Стратегические ядерные силы Франции
Стратегические ядерные силы остаются краеугольным камнем оборонной доктрины Франции

Актуальность ядерного сдерживания обусловлена необходимостью поддержания европейской безопасности и выполнения Парижем обязательств перед союзниками по Евросоюзу и НАТО – сказано во французской «Белой книге по вопросам обороны и безопасности государства» от 2013 г. Как и в любой другой ядерной державе, военно-политическое руководство (ВПР) Франции считает стратегические ядерные силы (СЯС) основным средством обеспечения национальной безопасности государства и уделяет особое внимание поддержанию их боевой готовности, строительству и развитию.

Александр СКАКУН

Мидыхат ВИЛЬДАНОВ

В «Белой книге» отмечается, что стратегические ядерные силы Франции являются независимыми, однако «вносят вклад в общее сдерживание и безопасность союзников, при этом угроза интересам безопасности любого из союзников рассматривается, как угроза французским национальным интересам».

Результаты анализа доктринальных документов и перспектив развития стратегических ядерных сил свидетельствует о стремлении Парижа привести их в соответствие характеру существующих и прогнозируемых угроз безопасности государства.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЯДЕРНЫХ СИЛ

Основным предназначением стратегических ядерных сил Франции в мирное время и период непосредственной угрозы агрессии является ядерное сдерживание, в ходе военных действий с применением ядерного оружия – поражение критически важных и стратегических объектов вероятных противников путем нанесения ракетно-ядерных ударов.

Руководящими документами определен для них следующий состав задач: ядерное сдерживание вероятных противников; приведение СЯС в высшие степени боевой готовности с рассредоточением сил и средств; заблаговременное предупреждение противника о возможном применении СЯС; применение их как самостоятельно, так и во взаимодействии с США и Великобританией в случае крайнего обострения военно-политической и стратегической обстановки в Европе и возникновении угроз жизненно важным интересам страны; подготовка и нанесение массированных ракетно-ядерных ударов с целью поражения органов государственного и военного управления, важнейших военно-политических центров, военных и экономических объектов.

Французская ПЛАРБ типа Triomphant.

Для решения этих задач создана стратегическая ядерная диада Франции в составе морского (атомные ракетные подводные лодки) и воздушного (самолеты-носители ядерного оружия) компонентов.

Морской компонент. По взглядам ВПР Франции, морские СЯС играют главную роль в решении задач ядерного сдерживания и достижении французским руководством своих политических и стратегических целей.

В боевом составе морского компонента находится 3-я эскадра ВМС с четырьмя ПЛАРБ типа Triomphant, которая включает одну ПЛАРБ с 16 баллистическими ракетами (БРПЛ) типа М45 и две ПЛАРБ с 16 БРПЛ М51 на каждой. Всего 48 БРПЛ и 288 боевых блоков, при этом на четыре лодки имеется три комплекта вооружения. Это позволяет экономить на поставках боекомплектов ракет, ядерных головных частей и сохранить эксплуатационный ресурс. При этом одна ПЛАРБ находится на капитальном ремонте или перевооружении, очередная ПЛАРБ – на боевом патрулировании, которое осуществляется обычно в Норвежском, Баренцевом морях и в Северной Атлантике. Средняя продолжительность похода – около 60 суток.

Планами строительства и развития СЯС Франции предусматривается в 2018 г. завершить перевооружение всех ПЛАРБ на ракеты М51. До 2020 г. БРПЛ М51 будут модернизированы за счет установки нового маршевого двигателя третьей ступени, что подтверждено успешным испытательным пуском ракеты. Предполагается приступить к замене боеголовок ТN-75 на новые боеголовки типа ТNО (Тете Nuclearie Oceanique). С 2020 г. планируется открыть новую НИР в интересах создания ПЛАРБ нового поколения и перспективной БРПЛ. На пункте базирования ПЛАРБ «Иль-Лонг» будут продолжены работы по реконструкции действующих и строительству новых объектов инфраструктуры и развитию учебно-материальной базы.

