Новости. Декабрь 2013
[an error occurred while processing this directive]

Бразильцы оценят «Панцирь-С1»

Рабочая группа Сухопутных войск и морской пехоты ВМС Бразилии в составе 10 человек в январе 2014 г. прибудет в Россию для оценки зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1».

Декларация о намерениях по закупке трех батарей ЗРПК «Панцирь-С1» и двух батарей ПЗРК «Игла» была подписана в начале 2013 г. начальником Объединенного штаба ВС Бразилии Хосе Карлосом де Нарди и директором ФСВТС России Александром Фоминым.

17 октября 2013 г. министр обороны Бразилии Селсо Аморим после встречи с министром обороны России Сергеем Шойгу заявил, что рассчитывает завершить все процедурные вопросы и подписать в середине 2014 г. контракт по закупке российских систем ПВО на сумму около $1 млрд.

По имеющимся данным, планируемый к подписанию контракт может предусматривать строительство совместного предприятия с возможностью дальнейшего реэкспорта российских систем «Панцирь-С1» на региональном рынке под бразильским обозначением «Парана».

 

Вашингтон продолжает мстить

Правительство США заблокировало продажу турецкой компании Vestel камер и лазерных целеуказателей, которыми планировалось оснащать новый БЛА Karayel.

Сухопутные войска Турции заказали компании Vestel разработку нового БЛА в начале 2011 г. Vestel планировала приобрести для него современные системы наблюдения и лазерные указатели у американской фирмы WestCAM Solutions, которая, в свою очередь, направила запрос на получение экспортного разрешения правительству США. В разрешении на продажу ей было отказано.

По всей видимости, как и в случае с отказом на поставку Турции БЛА MQ-9 Reaper, запрет связан с недавним выбором Анкарой китайской ЗРС HQ-9 в рамках программы приобретения систем ПВО/ПРО большой дальности.

 

Внезапная победа

Министр обороны Бразилии Сельсо Аморим 18 декабря объявил, что шведская компания Saab выбрана победителем тендера на поставку ВВС Бразилии 36 новых истребителей.

Таким образом, шведы, предложившие Бразилии самолет JAS 39Е Gripen NG, внезапно победили в «многосерийном», начавшемся еще в 2001 г. бразильском тендере F-X2, обойдя на конечном этапе Францию с Rafale и США с F/A-18E/F Super Hornet. Именно эти машины, наравне с JAS 39Е, были объявлены финалистами тендера в 2008 г. JAS 39Е является самым дешевым из трех вариантов – стоимость контракта с Saab составит около $5 млрд.

Внешним фоном, сопровождавшим оглашения победителя тендера, стали недавние сообщения бразильских СМИ о том, что предложение Франции является самым дорогим – $8 млрд., а с США продолжается скандал в связи с прослушкой АНБ высшего руководства Бразилии.

 

«Спартаны» для Перу и Австралии

По информации компании Alenia Aermacchi, Министерство обороны Перу выбрало военно-транспортный самолет C-27J Spartan для оснащения ВВС. Стоимость соглашения на приобретение двух самолетов, которое планируется подписать после согласования деталей сделки, оценивается в 100 млн. евро.

Переговоры о возможности поставки ВВС Перу ВТС C-27J велись с 2010 г. в рамках затянувшейся программы замены эксплуатирующихся более 30 лет самолетов Ан-32.

Альтернативный вариант ВВС Перу представила компания Airbus Military, предложившая свой самолет C-295.

В настоящее время на вооружении ВВС Перу имеются три Ан-32, приобретенные в 1986 г., три самолета L-100-20 Hercules, эксплуатирующиеся с 1973 г., один PC-6 Turbo-Porter (1974 г.), а также 16 DHC-6 серии 300 (1971 г.). Кроме того, 12 самолетов DHC-6 серии 400 были заказаны в 2011 г., их поставка должна быть завершена в 2014 г. ВВС Перу также направили запрос на закупку двух ВТС C-130E из состава ВВС США.

В общей сложности ВВС Перу рассчитывают приобрести до 12 средних военно-транспортных самолетов, способных выполнять задачи в сложных условиях Анд. В ходе оценочных полетов C-27J продемонстрировал способность выполнять посадки на аэродромах, недоступных для конкурентов.

