Началось производство Ка-52К
Первые серийные корабельные вертолеты Ка-52К для «Мистралей» будут построены в 2013 г., их производство на Арсеньевском вертолетном заводе «Прогресс» уже началось, сообщил РИА Новости генеральный конструктор ОАО «Камов» Сергей Михеев.
По его словам, «к приходу первого «Мистраля» в 2014 г. камовцы готовы сделать столько машин, сколько закажет Минобороны РФ».
Сергей Михеев напомнил, что на одном корабле могут одновременно базироваться 16 вертолетов. По его словам, корабельный вариант вертолета Ка-52 во многом повторяет базовый вариант за исключением некоторых «нюансов», которые необходимы при полетах над морем. Одной из главных отличительных особенностей является складывание лопастей несущего винта.
Обеспечить научно-технический прорыв
Заместитель председателя правительства РФ России Дмитрий Рогозин и первый вице-премьер Республики Беларусь Владимир Семашко подписали программу мероприятий по активизации сотрудничества предприятий ОПК двух стран на 2012-2015 гг.
Как заявил РИА Новости Владимир Семашко, «в программе затронуты вопросы нормативно-правовой базы, более плотной кооперации белорусских и российских предприятий, в том числе и путем создания совместных предприятий. Также документ затрагивает выполнение союзных программ в области обороны и безопасности».
В свою очередь Дмитрий Рогозин подчеркнул, что задача белорусского и российского ОПК состоит в том, чтобы совместно обеспечить научно-технический прорыв.
Начинается разработка МТА
В Нью-Дели 12 октября состоялось подписание контракта на проведение первого этапа разработки многоцелевого транспортного самолета МТА.
В роли заказчика выступает российско-индийское совместное предприятие MTAL, исполнителями – корпорация HAL
и ОАО «OAK-Транспортные самолеты».
Подписание этого контракта дает официальный старт проектным работам по техническим заданиям, утвержденным военными ведомствами Индии и России, и открывает финансирование этих работ. Контроль над выполнением требований к самолету на всех этапах будет осуществляться представителями МО обеих стран.
Таким образом, завершилась продолжительная и сложная во всех отношениях подготовительная фаза первого российско-индийского проекта в транспортном авиастроении, предусматривающего совместное (на паритетных принципах финансирования и распределения работ) создание «с первой осевой линии» нового самолета для обновления воздушных флотов обеих стран. В ближайшее время в Москву прибудет большая группа индийских инженеров для совместной работы над проектом.
Вертолеты для высокогорья
ВВС Индии намерены приобрести 12 новых легких вертолетов Cheetal для развертывания в высокогорье в районе ледника Сиачен.
Соответствующий запрос о предложении направлен национальной компании HAL. Вертолеты будут использоваться для снабжения войск в высокогорных районах.
Cheetal является модернизированной версией машины Cheetah с более мощным двигателем Turbomeca TM333-2M2. Cheetah, в свою очередь, – это лицензионный вариант французского вертолета Aеrospatiale SA 315B Lama, совершившего первый полет в 1969 г.
Закупка вертолетов Cheetal связана с задержкой реализации программы приобретения новых легких многоцелевых вертолетов LUH, которые должны заменить устаревшие Cheetal и Cheetah.
МО Индии уже длительное время стремится приобрести 197 вертолетов LUH, 133 ед. из которых будут поставлены Сухопутным войскам, а оставшиеся – ВВС.
Китай принимает Д-30КП-2
Первая партия из 12 двигателей Д-30КП-2 производства ОАО «НПО «Сатурн», изготовленная по контракту между «Рособоронэкспортом» и КНР, 16 октября сдана китайскому заказчику.
Подписанный в 2011 г. контракт предусматривает поставку КНР в 2012-2015 гг. 184 двигателей Д-30КП-2, а также техническую поддержку со стороны предприятия-изготовителя в гарантийный период.
