Тема закупки вооружения за рубежом сегодня обсуждается широко и повсеместно. Оценки наблюдателями намерений Министерства обороны пополнить арсеналы ВС РФ за счет образцов иностранного производства довольно разнообразны, но без преувеличения можно сказать, что общий фон – негативный. Главный аргумент противников такой политики состоит в том, что экспорт ПВН ведет к прекращению аналогичных разработок в России. Безусловно, эти опасения небезосновательны. |
С другой стороны, кризис 90-х нанес российскому ОПК весьма тяжелый урон, во многом не восполненный до сих пор. «Оборонке» удалось сохранить высокий интеллектуальный потенциал, то есть возможности по созданию принципиально новых, часто уникальных образцов. Однако реализовать их, что называется в металле, наладить серийное производство оказывается очень непросто, а иногда и невозможно. Для этого часто нет соответствующих условий: оборудование устарело и износилось, сотрудники не имеют необходимой подготовки. Казалось бы, проблемы эти решаемые, надо лишь перевооружить производство, подготовить кадры. Однако для этого нужны деньги и время. Привлечь финансирование можно, но остановить время невозможно. А ведь как показывают уроки августа 2008-го, современное вооружение Российской армии нужно сегодня, а не через несколько лет.
Есть еще и третья сторона этого вопроса. Не все иностранные компании нацелены на поставку в Россию именно готовой продукции или локализацию ее сборки. Для многих, в частности, для крупных холдинговых компаний французского ОПК, таких как SAFRAN, приоритетом является развитие взаимоотношений в виде совместной разработки новых образцов с использованием того самого интеллектуального потенциала, о котором мы говорили чуть выше.
Военнослужащий иностранного легиона в комплекте экипировки FELIN. |
Во-первых, сотрудничество с Россией рассматривается как альтернатива сотрудничеству с США. Во-вторых – как возможность совместного выхода на рынки третьих стран, где позиции российских поставщиков традиционно сильны. Такого рода сотрудничество выгодно обеим сторонам и, видимо, именно к нему и надо стремиться.
Сотрудничество такого рода с французским ОПК продолжается уже более двадцати лет. Первый опыт взаимодействия был получен в ходе реализации контракта на поставку ОАЭ БМП-3, подписанного в 1993 г. В прицеле наводчика-оператора БМП-3 производства белорусской компании «Пеленг» был установлен французский тепловизор фирмы SAGEM. Российские машины, а в составе их СУО и французские тепловизоры, успешно эксплуатируются Вооруженными Силами ОАЭ и по сей день.
Чуть позже, в 1994 г., сотрудничество с фирмой SAGEM перетекло и в авиастроение. Тогда Россия и Индия совместно вырабатывали техническое лицо истребителя, получившего обозначение Су-30МКИ. Этот без преувеличения судьбоносный для российского авиапрома проект, реализованный НПК «Иркут» и фирмой «Сухой», укрепил связи между российскими и французскими разработчиками.
В 2005 г. произошло слияние компаний SAGEM и SNEСMA, в результате которого была образована холдинговая компания SAFRAN. Сегодня SAFRAN работает в России по трем основным направлениям деятельности: авиадвигателестроение, системы для обороны и безопасности.
Оставляя в стороне самое последнее направление, представляющее собой поставку систем обнаружения взрывчатых веществ, томографов, использующихся для обеспечения безопасности багажа и грузов в аэропортах, остановимся подробнее на двух других сферах деятельности французской компании в России.
Что касается авиационного двигателестроения, то, напомним, речь идет о совместной разработке и производстве двигателя SaM146 для нового российского регионального самолета Sukhoi Superjet 100. Проект этот уже реализован. Двигатель создан, сертифицирован, началось его серийное производство и поставка самолетов с этими моторами заказчикам.
