Обзор ядерной политики США и основные направления развития американских стратегических наступательных сил
Приоритеты ядерной политики США

В феврале 2018 г. в США опубликован текст «Обзора состояния и перспектив развития ядерной политики» (Nuclear Posture Review) – далее «Обзор». Результаты анализа этого документа свидетельствуют о возрастании роли, места и значимости ядерного оружия (ЯО) в обеспечении национальной безопасности США и их союзников.

Мидыхат ВИЛЬДАНОВ

Особое внимание уделено оценке современного состояния стратегических наступательных сил (СНС), основных направлений их строительства и развития, а также модернизации существующих и разработке перспективных видов стратегических наступательных вооружений (СНВ). Сформулирован уточненный состав оперативно-стратегических критериев для новой стратегической триады, системы боевого управления войсками (силами) и ядерным оружием. Рассмотрены проблемы инфраструктуры ядерного оружейного комплекса, борьбы с ядерным терроризмом, неконтролируемого распространения ядерного оружия и контроля за сокращением СНВ.

ПРИОРИТЕТЫ ЯДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ США

В «Обзоре» подчеркнута так называемая главная истина: «Ядерное оружие играет и будет продолжать играть решающую роль в сдерживании ядерного нападения и в предотвращении широкомасштабных войн обычными средствами между государствами, обладающими ЯО. Ядерные силы являются основным средством сдерживания агрессии и сохранения мира».

Заявлена основная цель ядерной политики США, которая заключается в убеждении потенциальных противников, что применение ими ядерного оружия не приведет к ожидаемому результату, а его ограниченное применение будет иметь для агрессора более катастрофические последствия.

Основная цель ядерной политики США – убедить потенциальных противников, что применение ими ядерного оружия не приведет к ожидаемому результату.

В «Обзоре» основным потенциальным противником США заявлена Российская Федерация. Подчеркнуто, что усиление роли ядерного потенциала России в ее военной политике, реализация масштабных программ модернизации стратегических ядерных сил, нарушения Договора о РСМД, обладание значительным арсеналом тактического ядерного оружия свидетельствуют об отказе России поддержать усилия США по уменьшению значимости ядерного оружия. Москва угрожает и проводит стратегические учения по ограниченному упреждающему применению ядерного оружия, опираясь на ошибочное мнение о том, что шантаж ядерным ударом или ограниченное использование ядерного оружия в начале конфликта смогут парализовать США и НАТО и тем самым завершить боевые действия на выгодных для России условиях.

Некоторые эксперты в США рассматривают это как российскую доктрину «эскалации для деэскалации». «Деэскалация», по их мнению, не приведет к капитуляции США. Эффективное сдерживание российского ядерного и неядерного удара стратегическими наступательными силами США требует разуверения российского руководства в ложном представлении о последствиях применения ядерного оружия первыми как в региональном масштабе, так и глобальном – против США.

В документе отмечено, что ядерное оружие США и их стратегические наступательные силы «как никакое другое средство способствуют сдерживанию агрессии с применением ядерного и обычного оружия. Они играют и будут продолжать играть решающую роль в обозримом будущем в сдерживании ядерного нападения, а также в предотвращении широкомасштабных войн обычными средствами между государствами, обладающими ядерным оружием».

Ключевым положением «Обзора» следует считать условия применения ядерного и неядерного оружия США. Потенциальных противников призывают осознать, что при любых возникающих угрозах и любых ситуациях: США способны их идентифицировать и привлечь к ответственности; США отразят любое нападение с применением ядерного и неядерного оружия; любая ядерная эскалация не позволит противникам достичь своих целей, но обернется для них неприемлемыми последствиями. Будут приниматься меры, чтобы потенциальные противники полностью осознавали последствия нанесения первыми ядерного удара – в масштабах региона или непосредственно против США. Они должны понимать, что невозможно получить какие-либо преимущества в результате агрессии с применением обычных вооружений или ограниченной по масштабам ядерной эскалации. Возможность подобных заблуждений должна быть исключена.

Одно из важных направлений развития СНС США – производство модернизированных ядерных авиабомб В61-12.

