Уходящий 2015 г. на юго-востоке Украины начался под аккомпанемент залпов в районе Дебальцево, где армии Донецкой и Луганской народных республик сумели нанести серьезное поражение ВСУ, продолжился варварскими обстрелами городов Донбасса, сопровождавшимися вялотекущими переговорами в минском формате в сочетании с ожиданием дальнейшей эскалации конфликта. |
Однако в обозримом будущем новых серьезных боев на Донбассе, видимо, не будет. Причина тому – результативная встреча «нормандской четверки» в Париже, состоявшаяся в начале октября. На этой встрече Россия вместе с ДНР и ЛНР добилась главного – в 2016 г. минский процесс будет продолжен. Как ни хотел Порошенко сотоварищи обвести «ватников», «колорадов» и Европу вокруг пальца, приняв липовые, не согласованные с Донбассом поправки к Конституции, у него ничего не получилось.
Он хотел уже в 2015 г. получить контроль над границей между Новороссией и Россией. А воспользовавшись тем, что никто ему никакую границу под контроль не передаст, заявить, что Минск-2 мертв, и, таким образом, выйти из мирного процесса по окончании 2015 г. Но неожиданно французский президент Франсуа Олланд поддержал ДНР и ЛНР, заявив, что Минск-2 может быть продолжен и в 2016 г. А там, где 2016-й, там и 2017, и 2018, и так до бесконечности. В общем, все дело идет к рутинизации Минска-2 и отказу от привязки к окончательной дате его реализации. Таким образом, ловушка для Порошенко захлопнулась – из Минска-2, где он согласился дать постоянный статус отдельным районам Донбасса (фактически легитимировав их), выйти нельзя – Берлин и Париж не дадут, а на Минск-3 не пойдет Россия. В общем, ни мира, ни войны.
Продолжения войны на Донбассе не хотят Меркель и Олланд, а, значит, не хочет и Евросоюз в целом. Война в случае своего продолжения по понятным причинам привела бы к поражению Киева, а это означало бы как политический кризис, так и начало бунта радикальных группировок в столице, требующих войны до победного конца и видящих в нынешней власти изменников «украинству». До сих пор их более или менее сдерживает действующая украинская власть и американское посольство.
Не надо объяснять, что все это вызвало бы процессы дальнейшей дезинтеграции Украины и новый поток беженцев в Европу. Неконтролируемые процессы на Украине также могут способствовать оружейной контрабанде в ЕС и появлению там по разным причинам членов украинских карательных формирований и прочих национально озабоченных радикалов. Поэтому нестабильность на Украине не нужна Европе, поэтому Берлин и Париж будут делать все, чтобы не дать Киеву спровоцировать войну.
Продолжения войны не хочет и Россия. Почему? Потому что Кремль понимает – в случае возобновления боевых действий государственное строительство в ДНР и ЛНР затормозится. В силу того, что нынешнее руководство новороссийских республик вышло из ополчения, основное внимание оно будет уделяться фронту, а не гражданскому строительству.
Донбасс только-только стал выходить из всестороннего кризиса, куда он попал в результате войны и бегства политической и управленческой элиты. Налаживаются более-менее стабильные экономические связи с Россией (через Южную Осетию), происходит стабилизация финансовой системы – в общем, начинается новая жизнь. А война вновь отбросит ДНР и ЛНР фактически на исходные позиции в этом процессе. Это неприемлемо.
К тому же есть и еще одна причина, по которой Россия не хочет войны. Война означает поражение Украины и освобождение, частичное или полное, всей территории Большой Новороссии. Такое развитие ситуации приведет к бегству в Киев местных управленцев. В таком случае вопрос: кто будет исполнять их функции? Сейчас делать это было бы некому. Поэтому освобожденные районы ждал бы такой же кризис, который мы видели на Донбассе еще осенью-зимой 2014 г. и в начале 2015 г. Естественно, это сказалось бы на отношении местных жителей как к идее Новороссии, так и к России.
Ясно, что такое «освобождение» России не нужно. Сперва надо подготовить новые кадры, которые бы заменили прежние в Харькове, Днепропетровске, Одессе и других городах и помогли бы местным русским патриотам наладить приемлемую жизнь на освобожденных территориях.
Маловероятно, что в ближайшей перспективе и Вашингтон будет подначивать Киев к проведению военных операций против Донецка и Луганска. Американская внешняя политика и без того переживает серьезный кризис, обусловленный в значительной степени вступлением России в прямое противостояние с террористами из «Исламского государства» (ИГ, террористическая организация, запрещенная в России). Поэтому усугублять ситуацию на мало кому интересной в мире Украине вряд ли рационально.
Таким образом, если у Киева не будет возможности для срыва Минска-2 и выхода из мирного процесса, то Донбасс получит более-менее длительную мирную передышку для продолжения государственного строительства.
Первое, на чем сейчас должны сосредоточиться ДНР и ЛНР, – это продолжение укрепления своей обороноспособности. У Донбасса уже появилась армия. Но, как заявил недавно представитель Министерства обороны ДНР Эдуард Басурин, она способна защищать республику, но на освобождение Донбасса у нее пока нет сил. Так что тут есть над чем работать.
Второе. Руководство республик понимает необходимость продолжения восстановления разрушенной в ходе войны инфраструктуры: электростанций, предприятий водоснабжения, дорог, школ, больниц, детских садов. Необходимо восстановление и частного жилья граждан. Жизнь в ДНР и ЛНР нужно налаживать, и она должна быть не хуже, чем на территориях Донбасса, оккупированных Украиной, иначе это будет вызывать недовольство руководством ЛДНР и самой идеей независимости от Украины.
Третье. Продолжение легитимации новых государственных образований. Если в ДНР и ЛНР еще год назад появились свои избранные демократическим путем руководители республик и парламенты, то пока там нет демократически избранной власти на местах: речь идет о 17 главах местных администраций в ДНР и 14 – в ЛНР. В республиках еще остаются около 6 тысяч должностей, на которые надо избрать новых людей.
Четвертое. Будет решаться проблема с погранпереходами на границе с Российской Федерацией. В силу того, что Украина продолжает экономическую блокаду республик, в десятки раз увеличился грузопоток из ЛДНР в Россию и обратно. Из-за этого на КПП выстраиваются почти километровые очереди из автотранспорта. Именно эта проблема требует срочного решения. Правда, непонятно, как это будет сделано, ведь необходимо открытие новых пропускных пунктов, но ДНР и ЛНР – непризнанные государства, поэтому Россия не может с ними решать эту проблему.
Что касается Минского процесса, то маловероятно, что Киев выйдет из него. Это сейчас не нужно Европе и Америке. Однако, видимо, Порошенко начнет затягивать выполнение пунктов Минска-2. Речь идет о всеобщей амнистии, снятии блокады, а также о нахождении компромисса по вопросу внесения поправок в Конституцию Украины о децентрализации, которые надо согласовать с ЛДНР. Необходимо найти компромисс с республиками и по вопросу местных выборов Донбассе. Пока непонятно, согласится ли Верховная Рада принять специальный закон по выборам, на основании которого и состоятся местные выборы в ДНР и ЛНР в 2016 г. Видимо, если он все же не будет принят, то выборы пройдут по местному законодательству. Очень высока вероятность того, что переносить местные выборы в ДНР и ЛНР, как это было сделано осенью 2015 г., уже никто не будет.
В целом на Донбассе по-прежнему все очень сложно, но в этой ситуации радует только одно – войны в ближайшее время не будет.
Александр Эдуардович ЧАЛЕНКО – обозреватель портала Украина.ру