Совершенствование системы управления стратегическими силами США
Продолжается трансформация существующей ядерной триады США в стратегическую триаду нового качества

По предназначению и характеру решаемых задач стратегические силы США подразделяются на наступательные и оборонительные. Стратегические наступательные силы (СНС) состоят из трех компонентов: стратегических ракетных сил морского базирования (силы ПЛАРБ), стратегических ракетных сил наземного базирования (силы МБР) и стратегической бомбардировочной авиации. Стратегические оборонительные силы (СОС) включают три компонента: силы и средства предупреждения о ракетно-ядерном ударе (СПРЯУ), контроля космического пространства (СККП) и противоракетной обороны (ПРО).

Военно-политическое руководство (ВПР) США уделяет особое внимание совершенствованию системы управления стратегическими силами в целях гарантированного доведения приказов (сигналов) до каждой пусковой установки МБР Minuteman III, каждой ПЛАРБ и БРПЛ Trident II. Подчеркивается, что в связи с выполнением Договора о СНВ и объективным сокращением боевого состава стратегических наступательных сил, неизмеримо возрастают ценность, значимость и «вес» каждого боевого блока и ракеты.

В статье предлагается анализ состояния и направлений совершенствования административного и оперативного управления как организационной основы системы управления боевой и повседневной деятельностью стратегических сил США.

СОСТОЯНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ СИЛАМИ США

Административное управление стратегическими силами Соединенных Штатов осуществляется по управленческой вертикали министра обороны США через аппарат и управления Министерства обороны, министерств видов Вооруженных Сил США. Так, силы ПЛАРБ находятся в подчинении командующих подводными силами Атлантического и Тихоокеанского флотов ВМС. Силы МБР и стратегические бомбардировщики В-2А и В-1В подчинены Командованию глобальных ударов ВВС США, а В-52Н – Командованию глобальных ударов и Командованию резерва ВВС. Создана и устойчиво функционирует система административного управления силами и средствами оперативного обеспечения стратегических сил.

Силы МБР и стратегические бомбардировщики В-2А и В-1В подчиняются Командованию глобальных ударов ВВС США.

В рамках административного управления министерства видов ВС США организуют оперативную, боевую и мобилизационную подготовку органов управления и войск (сил); поддержание вооружения и военной техники (ВВТ) в готовности к боевому применению; обеспечение ядерной безопасности; финансирование и реализацию мероприятий по строительству и развитию стратегических сил, материально-техническому и тыловому обеспечению. Проводят работу по комплектованию и подготовке личного состава, подбору, обучению и назначению на должности руководящего состава. Осуществляют контроль исполнения директив и указаний вышестоящих органов управления и проводят проверку технической готовности сил и средств, выделенных в состав дежурных сил Объединенного стратегического командования (ОСК) ВС США.

ВПР США считает, что существующая система административного управления стратегическими силами обеспечивает поддержание требуемого уровня боевой готовности войск (сил), что подтверждается результатами проведенных стратегических учений и других мероприятий оперативной и боевой подготовки. Вместе с тем отмечается, что состояние административного управления не в полной мере соответствует реалиям современной военно-политической и стратегической обстановки в мире. Серьезную озабоченность вызывают: неконтролируемое распространение ядерного оружия в мире и реализация ракетно-ядерных программ КНДР, Ирана и Китая; обострение проблем в создании новой стратегической триады США в связи с истечением сроков эксплуатации стратегических наступательных вооружений (СНВ); наращивание темпов модернизации и принятия на вооружения перспективных видов СНВ в российских СЯС. Отмечается наличие серьезных проблем в состоянии ядерного оружейного комплекса и обеспечении безопасности и надежности эксплуатации ядерных боеприпасов в условиях соблюдения моратория на ядерные испытания и др.

В связи с этим ВПР США определены следующие направления совершенствования административного управления стратегическими силами.

Организована работа по анализу положений действующей и разработке новой ядерной стратегии, предложений президенту США по составу и перспективам строительства и развития стратегических сил до 2030 г. Продолжается трансформация существующей ядерной триады в стратегическую триаду нового качества и новых оперативных возможностей в связи с включением в состав ударной компоненты стратегических неядерных сил (СНЯС). В части, касающейся стратегических оборонительных сил, организовано устойчивое административное руководство выполнением планов и программ развертывания глобальной ПРО США и ее региональных сегментов (ЕвроПРО, ПРО Ближнего Востока, ПРО АТР). В рамках реализации оперативно-стратегической концепции «Глобальный удар» ведется разработка гиперзвуковых средств вооружений (ГЗСВ). Обеспечено устойчивое финансирование в интересах реализации планов модернизации существующих и разработки перспективных видов стратегических наступательных и оборонительных вооружений.