По данным Jane’s, БРПЛ М51 обладает следующими тактико-техническими характеристиками: максимальная дальность стрельбы – 8 тыс. км; стартовая масса – 56 т. Головная часть ракеты комплектуется шестью ядерными боеголовками ТNО с возможностью последующего переоснащения на ядерные боеголовки нового поколения мощностью до 300 кт. Ракета оснащена двигателями с модифицированным твердым топливом. Улучшены гидродинамические характеристики обтекателя головной части, за счет установки аэродинамической иглы повышены баллистические параметры полета ракеты в плотных слоях атмосферы. В конструкции БРПЛ применена астронавигационная система, что позволило повысить точность стрельбы (КВО составляет 250 м).

Летом 2017 г. новый президент Франции Эммануэль Макрон провел эффектную пиар-акцию с посещением ПЛАРБ Le Terrible.

Следует отметить, что значительный прогресс в компьютерном моделировании, применение совершенных методик и современной научно-экспериментальной базы позволили оптимизировать количество испытательных пусков БРПЛ М51 при одновременном сохранении заявленных параметров вооружения. В результате ракета была принята на вооружение после проведения пяти успешных испытательных пусков, что обеспечило значительную экономию финансовых и материальных ресурсов. Как уже отмечалось, предусматривается модернизация этой ракеты с целью сохранения промышленной базы и создания условий для проведения исследований ряда критических технологий. Необходимо подчеркнуть, что руководство Франции, соблюдая мораторий на ядерные испытания, успешно проводит сертификацию существующих и разработку новых видов боевого оснащения без проведения натурных испытаний.

Воздушный компонент включает 52 самолета-носителя и 52 ядерных заряда. В боевом составе находится 32 самолета Rafale (20 модификации F3 – в ВВС, 12 модификации MF3 – в авиации ВМС) и 20 самолетов Mirage 2000N. Они имеют на вооружении 52 крылатые ракеты ASMP-А в ядерном оснащении. C учетом возможности дозаправки в воздухе самолеты приобретают значительную дальность боевого применения. При этом истребители Rafale морской версии F3, с принятием решения на применение ядерного оружия и получении боевого распоряжения, передаются в оперативное подчинение командованию надводных сил и перебазируются на авианосец Charles de Gaulle. Это обеспечивает поражение объектов противника крылатыми ракетами на расстоянии до 1000 км от района нахождения авианосца. В мирное время ядерные боевые части к ракетам ASMP-A содержатся в хранилище на военно-морской база Тулон, которая является портом приписки французского авианосца.

Испытательный пуск БРПЛ М51.

Крылатая ракета ASMP-А – это модернизированный вариант ракеты ASMP со следующими тактико-техническими характеристиками: дальность полета 450-500 км; стартовая масса 850 кг; возможность хранения в памяти системы управления координат нескольких целей. Головная часть ракеты комплектуется ядерным зарядом TN-81, в перспективе планируется ее оснащение термоядерным зарядом нового поколения (TNA) повышенной стойкости к поражающим факторам ядерного оружия с переключателем мощности заряда (от долей килотонн до 300 кт). Выбор конкретной мощности подрыва и вида детонации, в зависимости от типа объекта поражения, будет проводиться экипажем самолета перед пуском ракеты. Ракета имеет инерциальную навигационную систему управления, обеспечивающую в полете огибание рельефа местности. При подготовке к пуску определяются параметры траектории полета ракеты, в систему управления вводятся цифровые карты рельефа местности по предполагаемым маршрутам полета и координаты объекта поражения. После старта ракета производит быстрый набор высоты до 20 км и скорости до 1000-1300 м/с. Для преодоления системы ПВО противника она способна проводить маневры по курсу и высоте. При подлете к цели ASMP-А снижается почти вертикально, а скорость уменьшается до 700 м/с.

Планами развития СЯС Франции предусматривается перевооружение всех ПЛАРБ на ракеты М51.