В конце ноября Alenia Aermacchi также объявила о завершении сборки первого самолета C-27J для ВВС Австралии. После приемки машины заказчиком она будет передана основному подрядчику – американской компании L-3 Communications, которая обеспечивает передачу C-27J Австралии.

Базовый контракт стоимостью $1,47 млрд., предусматривающий закупку для ВВС Австралии в рамках программы «Иностранные военные продажи» 10 C-27J, ВВС США заключили с компанией L-3 Communications в мае 2012 г. L-3 планирует передать первый «Спартан» Австралии в начале 2014 г.

C-27J заменят устаревшие ВТС DHC-4 Caribou, снятые с вооружения ВВС Австралии в 2009 г. после 45 лет эксплуатации.

 

Китайская замена Ми-8

ВВС Камбоджи приняли последнюю партию новых вертолетов Z-9 производства китайской Харбинской авиационно-промышленной корпорации (Harbin Aircraft Industry Co). Таким образом, программа поставки Камбодже 12 вертолетов Z-9 полностью завершена.

Z-9 представляет собой лицензионный вариант французского вертолета Eurocopter AS365 Dauphin 2. Эти вертолеты заменят в ВВС Камбоджи Ми-8 и Ми-17, срок эксплуатации которых истекает. По данным Jane’s Defence Weekly, из поставленных ранее Камбодже 14 вертолетов Ми-8 и восьми Ми-17 на вооружении остаются 4 и 3 машины, соответственно.

Вооруженные Cилы Камбоджи получили первые два новых многоцелевых вертолета Z-9 в конце июля 2013 г. Поставка финансировалась в рамках предоставленного в конце 2012 г. китайской стороной кредита на $195,5 млн.

По данным китайских источников, шесть многоцелевых Z-9B ВВС Камбоджи планируют использовать для перевозки войск, грузов и поддержки поисково-спасательных операций, четыре вооруженных Z-9W – для огневой поддержки, а еще два – для перевозки VIP-персон. Бортовое вооружение

Z-9W состоит из ПТУР HJ-8, 12,7-мм пулемета, 90- и 57-мм НАР.

 

Су-30МКИ запустил «Астру»

Индия провела первые испытательные пуски разработанной национальным ОПК управляемой ракеты большой дальности Astra Mk.2 класса «воздух-воздух» с борта истребителя Су-30МКИ.

Испытания ракеты начались в конце ноября и должны продлиться около месяца. Всего запланировано около двух десятков вылетов Су-30МКИ с опытными образцами ракет Astra Mk.2.

До настоящего времени были проведены три успешных испытательных пуска ракеты в измененной конфигурации с использованием пусковой установки наземного базирования. В апреле этого года начались летные испытания УР на борту Су-30МКИ без отделения от носителя.

Первые наземные испытания УР Astra состоялись в 2003 г. Однако к 2006 г. выявленные недостатки функционирования ракеты на больших высотах заставили разработчиков приступить к созданию модифицированной УР версии Mk.2. Испытания УР Astra Mk.2 проходят с 2008 г.

Масса осколочно-фугасной боевой части ракеты составит 15 кг, скорость – 4 М. Данные о дальности действия Astra Mk.2 рознятся – указываются варианты от 80 до 120 км. Ракета будет оснащена активной радиолокационной ГСН разработки Московского научно-исследовательского института «Агат», а также двусторонним каналом связи для обмена данными с самолетом-носителем. Astra Mk.2 будет совместима со всеми боевыми самолетами ВВС Индии. Принятие ракеты на вооружение запланировано на 2015 г.

 

Новые танки для Польши

Министры обороны Польши и Германии Томаш Семоняк и Томас де Мезьер подписали контракт стоимостью около $245,8 млн. на поставку Войску польскому 119 танков Leopard-2 из состава ВС ФРГ.

В течение 2014-2015 гг. Польша получит 105 машин модификации Leopard-2А5 и 14 – Leopard-2А4. Соглашение также предусматривает поставку около 200 ед. сопутствующего оборудования, включая БРЭМ, грузовики, машины управления, радиостанции, комплекты для преодоления водных преград и лазерные тренажеры.

В Бундесвере танки Leopard-2А5 непрерывно модернизировались и проходили регулярное техобслуживание, что позволит эксплуатировать их 15 лет без модернизации.