США рассматривают вероятность применения ядерного оружия только в крайних обстоятельствах для защиты жизненно важных интересов государства, перечень которых не приводится. Если сдерживание не принесет желаемых результатов, то завершение любого конфликта планируется с минимально возможными потерями и максимальными выгодами для США, союзников и партнеров. Крайние обстоятельства могут включать масштабные нападения с применением неядерных средств. Масштабные удары с применением неядерных средств, в соответствии с «Обзором», включают в себя (но не ограничиваются ими) нападения на гражданское население или инфраструктуру США, союзников или партнеров, нападения на американские или союзнические ядерные силы, систему управления ими, а также системы контроля космического пространства, противовоздушной обороны и предупреждения о ракетно-ядерном ударе.

Военно-политическое руководство (ВПР) США будет придерживаться оптимизированного (с учетом конкретных задач), гибкого эффективного сдерживания, с учетом возможностей противника, характера угроз и конкретной обстановки. Такая стратегия сдерживания, заблаговременно доводимая до различных потенциальных противников, даст понять, что связанные с их действиями риски и последствия станут для них неприемлемыми.

В «Обзоре» подчеркнуто, что вероятность развязывания крупномасштабной войны с применением ядерного оружия и участием США является незначительной. При этом США не планируют применения ядерного оружия против безъядерных стран, являющихся участниками ДНЯО и строго выполняющих свои обязательства.

В связи с этим считается важнейшим реструктуризация стратегических наступательных сил США с учетом реализации программ модернизации и разработки перспективных видов СНВ. Актуальным является наращивание оперативного и военно-технического сотрудничества с ядерными союзниками – Великобританией и Францией. Будет сохранено тактическое ядерное оружие США на территории ряда стран-участников блока НАТО.

Подтверждено формирование перспективной стратегической триады, представляющей собой оперативное и организационно-техническое объединение стратегических наступательных и стратегических оборонительных сил, а также инфраструктуры военно-промышленного комплекса США. Основой такого объединения является единая система разведки, оперативного планирования, боевого управления и связи в рамках Объединенного стратегического командования (ОСК) ВС США. Состав ударных средств новой стратегической триады будет включать стратегическое ядерное (СЯО), нестратегическое ядерное оружие (НСЯО), стратегическое неядерное (СНЯО – крылатые ракеты большой дальности, гиперзвуковое оружие (ГЗО) и оружие на новых физических принципах (ОНФП)). При этом поражение части стратегических и критически важных объектов противника планируется возложить на стратегическое неядерное оружие.

Вместе с тем при осложнении военно-политической и стратегической обстановки, угрожающей интересам национальной безопасности США и их союзников, планируется оперативное наращивание боевых возможностей СНС, благодаря использованию «значительного количества неразвернутых ядерных боезарядов».

В настоящее время СНС США включают стратегические ракетные силы наземного базирования (силы МБР), стратегические силы морского базирования (силы ПЛАРБ) и стратегическую бомбардировочную авиацию (СБА). Боевые возможности каждой компоненты характеризуются следующими особенностями: силы МБР – готовы к выполнению боевых задач в различных формах ракетно-ядерного удара (РЯУ), обладают всепогодностью применения, высокой живучестью, автономностью и точностью поражения объектов. Силы ПЛАРБ – вносят основной вклад в выполнение задач ответного удара, отличаются высокой живучестью и скрытностью действий. СБА – вносит основной вклад в выполнение задач деэскалации военных конфликтов, является гибким средством глобального и регионального сдерживания, применяется в различных видах войн и конфликтов.

Авиабомбы В61-12 предназначены для оснащения ими самолетов ВВС США и ОВВС НАТО в Европе.

МОДЕРНИЗАЦИЯ И РАЗРАБОТКА НОВЫХ ВИДОВ СНС

Согласно данным Госдепа США в рамках обмена данными по СНВ между РФ и США, в стратегических наступательных силах США на 5 февраля 2018 г. находится 652 развернутых носителей ядерных вооружений – межконтинентальных баллистических ракет, тяжелых бомбардировщиков и баллистических ракет на ПЛАРБ, и 1350 боезарядов на них. Таким образом, США выполнили положения Договора о СНВ по выходу на 5 февраля 2018 г. на заявленные уровни сокращения СНВ.

В «Обзоре» подтверждены следующие направления строительства и развития СНС США:

1. Создание новой стратегической триады, которая будет включать стратегические наступательные, стратегические оборонительные силы и инфраструктуру ВПК с единой системой разведки, оперативного планирования, связи и боевого управления.

2. Модернизация и разработка новых видов СНВ, маломощной боеголовки для БРПЛ Trident II, переоснащение КРМБ Tomahawk на ядерные боезаряды и начало исследований по созданию новой КРМБ.

