береговая охрана Индии решила исключить компанию AgustaWestland из числа участников тендера на поставку 14 поисково-спасательных вертолетов.
После завершения оценки технических предложений Береговая охрана Индии начинает второй этап тендера в рамках приобретения 14 двухдвигательных поисково-спасательных вертолетов средней грузоподъемности.
Известно, что в короткий список участников начавшегося в декабре 2012 г. конкурса включен вертолет EC-725 Super Cougar компании Airbus Helicopters (в прошлом – Eurocopter). В оценке технических предложений также приняли участие вертолет компании AgustaWestland и S-92 компании Sikorsky Aircraft.
Примечательно, что AgustaWestland исключена из числа участников тендера, несмотря на то, что до сих пор официально она не внесена в т.н. «черный список» компаний, уличенных в коррупции. Тем не менее на текущий момент правительство Индии приостановило действие предложений AgustaWestland и ее дочерних компаний. Кроме того, таким же санкциям подверглась головная компания Finmeccanica.
Борьба за Малайзию
Малайзия рассматривает возможность приобретения легких ударных вертолетов в качестве ответа на активизацию повстанческих группировок в стране. Сейчас у ВС Малайзии ударные вертолеты отсутствуют, их задачи частично возложены на истребители ВВС.
В ходе авиасалона Singapore Airshow 2014 компании Аirbus Helicopters, Bell Helicopter и Boeing высказали заинтересованность в участии в тендере на поставку легких ударных вертолетов ВС Малайзии. Как сообщил представитель Boeing, в настоящее время ВС Малайзии продолжают разработку требований к вертолету, а также оценивают количество необходимых им машин.
Командующий ВС Малайзии 12 февраля выполнил полет на борту вертолета AH-6i Little Bird, который Boeing намерен предложить Малайзии.
В Bell Helicopter заявляют, что Малайзия проявила интерес к вертолетам UH-1Y и AH-1Z.
Со своей стороны, компания Аirbus Helicopters уже демонстрировала ударный вертолет EC665 Tiger на выставках вооружений LIMA, приводящихся на острове Лангкави, а также провела демонстрационные полеты машины в стране.
Пятое поколение для Польши
Польша планирует закупить начиная с 2021 г. до 64 многоцелевых истребителей пятого поколения. Данное заявление было сделано в ходе заседания парламентской комиссии по делам вооруженных сил и оборонной промышленности.
В программе модернизации ВС РП 2012 г. предполагалось принять на вооружение в 2018 г. 16 новых истребителей F-16 и снять с вооружения в 2015-2017 гг. истребители-бомбардировщики Су-22.
В новой, действующей с 6 февраля 2014 г. версии программы пункт о покупке F-16 исключен, но появился пункт о покупке 64 самолетов пятого поколения. В этом случае для обеспечения достаточного количества подготовленных пилотов Су-22 должны оставаться на вооружении до 2024-2025 гг.
Пока единственным доступным истребителем пятого поколения является F-35А.
Super Heron получил дизель
Компания Israel Aerospace Industries (IAI) в ходе авиасалона Singapore Air Show 2014 впервые продемонстрировала новый средневысотный БЛА большой продолжительности полета Super Heron.
Он отличается от базовой версии рядом усовершенствований, основным из которых является новая дизельная силовая установка мощностью 200 л.с. Двигатель представлен итальянской компанией Diesel Jet, занимающейся адаптацией автомобильных дизелей Fiat для использования в самолетостроении.
По заявлению президента IAI Йозефа Вайсса, замена бензинового двигателя на дизель была выполнена по требованию потенциального заказчика с целью увеличения безопасности применения БЛА.
Помимо безопасности, новая дизельная силовая установка обеспечила Super Heron лучшие рабочие характеристики, включая скороподъемность (практический потолок остается тем же, что у Heron-1 – 10 тыс. метров). Максимальная скорость БЛА возросла до 150 узлов (Heron-1 – 125 узлов), максимальная взлетная масса – до 1450 кг
(Heron-1 – 1250 кг). По информации IAI, дальность выполнения задач в зоне прямой видимости составляет 250 км, со спутниковой системой связи – 1000 км.
Super Heron оборудован комплектом БРЭО с тройным резервированием, более широким комплектом полезной нагрузки и винглетами (впервые для БЛА компании IAI). Благодаря винглетам продолжительность полета превышает 45 ч (точные параметры не раскрываются). БЛА оснащается современными системами связи, отличается расширенными возможностями по обработке информации и более мощной системой электропитания.
Первый полет БЛА Super Heron состоялся в октябре 2013 г. По заявлению компании, в настоящее время разработка практически завершена. Проект уже вызвал интерес у ряда операторов БЛА Heron.
Швеция модернизирует CV90
Правительство Швеции одобрило реализацию программы модернизации и восстановления состоящих на вооружении боевых машин пехоты CV90 компании BAE Systems Hagglunds.
Агентство по материальному обеспечению ВС Швеции (FMV) и Минобороны в ближайшее время начнут переговоры с целью определения деталей этого проекта. Предполагается, что контракт на модернизацию может быть подписан в течение следующих шести месяцев. Целью модернизации является продление сроков эксплуатации БМП до 2030 г. и оборудование их новой системой боевого управления.
Точное количество запланированных к модернизации CV90 и сумма сделки не раскрываются. Согласно ранее опубликованным рабочим документам, программа стоимостью $248-342 млн. предполагает усовершенствование 365 машин. Всего на вооружении ВС Швеции состоят около 500 БМП CV90. Часть из них уже прошла модернизацию к стандарту Strf 9040C, разработанному для применения в международных операциях.