Продолжается трансформация существующей ядерной триады США в стратегическую триаду нового качества в связи с включением в состав ударной компоненты стратегических неядерных сил.

Так, реализуются программы продления эксплуатационного ресурса стратегических наступательных вооружений до 2030 г. Ведутся исследования по созданию новой МБР, новой ПЛАРБ, перспективной БРПЛ Trident II, нового стратегического бомбардировщика В-21, новой крылатой ракеты воздушного базирования, а также разрабатывается модернизированная ядерная авиабомба В61-12. Во взаимодействии с США осуществляется комплекс мероприятий по поддержанию боевой готовности, строительству и развитию стратегических ядерных сил союзников – Великобритании и Франции.

Ужесточены требования к комплектованию органов управления и войск (сил) личным составом и их подготовке. В связи со скорым завершением срока действия Договора о СНВ, проводится анализ его положений на предмет соответствия интересам национальной безопасности США с подготовкой предложений о целесообразности его пролонгации или заключения нового соглашения.

Известно заявление нынешнего президента США о том, что Договор о СНВ – это «грязная сделка». Тем не менее следует отметить гибкий и прагматичный подход американского военного руководства к реализации договорных обязательств в области сокращения и ограничения СНВ, что позволило создать значительный возвратный ядерный потенциал, обеспечивающий оперативное наращивание боевых возможностей СНС при значительном осложнении военно-политической обстановки в мире.

Относительно Договора о РСМД готовятся предложения о возможности и целесообразности выхода США из этого соглашения. Принимаются меры по совершенствованию взаимодействия органов военного управления с различными структурами военно-промышленного комплекса США по обеспечению поддержания ВВТ и ядерных боеприпасов в готовности к боевому применению.

Важнейшим направлением административной деятельности Министерства ВВС считается работа по улучшению морально-психологического состояния, воспитательного процесса и подготовки личного состава дежурных сил. С 2015 по 2017 гг. выделено $8 млрд. на повышение престижа военной службы, увеличение денежного довольствия военнослужащих, введение в штат новых командных должностей, оптимизацию процесса сдачи ежемесячных и квалификационных испытаний личным составом и др.

СОСТОЯНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ СИЛАМИ США

Оперативное управление осуществляется главнокомандующим ВС США (президентом США) через министра обороны и командующего Объединенным стратегическим командованием ВС США (АвБ Оффут, шт. Небраска).

Оперативное управление включает планирование стратегического сдерживания вероятных противников и применения стратегических сил; оперативное сопровождение планов модернизации, создания перспективных видов СНВ; развертывание системы глобальной ПРО и ее региональных сегментов; планирование и проведение противоракетных операций; организацию боевого дежурства в стратегических наступательных и оборонительных силах; подготовку и проведение стратегических учений и других мероприятий оперативной и боевой подготовки; поддержание взаимодействия с видами ВС, НАТО и объединенными командованиями ВС США.

ВПР США считает, что существующая система оперативного управления стратегическими силами обеспечивает выполнение задач стратегического сдерживания и требуемый уровень боевой готовности войск (сил) к решению поставленных задач, что подтверждается результатами проведенных стратегических учений и других мероприятий оперативной и боевой подготовки.

Вашингтон реализует программу продления эксплуатационного ресурса стратегических наступательных вооружений до 2030 г.

В связи с осложнившейся военно-политической и стратегической обстановкой в мире определены следующие направления по совершенствованию оперативного управления стратегическими силами.

Создание новой стратегической триады, представляющей собой единый стратегический наступательно-оборонительный комплекс в составе: стратегических наступательных сил; стратегических оборонительных сил; предприятий и организаций военно-промышленного комплекса, увязанных в единую систему боевого управления и связи, оперативного планирования и разведки. При этом в состав стратегических наступательных сил планируется включить стратегические неядерные силы (СНЯС – МБР и БРПЛ в неядерном оснащении, ВТО БД, ГЗСВ и ОНФП).