3. Разработка гиперзвукового оружия (ГЗО), МБР и БРПЛ в неядерном оснащении в рамках реализации оперативно-стратегической концепции «Глобальный удар».

4. Сохранение тактического ядерного оружия (ТЯО) на территории стран-участников блока НАТО и производство модернизированных ядерных авиабомб В61-12 для оснащения ими истребителей-носителей ядерного оружия ВВС США, ОВВС НАТО и стратегических бомбардировщиков ВВС США.

5. Возможность продления действия Договора о СНВ или разработка нового соглашения по сокращению стратегических наступательных вооружений.

Как уже отмечалось, сформулированы следующие уточненные критерии новой стратегической триады:

– живучесть. Гибкость ядерных сил и системы боевого управления ими, необходимая для того, чтобы выдержать любую потенциальную атаку противника во время кризисов и конфликтов;

– передовое развертывание. Мобильность и дальность, необходимые для временного или постоянного перемещения ядерного оружия США на территорию союзников или партнеров в политических или военных целях;

– многообразие и вариативность. Наличие сил с широким спектром средств поражения, типов оружия и способов доставки, необходимых для обеспечения наиболее эффективного применения в чрезвычайных обстоятельствах и против любого противника;

– точность доставки к цели. Точность, необходимая для удержания объектов противника под угрозой их поражения, сводя к минимуму непреднамеренные последствия;

– проникающая способность. Способность преодолевать активную и пассивную защиту, включая высокозащищенные и подземные объекты противника, а также обеспечивать высокую вероятность их поражения;

– оперативность. Способность развертывать и применять ядерные силы в кратчайшие сроки, чтобы создать требуемые угрозы противнику;

– многообразие диапазонов дальности стрельбы. Наличие средств с различной дальностью стрельбы, необходимых для обеспечения наиболее эффективного подбора стратегий;

– разнообразие траекторий. Способность применять силы в нескольких географических точках и по различным траекториям полета, чтобы усложнить планирование активной и пассивной обороны противника;

– очевидность. Способность выражать национальную волю и возможности в условиях кризиса или конфликта;

– маневр силами и средствами. Способность быстро осуществлять перенацеливание ударных средств, с целью обеспечения адаптивного планирования и эффективного применения.

Боевой состав СНС США сегодня включает 450 МБР Minuteman III в моноблочном оснащении.

Вместе с эффективной системой управления эти качества обеспечивают гибкие и устойчивые возможности, необходимые для выполнения четырех основных функций: живучесть и оперативная готовность к упреждению действий противника; демонстрация решимости через развертывание сил и гибкость ответных действий; гарантированность ответных действий США в различных условиях обстановки с применением широкого спектра сил и средств; минимизация риска технического сбоя или прорыва противника, с обеспечением возможности адаптации к изменениям обстановки.

Современное состояние и ход реализации планов строительства и развития СНС США характеризуется следующими их компонентами.

Стратегические ракетные силы наземного базирования. Боевой состав включает 450 МБР типа Minuteman III в моноблочном оснащении. Для выполнения условий СНВ при снятии с ракет двух боеголовок платформы головных частей были сохранены, что обеспечивает наращивание боевых возможностей СНС при возникновении форс-мажорных обстоятельств. По мнению зарубежных экспертов, моноблочные МБР являются фактором повышения стабильности и предотвращения внезапного ракетно-ядерного удара по США. Кроме того, имеет место экономия эксплуатационного ресурса боеголовок, что важно в условиях действия моратория на проведение натурных испытаний ядерных боеприпасов с целью подтверждения их надежности и безопасности.

В силах МБР завершены основные этапы программы совершенствования ракетного комплекса (РК) Minuteman III. Проведенная модернизация основных систем РК позволяет продлить сроки его эксплуатации до начала 2030-х годов с постепенной заменой на перспективный стратегический ракетный комплекс наземного базирования (GBSD). Предусматривается максимальное использование существующей инфраструктуры РК Minuteman III, разработка перспективной МБР, модернизация стартовых позиций, пунктов управления пуском и системы боевого управления. К развертыванию ракет (около 400 ед.) в крыльях МБР предполагается приступить в 2027 г., а принятие на вооружение первой эскадрильи (50 шахтных пусковых установок и 5 пунктов управления пуском) – в 2028 г.

