Компания «Сухой»: итоги минувшего года
Компания «Сухой» успешно завершила минувший год как по военным, так и по гражданским программам

По итогам 2012 г. Компания «Сухой» в очередной раз доказала, что она остается важнейшим поставщиком новой техники для тактической авиации ВВС РФ. Министерству обороны было передано 10 фронтовых бомбардировщиков Су-34 и восемь многофункциональных истребителей Су-35С – наиболее продвинутых боевых авиакомплексов в семействе Су-27. Тем самым Компания «Сухой» полностью выполнила гособоронзаказ на 2012 г. А всего с учетом экспортных контрактов заказчики получили 22 самолета семейства Су-27, произведенных на входящих в Компанию «Сухой» предприятиях.

Илья КЕДРОВ

Не менее важное событие минувшего года – присоединение 12 декабря к летным испытаниям четвертого прототипа истребителя пятого поколения Т-50. В середине января Т-50-4 впервые совершил с несколькими промежуточными посадками перелет из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский для дальнейших испытаний. Кроме того, в течение минувшего года в программе перспективного авиакомплекса фронтовой авиации произошло несколько важных событий. В августе начались летные испытания третьего прототипа истребителя (Т-50-3) с уникальной БРЛС с активной фазированной антенной решеткой разработки НИИ приборостроения им. Тихомирова. В ходе наземных и летных экспериментов на опытном образце Т-50-3 при проверке режимов работы БРЛС «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» в первых же экспериментах получены значительные и устойчивые результаты на уровне существующих возможностей лучших образцов авиационной техники. Также началась проверка работы оптических каналов. Второй летный прототип Т-50 проходил испытания по дозаправке в воздухе: в ходе одного полета проведено девять подходов и стыковок Т-50-2 с самолетом-заправщиком Ил-78 с экипажем из строевой воинской части.

В настоящее время ведется работа по всему комплексу наземных и летных испытаний Т-50.

Важным событием 2013 г. для Компании «Сухой» станет начало государственных испытаний Т-50. Они должны стартовать в первом полугодии в Государственном летно-испытательном центре Министерства обороны имени В.П. Чкалова (Ахтубинск). В испытаниях примут участие все летные экземпляры Т-50.

2011 и 2012 гг. пока остаются наиболее результативными во всей программе Су-34. За два года авиаторы ВВС РФ получили 16 новых фронтовых бомбардировщиков. На конец января 2013 г. в строю ВВС РФ имелось 30 Су-34, пять из которых – в Липецком авиацентре, остальные 25 – на Воронежской авиационной базе Западного военного округа («Балтимор»). Это позволило военным сформировать вторую эскадрилью, вооруженную Су-34.

В 2013 г. Су-34 должен быть, наконец, официально принят на вооружение. Бомбардировщик полностью прошел государственные летные испытания – в апреле 2012 г. был подписан акт о завершении второго этапа госиспытаний, в котором содержалась рекомендация принять самолет на вооружение ВВС.

В наступившем году компании предстоит заметно увеличить объем производства в интересах российских ВВС. В соответствии с ГОЗ-2013 Минобороны должно получить 12 истребителей Су-35С и 14 бомбардировщиков Су-34.

Су-35С.

В целом в соответствии с Госпрограммой развития вооружений на 2011-2020 гг. ВВС РФ в основном будут получать авиатехнику производства компании «Сухой» или разработки ее ОКБ, в общей сложности – 244 самолета:

• бомбардировщики Су-34 (контракт на 32 машины от 2008 г. и на 92 – от 2012 г.);

• многофункциональные истребители Су-35С (48 машин по контракту 2009 г.);

• Су-27СМ (12 машин по контракту 2009 г.);

• Су-30М2 (четыре штуки по контракту 2009 г.);

• Су-30СМ (60 самолетов по двум контрактам 2012 г.).

Что касается экспорта, то в 2012 г. заказчикам было поставлено шесть самолетов семейства Су-27. Четыре Су-30МК2 получил Вьетнам – эта поставка была осуществлена в соответствии с контрактом на 12 машин, заключенным в 2010 г. В начале 2013 г. поставки Су-30МК2 Ханою по этому соглашению были завершены.

Два Су-30МК2 в минувшем году получила Уганда, заказавшая шесть машин в 2010 г. Первую партию из четырех многофункциональных истребителей это африканское государство приняло в 2011 г.