Новым направлением является совершенствование системы планирования стратегического (ядерного и неядерного) сдерживания вероятных противников и применение ударных стратегических сил в составе СЯС и СНЯС. При этом председатель КНШ организует: разработку документов замысла боевого применения стратегических наступательных сил, доведение до ОСК исходных данных для планирования, утверждает состав сил и средств ударной компоненты стратегических сил. Устанавливает порядок разработки, согласования и утверждения оперативного плана ОСК №8010 и других оперативных документов.

Крылатая ракета AGM-158 JASSM.

К планированию привлекаются государственные организации на высоком уровне. В процессе планирования боевого применения СНС участвует президент США, Совет национальной безопасности, Министерство обороны, КНШ и штаб ОСК. В разработке оперативного плана ОСК №8010 участвуют представители Великобритании, Франции и Группы ядерного планирования НАТО. При этом командующие объединенных командований докладывают предложения по перечню объектов поражения в зоне ответственности, необходимый наряд ядерных средств, данные по боевому составу, формам и способам их боевого применения и организуют разработку своих оперативных документов.

Важным направлением в системе оперативного управления является совершенствование состояния боевого дежурства стратегических сил в составе новой стратегической триады. В условиях мирного времени в оперативном подчинении ОСК находятся силы и средства, несущие боевое дежурство (МБР, ПЛАРБ, СККП, СПРЯУ и ПРО). В период нарастания военной угрозы или с переводом стратегических сил с мирного на военное время в оперативное подчинение ОСК передаются группировки войск (сил) усиления, а также силы и средства оперативного обеспечения.

Повышены требования к качеству подготовки и проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки. По планам ОСК ежегодно проводятся стратегические учения типа «Глобал тандер», «Глобал лайтнинг» и проверки боевой готовности дежурных сил. К учениям привлекаются оперативный состав министерств ВВС и ВМС, КНШ, НАТО, функциональные подразделения и оперативные формирования ОСК. Целью учений ставится комплексная оценка и практическая отработка планов по применению стратегических сил при развязывании и эскалации регионального конфликта в крупномасштабную ядерную войну. В ходе розыгрыша условного применения ядерного оружия осуществляется проведение учебно-боевых пусков МБР Minuteman III и контрольно-боевых пусков БРПЛ Trident II.

В настоящее время стратегические бомбардировщики В-52Н подчинены Командованию глобальных ударов и Командованию резерва ВВС.

Кроме того, ежегодно на Западном ТВД проводится до шести стратегических учений органов управления и тактических ядерных сил НАТО с условным применением тактического ядерного оружия. По планам ОСК ежегодно проводятся комплексные проверки боевой готовности дежурных сил с отработкой учебных задач по проведению пусков МБР и БРПЛ, возобновления боевого дежурства и вылету стратегических бомбардировщиков с последующим нанесением условных ядерных ударов.

Следует отметить, что в ходе стратегических учений задействуются с минимальными ограничениями основная и резервная системы боевого управления СНС. Применяются различные способы доведения приказов (сигналов) и распоряжений непосредственно до носителей ядерного оружия в условиях действия преднамеренных помех. Особое внимание уделяется обеспечению устойчивости ее функционирования в различных условиях обстановки, восстановлению боевой готовности поврежденных пунктов управления и взятию управления войсками (силами) на ступень выше штатной.

В планах совершенствования системы управления стратегическими силами главное внимание уделяется модернизации и развитию ее технической основы – системы боевого управления, которая включает подсистемы боевого управления СНС и СОС, и в настоящее время находится в стадии совершенствования. Ее развитие предусматривается в рамках стратегической концепции боевого управления «Ведение боевых действий на основе единого информационно-коммуникационного пространства» (Network – Centric Warfare). Управление выделенными в ОСК компонентами стратегических наступательных сил осуществляется с использованием глобальной системы оперативного управления ВС США с основного командного центра ОСК (АвБ Оффут, шт. Небраска) или запасного (АвБ Барксдейл, шт. Луизиана).

В целях совершенствования глобальной системы оперативного управления ВС США и их стратегических сил создается АСУ стратегического звена NECC (Net-Enabled Command Capability). Необходимость разработки новой АСУ обусловлена тем, что эксплуатируемая в настоящее время АСУ GCCS (Global Command and Control System) имеет жесткую иерархическую структуру, а входящие в ее состав АСУ видов вооруженных сил создавались под руководством их командований. Это привело к их частичной информационной несовместимости, ограничениям функциональных возможностей, расхождениям в структурах баз данных, дублированию ряда приложений и различным ограничениям обмена информацией по соображениям безопасности.