Модернизация основных систем РК Minuteman III позволяет продлить сроки его эксплуатации до начала 2030-х годов.

По оценке зарубежных специалистов, наиболее вероятным представляется вариант создания МБР на основе новых ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ), разрабатываемых в настоящее время в рамках прикладной программы ПАП (PAP – Propulsion Application Program) и выполненных в диаметре существующих, размещенных на МБР Minuteman III.

Таким образом, приоритетной является программа модернизации ракетного комплекса Minuteman III с целью продления срока эксплуатации до 2030-2035 гг. В случае коренного изменения военно-политической обстановки и возникновения новых угроз национальной безопасности США и их союзников, должна быть обеспечена готовность ВПР и ВПК США к разработке и принятию на вооружение перспективных ракетных комплексов.

Силы ПЛАРБ. В боевом составе ВМС США насчитывается 14 ПЛАРБ типа Ohio. Боеготовые силы насчитывают 11 ПЛАРБ (по 20 БРПЛ Trident II, всего 220 ПУ БРПЛ), из них шесть – постоянно на боевом патрулировании. Важно подчеркнуть, что ВМС США не выполнили положения Договора о СНВ по ликвидации двух ПЛАРБ типа Ohio, как это было определено в ядерной доктрине 2010 г. Переоборудование четырех пусковых шахт на каждой из 14 ПЛАРБ типа Ohio в состояние «невозможности проведения пуска БРПЛ» проведено формально, что обеспечивает оперативное восстановление боевой готовности с загрузкой ракет, которые находятся на военно-морских базах. Процедуры переоборудования этих шахт с российской стороной не были согласованы, а предъявляемые претензии остаются без внимания.

Силы ПЛАРБ вносят основной вклад в выполнение боевых задач в ответном ракетно-ядерном ударе, отличаются живучестью, автономностью и скрытностью действий. Высокая точность БРПЛ Trident II обеспечивает эффективное поражение малоразмерных высокозащищенных целей.

В стратегической авиации США осуществляется модернизация бомбардировщиков, включая В-2А и В-52Н.

Планами строительства и развития ВМС США предусматривается сохранить в ближайшие тридцать лет в боевом составе 14 ПЛАРБ типа Ohio. С целью поддержания их боевых возможностей на требуемом уровне выполняется комплекс программ по продлению эксплуатационного ресурса, повышению скрытности и живучести функционирования подводных лодок. Разрабатываются: система автоматического измерения и прогнозирования уровней собственных шумов лодок; средства предупреждения о применении противником лазерных систем обнаружения ПЛАРБ; меры по снижению неакустических сигнатур лодок; средства акустического противодействия ПЛАРБ; гидроакустическая система разведки; меры по увеличению дальности обнаружения, классификации и определения дистанции до цели акустическими средствами ПЛАРБ; системы боевого управления и связи, позволяющие повысить надежность, скрытность, помехозащищенность связи, совместимость существующих и перспективных систем и др.

Вместе с принятием решения о продлении срока эксплуатации ПЛАРБ типа Ohio реализуется комплекс мероприятий по увеличению срока эксплуатации ракетного комплекса Trident II, как минимум до 2042 г. Ежегодно выделяется до $1,4 млрд., предназначенных для закупки новых ракет, модернизации существующих и проведение НИОКР. Так, осуществляется замена маршевых двигателей и газогенераторов автономных блоков разведения. Завершена модернизация системы управления ракеты с проверкой правильности технических решений в ходе контрольно-боевых пусков БРПЛ. В соответствии с планами совершенствования ядерного арсенала США осуществляется переоборудование боеголовок Мк4 в модификацию Мк4А. В боеголовках Мк5 для повышения их надежности и безопасности заменяются ключевые неядерные компоненты. Правильность принимаемых конструкторских решений и высокая подготовка экипажей были в очередной раз подтверждены двумя успешными контрольно-боевыми пусками БРПЛ Trident II с борта ПЛАРБ Nebraska, проведенными в марте 2018 г.

Загрузка «револьвера» с крылатыми ракетами воздушного базирования AGM-86B в бомбардировщик В-52Н.

