Александр Харчевский: «Минувшие пять-семь лет стали переломными для российских Военно-воздушных сил»
[an error occurred while processing this directive]

В преддверии Дня Военно-воздушных сил России начальник 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации, заслуженный военный летчик Российской Федерации генерал-майор Александр ХАРЧЕВСКИЙ рассказал журналу «Национальная оборона» о преимуществах новой авиационной техники, поступающей на вооружение ВВС России.

Интервью

Ольга ШИЛОВА

— Александр Николаевич, как изменился объем задач, решаемых Липецким  центром в условиях масштабного перевооружения Военно-воздушных сил России на новую авиационную технику?

— Безусловно, минувшие пять-семь лет стали переломными не только для нашего Центра, но и для Военно-воздушных сил в целом. Завершился – надеюсь навсегда – период выживания военной авиации России за счет использования стареющего парка авиационной техники советского производства. Сейчас в войска поступают современные авиационные комплексы, не уступающие лучшим мировым образцам. И что самое замечательное – эти машины не являются единичными образцами. Авиационная промышленность в рамках государственного оборонного заказа заключила долгосрочные договоры на поставку крупных партий авиационной техники.

В этих условиях мы приложим все возможные усилия для того, чтобы разработать современные методики, тактические приемы, которые позволят в кратчайшие сроки освоить новую технику в войсках и на 100% использовать ее высокие боевые характеристики.

Истребитель-бомбардировщик Су-34.

— В наши дни генерал Харчевский, без преувеличения, – самый узнаваемый и известный военный летчик России, непременный участник знаковых событий в отечественной военной авиации. А как складывалась ваша летная судьба, какие типы самолетов были вами освоены?

— За время службы освоил самолеты L-29, МиГ-17, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, Су-27, Су-30, Су-34. Совершил несколько полетов на новом истребителе Су-35. Довелось в свое время летать и на самолетах зарубежного производства: F-15 и Mirage 2000.

— То есть вы имели возможность, что называется, «вживую» сравнить современные образцы отечественной и зарубежной авиационной техники. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

— Что касается положительных сторон авиационной техники, то для отечественных самолетов традиционно сильной стороной всегда являлись высочайшие летно-тактические и пилотажные характеристики, маневренность. В американских – сильная авионика, бортовые информационные системы, управляемое авиационное вооружение, комплексирование систем оружия. Во французских – эргономичность.

Но сейчас, с поступлением на вооружение новых образцов отечественной техники, передовые технологии активно внедряются и на наших машинах, и по этим показателям мы сегодня находимся на уровне не ниже передовых мировых образцов.

В качестве примера. В июле 1992 года мы совершили на двух Су-27УБ перелет из Липецка в США – на авиабазу Лэнгли, штат Вирджиния, преодолев 12 тысяч километров через Берингов пролив с промежуточными посадками. Это был первый визит подобного рода на серийных машинах.

Су-27СМ.

Наши летчики первыми предложили прямо над аэродромом при журналистах провести показательные воздушные бои. Американские летчики вежливо отказались. Все бои, которые позже состоялись в пилотажной зоне над океаном, скрытой от посторонних глаз, лучшие американские летчики нашим «Сухим» проиграли.

— Поскольку речь зашла о самолетах марки «Су», что вы можете сказать о развитии различных семейств самолетов «Сухой», например, Су-24 и Су-34, Су-27 и Су-30?

— Важнейшим фактором успеха школы Сухого считаю умение правильно прогнозировать тенденции развития мирового авиастроения, создавая машины, удовлетворяющие самым жестким требованиям заказчика.

ОКБ Сухого традиционно является основным поставщиком боевых самолетов для фронтовой авиации, здесь были созданы такие самолеты, как Су-7Б, Су-17, Су-24, которые в разное время составляли основу ударной мощи наших ВВС, да и на экспорт шли в немалом количестве.

Позднее, в 1980-е годы здесь был создан Су-27, с моей точки зрения – один из лучших истребителей в мире, недаром ВВС России приняли решение развивать эту машину как базовый самолет.