НПО «Сатурн» изготовило и сдало китайскому заказчику первую партию двигателей с опережением срока. Сдача второй партии запланирована до конца 2012 г. В 2013 г. в планах компании – поставка 60 двигателей, а в 2014 г. – выход на серийность поставки 72 двигателя в год.
Сотрудничество с КНР является важным направлением бизнеса «НПО «Сатурн». В 2009-2011 гг. предприятие уже реализовало контракт на поставку 55 авиадвигателей Д-30КП-2 в Китай.
«МиГ» укрепляет позиции на рынке
Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» начнет поставки самолетов МиГ-29К/КУБ по второму контракту с Индией до конца 2012 г., заявил РИА Новости генеральный директор РСК «МиГ» Сергей Коротков по итогам выездного заседания комитета Госдумы по обороне, которое прошло в Производственном комплексе №1 корпорации в подмосковных Луховицах.
Первый контракт предусматривал поставку 16 палубных истребителей, второй – в общей сложности 29 самолетов. Кроме того, по словам Сергея Короткова, испытания МиГ-29К/КУБ для авианосца «Викрамадитья» полностью завершены и подписан соответствующий протокол.
Стоимость двух текущих программ, реализуемых РСК «МиГ» с Индией по поставке второй партии МиГ-29К/КУБ и модернизации парка истребителей МиГ-29, составляет около $2,5 млрд.
Как завил Сергей Коротков, «контракт по модернизации МиГ-29 ВВС Индии выполняется в согласованные с заказчиком сроки». Программа предусматривает модернизацию 63 самолетов МиГ-29, которые были поставлены Индии тремя партиями в разное время и имеют разный технический облик. В ходе модернизации все они будут модернизированы к единому техническому лицу МиГ-29UPG. В соответствии с программой на мощностях РСК «МиГ» должны быть модернизированы четыре одноместных и два двухместных самолета – на текущий момент эти работы завершены, остальные истребители будут проходить усовершенствование в Индии на 11-м авиаремонтном заводе. Эти работы должны начаться в 2013 г.
Успешное выполнение программ с Индией значительно укрепит позиции РСК «МиГ» на мировом рынке как в сегменте поставки новых машин, так и в сегменте модернизации и ремонта истребителей из состава ВВС стран-импортеров.
В случае соблюдения графиков по всем экспортным контрактам РСК «МиГ» с зарубежными заказчиками на поставку новых истребителей, доля корпорации на рынке новых многофункциональных истребителей в начавшийся четырехлетний период (2012-2015 гг.) может составить 7,7% по стоимостному параметру и 11,3% в количественном отношении (в категорию «новые» включены также поставки самолетов из состава ВС РФ, модернизированных до уровня практически новых с продленным сроком эксплуатации, цена которых составляет более 50% от стоимости новых машин). Для сравнения: в 2008-2011 гг. доля корпорации «МиГ» на рынке новых истребителей составила 3,5% в стоимостном отношении и 5,2% по количественному параметру.
При этом следует отметить, что для корпорации «МиГ» стоимостной объем программ по модернизации и ремонту самолетов из состава ВС стран-импортеров, которые не попадают в категорию новых, очень существенный. В этом сегменте РСК «МиГ» также значительно упрочит свои позиции.
Также в ходе выездного заседания Сергей Коротков заявил, что ВВС РФ в соответствии с гособоронзаказом должны начать получать многоцелевой истребитель МиГ-35 в 2014 г. Но для этого корпорации необходимо заключить контракт с Министерством обороны и начать его исполнение.
Болгария покупает самолеты
Болгария рассчитывает приобрести 8-9 новых или бывших в эксплуатации многоцелевых истребителей в 2014 г., заявил министр обороны Аню Ангелов.
К концу года министр планирует получить от правительства и парламента одобрение проекта закупки, стоимость которой оценивается в $400 млн.
Министерство обороны уже провело предварительные переговоры о возможности приобретения истребителей из состава ВВС Нидерландов, Португалии, США, Германии и намерено также обсудить этот вопрос с МО Бельгии, Норвегии и Италии.