После завершения поставки на вооружении ВС Польши будут состоять 247 ОБТ Leopard-2. В настоящее время 116 из 128 ОБТ Leopard-2А4 (произведены в 1984-1986 гг.), полученных в 2002 г. из состава ВС ФРГ, состоят на вооружении 25-й бронекавалерийской бригады. Еще 12 ОБТ используются как учебные. Приобретаемые танки, вероятно, поступят в 34-ю бронекавалерийскую бригаду 11-й бронекавалерийской дивизии, оснащенной польской версией танка Т-72 – РТ-91 Twardy.

 

«Золотой орел» сядет в Ираке

Ирак подписал с Республикой Корея контракт стоимостью $1,1 млрд. на закупку 24 учебно-боевых самолетов Т-50IQ Golden Eagle. Они будут поставлены Багдаду в период с октября 2015 г. по октябрь 2016 г.

Т-50IQ – это, по всей видимости, вариант легкого боевого самолета FA-50.

Первоначально Ирак планировал приобрести чешские учебно-боевые самолеты L-159, и в октябре 2012 г., после двух лет переговоров, министр обороны Чехии Александр Вондра заявил, что соответствующее соглашение достигнуто. Однако технические проблемы, катастрофа в ноябре 2012 г. одного из L-159А ВВС Чехии, жестокий прессинг со стороны компании KAI, лоббировавшей продажу своих TA-50, в итоге сорвали сделку в пользу Южной Кореи.

 

Корея выбрала F-35

Южная Корея приняла решение о закупке истребителей F-35А компании Lockheed Martin без открытия новых торгов в рамках программы FX-3.

Согласно планам, для ВВС РК будут поставлены 40 истребителей F-35A в 2018-2022 гг.

Ранее предложенный фирмой Boeing истребитель F-15E Silent Eagle стал единственным финалистом конкурса по программе FX-3, однако Агентство программ оборонных закупок (DAPA) МО Республики Корея приняло решение не объявлять его победителем и провести новый тендер. Предложение консорциума EADS, представившего истребитель EF2000 Typhoon, ранее было признано несоответствующим требованиям конкурса, а стоимость F-35 превысила одобренный парламентом бюджет в размере 8,3 трлн. вон ($7,2 млрд.).

В ноябре 2013 г. руководство МО РК провело ряд консультации с Министерством финансов по вопросу увеличения объема средств на закупку истребителей для приобретения именно F-35, который был исключен из числа финалистов из-за высокой стоимости.

МО РК рассматривало несколько вариантов закупки новых самолетов, включая увеличение бюджета на 20%, изменение требуемых характеристик. В итоге был выбран вариант снижения количества закупаемых истребителей с 60 до 40 штук.

 

Новая жизнь для БМП

Консорциум чешских и словацких компаний разработал новый вариант модернизации советских БМП-1 и БМП-2, которые изготавливались в ЧССР по лицензии под обозначениями BVP-1 и BVP-2.

В составе вооруженных сил Чехии и Словакии в настоящее время имеется около 500 бронемашин БМП-1 и БМП-2, кроме того, значительное количество БМП состоит на вооружении других стран региона. Поэтому, по оценке разработчиков, проект имеет высокий экспортный потенциал. Модернизация позволит продлить срок эксплуатации машин на 20 лет, повысит их боевой потенциал и защищенность.

Проект модернизации БМП, носящий обозначение BVP-M2 SKCZ, с 2009 г. реализуют чешская компания Excalibur Army вместе со словацкими VOP Trancнn и EVPU.

Основное внимание в процессе создания модернизированной версии уделено повышению защиты расчета, который размещен на смягчающих последствия подрыва на мине и СВУ сиденьях. В стандартном варианте BVP-M2 SKCZ защита от подрыва под днищем соответствует уровню 1 по стандарту НАТО STANAG 4569, под гусеницей – уровню 2a, бронезащита корпуса соответствует уровню 3 (при оснащении навесной броней – уровню 4). Бронезащита может быть усилена различными системами активной и пассивной брони. В состав оборудования также входит система пожаротушения и защиты от детонации. Опытный образец также оборудован системой постановки помех радиоуправляемым самодельным взрывным устройствам. Боевая масса BVP-M2 SKCZ составляет 18 т.