В Париже считают, что значимость авиационного компонента СЯС в настоящее время возрастает, поскольку функции «последнего предупреждения» о решимости применить ядерное оружие могут трансформироваться в функции регионального ядерного сдерживания вероятных противников. В целом высокие тактико-технические характеристики и маневренные возможности самолетов-носителей и крылатых ракет позволяют демонстрировать вероятному противнику способность развертывания на любом ТВД и высокую боевую готовность. Возможность прорыва ими системы ПВО противника предоставляет руководству Франции эффективные инструменты ядерного сдерживания. В связи с этим самолеты-носители ядерного оружия все чаще привлекаются к учениям в составе ОВВС НАТО в рамках коалиционных и совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки.

Планами строительства и развития воздушного компонента СЯС к 2019 г. планируется вывод из боевого состава ВВС истребителей Mirage 2000N и их замена самолетами Rafale F3, а также разработка новой крылатой ракеты.

Важно отметить, что в структуре руководства стратегическими ядерными силами Франции реализованы оперативное и административное управление. Высшим органом управления СЯС является Штаб Вооруженных Сил Франции, который разрабатывает планы боевого применения ядерного оружия.

Оперативное управление включает планирование ядерного сдерживания вероятных противников и применение стратегических ядерных сил; организацию боевого дежурства; подготовку и проведение стратегических учений и других мероприятий оперативной и боевой подготовки; оперативное сопровождение планов модернизации и создания перспективных видов СНВ; организацию боевого управления и доведение приказов (распоряжений) до ПЛАРБ и самолетов-носителей крылатых ракет.

С принятием президентом Франции решения на применение СЯС оперативное управление осуществляют штабы стратегического морского командования (СМК) и стратегического авиационного командования (САК). Подготовленные ими боевые распоряжения на применение компонентов СЯС передаются на ПЛАРБ с командного пункта СМК, а на самолеты-носители – с пунктов управления САК и оперативного центра ядерных сил авиации ВМС. С получением боевого распоряжения самолеты-носители ядерного оружия из состава ВМС передаются в оперативное подчинение командованию надводных сил и перебазируются на авианосец Charles de Gaulle. Основной формой применения СЯС является массированный ядерный удар. Способы боевого применения включают одновременное или последовательное поражение стратегических и критически важных объектов противника.

Воздушный компонент СЯС Франции  включает 20 самолетов Mirage 2000N.

Административное управление включает комплектование и подготовку личного состава, подбор, обучение и назначение на должности руководящего состава; организацию боевой подготовки органов управления и войск (сил); формирование заказов и поставок вооружения и военной техники; планирование и проведение НИОКР по перспективным видам стратегических вооружений; поддержание вооружения и военной техники в готовности к боевому применению; обеспечение ядерной безопасности при проведении всех видов занятий и работ с ядерными боеприпасами (ЯБП); планирование и реализацию мероприятий по строительству и развитию стратегических ядерных сил; стратегическое и материально-техническое обеспечение; организацию контроля исполнения директив и указаний вышестоящих органов управления; формирование и исполнение бюджета в части, касающейся СЯС.

ОПЕРАТИВНАЯ И БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЯДЕРНЫХ СИЛ

Оперативная и боевая подготовка (ОБП) СЯС направлена на поддержание морского и воздушного компонентов и системы боевого управления войсками (силами) и ядерным оружием в готовности к применению, проверку реальности планов боевого применения, обеспечение установленного режима боевого дежурства и совершенствование подготовки личного состава.

Необходимо подчеркнуть, что замыслы мероприятий оперативной и боевой подготовки СЯС разрабатываются с учетом планов строительства и развития морского и воздушного компонентов СЯС, а также привлечением самолетов-носителей к решению задач в составе коалиционных группировок войск (сил). Как правило, на учениях проводятся научные исследования, направленные на оценку эффективности существующих и выработку новых форм и способов ядерного сдерживания и боевого применения группировок морского и воздушного компонентов СЯС в любых условиях обстановки, совершенствование взаимодействия с ядерными союзниками (США и Великобритания), повышение устойчивости управления войсками (силами) и ядерным оружием.

Истребитель Rafale – наиболее современный французский носитель крылатых ракет ASMP-A с ядерной боевой частью.

