«МиГ» начинает новую партию
Стартовала сборка МиГ-29к/КУБ по второму контракту с Индией

Палубный истребитель МиГ-29К/КУБ, первым и пока основным заказчиком которого являются ВМС Индии, можно назвать самым «медийным» самолетом в продуктовой линейке РСК «МиГ». В январе 2007 г. журналистов пригласили на презентацию самолета МиГ-29КУБ, состоявшуюся всего спустя два дня после первого полета этого истребителя. На МАКСе в том же 2007 г. публично дебютировал МиГ-29К, а МиГ-29КУБ предстал в новой фирменной сине-белой окраске (на презентации в январе машина была показана в неокрашенном виде – тем самым представители РСК «МиГ» продемонстрировали объем композитных материалов в планере самолета). Через два года, на салоне МАКС-2009, «корабелку» можно было увидеть в стандартной окраске ВМС Индии.

Илья КЕДРОВ

 

А 3 августа 2011 г., в преддверии МАКС-2011, журналистов пригласили в цех московской площадки производственного комплекса РСК «МиГ», где ведется сборка первого корабельного истребителя из новой партии МиГ-29К/КУБ, заказанной Индией. Как заявил генеральный директор РСК «МиГ» Сергей Коротков, компания завершает выполнение первого контракта на поставку ВМС Индии 16 корабельных истребителей и приступает к выполнению второго контракта на поставку еще 29 самолетов МиГ-29К/КУБ. Первая машина из новой партии переведена из цеха агрегатной сборки в цех окончательной сборки и предъявлена представителю ВМС Индии – коммандеру Раджешу Найеру. Сергей Коротков подчеркнул, что РСК «МиГ» четко выполняет свои обязательства перед Индией, которая является приоритетным зарубежным заказчиком корпорации.

Напомним, что Минобороны Индии подписало контракт общей стоимостью около $740 млн. на поставку 16 истребителей МиГ-29К/КУБ в 2004 г. в рамках соглашения о передаче и модернизации авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Контракт предусматривал поставку четырех двухместных МиГ-29КУБ и 12 одноместных МиГ-29К, а также приобретение тренажеров, техническое обслуживание и ремонт самолетов. Соглашение содержало опцион на дополнительную поставку еще 29 истребителей МиГ-29К/КУБ.

Опцион был реализован пять лет спустя: в октябре 2009 г. Комитет по оборонным закупкам Индии дал разрешение на приобретение новой партии из 29 самолетов. В рамках визита премьер-министра РФ Владимира Путина в Индию 12 марта 2010 г. стороны подписали соответствующий контракт, стоимость которого оценивается в $1,5 млрд. 16 самолетов новой партии будут базироваться на авианосце Vikramaditya. В рамках программы закупки палубных истребителей МиГ-29K/КУБ ВМС Индии в апреле 2009 г. открыли на территории военно-морской базы Ханса в штате Гоа технический центр, который обеспечит поддержку самолетов, а также обучение пилотов.

По первому контракту Индии передано уже 11 самолетов, в том числе все 4 двухместных МиГ-29КУБ. Остальные пять истребителей заказчик получит до конца этого года. Поставки готовых самолетов по второму контракту планируется начать с 2012 г.

Генеральный директор РСК «МиГ» Сергей Коротков и коммандер Раджеш Найер.

Таким образом, на сегодняшний день объем заказанных Индией палубных многофункциональных истребителей МиГ-29К/КУБ составляет 45 единиц. ВМС планируют сформировать в общей сложности три эскадрильи, вооруженных этими самолетами. Кроме того, в ноябре 2009 г. ВМС Индии начали реализацию программы по закупке палубных истребителей для перспективных авианосцев. По некоторым данным, ВМС разослали запросы на информацию компаниям Boeing, Dassault и РСК «МиГ». Предполагается закупка партии из 16 палубных истребителей с возможностью увеличения заказа до 40 штук для базирования на трех авианосцах национальной постройки, первый из которых был заложен в феврале 2009 г. При этом российская «корабелка» выглядит весьма вероятным победителем этого тендера.