BVP-M2 SKCZ вмещает экипаж из трех человек и 6-7 пехотинцев. Для посадки/высадки десанта предназначена кормовая рампа с гидроприводом, заменившая двудверный задний люк исходной БМП, а также два верхних люка в кормовой части машины. Топливный бак и аккумуляторные батареи, расположенные в базовой версии в отсеке десанта, перемещены, высота десантного отсека увеличена до 1,3 м, установлена система кондиционирования и обогрева.

Вооружение машины составляет разработанный словацкой компанией EVPU боевой модуль TURRA-30 с 30-мм пушкой CZ30 (лицензионный вариант российской 2А42) и спаренным 7,62-мм пулеметом. На модуле может также размещаться сдвоенная пусковая ПТРК «Конкурс» или Spike. Башня оборудована прицельно-наблюдательным комплексом Janus компании Selex в составе дневной телевизионной камеры, тепловизора и лазерного дальномера.

Машина оснащена турбодизельным двигателем Caterpillar C9.3 мощностью 402 л.с. и штатной для БМП трансмиссией, дополненной системой управления КПП с автоматическим или полуавтоматическим режимами.

По оценке Jane’s International Defence Review, первым заказчиком BVP-M2 SKCZ может стать Словакия. Ресурс имеющихся у этой страны BVP-1/2 истекает, а решение о закупке новых бронемашин не принято – в отличие от Чешской Республики, закупившей более 100 колесных ББМ Pandur II.

 

Япония расширяет арсенал

Новая пятилетняя среднесрочная программа закупок Министерства обороны Японии включает приобретение 17 конвертопланов V-22 Osprey и трех разведывательных БЛА RQ-4 Global Hawk.

Правительство планирует использовать новые летательные аппараты для усиления возможностей по защите удаленных островов и контроля действий Китая в районе спорных островов Сенкаку.

Предполагается закупка для использования в десантных операциях 52 амфибийных машин для Сухопутных войск Сил самообороны. Закупаемая техника будет аналогична машинам КМП США. План также предусматривает сокращение количества танков и замену их 99 восьмиколесными боевыми бронированными машинами.

Предусматривается выделение финансирования на покупку 28 истребителей F-35, а также четырех новых патрульных самолетов дальнего обнаружения и трех новых многоцелевых транспортов-заправщиков.

Правительство также планирует увеличить количество эсминцев с системой Aegis с шести до восьми штук.

Кроме того, Минобороны Японии рассматривает возможность покупки бронемашин класса MRAP (с повышенным уровнем защиты от подрывов на минах и СУВ) иностранного производства для подразделений Сил самообороны, участвующих в зарубежных операциях. Наиболее вероятными кандидатами на покупку являются американские машины M-ATV или австралийские Bushmaster.

 

Штурмовик для локальных конфликтов

Компания Textron подняла в воздух самолет-демонстратор Scorpion. Самолет взлетел с авиабазы «МакКоннелл» в Уичито (шт. Канзас).

Scorpion предназначен для борьбы с иррегулярными вооруженными формированиями и, как предполагается, будет позиционироваться на международном рынке как легкой ударный самолет с высокой дозвуковой скоростью полета.

Для разработки самолета, продвижения его на мировой рынок, а также – на вооружение ВВС Национальной Гвардии Textron создала совместное предприятие с компанией Airland Enterprises под названием Textron Airland.

Проектирование и сборка первого летного экземпляра самолета велись с соблюдением режима секретности в соответствии с требованиями командования Национальной Гвардии. Scorpion был впервые продемонстрирован 16 сентября.

Scorpion позиционируется как легкий многофункциональный самолет, предназначенный для ведения воздушной разведки и наблюдения, а также нанесения ударов по наземным целям в конфликтах низкой интенсивности. По замыслу разработчиков, машина также пригодна для патрулирования государственных границ и морских акваторий.

Высокая дозвуковая скорость самолета обеспечит эффективность его применения для перехвата маловысотных и низкоскоростных воздушных целей, таких как БЛА.