В результате на свет появилось целое семействе самолетов, в том числе истребитель-бомбардировщик Су-34. Начальный этап его испытаний совпал с трудным десятилетием 90-х, однако в 2002-ом с приходом нового главнокомандующего ВВС Владимира Михайлова работы по испытаниям самолета активизировались, и в конце 2006 года на заводе в Новосибирске состоялась передача ВВС двух первых серийных самолетов Су-34. В Липецкий центр Су-34 поступали в 2007-2009 годах.

Сравнивая Су-34 и его предшественника – Су-24М, можно сказать, что новая машина обладает значительно большими возможностями по применению высокоточного оружия и, кроме того, отличается большей живучестью за счет бронирования жизненно важных узлов.

Су-35С.

Су-34 – единственный боевой самолет в ВВС РФ, способный применять всю номенклатуру высокоточного вооружения. Более экономичные двигатели в сочетании с большим запасом топлива обеспечивают Су-34 и больший по сравнению с Су-24 радиус действия. Например, на проведенных недавно учениях звено Су-34 слетало на Северный полюс с двумя дозаправками в воздухе.

Су-34 имеет оптимальные для длительного полета условия размещения экипажа. Так что Су-34 – реально востребованный авиационный комплекс, имеющий значительный потенциал боевых возможностей.

Что касается линейки истребителей: в 90-е годы на базе Су-27 в ОКБ Сухого создали целое семейство двухместных многоцелевых самолетов типа Су-30МК, ориентированных на экспорт: Су-30МКИ и Су-30МКК, эти машины продавались во многие страны. Прогресс очевиден: за счет внедрения новых технических решений самолеты типа Су-30МК и Су-27 существенно отличаются друг от друга. На самолете Су-30МКИ, например, за счет установки двигателя с управляемым вектором тяги и новой системы дистанционного управления был реализован режим сверхманевренности. На нем была установлена РЛС с поворотной ФАР, существенно расширена номенклатура авиационных средств поражения. И нам, военным, в те годы было очень обидно, что такие машины мы поставляли на экспорт, в то время как сами по части поставок новой техники сидели буквально «на голодном пайке». Однако времена меняются, и сейчас я могу с удовлетворением отметить, что в октябре прошлого года Липецкий центр получил первые серийные Су-30СМ, предназначенные для наших ВВС.

— Вы упомянули, что лично пилотировали самый многофункциональный авиационный комплекс Су-35. Поделитесь впечатлениями об этой машине.

— Самолет Су-35 получился великолепным. Усилена конструкция планера, что позволило добиться значительного увеличения ресурса. По аэродинамической схеме Су-35 аналогичен Су-27, при этом на нем установлена новая система управления, которая в комплексе с управлением вектором тяги существенно повышает пилотажные и маневренные возможности истребителя.

Другим важным отличием Су-35 от его предшественника является применение новых двигателей 117С с повышенной тягой. В конструктивном плане эти двигатели являются глубоким развитием серийного АЛ-31Ф с использованием технологий пятого поколения.

В условиях современного боя от летчика требуются повышенные психофизиологические затраты вследствие усложненной логики работы с информационно-управляющим полем кабины. В целях снижения нагрузок на пилота впервые в отечественной практике на Су-35 реализован принцип «стеклянной кабины», то есть новой организации информационно-управляющего поля кабины с использованием широкоэкранных многофункциональных цветных индикаторов.

Авиакомплекс пятого поколения ПАК ФА.

На самолете Су-35 также реализованы технологии нового поколения: РЛС с фазированной антенной решеткой, новая оптико-локационная станция, расширенный спектр авиационных средств поражения.

К нам в Центр поступило четыре Су-35С для разработки методических рекомендаций по технике пилотирования, навигации и боевому применению самолета. Необходимо отметить, что в 2013-2014 годах под нашим методическим руководством с участием представителей 929-го ГЛИЦ имени В.П. Чкалова и авиационной промышленности летчики строевых частей ВВС прошли программу теоретического переучивания, выполнили самостоятельные полеты на Су-35С и дали высокую оценку ЛТХ этого самолета.

Считаю, что поступление в ВВС самолета Су-35С и его массовая эксплуатация в войсках во многом позволят методически грамотно подготовить летный состав и наземных специалистов на авиационный комплекс пятого поколения – ПАК ФА.

С уверенностью могу сказать, что принципиально новая российская разработка – ПАК ФА, также будет успешно освоена летным и инженерно-техническим составом Липецкого центра.