«Охотник» возвращается в небо
Авиагруппа бразильского авианосца создается из реликтовых самолетов.

Пришедшие в декабре минувшего года из Бразилии новости о том, что эта латиноамериканская страна ищет снятые с вооружения противолодочные самолеты S-2 Tracker, первоначально вызывают некоторую оторопь. ВМС США, по заказу которых был создан этот палубный противолодочный самолет, приняли S-2 на вооружение в 1954 г. и использовали до 1976 г. Зачем же сегодня, во втором десятилетии XXI века, он понадобился Бразилии?

Иван КАРЕВ

 

Усилия Министерства обороны страны по розыску и приобретению авиационных неликвидов объясняется необходимостью создания авиационной группы для бразильского авианосца Sao Paulo. Сам по себе этот корабль тоже не первой свежести: до 2000 г. он именовался Foch и числился в составе ВМС Франции. Foch и его «систершип», а также головной корабль серии – Clemenceau ходили под флагом Пятой республики с начала 60-х годов до конца XX века. Clemenceau был списан в 1997 г. и ожидает разделки на металлолом. Foch же в 2000 г. приобрела Бразилия.

S-2D Tracker на борту авианосца Randolph. За ним виден самолет ДРЛО Е-2 Tracer.

Стремление этого государства, претендующего на роль регионального лидера, иметь собственный авианосец в целом понятно. Но стоит ли в условиях недостатка финансовых средств, когда денег на полноценный авианесущий корабль и самолеты для него нет, заниматься модернизацией уже отслуживших свое кораблей и летательных аппаратов? Вопрос весьма спорный, однако в Бразилии свой выбор, похоже, сделали.

В начале декабря 2010 г. была достигнута договоренность с Уругваем о капитальном ремонте вертолета AS355F в обмен на передачу Бразилии одного S-2. Первоначально велись переговоры с Австралией о приобретении у военного ведомства этой страны пяти списанных S-2, однако затем, по информации бразильских источников, остановились на закупке четырех уругвайских S-2A и S-2G. В 1965 г. Уругвай получил из США 3 самолета в модификации S-2A, а в начале 80-х – еще три S-2G. В настоящее время один из них превратился в памятник на въезде на авиабазу №2 Capitan Carlos Curbelo, еще четыре находятся на хранении.

Авианосец Sao Paulo ожидает пополнения авиагруппы.

Кроме того, в августе 2010 г. ВМС Бразилии уже приобрели в США в рамках программы «Иностранные военные продажи» 8 снятых с вооружения палубных транспортных самолетов C-1A Trader, стоимость которых составила $335 тыс. C-1 был создан на базе S-2 и эксплуатировался в ВМС США до 1988 г. Всего было построено 83 транспортника С-1.

Надо сказать, что S-2, спроектированный фирмой Grumman, оказался весьма удачным самолетом, который наравне с такими «вечными» образцами авиационной техники, как Douglas DC-3 или Ил-18, широко разошелся по миру и пережил большинство своих ровесников.

Палубный противолодочный самолет S-2 Tracker (в переводе – охотник или ищейка) представляет собой цельнометаллический двухдвигательный высокоплан с классическим хвостовым оперением. Крыло самолета состоит из центроплана и двух складывающихся шатром консолей. Самолет оснащен двумя поршневыми двигателями воздушного охлаждения Wright Cyclone R-1820-82WA мощностью 1525 л.с. Было изготовлено довольно большое количество модификаций, отличающихся друг от друга главным образом составом бортового оборудования. Последней серийной модификацией был S-2E. Вариант S-2G представлял собой модернизацию строевых S-2E. Всего фирма Grumman построила 1284 самолета всех модификаций.

Помимо США, S-2 эксплуатировался в вооруженных силах 14 государств, причем в большинстве из них – в роли базового противолодочного самолета. В частности, машины состояли на вооружении в Австралии, Италии, Японии, Южной Корее, Нидерландах, на Тайване, в Таиланде, Турции. Помимо США, производство самолетов велось в Канаде. Надо отметить, что третью часть эксплуатантов S-2 составили латиноамериканские страны. В этом регионе они имелись у Аргентины, Венесуэлы, Перу, Уругвая и у самой Бразилии.

Уругвайский S-2G. После модернизации он будет нести кокарды бразильских ВВС.