В результате появились проблемы формирования единой картины оперативной обстановки, что не позволяет осуществлять комплексное планирование совместного применения разнородных сил в требуемые сроки. Для автоматизированной поддержки основных процессов управления АСУ NECC будет включать наборы прикладных программ для отображения обстановки, оценки готовности войск (сил) к выполнению задач, расчета потребных сил и средств, выбора и классификации целей, организации комплексного поражения противника и др. Программно-аппаратные средства АСУ NECC планируется развернуть в центре слежения за обстановкой Белого дома, защищенных пунктах управления президента США, основном и запасном командных центрах ОСК и пунктах управления стратегического и оперативного звеньев управления. Обмен данными планируется осуществлять по каналам глобальной информационной сети ВС США, включающей наземный, воздушный и космический сегменты.

ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ВС США – ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ СИЛАМИ

Объединенное стратегическое командование ВС США (АвБ Оффут, шт. Небраска) занимает особое место в структуре американских Вооруженных Сил, решая разноплановые задачи, от выполнения которых во многом зависит эффективность обеспечения безопасности Соединенных Штатов в целом. ОСК играет основную роль в организации деятельности Вооруженных Сил США по стратегическому сдерживанию потенциальных противников и в подготовке и ведении военных действий против них с применением стратегических сил. Оно не имеет географической зоны ответственности.

Задачи ОСК определены «Планом объединенных командований», утвержденным президентом США. К ним относятся: планирование и осуществление стратегического сдерживания/устрашения применительно к военной составляющей; планирование и применение стратегических сил, нанесение глобальных ударов; планирование и проведение космических операций; организация глобальной ПРО, планирование и ведение противоракетных операций; организация разведывательного обеспечения действий стратегических сил; планирование и ведение боевых действий в киберпространстве; обеспечение мероприятий в сфере электронной войны (радиоэлектронной борьбы); организация противодействия распространению и применению ОМП.

Для решения данных задач в составе ОСК созданы органы управления, отвечающие за планирование, подготовку и проведение операций в рамках решения вышеперечисленных задач. К основным из них относятся командования, сформированные по функциональному принципу – глобальных ударов (КГУ), космических операций, противоракетной обороны (КПРО), разведывательных операций (КРО) и занимающее особое место Киберкомандование, а также два центра – по борьбе с распространением ОМП и анализа способов ведения боевых действий.

Глава Стратегического командования ВС США генерал Джон Хайтен (справа).

Командование глобальных ударов (АвБ Оффут, шт. Небраска) предназначено для организации и проведения комплекса мероприятий по обеспечению стратегического сдерживания, планированию и применению сил глобального удара. Основные задачи командования: своевременная актуализация и выполнение национального плана стратегического (ядерного) сдерживания; применение стратегических наступательных сил США; планирование, проведение и подведение итогов мероприятий оперативной и боевой подготовки СНС.

В оперативном подчинении Командования глобальных ударов ОСК находятся формирования видов ВС, приданные Командованию глобальных ударов ВВС, а также командования сил Атлантического и Тихоокеанского флотов. В мирное время в его оперативное подчинение передаются только силы и средства, несущие боевое дежурство, состав которых определяется в зависимости от стратегической обстановки, а при нарастании военной угрозы – все боеготовые силы МБР, ПЛАРБ и СБА, а также силы и средства боевого обеспечения.

Выделяемые силы и средства входят в состав шести оперативных формирований: 214-го (АвБ Уоррен, шт. Вайоминг) – МБР, 144-го (ВМБ Норфолк, шт. Виргиния) и 134-го (ВМБ Перл-Харбор, шт. Гавайи) – ПЛАРБ, 204-го (АвБ Барксдейл, шт. Луизиана) – стратегические бомбардировщики и самолеты-разведчики, 124-го (АвБ Тинкер, шт. Оклахома) – воздушные командные пункты и самолеты-ретрансляторы, 294-го (АвБ Скотт, шт. Иллинойс) – самолеты-заправщики.

Командование космических операций (ККО, АвБ Ванденберг, шт. Калифорния) предназначено для организации и проведения операций в космическом пространстве в интересах решения как общенациональных, так и задач объединенных командований в глобальном и локальном масштабах.

