Насколько реальна северокорейская ракетно-ядерная угроза для США?
Несмотря на приход в Сеуле к власти более умеренного президента Мун Чжэ Ина, северокорейский ракетно-ядерный кризис продолжает углубляться

3 сентября 2017 г. в КНДР было официально объявлено об успешном испытании термоядерного боезаряда. «В соответствии с распоряжением Трудовой партии Кореи о разработке стратегического ядерного оружия наши атомщики успешно испытали на севере страны водородную бомбу для межконтинентальных боеголовок», – сообщило северокорейское центральное телевидение.

Владимир ЕВСЕЕВ

Сейсмические службы США, России, Южной Кореи и КНР зафиксировали в районе ядерного полигона КНДР землетрясение силой около 6 баллов. Это событие – очередное свидетельство заметного рывка северокорейских ученых и конструкторов за последние несколько лет в создании ракетно-ядерного щита.

В настоящей статье анализируется ракетно-ядерная программа КНДР.

Несомненно, северокорейские специалисты достигли существенных успехов в реализации собственной ракетно-ядерной программы. Так, 4 июля 2017 г. в КНДР была запущена двухступенчатая баллистическая ракета «Хвасон-14». По американским данным, высота подъема ее головной части составила 2,8 тыс. км, а дальность полета – 933 км. Такая траектория соответствует стрельбе на минимальную дальность. Время полета ракеты составило 37 минут. Моделирование ее полета показало, что при стрельбе на максимальную дальность головная часть ракеты «Хвасон-14» способна пролететь 6597 км, что по российско-американской терминологии соответствует ракете межконтинентальной дальности (более 5,5 тыс. км).

«ХВАСОН-14» – «БОЛЬШАЯ ДУБИНКА» КИМ ЧЕН ЫНА

Столь быстрое создание северокорейской баллистической ракеты большой дальности ранее экспертами в США, Южной Корее и Японии не ожидалось. Следует отметить, что прорыв в области ракетостроения в КНДР произошел после 2014 г., когда к работе удалось привлечь украинских специалистов из Конструкторского бюро «Южное» (г. Днепропетровск). Причем северокорейцам удалось вывезти оттуда и некоторые элементы баллистических ракет, а также ракетные двигатели и конструкторскую документацию на них. С учетом данных обстоятельств, а также накопленного в КНДР за последние десятилетия собственного опыта в ракетостроении, это привело к серьезным успехам в создании баллистических ракет.

Старт ракеты «Хвасон-14» 4 июля 2017 г.

Нужно обратить внимание, что вес запущенной головной части баллистической ракеты «Хвасон-14» точно неизвестен. Она могла быть облегченной (например, весом всего 200 кг, что явно недостаточно для размещения там ядерной головной части). Поэтому фактическая максимальная дальность стрельбы ракеты «Хвасон-14» уже с ЯБЧ в данном случае могла составлять около 5,5 тыс. км. Такая интерпретация полученных результатов позволила Вашингтону говорить о возникновении реальной угрозы не только для военной базы США на острове Гуам, но и для военных и гражданских объектов на Аляске.

Головная часть северокорейской баллистической ракеты упала в глубоководную часть Японского моря. Это исключило ее поднятие на поверхность американскими или японскими специалистами, что обеспечило сокрытие информации о «Хвасон-14». Помимо этого, эта головная часть не была телеметрической (не содержала специального оборудования для передачи сигнала), что также препятствовало реальной интерпретации полученных результатов. Причем как в Вашингтоне, Сеуле и Токио, так и в Пхеньяне. С северокорейской стороны это было, в том числе, обусловлено отсутствием технических средств морского базирования, способных принять телеметрическую информацию с головной части ракеты.

Стрельба на минимальную дальность имеет существенный недостаток. Такой полет не является теплонапряженным, то есть он не сопровождается значительным уносом теплозащитного покрытия (ТЗП) головной части. При стрельбе на максимальную, а тем более предельную дальность (по выгоранию одного из компонентов топлива, если речь идет о жидкостной ракете) наблюдается значительный тепловой унос ТЗП. Как в таких условиях поведет себя северокорейская боеголовка остается неясным. Вполне возможно, что произойдет прогар силовых компонентов головной части, и подрыв ядерного боезаряда станет невозможным.