Основными формами оперативной и боевой подготовки являются: стратегические учения с развертыванием ПЛАРБ и проведением учебно-боевых пусков БРПЛ; применение истребителей-носителей с пусками крылатых ракет на полигонах; плановые и внезапные проверки морского и воздушного компонентов, проводимые по планам СМК и САК. К стратегическим учениям, как правило, привлекается оперативный состав пунктов управления президента Франции, Министерства обороны, пункты управления СМК и САК, различных органов государственного управления.

В ходе стратегических учений отрабатываются следующие задачи: усиление стратегической и оперативной разведки; оценка военно-политической и стратегической обстановки в кризисном регионе; выполнение мероприятий ядерного и неядерного сдерживания вероятного противника; организация работы оперативного состава на пунктах управления; перевод в высшие степени боевой готовности и развертывание  группировок войск (сил) СМК и САК; подготовка ядерных боеприпасов к транспортировке и доставка в районы дислокации самолетов-носителей ядерного оружия; подготовка баллистических и крылатых ракет к боевому применению; развертывание основной и дублирующей систем управления и связи СЯС, проверка их готовности к передаче пусковых приказов (сигналов) на применение ядерного оружия; приведение авиационных эскадрилий в высшие степени боевой готовности с проведением экстренного подъема самолетов в воздух и перелета на запасные аэродромы; передислокация части сил и средств на удаленные ТВД с дозаправкой и пилотированием на малых высотах и преодолением системы ПВО противника; обеспечение ядерной безопасности при проведении всех видов работ и занятий с ядерными боеприпасами; отработка задач по ликвидации последствий возможного возникновения аварийных ситуаций; комплексная проверка функционирования системы боевого управления СЯС, отработка задач взаимодействия в различных условиях обстановки; нанесение ракетно-ядерных ударов (по учению) и восстановление боеспособности; организация всестороннего обеспечения и устойчивого управления в различных условиях обстановки.

В соответствии с планами оперативной и боевой подготовки НАТО проводятся командно-штабные учения и тренировки с отработкой вопросов управления и условного применения ядерных сил альянса из различных степеней боевой готовности с использованием перспективной автоматизированной системы управления ядерным оружием. Для решения ядерных и неядерных задач к отработке курсов боевой подготовки тактической авиации ОВВС НАТО привлекаются эскадрильи самолетов Mirage 2000N и Rafale.

По итогам стратегических учений и других мероприятий оперативной и боевой подготовки в Министерстве обороны Франции разрабатываются рекомендации для военно-политического руководства страны по уточнению доктринальных документов, определению основных направлений совершенствования форм и способов применения, строительства и развития стратегических ядерных сил с учетом существующих и прогнозируемых угроз национальной безопасности Франции. При необходимости вносятся изменения в уставные и руководящие документы, уточняются оперативные документы и программы подготовки личного состава.

По оценкам специалистов, СЯС Франции обладают такими сильными сторонами, как высокая живучесть и скрытность действий ПЛАРБ, способность наносить ракетно-ядерные удары из любого района их патрулирования и с любых курсовых углов, возможность оперативного переприцеливания ракет на новые объекты. Сохраняется возможность оперативного наращивания боевого потенциала СЯС за счет задействования оперативного резерва боезапаса ракет и боеголовок. Утверждается, что французские ПЛАРБ могут быть скрытно развернуты в любом регионе мира. При необходимости эти действия будут носить демонстративный характер, например, путем заявления о выводе на боевое патрулирование очередной ПЛАРБ.

К слабым сторонам относится уязвимость ПЛАРБ в пункте базирования, проблема надежности доведения сигналов боевого управления до них в подводном положении. Отмечается недостаточная защищенность наземных объектов инфраструктуры базирования ПЛАРБ, системы боевого управления и связи, ядерно-оружейного комплекса от возможных наземных и воздушных ударов вероятного противника и террористических атак.