Ранее министр заявил о невозможности покупки новых истребителей Eurofighter Typhoon или F-35 по причине их высокой стоимости, заявив, однако, что рассматривается вариант приобретения шведских JAS-39 Gripen. Аню Ангелов подтвердил, что вариант приобретения новых «Грипенов» рассматривается наряду с покупкой подержанных истребителей.
Правительство Болгарии начало реализацию программы покупки новых истребителей в 2009 г. Новые машины должны заменить МиГ-21бис и Су-25К, которые планируется снять с вооружения в 2014-2015 гг. В составе ВВС Болгарии также имеются 16 истребителей МиГ-29, которые планируется использовать до 2029 г., когда истечет срок их эксплуатации.
Ирак купил L-159
Согласно заявлению министра обороны Чехии Александра Вондры, ВВС Ирака получат 28 двухместных учебно-тренировочных/легких ударных самолетов L-159 чешской компании Aero Vodochody.
Общая стоимость контракта, включая обслуживание, поставку комплектующих и вооружения, оценивается в $1 млрд. Как ожидается, он будет подписан в течение ближайших недель после завершения согласования условий соглашения экспертами двух стран.
Ранее премьер-министр Ирака Нури аль-Малики заявил о намерении приобрести в Чехии 24 самолета L-159. По информации Александра Вондры, четыре двухместных самолета будут переданы ВВС Ирака из состава ВВС Чехии безвозмездно. Остальные 24 УТС будут новыми. Они получат обозначение L-159BQ.
ВВС Ирака заинтересованы, чтобы подготовка пилотов началась в самый короткий срок. Как планируется, первый из четырех самолетов, передаваемых из наличия ВВС Чехии, заказчик получит спустя семь месяцев после вступления контракта в силу. Эти машины будут использоваться для подготовки иракского персонала до начала поступления новых самолетов. Согласно планам, компания Aero Vodochody начнет поставку новых L-159BQ спустя два года после заключения соглашения.
ВВС Ирака остро нуждаются в покупке современных реактивных УТС для организации подготовки пилотов истребителей F-16, а также выполнения задач борьбы с партизанскими формированиями.
В 1997 г. ВС Чехии заключили с компанией Aero Vodochody контракт на поставку 72 самолетов L-159. УТС планировалось получить в 2002 г., однако изготовитель смог выполнить соглашение лишь в 2004 г. Из-за роста курса доллара стоимость самолетов возросла почти вдвое. Это вынудило ВВС принять решение о приеме на вооружение лишь 24 УТС, а 47 выставить на продажу. Однако за эти годы покупателя так и не нашлось. Пять машин были переданы EADS в обмен на один транспортный самолет
C-295. Один из них в июле 2012 г. был возвращен ВВС Чехии в качестве компенсации за недостатки в поставленных С-295. Вероятно, возвращена будет еще одна машина. В МО Чехии надеются, что контракт с Ираком позволит привлечь внимание потенциальных заказчиков к находящимся на хранении L-159.
Польские «Птицы»
Польский военный завод вооружений WZU (Wojskowe Zaklady Uzbrojenia) продолжает разработку проекта мобильной зенитной ракетной системы под обозначением Ptaki («Птицы»).
Общее название отражено и в обозначениях, выбранных для главных компонентов системы: самоходная пусковая установка Pelikan («Пеликан»); зенитная управляемая ракета Wrobel («Воробей» – польское обозначение для RIM-162 Evolved Sea Sparrow); РЛС сопровождения и подсвета цели Jaskolka («Ласточка»); пассивная оптоэлектронная система обнаружения Kogut («Петух»). Данные компоненты могут быть установлены на различных платформах в зависимости от требований заказчика.
Опытный образец пусковой установки Pelikan создан на базе самоходной пусковой установки 2П25М ЗРК 2K12M «Куб-М» и сохраняет первоначальное гусеничное шасси ГМ-578, однако в перспективе компания планирует размещение оборудования на базе колесной ББМ Rosomak или гусеничной платформы Anders.