Новый успешный старт баллистической ракеты «Хвасон-14» состоялся 28 июля 2017 г. Тогда, по данным КНДР (подтвержденным США и Южной Кореей), высота подъема ее головной части составила 3725 км, а дальность стрельбы – 998 км. Это существенно выше, чем наблюдалось 4 июля нынешнего года (на 925 км). Как и в прошлый раз, стрельба осуществлялась на минимальную дальность в глубоководную часть Японского моря. При этом время полета ракеты составило 47 минут (больше на 10 минут). При пересчете на максимальную дальность это соответствует дальности полета свыше 8 тыс. км (достаточно для обстрела американского штата Гавайи с территории КНДР). Причем в Сеуле полагают, что на этот раз северокорейцами была испытана более совершенная баллистическая ракета межконтинентальной дальности. И подчеркивают, что впервые запуск ракеты большой дальности был проведен ночью, что говорит о существенном повышении надежности ее эксплуатации.

По имеющейся информации, первая ступень баллистической ракеты «Хвасон-14» является жидкостной, а вторая – твердотопливной, что может говорить о технической сложности создания в КНДР полностью твердотопливной ракеты. При этом тяга маршевого двигателя первой ступени ракеты «Хвасон-14» может достигать 80 тонн (приблизительно в два раза превышает стартовый вес). В наземных условиях он был испытан 18 марта 2017 г.

Установка ракеты «Хвасон-14» на пусковой стол.

При увеличении количества ступеней ракеты до трех можно обеспечить дальность стрельбы до 10-12 тыс. км (для завершения работ в этой сфере северокорейским специалистам потребуется еще не менее одного-двух лет). Но ограниченность ресурсов вряд ли позволит КНДР держать в боевой готовности более двух-четырех ракет данного типа. Такие ракеты будут достаточно уязвимы в период подготовки к старту, так как, скорее всего, потребуется их заправка топливом. И они не могут быть установлены на автомобильное шасси ввиду своей большой массы (однако возможна их установка на железнодорожную платформу).

Нужно также обратить внимание, что запуск ракеты «Хвасон-14» не осуществлялся из транспортно-пускового контейнера путем минометного («холодного») старта. Поэтому требовалось заранее отделять тягач от стартового стола и отводить его на безопасное расстояние (это же касается личного состава, а также других технических средств обеспечения старта). Все это объективно увеличивает время подготовки к старту «Хвасон-14».

Следовательно, боевая эффективность ракет указанного типа является невысокой. Тем не менее это позволяет осуществлять ограниченное ракетно-ядерное сдерживание США. Поэтому в КНДР работы в данном направлении будут продолжены.

Помимо этого, свои ресурсы Северная Корея будет концентрировать на создании твердотопливных баллистических ракет как наземного, так и морского (для подводных лодок) базирования: двухступенчатой ракеты «Пуккыксон-2» («Полярная звезда-2», KN-15), трехступенчатых ракет KN-08 и KN-14. В отношении ракет малой дальности основное внимание будет уделяться повышению их точности стрельбы. Это наглядно видно по модернизации баллистической ракеты «Хвасон-6» (Scud ER, KN-17).

ЯДЕРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КНДР

Одновременно наблюдается наращивание и ядерного потенциала КНДР. При этом крайне ограниченная информация имеется только об атомном центре в Йонбене, расположенном в 86 км к северу от Пхеньяна. В состав его производственного комплекса входят следующие действующие объекты:

– газографитовый реактор электрической мощностью 5 МВт (тепловая мощность – 25 МВт), являющийся наработчиком оружейного плутония.

Траектория «Хвасон-14» в ходе июльских пусков соответствует стрельбе на минимальную дальность.

Этот реактор был запущен в эксплуатацию в 1986 г. В конце 1994 г. его эксплуатация была приостановлена после заключения между КНДР и США так называемого Рамочного соглашения. Повторно в эксплуатацию реактор был введен в феврале 2003 г. и остановлен в 2007 г. с последующим проведением демонтажа части оборудования. В третий раз работа реактора была возобновлена в сентябре 2013 г. после проведения восстановительных работ, начатых в марте того же года. В настоящее время реактор работает не на полную мощность и с частыми остановками. В год на нем может быть наработано от 3 до 4 кг оружейного плутония (расчетная мощность – от 6 до 8 кг оружейного плутония, что достаточно для производства не менее одного ядерного боезаряда);

– завод ядерного топлива.