Основные задачи ККО: контроль космического пространства; защита национальных космических систем; воспрещение использования противником космических систем во враждебных США целях; всестороннее обеспечение деятельности вооруженных сил по организации управления, связи и разведки как в мирное время, так и в ходе ведения боевых действий.

Командование включает в свой состав три основных подразделения: Центр управления космическими операциями, Центр управления боевыми действиями и Центр предупреждения о ракетном нападении.

Центр управления космическими операциями (ЦУКО, АвБ Ванденберг, шт. Калифорния) обеспечивает оперативное применение объединенных космических сил, распределенных по всему миру, а также позволяет оптимизировать силы и средства в рамках конкретной операции. В частности, специалисты этой структуры ведут каталог искусственных космических объектов, определяют их будущее местоположение для обеспечения безопасности на орбите Земли, прогнозируют вход этих объектов в плотные слои атмосферы, собирают информацию о действиях противников, которые могут прямо или косвенно угрожать космическим аппаратам США и их союзников. ЦУКО является основным компонентом, обеспечивающим выполнение задач, поставленных перед ККО. В состав центра входят пять отделов: оперативный, планирования боевого применения, боевых операций, разведки и наблюдения, а также отдел учета и хранения данных.

Пока самым совершенным стратегическим бомбардировщиком США остается В-2А Spirit, однако компания Northrop Grumman уже ведет работы по созданию машины на его замену – B-21 Raider.

Центр управления боевыми действиями (АвБ Киртлэнд, г. Альбукерке, шт. Нью-Мексико) обеспечивает возможность пространственного позиционирования и навигации для объектов Вооруженных Сил США, их союзников и партнеров.

Центр предупреждения о ракетном нападении (гора Шайен, г. Колорадо-Спрингс, шт. Колорадо) решает задачи по вскрытию факта ракетного нападения, определению точек старта МБР и БРПЛ противника, сопровождению ракет в полете, а также по определению времени и координат точек падения боеголовок в интересах обеспечения защиты территориальной части Соединенных Штатов.

Командование противоракетной обороны (АвБ Шривер, шт. Колорадо) предназначено для организации и проведения комплекса мероприятий по защите территории США, контингентов ее войск, а также войск союзников на ТВД от ударов баллистическими ракетами. Командование ПРО постоянно отслеживает состояние и действия ракетных сил противника и связанные с этим угрозы, синхронизирует планирование противоракетной обороны на ТВД и в глобальном масштабе, осуществляет всестороннее обеспечение операций, координируя свои действия с другими подразделениями ОСК, объединенными командованиями ВС США и Агентством противоракетной обороны Пентагона. В его рамках проводится работа по интеграции противоракетных средств, разрабатывается архитектура ПРО, оценивается пригодность развернутых сил и средств и оценка их функционирования, ведется оперативная и боевая подготовка.

Основными задачами командования являются: информирование командующего ОСК о развитии системы ПРО, ее боевой готовности; обеспечение проводимых штабом ОСК мероприятий по планированию, разработке и исполнению бюджета, что предполагает выработку оперативных требований к противоракетной обороне; координация планирования и боевого применения системы ПРО во взаимодействии с другими профильными организациями; разработка рекомендаций по ведению операций глобальной ПРО; интеграция вновь появляющихся возможностей в структуру противоракетных операций; обеспечение планирования и управления системой управления и связи ПРО; координация разведывательного обеспечения компонентов ПРО; обеспечение, в случае необходимости, дополнительной поддержки войск силами противоракетной обороны.

Руководство Командованием противоракетной обороны ОСК возложено на командующего Командованием ПРО и космоса Сухопутных войск.

Командование разведывательных операций (АвБ Боллинг, федеральный округ Колумбия) призвано организовывать и осуществлять весь комплекс разведывательных действий в интересах стратегического сдерживания и проведения военных операций любого масштаба. Эта структура разрабатывает ежегодный план распределения сил и средств разведки и наблюдения, готовит рекомендации командующим ОК, объединенному штабу и министру обороны по распределению ресурсов разведки и наблюдения, особенно пользующихся высоким спросом. Оно же отвечает за оптимизацию использования средств обработки и распространения информации исходя из имеющейся производительности вычислительных средств. Обосновывает среднесрочные и долгосрочные требования к разведывательному обеспечению в масштабах вооруженных сил и возможностям средств, прогнозирует появление в нем слабых мест и вырабатывает предложения по их устранению.