ЯДЕРНЫЕ СОЮЗНИКИ ФРАНЦИИ

Анализ зарубежных информационных материалов показывает, что Франция сотрудничает с США по вопросам проектирования баллистических ракет и обеспечения ядерной безопасности. Между двумя государствами подписан «Меморандум о достижении соглашения» в области обеспечения ядерной безопасности и защиты от несанкционированного доступа. В документе имеется раздел «Контроль за состоянием ядерного арсенала», который регламентирует сотрудничество в области теоретических, численных и экспериментальных методов моделирования, а раздел «Ядерная техническая безопасность и защита от несанкционированного доступа» определяет порядок обмена информацией по конструкции ядерных вооружений, исследованиям, разработке, испытаниям, изготовлению, транспортировке и демонтажу компонентов ядерных и взрывчатых материалов. В рамках меморандума действует также соглашение «Долгосрочное участие технического персонала в совместных проектах и взаимное посещение объектов».

Эммануэль Макрон во главе ключевых фигур в руководстве Франции. Слева – министр Вооруженных Сил Флоранс Парли, в центре – премьер-министр Эдуар Филипп.

В ядерном сотрудничестве США, Франции и Великобритании особое внимание уделяется анализу и оценке состояния ядерных арсеналов и выработке мер по продлению сроков эксплуатации ядерных боеприпасов без проведения натурных ядерных испытаний. При этом Франция значительно продвинулась в области компьютерного моделирования процессов испытания ядерных боеприпасов на предмет подтверждения их надежности и безопасности, опередив другие ядерные державы, что исключительно важно в условиях действия Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. С ноября 2010 г. между Францией и Великобританией действует так называемое историческое соглашение о взаимодействии в военной области. Применительно к ядерному оружию документ предусматривает совместную работу по поддержанию ядерных арсеналов в боеготовом состоянии. Кроме того, Франция и Великобритания ведут совместную разработку технологий для атомных подводных лодок, которые пока не касаются силовых установок и ядерных вооружений, однако в перспективе охватят все остальные компоненты и виды снаряжения. Отмечается также, что оба государства будут самостоятельно контролировать свои ядерные силы, при этом не исключается сотрудничество в области разработки конкретных видов стратегических наступательных вооружений.

Стоит подчеркнуть, что в настоящее время вопросами в области создания, обеспечения надежности и безопасности ядерных боеприпасов в рамках Комиссариата по атомной энергии занимается Управление военного использования атомной энергии и подведомственные ему атомные центры. Так, НИОКР, связанные с обеспечением надежности эксплуатации находящихся на вооружении ядерных боеприпасов, разработкой новых ЯБП и другими аспектами военного использования атомной энергии, ведутся в атомных центрах Аббе-дю-Вальдук (департамент Кот д'Ор), Брюйер-Ле-Шатель (Эсон), Ле-Барп (Жиронда) и Грама (Ло). Производство ядерных боеприпасов, замена в них блоков с истекшими гарантийными сроками службы, а также демонтаж снятых с вооружения ЯБП осуществляются в атомных центрах Ле-Барп и Ле-Рипо (департамент Эндр и Луара).

Важно отметить, что Франция привлекается к разработке оперативного плана ОСК №8010 боевого применения СНС США, которое осуществляет ОСК ВС США (авиабаза Оффут, шт. Небраска). Совместное планирование  ведется по следующим вопросам: согласование руководящих документов по ядерному планированию; выбор объектов поражения; разработка данных для прицеливания; распределение целей между носителями и боезарядами с учетом их тактико-технических характеристик и сокращения боевого состава СНС США в связи с выполнением договорных обязательств; выбор и согласование баллистической трассы полета носителей через территорию других государств; формирование и учет предложений командующих на ТВД по поражению объектов тактическим ядерным оружием; передача и ввод данных боевого применения в системы управления носителей ядерного оружия; определение вариантов применения ядерных сил; оценка выбранных вариантов на реализуемость, организация взаимодействия, обеспечения и управления; оформление, согласование и утверждение планирующих документов; сокращение сроков планирования и автоматизация процессов переприцеливания носителей на неплановые или вновь выявленные объекты поражения. Кроме того, прорабатывается поочередное задействование авианосцев для базирования самолетов-носителей ядерного оружия, а ВМБ «Иль-Лонг» предусматривается для периодического базирования британских ПЛАРБ. Рассматриваются планы ротационного патрулирования ПЛАРБ обеих стран, согласованные с Вашингтоном.