Сырье для него поставляют две уранообогатительные фабрики суммарной производительностью до 150 тонн уранового концентрата в год (эти уранообогатительные фабрики расположены в районах Пакчхон и Пхенсан: 70 км севернее и 95 км юго-восточнее Пхеньяна соответственно; в этих же местах ведется добыча урановой руды. Запасы урана в КНДР оцениваются в 15-20 тыс. тонн);

– радиохимический завод для выделения плутония из облученного ядерного топлива (ОЯТ).

За год способен переработать до 110 тонн ОЯТ;

– завод по изотопному обогащению урана с помощью газовых центрифуг большой мощности.

Скорее всего, в КНДР построены еще два таких предприятия, размещенных под землей. Согласно имеющимся оценкам, завод способен производить ежегодно до 26 кг урана оружейного качества (достаточно для производства не менее одного ядерного боезаряда).

В 2013-2014 гг. на этом заводе примерно в два раза была увеличена производственная площадь и начат монтаж дополнительного количества центрифуг. Предполагается, что с вводом их в эксплуатацию производственные мощности завода возрастут до 60 кг урана оружейного качества в год (достаточно для производства двух-трех ядерных боезарядов).

При массированном старте баллистических ракет КНДР американские системы ПРО THAAD, уже развернутые в Республике Корея, не смогут перехватить все их головные части.

Следует отметить, что в КНДР в период с сентября 2016 по июнь 2017 гг.:

– на газографитовом реакторе-наработчике плутония мощностью 5 МВт было сделано две выгрузки ОЯТ, которое было переработано на радиохимическом заводе, что позволило выделить дополнительное количество плутония оружейного качества;

– на предприятии по изотопному обогащению урана продолжалась наработка высокообогащенного урана (оружейного качества);

– запущено предприятие по производству изотопа трития (необходим для бустирования, то есть усиления мощности ядерного взрыва), но его уровень производства остается низким;

– для прикрытия собственной программы по обогащения урана строится экспериментальный легководный ядерный реактор, в качестве топлива которого используется низкообогащенный уран (однако по спутниковым данным неясен прогресс в этой сфере, возможно, что его строительство имитируется). 

ПРЕВЕНТИВНЫЙ УДАР СО СТОРОНЫ США

Ввиду существенного наращивания северокорейского ракетно-ядерного потенциала и ограниченных возможностей США, Японии и Южной Кореи в сфере противоракетной обороны повышается риск того, что в Вашингтоне пойдут на превентивный разоружающий удар по КНДР. Так, в реальности перехват стартующих северокорейских баллистических ракет возможен только с помощью противоракет SM-3 системы управления ракетным оружием Aegis морского базирования, но для этого, в случае старта твердотопливных ракет КНДР, будет всего 3-5 мин. Это требует перехвата в автоматическом режиме, что реализуемо только в условиях войны. Наземные же системы ПРО не только Японии и Южной Кореи, но и США не способны осуществить перехват всех головных частей при групповом, а тем более массированном старте северокорейских баллистических ракет.

Еще более опасно то обстоятельство, что при нанесении по Северной Корее превентивного разоружающего удара Вашингтон, скорее всего, лишь уведомит об этом южнокорейское руководство. В таких условиях Пхеньян может пойти на применение ядерного оружия. Однако большую опасность представляет масштабная диверсионная деятельность спецназа КНДР против предприятий атомной и химической промышленности Южной Кореи. Это может сделать неприемлемой жизнь на Корейском полуострове. Причем демилитаризованная зона является для северокорейского спецназа достаточно проницаемой.

Следует заметить, что при администрации Барака Обамы американцы пытались урегулировать кризис вокруг КНДР с помощью Китая. Действительно, основной экспорт в Северную Корею идет из Поднебесной, в частности, это касается нефтепродуктов, которые поставляются по шести подземным нефтепроводам. Если Пекин прекратит такой экспорт, то не только в промышленности и сельском хозяйстве, но и в северокорейской армии возникнет проблема нехватки горючего. Но в Китае не пошли на это из-за опасения в коллапсе режима Ким Чен Ына и массового потока беженцев на собственную территорию. Тем не менее поставки нефтепродуктов в КНДР были ограничены. Как следствие, северокорейцы обратились к России с просьбой построить у них нефтеперерабатывающие заводы. Помимо этого, в КНДР ограничение таких поставок может быть компенсировано, например, производством синтетического топлива из смеси угля с биологическими отходами.