Аргентина до сих пор эксплуатирует самолеты этого типа. ВМС страны получили семь S-2A в 1962 г., шесть S-2E в 1978 г. и три S-2G в 90-х годах прошлого века. В 1982 г. аргентинские S-2 эпизодически применялись в ходе Фолклендской войны. В 90-х шесть имевшихся в ВМС Аргентины S-2 были модернизированы израильской компанией IAI. На них установили турбовинтовые двигатели Garrett/Honeywell TPE331-15AW. Новая модификация получила обозначение S-2T. После того, как в 1997 г. был списан последний авианосец ВМС Аргентины (Veinticinco de Mayo, бывший британский легкий авианосец типа Colossus, построенный в 1943 г.), S-2T эксплуатируются с берега, а также совершают полеты с борта бразильского Sao Paulo и американских авианосцев в ходе совместных учений.

Еще одной страной, до сих пор продолжающей эксплуатацию S-2, остается Тайвань. Первые десять

S-2A Тайвань получил в 1967 г. Позднее, в 1970-1980 гг. ВВС Китайской Республики пополнились машинами в модификациях S-2G и S-2E. В конце 80-х компания Northrop Grumman получила контракт на модернизацию 25 тайваньских S-2E и 7-и S-2G. Работы были начаты в 1991 г. и продолжались два года. Всего было конвертировано 27 машин. Они получили турбовинтовые двигатели Garrett/Honeywell TPE-331-15AW.

S-2T скоро будут выведены из состава авиации ВМС Тайваня.

Бортовое оборудование тайваньских S-2Т состоит из поисковой РЛС Litton AN/APS-504, ЦВМ AN/AQS-92F, предназначенной для обработки информации от радиогидроакустических буев (РГБ), приемника сигналов РГБ A/NARR-84 – радиогидроакустическая аппаратуры позволяет одновременно обрабатывать сигналы от 99 буев, инфракрасной системы ночного видения AN/AAS-40 Seehawk, магнитометра AN/ASQ-504. Полезная нагрузка самолета составляет 500 кг. Он несет глубинные бомбы, торпеды Mk 44 и Mk 46. В настоящее время в строю остается половина S-2Т. Однако дни их уже фактически сочтены. В ВМС Тайваня «охотников» заменят самолеты базовой противолодочной авиации Р-3С Orion. Контракт на поставку двенадцати «орионов» общей стоимостью $1,96 млрд. был подписан в 2008 г. По условиям сделки, Тайвань получит отремонтированные и модернизированные P-3C из запасов ВМС США, а также три непригодные к полетам машины, которые будут разбираться на запчасти. Первые Р-3С Китайской Республике передадут в 2011 г.

Таким образом, бразильская идея возвращения в строй устаревших палубников является хотя, по всей видимости, и не оптимальной, но вполне жизнеспособной. В составе авиакрыла Sao Paulo войдут противолодочные S-2, а также C-1, которые будут использоваться как в качестве топливозаправщика и транспортников (два борта), так и в роли самолетов ДРЛО (3 самолета). Палубный «АВАКС» на базе С-1 – E-1 Tracer существовал и в США.

Палубный штурмовик AF-1, в прошлом F-4KU Skyhowk, стартует с палубы Sao Paulo.

Основным подрядчиком по выполнению модернизации является компания Embraer. По уже отработанной схеме, S-2 и С-1 получат двигатели Garrett/Honeywell TPE-331-14GR. О том, какие противолодочные системы будут установлены на S-2, не сообщается. Самолет ДРЛО на базе С-1 планируется оборудовать РЛС Eliradar HEW-784 или Thales Searchwater 2000AEW.

Кстати, главной ударной силой бразильского авианосца также являются сильно подержанные самолеты. В 1997 г. у Кувейта были приобретены 20 штурмовиков A-4KU Skyhawk и три тренировочных TA-4KU. В 2009 г. компания Embraer объявила о подписании контракта стоимостью $140 млн. на проведение модернизации 12 из них. Помимо проведения капитального ремонта, штурмовики, имеющие в Бразилии обозначение AF-1, получат новое БРЭО, включая РЛС, и бортовую кислородную станцию. После модернизации состав вооружения AF-1 пополнится израильскими ракетами «воздух-воздух» Python-4 и Derby.