Вторым заказчиком истребителей МиГ-29К/КУБ, по всей видимости, станет Министерство обороны России. По словам Сергея Короткова, компания «МиГ» рассчитывает подписать контракт на поставку 24 «корабелок» до конца года, однако не исключено, что это событие произойдет в ходе авиасалона МАКС-2011. Как пояснил руководитель РСК «МиГ», для этого фактически все готово – контрактные документы уже переданы в Минобороны на утверждение.

Помимо выполнения контрактов по МиГ-29К/КУБ у РСК «МиГ» есть и другой заказ, реализующийся в интересах Индии – модернизация строевых МиГ-29 ВВС этой страны.

В разное время Индия приобрела около 80 МиГ-29. В 2008 г. был заключен контракт стоимостью $964 млн., предусматривающий модернизацию всех имеющихся в боевом составе ВВС МиГ-29 до уровня МиГ-29UPG – в настоящее время их насчитывается 63 единицы как в одноместном, так и в двухместном (МиГ-29УБ) варианте. Шесть из них (4 одноместных и 2 двухместных самолета) будут модернизированы в России, остальные – на территории Индии. Первый МиГ-29UPG поднялся в воздух 4 февраля 2011 г.

часть фюзеляжа палубного истребителя. У семейства МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2 отличий в «железе» между одноместной и двухместной версиями нет.

По сравнению с базовым вариантом МиГ-29UPG получает совершенно новый борт. БРЭО включает радиолокатор «Жук-МЭ», разработанный корпорации «Фазотрон-НИИР», новую оптико-локационную станцию с лазерным, тепловизионным и телевизионным каналами, многофункциональные индикаторы в кабине пилота. В состав БРЭО входит также система нашлемной индикации фирмы THALES. Ряд элементов навигационного оборудования, средства связи и радиотехнической разведки разработаны и изготавливается в Индии, в составе БРЭО имеется также оборудование израильского производства.

Самолет будет нести большее количество топлива в установленном за кабиной пилота дополнительном топливном баке, аналогичном имеющемуся на МиГ-29СМТ, а также штангу для дозаправки топливом в полете.

За счет установки нового БРЭО самолет перестанет быть «чистым» истребителем и получит возможность поражать наземные и морские цели. Состав бортового вооружения пополнится ракетами «воздух-воздух» средней дальности РВВ-АЕ, ракетами общего назначения Х-29ТЭ с телевизионной ГСН, противокорабельными Х-31АЭ, противорадиолокационными Х-31ПЭ, корректируемыми бомбами семейства КАБ-500. Учитывая то, что БРЭО самолета теперь будет иметь открытую архитектуру, в состав бортового вооружения можно интегрировать и другие АСП.

В целом, «борт» и состав вооружения МиГ-29UPG соответствует таковым у корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ, что обеспечивает фактически полную унификацию всех индийских машин семейства МиГ-29.

После модернизации снизится стоимость жизненного цикла МиГ-29UPG за счет перевода на эксплуатацию по техническому состоянию. А в целом жизненный цикл этой машины будет существенно увеличен.

Модернизация истребителей ВВС Индии по программе МиГ-29UPG.

Выполнение контракта на модернизацию всего парка индийских МиГ-29 с точки зрения стоимости, конечно, не идет в сравнение с поставкой новых самолетов. Однако учитывая объем переделок, которые превращают фронтовой истребитель в многофункциональную машину, способную не только вести воздушный бой, но и успешно «работать» по наземным целям, такую модернизацию дешевой не назовешь. По оценке директора инженерного центра РСК «МиГ» Владимира Барковского, стоимость таких работ составляет около 30% от цены нового самолета.

В том же цехе, где ведется модернизация индийских МиГ-29, можно было наглядно убедиться, что РСК «МиГ» продолжает выполнение контракта с Мьянмой, предусматривающего поставку 20 истребителей семейства МиГ-29. Портфель заказов РСК «МиГ» по состоянию на середину 2011 г. составляет $4,6 млрд., что обеспечивает загрузку производственных мощностей компании до 2016 г. В целом создание нового унифицированного семейства истребителей палубного и сухопутного базирования (МиГ-29К/КУБ, МиГ-29М/М2 и МиГ-35/Д) призвано обеспечить фирму «МиГ» заказами на достаточно длительную перспективу, ведь самолеты «продвинутого» четвертого поколения еще довольно долго будут пользоваться спросом на рынке – несмотря на появление истребителей нового, пятого поколения.