Успехи в ракетно-ядерной программе уже позволяют КНДР осуществлять ограниченное сдерживание США.

Учитывая это, президент Дональд Трамп пытается решить северокорейскую ядерную проблему путем оказания давления как на КНДР (угроза военного удара), так и на Китай (угроза введения против Пекина финансово-экономических санкций), а также на собственных союзников в Северо-Восточной Азии (Япония, Южная Корея). Причем давление США на союзников все более усиливается. В частности, от них требуют существенно увеличить собственные военные бюджеты и закупать американские образцы вооружений.

Как отмечают в Сеуле, ввиду пусков северокорейских ракет и создания в Южной Корее рубежей ПРО, ситуация в области безопасности на Корейском полуострове значительно ухудшилась, хотя вероятность войны и оценивается как невысокая. В таких условиях президент Республики Корея Мун Чжэ Ин продолжает попытки начать с КНДР диалог с целью установления мира и равновесия на полуострове. Но пока в Сеуле видят лишь отрицательную реакцию со стороны Пхеньяна. Северная Корея обостряет отношения с США и Южной Кореей и наращивает свой ракетно-ядерный потенциал. Складывающаяся ситуация усугубляется за счет того, что в Южной Корее не понимают стратегии Дональда Трампа как в Северо-Восточной Азии, так и в целом в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Да и есть ли она?

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ИГРОКОВ

Еще одним неблагоприятным фактором для урегулирования ситуации на Корейском полуострове является то, что еще никогда после Карибского кризиса отношения России и США не были столь плохими. По отношению к Москве в Соединенных Штатах существует серьезный раскол, в том числе внутри разведывательного сообщества. При этом президенту Дональду Трампу внутри страны оказывается серьезное противодействие как со стороны правящей элиты, так и органов законодательной и исполнительной власти. Причем для демократов и части республиканцев Трамп является неудобной фигурой. Исходя из этого, в США существуют две точки зрения:

а) двусторонние отношения так сильно ухудшились, что их нужно срочно улучшать;

б) нужно такие отношения довести до Карибского кризиса и только затем восстанавливать.

В России также существуют разные взгляды в отношении необходимости восстановления отношений с США. Одни считают, что если этого не произойдет, то наши страны могут выйти из ряда договоров: Пражский 2010 г. Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов и Договор о ликвидации ракет малой и меньшей дальности, что существенно ухудшит ситуацию в области глобальной и региональной безопасности. Другие полагают, что российско-американские отношения для Москвы не столь важны в условиях уменьшения глобальной роли США.

Однако в реальности российско-американские отношения не являются двусторонними. На них оказывают серьезное влияние другие внешнеполитические игроки. Как следствие, сейчас в мире наблюдается значительная дестабилизация (в том числе на Корейском полуострове), что во многом обусловлено плохими отношениями Москвы и Вашингтона. 

Нужно обратить внимание, что южнокорейский президент Мун Чжэ Ин выступает за диалог с Китаем, так как считается, что из-за неопределенности позиции администрации Трампа война на Корейском полуострове стала более вероятной. Основным препятствием для восстановления двусторонних отношений служит проблема ПРО. Это уже привело, по оценкам, к сокращению потока китайских туристов в Республику Корея в четыре раза и, соответственно, к существенным экономическим потерям. При этом южнокорейцы выступают против планов США по развертыванию на их территории американских систем ПРО THAAD, но за продолжение с Вашингтоном военного сотрудничества как базиса взаимодействия двух стран. В связи с этим для Сеула неприемлемым является как приостановка совместных учений с США, так и перенос их места проведения, например, на Аляску. Южная Корея напоминает, что в 1997 г. такие учения уже приостанавливались, но ни к каким позитивным ответным шагам со стороны Пхеньяна это не привело.

Ким Чен Ын и дальше будет концентрировать ресурсы для создания твердотопливных баллистических ракет наземного и морского базирования.