Концепция самолета основывается на низкой стоимости владения и эксплуатации при сравнительно высокой эффективности. По своему назначению Scorpion сопоставим с легкими ударными самолетами с турбовинтиовыми двигателями, такими как EMB-314 (A-29) Super Tucano, однако за счет применения турбореактивных двигателей он имеет больший боевой радиус, скорость и массу полезной нагрузки.

В конструкции применяются освоенные в производстве элементы, использующиеся фирмой Cessna для своих самолетов деловой авиации, а также стандартные компоненты для гражданских и боевых самолетов. 

Фюзеляж самолета полностью построен из композиционных материалов. Машина оснащена двумя ТРДД Honeywell, общая тяга которых составляет около 3600 кг. Длина самолета – 13,2 м, размах крыла – 14,4 м. Максимальная скорость – 833 км/ч, практический потолок – 12200 м, максимальная продолжительность полета – до 5 ч.

Машина имеет шесть точек внешней подвески, на которых может размещаться боевая нагрузка массой до 2769 кг, и внутренний отсек для размещения дополнительного оборудования массой до 1361 кг. Сюда могут помещаться топливные баки, сенсоры различного назначения, аппаратура связи.

Авионика самолета имеет открытую архитектуру, позволяющую включать в состав БРЭО любые дополнительные компоненты. В носовой части самолета зарезервировано место для размещения опциональной РЛС.

 

ВВС Индии получат «Брамос» через два года

Индийско-российское СП BrahMos Aerospace планирует начать поставки ВВС Индии серийных ракет «Брамос» воздушного базирования для истребителей Су-30МКИ в 2015 г. Летные испытания новой ракеты с борта Су-30МКИ состоятся в 2014 г.

21 ноября СП получило первые 40 корпусов ракет, произведенные компанией Godrej & Boyce. В октябре эта компания получила от BrahMos Aerospace второй заказ на поставку еще 100 корпусов для серийных ракет.

По словам исполнительного директора BrahMos Aerospace Сиватхану Пиллея, воздушная версия ракеты «Брамос» легче, чем ее морской и наземный варианты, что потребовало значительных переделок.

Индия планирует приобрести 216 КР «Брамос» для 42 заказанных в прошлом году истребителей Су-30МКИ. Проект стоимостью 65 млрд. рупий ($1,17 млрд.) был рассмотрен Комитетом правительства Индии по безопасности (CCS) в августе 2012 г. после обоснования технико-экономических расчетов, доказывающих, что воздушная версия КР «Брамос» может успешно использоваться с борта

Су-30МКИ. Проект реализуется компаниями BrahMos Aerospace и HAL при техническом содействии России.

 

Своими силами

В связи с отказом России передать Индии технологию производства системы наведения для ПТУР «Инвар» комплекса «Рефлекс-М» индийское руководство приняло решение разработать ее самостоятельно.

В соответствии с контрактом 2012 г. Индии должно быть поставлено 10 тыс. ПТУР «Инвар», еще 15 тыс. ракет планируется произвести по лицензии. Контракт на лицензионное производство ракет предусматривает поставку части компонентов комплекса из России в виде готовых комплектов.

Для помощи в разработке компонентов лазерной системы наведения ракеты Государственная компания Bharat Dynamics планирует привлечь индийские компании Larsen & Toubro, Tata Power SED и Godrej.

 

ВВС Кореи нужны заправщики

Республика Корея планирует ускорить реализацию программы закупки четырех самолетов-заправщиков.

Руководство Агентства программ оборонных закупок (DAPA) МО Республики Корея доложило министру обороны Ким Кван Чжину, что требование ВС по программе покупки самолетов-заправщиков тщательно рассмотрено и принято решение начать ее реализацию.

Агентство DAPA намерено объявить тендер на четыре самолета в январе 2014 г. Их стоимость предварительно оценивается в 1 трлн. вон ($943 млн.), поставка должна быть выполнена в 2017-2019 гг.

В качестве потенциальных кандидатов на приобретение рассматриваются самолеты Airbus A330 MRTT и Boeing KC-46.

Командование ВВС Республики Корея длительное время стремилось принять на вооружение самолеты-заправщики с целью расширения радиуса действия истребителей F-15K и KF-16. В настоящее время истребители KF-16 могут выполнять боевые задачи над островами Лианкур (являются предметом территориального спора с Японией) только в течение 30 минут, а в районе острова Чеджудо (это самая маленькая провинция Южной Кореи) – 20 минут.