Одновременно ведутся работы по созданию ПЛАРБ нового поколения типа Columbia с вводом их в боевой состав ВМС США в период 2030-2042 гг. Предусматривается строительство 12 ПЛАРБ с сохранением их в боевом составе ВМС США до 2083 г. В тактико-техническом задании сформулированы повышенные требования по реализации высокотехнологичных, конструкторских решений, отличающихся высоким инновационным потенциалом в части, касающейся ядерных энергетических установок и других важнейших систем ПЛАРБ. В состав главной энергетической установки предусматривается включить ядерный реактор с увеличенным до 42 лет эксплуатационным ресурсом. Таким образом, практически исключается вывод ПЛАРБ из эксплуатации на продолжительный срок для текущего ремонта и перезарядки реактора (до двух лет). В связи с этим эффективное решение задач боевого патрулирования может быть обеспечено сокращенным с 14 до 12 единиц количеством ПЛАРБ.

Следует подчеркнуть, что в нарушение положений Главы XIII Договора о СНВ осуществляется тесное военно-техническое сотрудничество США с Великобританией, разрабатывающей ПЛАРБ нового поколения Dreadnought. Ракетный отсек CMC (Common Missile Compartment) с четырьмя ПУ, размеры которого сопоставимы с размерами БРПЛ Trident II, проектирует американская корпорация General Dynamics. Для ВМС США создается ПЛАРБ с 16 пусковыми установками БРПЛ Trident II, британскую ПЛАРБ планируется оснастить 12 пусковыми установками для закупаемых в США ракет Trident II. Следует отметить, что заключение долгосрочных контрактов ($5,1 млрд.) на закупку конструкционных материалов и элементов главной энергетической установки уже состоялось. Закладка головного корпуса планируется в 2021 г., а спуск на воду последней лодки – в 2040 г. Отмечается, что конструкция этой лодки будет предусматривать возможность последующей модернизации.

Таким образом, ВМС США принимают все меры для создания ПЛАРБ типа Columbia в установленные сроки, при этом ПЛАРБ типа Ohio будут поддерживаться в боеготовом состоянии до момента снятия их с вооружения.

Особое внимание уделяется формированию научно-технического задела в интересах разработки перспективной БРПЛ в составе нового ракетного комплекса для ПЛАРБ Columbia. Так, в «Обзоре» подчеркнуто: «ВМС США начнут исследования в 2020 г. для определения рентабельности, надежности и эффективности БРПЛ, которую мы можем развернуть на протяжении всего срока эксплуатации ПЛАРБ типа Columbia». Определены следующие требования к основным характеристикам новой ракеты: повышенный коэффициент энергомассового совершенства; разработка платформы головной части для установки 8-12 боеголовок, в том числе боеголовок в неядерном оснащении; повышенная точность для поражения высокозащищенных и малоразмерных стратегических объектов противника за счет применения аппаратуры системы Navstar; частичная унификация элементов БРПЛ и перспективной МБР наземного базирования; обеспечение ракеты эффективными средствами противодействия ПРО вероятного противника; высокая надежность и низкая эксплуатационная стоимость ракетного комплекса.

Стратегический бомбардировщик нового поколения В-21 Raider планируется принять на вооружение СНС США в 2025-2030 гг.

В стратегической бомбардировочной авиации осуществляется комплекс программ по модернизации бомбардировщиков В-2А, В-1В и В-52Н, их оснащение новыми крылатыми ракетами, управляемыми авиационными бомбами и кассетами, интеграция бомбардировщиков в многофункциональную систему передачи данных Link 16.

Предполагается, что существующий парк стратегических бомбардировщиков будет поддерживаться до 2040 г. Одновременно с их модернизацией разрабатывается стратегический бомбардировщик нового поколения, получивший наименование В-21 Raider, который планируется принять на вооружение СНС США в период 2025-2030 гг. Перспективный бомбардировщик создается по технологии «стелс» с возможностью нанесения авиационных ударов с передовых авиабаз по объектам противника на удаленных ТВД. Его массогабаритные показатели по сравнению с бомбардировщиком В-2А предусматривается уменьшить в 2-3 раза. Бомбардировщик будет иметь возможность оснащения ядерным оружием, современными высокоточными средствами «воздух-земля» в неядерном оснащении, крылатыми ракетами повышенной дальности «воздух-воздух» и малогабаритными боеприпасами. Закупочная стоимость бомбардировщика должна составить около $550 млн. (без учета НИОКР) за единицу.

Ведется разработка перспективной КРВБ большой дальности LRSO (Long Range Standoff), принятие на вооружение которой запланировано на середину 2020 г. К 2030 г. она должна заменить существующие крылатые ракеты воздушного базирования AGM-86B и AGM-129A. По имеющейся информации, КРВБ LRSO предполагается производить в ядерном или неядерном оснащении, с использованием технологии «стелс», дальность ее полета составит не менее 3000-3500 км при средней скорости 800 км в час, точность стрельбы (КВО) не хуже трех-пяти метров.