Определены следующие основные задачи командования: формирование картины глобальной ситуационной осведомленности; участие в адаптивном планировании операций в интересах объединенных командований; разработка рекомендаций по распределению имеющихся сил и средств разведки и наблюдения исходя из требований к ведению операций; вскрытие и оценка слабых мест в разведывательном обеспечении, нехватки или избыточности средств разведки и наблюдения, оценка приоритетности их использования; оценка планов обеспечения средствами разведки и наблюдения и определение их оптимального распределения посредством использования средств моделирования и имитации; согласование содержания баз разведданных объединенных командований с базами взаимодействующих национальных и международных разведывательных организаций; проведение специальных действий и мероприятий разведки и наблюдения в интересах объединенных командований.

Адмирал Майкл Роджерс – директор АНБ и командующий Кибернетическим командованием США.

Командование разведывательных операций работает со штабом ОСК, КНШ, видами вооруженных сил, командующими объединенными командованиями и разведывательным сообществом для максимального расширения возможностей разведки и наблюдения при сведении к минимуму дублирования усилий между Министерством обороны и разведывательным сообществом.

Киберкомандование* (Форт-Мид, шт. Мэриленд) предназначено для организации и осуществления комплекса мероприятий по защите глобальной информационной сети ВС США, планирования и ведения разведывательных, наступательных и оборонительных операций в киберпространстве, а также для координации соответствующей деятельности всех видов ВС, федеральных министерств и ведомств, зарубежных партнеров с целью обеспечения свободы действий США и их союзникам во всех сферах вооруженной борьбы, в том числе и в киберпространстве, и воспрепятствования аналогичным действиям противника.

К основным задачам Киберкомандования относятся: обеспечение защиты информационных сетей и систем Министерства обороны США и национального разведывательного сообщества; планирование, разработка и ведение разведывательных, оборонительных и наступательных операций в киберпространстве; взаимодействие с профильными структурами Пентагона в сфере кибербезопасности; представление интересов МО на национальном уровне по вопросам кибербезопасности; содействие и участие в общенациональных мероприятиях, проводимых под руководством других федеральных ведомств, по обеспечению безопасности в киберпространстве; оперативное управление киберсилами, за укомплектование и подготовку которых отвечают киберкомандования видов ВС, а также морской пехоты.

При решении поставленных задач эта структура тесно взаимодействует с Агентством национальной безопасности и Управлением информационных систем Министерства обороны США.

Киберкомандование координирует повседневную работу по управлению операциями Пентагона в информационных сетях, синхронизируя свои действия с другими ОК, профильными министерствами и ведомствами. Оно тесно взаимодействует с Объединенным штабом КНШ и помощником министра обороны по вопросам интеграции информационных сетей в плане совершенствования инфраструктуры единого информационного пространства, в частности, по повышению защищенности глобальной информационной сети Пентагона, обеспечению своевременного и безопасного совместного использования информации об обстановке, повышению возможностей ведущему боевые действия оценивать критические данные и информацию.

Ключевыми моментами в обеспечении эффективного проведения киберопераций в рамках Министерства обороны США являются производительность вычислительных средств, пропускная способность каналов, а также подбор и подготовка кадров. Так, в плане решения третьей проблемы к концу 2016 г. было создано 133 кибергруппы, укомплектованные более чем 6 тыс. военнослужащих и гражданских специалистов, имеющих высокий уровень подготовки. Данные подразделения будут действовать по планам командующих ОК, обеспечивать киберзащиту информационных систем и сетей Пентагона, а также, в случае необходимости, критически важных объектов национальной инфраструктуры.

Непосредственное управление выделенными в оперативное подчинение Киберкомандования силами и средствами осуществляется через входящий в его состав Центр управления межвидовыми кибероперациями. Он отвечает за своевременное решение возложенных на командование задач, в том числе за планирование, разработку и ведение операций в киберпространстве во взаимодействии с другими объединенными командованиями, профильными структурами Пентагона, других министерств и ведомств.

Следует особо отметить, что среди командований, входящих в состав ОСК, Киберкомандование занимает особое положение – оно является оперативно-стратегическим объединением, в составе которого могут создаваться объединенные оперативные формирования для решения конкретных боевых задач в отношении определенного противника.