Модернизация предусматривает уход от первоначальной концепции наклонного пуска (как у 2П25М) и переход к вертикальному пуску ЗУР из ТПК. Транспортно-заряжающая машина STZ имеет то же шасси, но оснащена новым подъемным механизмом.
На базе проекта SRPW-12 компания WZU разработала пассивную оптоэлектронную систему обнаружения Kogut, размещенную на шасси ББМ HMMWV. Она оснащена дневной и тепловизионной камерами, лазерным дальномером и системой опознавания «свой-чужой».
РЛС сопровождения и подсвета цели Jaskolka является ничем иным, как РЛС сопровождения STIR 1.2 GB компании Thales, установленной на шасси ББМ Rosomak. Помимо сопровождения цели, РЛС обеспечивает ее подсветку для полуактивной радиолокационной головки самонаведения RIM-162 ESSM.
«Кобры» для Казахстана
В рамках турецко-казахстанского форума по инвестициям и торговле в Стамбуле подписан меморандум о взаимопонимании, предусматривающий сборку в Казахстане бронемашин Cobra разработки турецкой компании Otokar.
Меморандум следует за подписанным в мае предварительным соглашением на поставку турецкой бронетехники ВС Казахстана.
В соответствии с новым соглашением АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг» построит предприятие по сборке бронемашин, а Otokar передаст необходимые технологии, будет поставлять компоненты, проведет обучение персонала и личного состава ВС Казахстана, а также будет осуществлять контроль за технологическим процессом.
Компания Otokar начала производство бронетехники в начале 1990-х гг. и уже продала более 25 тыс. бронемашин различных типов заказчикам из 30 стран, в числе которых, например, и Грузия (ББМ Cobra ВС Грузии не очень удачно участвовали в пятидневной войне 2008 г.).
При этом Казахстан станет первым государством, на территории которого турецкая компания создает производство по сборке своей техники.
Ранее Казахстан получил небольшую партию ББМ Cobra, которые поступили на вооружение 36-й десантно-штурмовой бригады.
АК – для экспорта, AR-15 – для импорта
Гладкоствольный самозарядный карабин «Вепрь-12», разработанный специалистами входящего в ГК «Ростехнологии» завода «Молот» на базе ручного пулемета Калашникова, одобрен на включение в перечень вооружений, используемых странами НАТО.
По информации компании «Ростехнологии», разработано несколько модификаций карабинов «Вепрь-12», которые после прохождения необходимых формальностей будут поставлены на вооружение стран НАТО.
Дистрибутором продукции «Молота» в ЕС является немецкая компания Waffen Schumacher.
В свою очередь на «Молоте» в июне 2012 г. в сотрудничестве с той же Waffen Schumacher началось производство карабинов «Вепрь-15» под патрон .223Rem (5,56х45 мм), представляющих собой очередную разновидность винтовки AR-15 конструкции Юджина Стоунера.
По информации главного конструктора завода Сергея Уржумцева, карабин собирается из немецких комплектующих, однако имеет ствол производства завода «Молот».
Компания Waffen Schumacher выпускает винтовки и карабины AR-15 под маркой Schmeisser.
Заказ на «Конкурс-М»
Комитет правительства Индии по безопасности (CCS) одобрил выделение 12 млрд. рупий (около $223 млн.) на производство очередной партии из 10 тыс. ПТУР «Конкурс-М» для механизированных частей СВ страны.
Это уже второе соглашение на производство российских ПТУР в течение четырех лет. В 2008 г. был заключен контракт на продолжение лицензионного производства около 4 тыс. ПТУР «Конкурс-М». Изготовление российских ПТУР «Конкурс» выполняет компания Bharat Dynamics. На тот момент планировалось приобрести около 15000 ПТУР «Конкурс-M» общей стоимостью около $300 млн.
По всей видимости, текущий заказ является опционом к контракту от 2008 г.