В «Обзоре» подчеркнуто, что любые задержки в реализации программы замены ПЛАРБ и БРПЛ снизят живучесть и гибкость стратегических ядерных сил, что подставит под сомнение способность США поддерживать паритет с СЯС ВС РФ на уровне действующего Договора о СНВ. Задержки в реализации программы разработки перспективной МБР GBSD в сочетании с истечением срока эксплуатации МБР Minuteman III создадут благоприятные условия противникам по поражению объектов СНС США в первом ракетно-ядерном ударе. Задержки в реализации программы разработки и принятия на вооружение перспективных бомбардировщиков B-21 новой крылатой ракеты уменьшит возможности по преодолению системы ПВО противника.

С целью совершенствования инфраструктуры ядерного оружейного комплекса планируется наращивание производственных мощностей, позволяющих быстро начать производство нового или дополнительного оружия, необходимого для наращивания оперативных возможностей СНС США. В интересах обеспечения ядерных операций предусматривается, что будет сохранен значительный потенциал «оперативно неразвернутых ядерных боезарядов», которые могут быть перераспределены между носителями при осложнении военно-политической и стратегической обстановки в мире, затрагивающей интересы национальной безопасности США и их союзников. При этом замена ядерных боезарядов отказавшего типа будет производиться как внутри каждого компонента ядерной триады, так и между ее компонентами. Утверждается, что подобный маневр боезарядами позволит усиливать боевые возможности той или иной компоненты ядерной триады.

В ВС США продолжаются исследования по созданию гиперзвукового оружия (ГЗО) и высокоточных управляемых (корректируемых) боеголовок. ГЗО рассматривается для доставки проникающих перед взрывом в грунт боеприпасов, кинетических поражающих элементов и др.

При снятии с ракет Minuteman III двух боеголовок платформы головных частей были сохранены, что обеспечивает наращивание боевых возможностей СНС США.

Разрабатывается два типа гиперзвукового оружия: первый – в рамках проекта «Перспективное гиперзвуковое оружие» (AHW – Advanced Hypersonic Weapon); второй – в рамках проекта «Летающее крыло» (HTV – Hypersonic Test Vehicle).

В настоящее время проект «Перспективное гиперзвуковое оружие» признан приоритетным, хотя по результатам четырех пусков ГЗО этого типа лишь один считается успешным. Очередной пуск запланирован на 2019 г. По результатам летно-конструкторских испытаний Пентагоном в срок до 1 октября 2020 г. будет подготовлен доклад Конгрессу США с предложениями о начале разработки конкретной системы ГЗО.

В ВМС США, за счет ресурсов Пентагона, на основе боеголовок Мк4 БРПЛ Trident II разработана и испытана высокоточная управляемая неядерная боеголовка. В настоящее время эти работы Конгрессом США не финансируются, поскольку Пентагону не удается разработать способы идентификации стартов неядерных БРПЛ, что может привести к ядерным инцидентам с Россией и Китаем. В случае решения данной проблемы и принятия ВПР США соответствующих решений, высокоточные управляемые боеголовки могут быть развернуты на БРПЛ Trident II в течение трех лет.

В «Обзоре» предусмотрено наращивание сотрудничества руководства США и НАТО в целях: повышения готовности и живучести оборонного потенциала альянса, совершенствования их операционной эффективности, с учетом ядерных и неядерных возможностей России; содействия максимально широкому участию союзников в распределении затрат на наращивание оборонных возможностей, поддержку ядерных сил и инфраструктуры; модернизации или продления срока службы устаревших авиационных систем и систем вооружений; повышения реалистичности программ обучения и тренировок личного состава; обеспечения модернизации системы управления НАТО в интересах совершенствования взаимодействия во время ядерных операций, повышения ее живучести, устойчивости и гибкости в чрезвычайных условиях.

Подчеркивается, что США предоставят свои стратегические ядерные силы и передадут ядерное оружие, развернутое в Европе, для защиты НАТО. Совместно с независимыми стратегическими ядерными силами Великобритании и Франции, а также соглашениями о распределении бремени затрат между союзниками, ядерные силы альянса обеспечат сдерживание потенциальных противников и оборону НАТО. Вместо ядерных авиабомб типа В61-3, -4, -7 предусматривается принятие на вооружение модернизированных ядерных авиабомб типа В61-12 для оснащения перспективных истребителей-бомбардировщиков F-35А и стратегического бомбардировщика В-21.