В подчинение Киберкомандования могут передаваться соответствующие компоненты видов ВС. В их числе киберкомандования Сухопутных войск (2-я полевая армия), ВВС (24-я воздушная армия), ВМС (10-й оперативный флот) и морской пехоты. Киберкомандование береговой охраны хотя административно и подчиняется Министерству внутренней безопасности, также взаимодействует с ОСК.

Среди основных задач Киберкомандования – ведение наступательных и оборонительных операций в киберпространстве.

Командующий Киберкомандованием ВС США является по совместительству директором Агентства национальной безопасности. Его заместителем назначается действующий заместитель директора АНБ (в звании генерал-лейтенанта или вице-адмирала).

Центр по борьбе с распространением оружия массового поражения (Форт-Бельвуар, шт. Виргиния) предназначен для выработки оценок для чрезвычайного и кризисного планирования в области запрещения, ограничения распространения или применения ОМП, проведения мероприятий по интеграции и синхронизации действий в рамках Министерства обороны США. Основные задачи Центра: обеспечение круглосуточной ситуационной осведомленности о возможности применения ОМП и мероприятиях по борьбе с ним; организация и проведение реальных и учебных мероприятий по устранению последствий применения ОМП в рамках объединенных командований; синхронизация действий по ликвидации последствий применения ОМП в рамках Пентагона; организация получения экспертных оценок в области ОМП в интересах планирования операций; проведение консультаций между Министерством обороны и объединенными командованиями с целью выработки рекомендаций для повышения эффективности действий по устранению последствий применения ОМП. В ходе решения задач Центр тесно взаимодействует с Управлением по снижению угрозы Министерства обороны США (Форт-Бельвуар).

Центр анализа способов ведения боевых действий (Дальгрен, шт. Вирджиния) является ведущим научным учреждением, нацеленным на решение комплексных проблем, стоящих перед вооруженными силами в плане обеспечения национальной безопасности. Здесь, в частности, проводятся исследования и выдаются рекомендации по повышению эффективности стратегического сдерживания и качества выполнения задач при нанесении глобального удара. Для этого он напрямую взаимодействует со штабами всех ОК, структурами Минобороны, видами вооруженных сил, профильными министерствами и ведомствами.

Важно подчеркнуть, что командующему ОСК предоставлены значительные распорядительные, координирующие и контрольные функции при решении оперативно-стратегических задач. Он несет ответственность за планирование, интеграцию и координацию разведывательной деятельности в интересах обеспечения стратегических и глобальных операций; планирование, интеграцию и координацию противоракетной обороны; планирование и проведение космических операций; выполнение функций руководящего органа по интеграции и синхронизации мероприятий Министерства обороны по противодействию распространения ОМП; подготовку предложений для принятия решений на перевод стратегических сил с мирного на военное время; организацию оповещения органов государственного и военного управления при угрозе ракетно-ядерного удара противника; своевременное доведение приказов и распоряжений на боевое применение стратегических сил.

Командующий ОСК имеет право докладывать президенту США о состоянии, проблемных вопросах оперативного планирования и управления боевым применением, строительством и развитием стратегических сил, выполнении требований безопасности содержания ядерного оружия, находящегося в составе дежурных сил, совершенствованию взаимодействия с органами военного управления.

Таким образом, Объединенное стратегическое командование ВС США занимает в ряду объединенных командований ключевое место в силу важности и сложности выполняемых стратегических задач в интересах обеспечения национальной безопасности государства и его союзников.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

По взглядам военно-политического руководства США, меры, принимаемые по совершенствованию системы управления стратегическими силами, обеспечивают высокий уровень боевой готовности стратегических сил США к выполнению задач стратегического сдерживания и нанесения ракетно-ядерных ударов по стратегическим и критически важным объектам противника в любых условиях обстановки.

Утверждается, что объединение стратегических наступательных и оборонительных сил под руководством ОСК, создание единой системы их планирования и применения обеспечивают сокращение сроков принятия решений президентом США на ответные действия при внезапном нападении противника. Совершенствуется взаимодействие с ядерными союзниками США – Великобританией и Францией в интересах согласования решений на применение стратегических наступательных сил.