Работа по созданию SaM146 позволила России в лице НПО «Сатурн» привлечь современные технологии, ноу-хау в сфере управления, логистики, которые будут использоваться и уже используются при реализации других перспективных разработок. Кроме того, в ходе работы по этому двигателю в КБ и на производство пришли новые высококвалифицированные специалисты, подготовленные в соответствии с международными требованиями – а это также весьма своевременный и серьезный вклад в развитие авиационной отрасли нашей страны. Для сборки SaM146 в Рыбинске, на производственной площадке «Сатурна», было создано новое предприятие – завод «ВолгаАэро», оснащенный самым современным оборудованием. В результате был создан единственный на постсоветском пространстве двигатель, пригодный для установки на современный авиалайнер и отвечающий всем жестким международным нормам по безопасности и сохранению окружающей среды.
В процессе работы над созданием и налаживанием серийного производства SaM146 российским специалистам пришлось фактически заново учиться, ведь этот мотор, по сути, является гражданским двигателем пятого поколения. Полученный в результате совместной работы опыт можно считать уникальным. При этом не надо забывать, что НПО «Сатурн» – именно то предприятие, которое занимается созданием двигателя для истребителя пятого поколения Т-50.
Что касается второго направления деятельности SAFRAN в России, то как мы уже отмечали, сотрудничество российского авиапрома с французским ведет отсчет с момента принятия решения об оснащении разрабатывавшегося по заказу Индии многоцелевого истребителя Су-30МКИ инерциальной навигационной системой Sigma-95 компании SAGEM. В рамках модернизации этих машин в настоящее время ведутся работы по установке на них нового бортового радиоэлектронного комплекса, в состав которого включены инерциальные навигационные системы ЛИНС-100РС российско-французской разработки. Их изготовлением будет заниматься находящееся в процессе создания российско-французское совместное предприятие (СП), включающее в себя c российской стороны ФГУП «Рособоронэкпорт» и ЗАО «Инерциальные технологии «Технокомплекса» (ИТТ). C французской стороны в СП будет принимать участие фирма SAGEM. Речь идет именно о создании первого совместного предприятия в сфере военно-технического сотрудничества на территории Российской Федерации. Помимо разработки, серийного производства и технического обслуживания ЛИНС-100РС, СП будет также обслуживать системы Sigma-95, стоящие на вооружении у ВВС РФ.
Лазерная инерциальная навигационная система ЛИНС-100РС пятого поколения создана в соответствии с современными требованиями российских и западных заказчиков и предназначена в первую очередь для оснащения самолетов российского производства. Эта система имеет лучшие ТТХ среди аналогов, в том числе производства США и других стран. Помимо оснащения самолетов семейства Су-27/30 и МиГ-29 поколения «4++», в системы ЛИНС-100РС с самого начала закладывались исходные параметры, позволяющие использовать ее в рамках проектов истребителей 5-го поколения.
БМП-3 в армии ОАЭ. |
Инерциальные навигационные системы востребованы не только в авиастроении, но и при создании техники для Сухопутных войск. Фирма SAGEM предлагает ИНС Sigma-30, предназначенную для высокоточной топопривязки и гирокурсокреноуказания для артиллерийских установок и РСЗО. Применение таких системы в составе минометов, самоходных гаубиц, а также реактивных систем залпового огня позволяет при использовании стандартных неуправляемых выстрелов значительно повысить точность стрельбы.
Новый и весьма мощный импульс развитию взаимосвязей между российским и французским ОПК придало начало переговоров о приобретении в интересах ВМФ РФ десантных вертолетоносцев класса «Мистраль». В спорах о том, нужны ли эти корабли российскому флоту, сломано уже немало копий, но ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Речь идет не просто о закупке корпуса, а о передаче целого ряда современных ключевых технологий, к которым наша страна проявила большой интерес. При этом договориться о передаче только лишь одних технологий, без «довеска» в виде самих вертолетоносцев, было бы явно сложнее, если вообще возможно.
В преддверии подписания контракта на закупку четырех кораблей класса «Мистраль», о котором упоминалось в ходе встречи президентов России и Франции в Довиле 24 мая, можно сказать, что разрешение на экспорт ряда весьма важных элементов бортового оборудования уже получено. Речь, в частности, идет о таких элементах, как усовершенствованная система навигации и комплекс оборудования, координирующего инерциальные навигационные системы палубных вертолетов и навигационную систему корабля.