Серьезную угрозу военной безопасности России представляют положения «Обзора» о намерениях США по ядерному оснащению КРМБ Tomahawk, которое было заменено на неядерное при президенте Бараке Обаме. Заявлено о необходимости разработки новой КРМБ на основе существующих технологий, что обеспечит в перспективе региональное сдерживание, гарантированный потенциал реагирования и ответные действия на нарушения Россией Договора о РСМД. Подчеркнуто, что «если Россия вернется к выполнению своих обязательств по контролю над СНВ, уменьшит свой тактический ядерный арсенал и исправит другие аспекты своего дестабилизирующего поведения, США могут пересмотреть планы по разработке перспективной КРМБ и их ядерному оснащению».

ВЫВОДЫ

Структура, направленность и содержание «Обзора состояния и перспектив развития ядерной политики США» свидетельствуют о возрастании роли и места ядерного оружия США в обеспечении национальной безопасности государства и его союзников. В качестве основного потенциального противника заявлена Российская Федерация.

«Обзор» предусматривает реализацию масштабных программ модернизации существующих и создания перспективных видов СНВ. Заявлено о создании маломощной ядерной боеголовки для БРПЛ Trident II, переоснащении КРМБ Tomahawk на ядерные боезаряды и разработке новой КРМБ.

Серьезную угрозу представляют четыре ПЛАРК типа Ohio, имеющие на вооружении до 154 крылатых ракет Tomahawk (на каждой), которые в первую очередь и будут оснащены ядерными боеприпасами, в пределах досягаемости которых находятся критически важные и стратегические объекты Российской Федерации.

В нарушение ДНЯО сохраняется размещение ТЯО США в Европе с принятием на вооружение модернизированной авиабомбы В61-12 с одновременным созданием новых авиабаз по мере продвижения НАТО на Восток. Заявлены намерения США о выходе из Договора о РСМД с последующей разработкой и размещением в Европе новых ракет средней дальности, крылатых ракет наземного базирования, в том числе с загрузкой в установки вертикального пуска Мк41 противоракетных комплексов в Румынии и других странах блока НАТО.

Рассматривается наращивание взаимодействия в области планирования боевого применения, оперативной и боевой подготовки и военно-технического сотрудничества между СНС США, СЯС Великобритании, Франции и тактических ядерных сил НАТО.

Не исключается навязывание переговорного процесса РФ по продлению Договора о СНВ или заключению нового соглашения по сокращению СНВ. Отмечается необходимость совершенствования оперативного и административного управления и масштабной модернизации системы боевого управления стратегическими наступательными и оборонительными силами США.

В качестве проблем в области строительства и развития ядерных сил отмечены вопросы подтверждения надежности и безопасности эксплуатации ЯБП в условиях действия моратория на проведение ядерных испытаний; истечения сроков эксплуатации вооружения и техники стратегических наступательных сил; изношенности объектов ядерного оружейного комплекса; угрозы ядерного терроризма; неконтролируемого распространения ядерного оружия и непредсказуемости действий ВПР Ирана и КНДР в реализации ракетно-ядерных программ.

В заключение представляется уместным напомнить заявление президента России Владимира Путина в Послании Федеральному Собранию: «Россия оставалась и остается крупнейшей ядерной державой. Не забывайте, с нами никто, по существу, не хотел разговаривать. Нас никто не слушал. Послушайте сейчас. В состав СЯС ВС РФ поступило 80 новых межконтинентальных баллистических ракет, 102 баллистические ракеты подводных лодок, три ракетных подводных крейсера стратегического назначения «Борей». Перевооружены на новый ракетный комплекс «Ярс» 12 ракетных полков.

Считаю своим долгом заявить следующее: любое применение ядерного оружия против России или ее союзников – малой, средней, да какой угодно мощности – мы будем рассматривать как ядерное нападение на нашу страну. Ответ будет мгновенным и со всеми вытекающими последствиями»!

Мидыхат Петрович ВИЛЬДАНОВ – генерал-майор, доцент, кандидат военных наук. Заслуженный военный специалист Российской Федерации, преподаватель Военной академии Генерального штаба ВС РФ