Важно также подчеркнуть, что при формировании ОСК были реально выполнены мероприятия по оптимизации задач, функций и численного состава органов управления, ликвидации дублирующих, параллельных и обеспечивающих структур. При этом сохранены места постоянной дислокации командований и центров, которые вошли в структуру ОСК, что не привело к затратам на откомандирование личного состава к новому месту службы, создание специальных и жилищно-бытовых объектов инфраструктуры, необходимых для размещения и организации работы оперативного состава и т.д.

Достоинствами системы управления стратегическими силами является наличие разветвленной сети стационарных защищенных запасных пунктов управления, воздушных и мобильных наземных командных пунктов, обеспечивающих устойчивое управление стратегическими наступательными и оборонительными силами. В условиях сокращения объема военного бюджета сохранено достаточное и ритмичное финансирование программ модернизации и создания новых видов стратегических наступательных и оборонительных вооружений и перспективных АСУ управления войсками (силами).

Деятельность Киберкомандования способствует повышению защищенности глобальной информационной сети Пентагона.

Вместе с тем, по мнению американских экспертов, не удалось добиться четкого разграничения ответственности, задач и функций оперативного и административного управления. В отношении компонентов стратегических сил, находящихся в условиях «двойного» подчинения в составе дежурных сил, имеет место противоречивость требований со стороны командования ОСК и министерств ВВС и ВМС по вопросам боевого дежурства, поддержания боевой готовности, направленности оперативной и боевой подготовки, эксплуатации вооружения и военной техники. Руководящие документы, поступающие в войска (силы) из вышестоящих органов военного управления, зачастую не согласовываются в ОСК, что приводит к дублированию административных и оперативных задач.

За последние годы в ходе внезапных проверок дежурных сил вскрыты факты употребления и распространения наркотиков на боевом дежурстве, неудовлетворительная подготовка личного состава дежурных сил, нарушение правил несения боевого дежурства. Не в полной мере согласованы вопросы взаимодействия при решении задач повседневной деятельности, приема-передачи в оперативное подчинение ОСК сил и средств усиления при переводе стратегических сил в высшие степени боевой готовности. Отмечается недостаточная живучесть наземных объектов инфраструктуры стратегических сил, системы боевого управления и связи и их слабая физическая защищенность от ударов воздушного и наземного противника, действий террористических формирований. В значительной степени это касается объектов тактических ядерных сил НАТО, размещенных в Турции (АвБ Инжерлик) и на территории ряда стран Европы.

Дальнейшее развитие системы административного и оперативного управления стратегическими силами связано с созданием новой стратегической триады, совершенствованием форм и способов боевого применения ее компонентов; разработкой и реализацией мероприятий по неядерному сдерживанию противников; принятием на вооружение перспективных видов СНВ, ВТО БД, ОНФП, гиперзвуковых средств вооружений, модернизацией тактического ядерного оружия США в Европе; наращиванием системы глобальной ПРО США и ее региональных сегментов; возможностью заключения с Российской Федерацией нового Договора о СНВ или пролонгацией действующего и намерениями Конгресса США по выходу страны из бессрочного Договора о РСМД.

Предусматривается разработка и внедрение единой системы планирования применения, организации оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, эксплуатации ВВТ компонентов стратегических сил. В рамках создания новой стратегической триады разрабатываются требования к составу, содержанию и порядку разработки объединенного оперативного плана, отражающего боевое применение СЯС, СНЯС, ТЯС, СОС, ПРО и космических систем. Исследуется возможность разработки унифицированной системы планирования и проведения НИОКР, формирования единой системы заказов, поставок и эксплуатации ВВТ. Рассматривается возможность дальнейшей оптимизации организационно-штатной структуры ОСК и других органов военного управления.

Таким образом, состав и содержание мероприятий, проводимых военно-политическим руководством Соединенных Штатов по дальнейшему совершенствованию системы управления стратегическими силами, свидетельствуют о возрастании их роли и места в обеспечении национальной безопасности США и ее союзников.

18 августа 2017 г. было объявлено о том, что в соответствии с решением Дональда Трампа Киберкомандование выводится в отдельную структуру, подчиненную непосредственно ОСК.

Мидыхат Петрович ВИЛЬДАНОВ – кандидат военных наук, доцент, преподаватель Военной академии Генерального штаба ВС РФ. Заслуженный военный специалист Российской Федерации, генерал-майор

Валерий Михайлович ТЮРИН – кандидат технических наук, советник генерального директора Концерна ВКО «Алмаз – Антей», полковник