Кроме того, необходимо отметить, что в рамках контракта по «Мистралю» правительство Франции предоставит возможность на поставку в Россию систем поиска и сопровождения целей, установленных на третьем по счету ДВКД проекта «Мистраль» – Dixmude. Такие ИК-системы, как VAMPIR-NG установлены не только на важнейших кораблях французских ВМС таких, как авианосец Charles de Gaulle или фрегаты класса Horizon. Этими системами оснащены корабли ВМС Австралии, Финляндии, Италии, Норвегии, Южной Кореи и ОАЭ. Дополняя РЛС, ИК-системы поиска и сопровождения целей, работающие в полностью пассивном режиме, эффективно составляют так называемую «последнюю линию обороны» крупных кораблей, в том числе против низколетящих до- и сверхзвуковых противокорабельных и крылатых ракет.
Другим достоинством данных технологий является возможность их применения в составе оборудования оптронных мачт и командирских перископов для подводных лодок. Командование российского ВМФ проявило к ним весьма высокий интерес. Оптронная ИК-система панорамного обзора позволяет командиру субмарины в любое время суток оценить ситуацию как на море, так и на суше и в воздухе. То есть для того чтобы получить полную картину происходящего над поверхностью воды, капитану достаточно выйти на перископную глубину на весьма незначительно время (около 1 секунды) что, естественно, заметно повышает скрытность и эффективность наблюдения за надводной обстановкой.
Предлагаемая система чрезвычайно компактна и может быть установлена не только на кораблях и ПЛ, но и на бронетанковой технике и комплексах ПВО. Во многих странах мира, в том числе и в России, к этой идее относятся с большим энтузиазмом.
Еще одной темой, недавно вызвавшей значительное беспокойство в российском ОПК, стал интерес Минобороны России к комплектам индивидуальной экипировки пехотинца FELIN. Такой комплект представляет собой разработанные на основе комплекса разведки, управления и связи (КРУС) средства информационного обеспечения и управления, включая связь, навигацию, выдачу сведений об обнаруженных объектах, выработку данных для применения оружия с целью повышения эффективности огневого поражения противника. Также система FELIN включает в себя униформу, снаряжение, средства защиты и стрелковое оружие, использующееся Сухопутными войсками и подразделениями спецназа ВС Франции.
МО РФ в этом наборе интересует не камуфляж, бронежилеты и шлемы, а сетецентрическая составляющая, включающая мобильную электронную платформу с открытой архитектурой, позволяющую командиру подразделения осуществлять руководство личным составом в более оперативной и рациональной форме, а также самые совершенные на сегодняшний день средства ночного видения и индивидуальные переносные компактные комплексы связи.
Су-30МКИ индийских ВВС. |
То есть речь идет не о приобретении полных комплектов экипировки, изначально разработанных по техническому заданию Сухопутных войск Франции и совершенно не нужных в Российской армии, а о создании совершенно новой, интегрированной системы, аналогичной FELIN, по тактико-техническим требованиями российского МО с широким привлечением российских разработчиков и производителей.
Завершая обзор уже начатых и перспективных программ сотрудничества между российским и французским ОПК, по всей видимости, не обойтись без ответа на вопрос почему Франция столь охотно идет на сотрудничество с Россией в сфере высоких технологий оборонного назначения, некоторые из которых критически важны для ее собственных ВС? Если посмотреть на ведущую в мировой системе ВТС четверку стран, то ответ напрашивается сам собой: США, Россия, Франция и Великобритания занимают лидирующие позиции в области военного сотрудничества, и военные традиции этих стран уходят далеко в прошлое.
На сегодняшнем рынке вооружений уровень технологической насыщенности изделий военного назначения растет крайне быстро. А для получения наиболее конкурентоспособной продукции и разделения затрат крайне необходимо сотрудничество по всем тем направлениям, на которых каждая из сторон располагает абсолютными преимуществами.
Именно по этим причинам, и вопреки громадному опыту, накопленному со времен девяностых, французы хотят сотрудничать с близкой и понятной им Россией. В том числе и в области ВТС.