В течение 2012 г. шла проработка финансовых условий реализации контракта с Индонезией на поставку шести истребителей Су-30МК2 по контракту, заключенному в декабре 2011 г. В декабре 2012 г. Внешэкономбанк и Министерство финансов Индонезии подписали соглашение о предоставлении Джакарте экспортного кредита в размере $399,5 млн. сроком на семь лет. Эти средства Индонезия направит на финансирование контракта на Су-30МК2, Компания «Сухой», в свою очередь, уже начала работу по его исполнению.

В Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству высоко оценивают перспективы закупки Китаем нового российского многофункционального истребителя Су-35. Как сообщали СМИ, переговоры на сей счет прошли в Пекине в январе. Заключение контракта с Китаем на Су-35, превосходящий по своим характеристикам все зарубежные тактические истребители поколения «4» и «4+», явилось бы значительным успехом.

Су-30СМ.

Надо отметить, что майская трагедия с SSJ-100 не повлияла не только на планы Индонезии по приобретению Су-30МК2, но и на перспективы самого регионального лайнера на рынке этой страны. В начале января в местных СМИ появилась информация, что авиакомпания Sky Aviation, ставшая первым в Юго-Восточной Азии заказчиком Sukhoi SuperJet-100, планирует в 2013 г. начать эксплуатацию пяти самолетов этого типа. Первый из них, переданный заказчику 29 декабря 2012 г., должен вступить в строй уже в феврале. Всего Sky Aviation заказала 12 SSJ-100 – соответствующий контракт был подписан в ходе аэрокосмического салона МАКС-2011. Рынок гражданских авиаперевозок Индонезии активно растет, при этом, как сказал РИА Новости директор по маркетингу Sky Aviaton Сутито Зайнудин, «не так уж много индонезийских городов имеют длинные взлетно-посадочные полосы, а SSJ-100 способен использовать полосы короче двух километров. Это поможет нам обслуживать рынки городов второго и третьего уровней».

В начале января в Ульяновске была завершена покраска первого самолета SSJ-100 для лаосской авиакомпании Lao Central, которая стала вторым заказчиком «Суперджета» в Юго-Восточной Азии (твердый контракт на три самолета, опцион – на шесть).

Таким образом, Компания «Сухой» успешно завершила минувший год как по военным, так и по гражданским программам. Перспективы для основного на сегодняшний день российского авиапроизводителя также выглядят весьма благоприятно. Достаточно сказать, что по итогам выполнения ГПВ-2020 самолеты марки «Су» будут составлять подавляющее большинство в парке фронтовой авиации ВВС РФ. Таким образом, именно с Компанией «Сухой» связаны как сегодняшний день, так и будущее ВВС: главной ударной силой истребительной авиации останутся машины семейства Су-27, подкрепленные самолетами пятого поколения Т-50, которые начнут поступать на вооружение с 2015 г. Бомбардировщики Су-34 заменят Су-24М, а также возьмут на себя часть функций Ту-22М3 – то есть «Сухой» вторгнется в сектор стратегической авиации, который уже более 60 лет прочно занят фирмой Туполева. Этот переход, однако, не уникален – стоит вспомнить, что в 1960-х гг. в КБ Сухого был разработан стратегический ракетоносец Т-4, победившей в соответствующем конкурсе, но по ряду причин не попавший в серию. Этот небезызвестный факт, а также успешно реализованный проект создания регионального лайнера Sukhoi SuperJet-100 свидетельствуют, что Компании «Сухой» по плечу практически любые задачи в области авиастроения.

Су-34.

Компания стала лидером в разработке отечественных пилотируемых боевых платформ. Более того, и перспективы отечественной боевой авиации связаны исключительно с «Сухим» – компания разрабатывает истребитель пятого поколения Т-50, четыре опытных летных экземпляра которого уже построены и проходят испытания. Бомбардировщик Су-34 должен сменить Су-24М и даже взять на себя часть функций дальнего бомбардировщика Ту-22М. Поскольку планируется модернизировать только 30 единиц Ту-22М, Су-34 после 2020 г. может стать основным субстратегическим отечественным бомбардировщиком. Точным показателем значения, которое придают этой машине ВВС России, являются размещенные на него заказы Министерства обороны. Всего российские военные законтрактовали уже более 120 Су-34, и это количество превышает закупки любых других боевых авиационных комплексов в постсоветское время. При этом есть основания полагать, что этим закупки Су-34 не ограничатся.

В целом, подводя итоги 2012 года, можно с удовлетворением констатировать, что Компания «Сухой» не только сохранила за собой роль одного из лидеров мирового рынка боевой авиации, но и сделала важный шаг по пути диверсификации своей производственной деятельности за счет развития гражданского сегмента.