 

Ми-38 полетел с российскими двигателями ТВ7-117В

Холдинг «Вертолеты России» и «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) начали испытания третьего опытного прототипа нового многоцелевого вертолета Ми-38, оснащенного российскими двигателями ТВ7-117В разработки компании «Климов».

Вертолет с новыми российскими двигателями впервые поднялся в воздух в режиме висения 13 ноября, первый полет был выполнен 29 ноября.

Положительные итоги полетов открывают перспективу к началу сертификационных заводских испытаний вертолета на соответствие российским нормам АП-29. «В ближайшее время начнется изготовление опытной партии ТВ7-117В для проведения сертификации, которая запланирована на конец 2014 года», – сказал генеральный директор ОДК Владислав Масалов.

Новые турбовальные двигатели ТВ7-117В в классе мощности 2500-3000 л.с. созданы на базе сертифицированного турбовинтового двигателя ТВ7-117СМ, при этом унификация ТВ7-117В с базовым двигателем составляет около 90%. Вертолетные двигатели семейства

ТВ7-117В обеспечивают высокую безопасность полета, обладая чрезвычайными режимами мощности от 2800 до 3750 л.с. На двигателе установлена новая цифровая электронная система управления и контроля типа FADEC, созданная на базе единого блока автоматического регулирования и контроля.

Применение двигателей ТВ7-117В на вертолете Ми-38 стало возможным после разработки соединительного модуля между главным редуктором и двигателем, оптимизации системы охлаждения двигателя и главного редуктора, а также совершенствования системы автоматического управления двигателями.

Завершить сертификацию вертолета Ми-38 планируется в 2015 г., начало серийного производства на Казанском вертолетном заводе запланировано на 2015 г. Серийные вертолеты Ми-38 планируется оснащать двигателями ТВ7-117В производства компании «Климов».

 

Казахстан наращивает возможности национального ОПК

Министры обороны Казахстана и Турции Адильбек Джаксыбеков и Исмет Йылмаз приняли участие в церемонии открытия в Астане совместного предприятие по производству электронно-оптических приборов «Казахстан АСЕЛСАН инжиниринг».

Казахстанское участие в проекте составит на начальном этапе 30% с перспективой увеличения до 67% в ближайшие пять лет.

Первоначально завод будет выпускать широкий спектр электронных плат, применяемых в различной технике (от подводных лодок до космических кораблей). Следующим этапом станет организация производства инфракрасных линз.

Также в начале декабря Адильбек Джаксыбеков и акима Астаны Имангали Тасмагамбетов заложили капсулу в фундамент нового завода по производству специальных машин военного назначения и городских автобусов. Участниками проекта являются компании «Казахстан инжиниринг», Paramount Group (ЮАР) и ТОО «Казахстан инжиниринг дистрибьюшн», которые подписали трехсторонний меморандум по производству боевых колесных машин и их техническому обслуживанию в Казахстане, а также ряд крупных производственных компаний машиностроительной индустрии, таких как российские «КамАЗ», «Уралвагонзавод».

Предприятие планируется пустить в 2015 г. Его мощность составит от 120 до 360 специальных машин в год. Современное роботизированное оборудование позволит выполнять полный цикл таких работ, как резка и сварка бронелистов, покраска и сборка машин. Уровень локализации производства должен составить 50%, машины будут комплектоваться узлами и агрегатами, производимыми на территории Казахстана и стран Таможенного союза.

Техника будет производиться в соответствии с международными стандартами, что позволит реализовывать ее не только в Казахстане, но и за его пределами.

Тип машин, которые будут выпускаться в Астане, неизвестен, в пресс-релизах отмечено лишь, что они будут иметь колесные формулы 4х4 и 6х6. В производственной линейке Paramount Group сейчас имеются следующие машины 4х4: бронемашины класса MRAP (с повышенным уровнем защиты от подрывов на минах и СУВ) Matador и Marauder, полицейская спецмашина Maverick, а в классе 6х6 – многоцелевая ББМ Mbombe, которая построена по технологии MRAP и может использоваться как бронетранспортер, машина огневой поддержки пехоты (с боевым модулем с 30-мм пушкой), носитель ПТРК или 120-мм миномета.