Особое беспокойство в Сеуле вызывает американо-китайское сотрудничество. За последнее время между председателем КНР Си Цзиньпином и президентом США Дональдом Трампом неоднократно состоялись личные встречи. Как считают в Южной Корее, по принципиальным вопросам Пекин не уступил Вашингтону. При этом в торговой области наблюдается как сотрудничество, так и конкуренция. По северокорейскому вопросу Китай выступает за мирное урегулирование, а Вашингтон занимает более жесткую позицию, вплоть до использования военной силы (нанесения превентивного военного удара). В Сеуле опасаются, что нанесение такого удара не будет с ним согласовано.

В данной ситуации серьезный интерес вызывает взаимодействие между Российской Федерацией и Республикой Корея. В последние годы между нашими странами двусторонний товарооборот неуклонно снижался. В 2015 г. он составлял $17 млрд., в 2016 г. – $13 млрд. Однако в  первом квартале 2017 г. такой товарооборот увеличился до $6 млрд. (на 60%). Новое правительство РК настроено на укрепление отношений с РФ, компенсируя в некоторой степени снижение такого сотрудничества с КНР. Как считается, укрепление с Россией экономического сотрудничества позволит начать процесс денуклеризации Корейского полуострова. Для расширения такого сотрудничества внутри президентской администрации РК будет создан комитет по экономическому сотрудничеству с РФ, а внутри национального парламента будут работать специалисты по России. Это позволит, например, существенно расширить объем южнокорейских инвестиций на российском Дальнем Востоке.

Более того, РК готова к развитию с РФ ограниченного военного сотрудничества. Соответствующий договор может быть подписан до конца 2017 г. в ходе визита в Южную Корею министра обороны России Сергея Шойгу. Предполагается также начать российско-южнокорейское сотрудничество в области оборонной промышленности.

При этом учитывается, что Россия стремится к возобновлению шестисторонних переговоров по ядерной проблеме КНДР (помимо нашей страны в них участвуют Северная и Южная Корея, США и Япония). Так, пытаясь подтолкнуть Пхеньян к восстановлению диалога по урегулированию ядерного кризиса, Москва впервые 17 мая 2017 г. открыла грузопассажирское паромное сообщение с КНДР. Как считается, это будет способствовать развитию регионального туризма и торговых связей между нашими странами.

Более того, в Совете Безопасности ООН Россия стала настаивать, что 4 июля 2017 г.  КНДР запустила не межконтинентальную баллистическую ракету, а ракету средней дальности «Хвасон-14». Это привело к жесткому оппонированию американской стороны. Подобная позиция была занята и после 28 июля нынешнего года по итогам второго старта ракеты «Хвасон-14».

ШЕСТИСТОРОННИЕ ПЕРЕГОВОРЫ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ ЯДЕРНОГО КРИЗИСА

МИД Южной Кореи выступает за возобновление шестисторонних переговоров по урегулированию северокорейского ядерного кризиса. Однако если Пхеньян ответит отказом, то будет предложено провести переговоры без Северной Кореи в пятистороннем формате. Но это будет вряд ли приемлемо для Москвы и Пекина. Поэтому, при отказе КНДР от возобновления переговоров, их не удастся возобновить ни в пятистороннем, ни в четырехстороннем форматах. Диалог же по этому вопросу только между Вашингтоном, Токио и Сеулом в принципе не может привести к существенным результатам.

По-видимому, КНДР все еще не готова к возобновлению шестисторонних переговоров. Именно поэтому в Пхеньяне требуют отменить конечную цель таких переговоров в виде денуклеризации Корейского полуострова. В связи с этим крайне желательно совместными усилиями Москвы и Пекина убедить Пхеньян в необходимости немедленного возобновления шестисторонних переговоров без предварительных условий. На этот период в качестве жеста доброй воли КНДР могла бы не проводить новых ни ядерных испытаний, ни запусков ракет-носителей.

Ну а пока, несмотря на приход в Сеуле к власти более умеренного президента Мун Чжэ Ина, северокорейский ракетно-ядерный кризис продолжает углубляться. И основная вина за это лежит как на Пхеньяне, так и на Вашингтоне.

Владимир Валерьевич ЕВСЕЕВ – заместитель директора Института стран СНГ, военный эксперт, кандидат технических наук