Как уже отмечалось, решение на боевое применение стратегических ядерных сил принимает президент Франции. При необходимости оно может согласовываться с решением президента США на боевое применение американских СНС и тактических ядерных сил НАТО.

Тем не менее заметное снижение политической и стратегической независимости Франции очевидно – Париж все больше действует с оглядкой на мнение Вашингтона. 

ВОЗМОЖНОСТЬ СОКРАЩЕНИЯ СЯС

Франция активно участвует в различных конференциях и комиссиях ООН по разоружению. Париж выступает за выработку дополнительного пакета эффективных мер в развитие Договора о нераспространении ядерного оружия на основе сбалансированного рассмотрения его ключевых составляющих – нераспространения, ядерного разоружения и мирного использования атомной энергии, ратифицировал Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и призывает другие государства последовать этому примеру.

Министр Вооруженных Сил Флоранс Парли: «Стратегические ядерные силы остаются краеугольным камнем оборонной доктрины Франции».

Руководство Пятой республики неоднократно заявляло о важности российско-американских договоров и соглашений о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Вместе с тем в Елисейском дворце считают необходимым поддерживать национальный ядерный арсенал на «минимально достаточном уровне», необходимом для реализации доктрины «сдерживания», а также отказываются от непосредственного участия в переговорах по ядерному разоружению, обосновывая свою позицию несопоставимостью ядерных сил России, США и Франции. При этом, декларируя принцип необходимой достаточности средств доставки и количества боевых частей, Париж оставляет за собой право дальнейшего качественного совершенствования национальных ядерных сил.

Позиция Франции в вопросах контроля над вооружениями заключается в декларативной поддержке процесса ядерного разоружения, при условии дальнейшей модернизации ядерного арсенала. Руководство страны отвергает концепцию безъядерного мира в обозримом будущем и считает крайне маловероятным, что Россия, Китай, Израиль, Индия, Пакистан откажутся от ядерного оружия. Заявлено, что реальные подвижки в переговорном процессе по ядерному разоружению могут начаться после выхода США и Россия на более низкие уровни ядерных вооружений, чем это предусмотрено Договором о СНВ. Только в этом случае Франция готова рассмотреть возможность подключения к многосторонним переговорам о дальнейшем сокращении СНВ. Кроме того, другие страны-обладатели ядерного оружия должны прийти к единому пониманию количественного состава боезарядов и их носителей, а также обеспечить высокую степень транспарентности в данном процессе. По мнению ВПР Франции, успешному развитию переговорного процесса по ядерному разоружению будет содействовать расширение информационного обмена по вопросам ядерных доктрин государств, выработка общего понимания роли и места ядерного оружия в обеспечении международной безопасности, а также совершенствование методов учета СНВ и механизмов верификации предоставляемой информации.

ПРИНЦИП ЯДЕРНОГО СДЕРЖИВАНИЯ СОХРАНЯЕТСЯ

Итак, по взглядам военно-политического руководства Франции, стратегические ядерные силы обеспечивают решение задач ядерного сдерживания вероятных противников и поражение его критических важных и стратегических объектов. Совершенствуются формы и способы боевого применения морского и воздушного компонентов стратегических наступательных сил. Особое внимание уделяется развитию военно-технического сотрудничества с ядерными союзниками – США и Великобританией.

Известно заявление французского министра обороны Флоранс Парли: «Стратегические ядерные силы остаются краеугольным камнем оборонной доктрины Франции, и страна не пойдет на их сокращение, несмотря на дороговизну их содержания и модернизации. Принцип ядерного сдерживания вероятных противников сохраняется. Стратегические ядерные силы находятся в самом центре нашей политики суверенитета и безопасности, и я констатирую необходимость их обновления. В законе о военной программе будут прописаны фазы, необходимые для обеспечения модернизации как сил ядерного сдерживания, так и оборонной системы в целом».

Александр Семенович СКАКУН – начальник кафедры военной стратегии Военной академии Генерального штаба ВС РФ, генерал-майор

Мидыхат Петрович ВИЛЬДАНОВ – кандидат военных наук, доцент, преподаватель Военной академии Генерального штаба ВС РФ. Заслуженный военный специалист Российской Федерации, генерал-майор