100 лет ВВС России: славная история и надежды на будущее
ВВС России являются одним из самых надежных гарантов нашей безопасности

Вековой юбилей ВВС России – весьма значимый рубеж, и дело не только в магии числа 100. Так получилось, что столетие ВВС совпало с коренной ломкой, радикальным изменением всего военного механизма нашей страны. И поскольку всякий юбилей предусматривает подведение итогов и планирование дальнейших действий, то столетие стало очень заметным рубежом, позволяющим провести раздел между историей «до» и «после», и вновь оценить перспективы развития ВВС – как на ближайшие годы, так и на перспективу в 30-50 лет.

Илья КРАМНИК

СОХРАНЕНИЕ СОСТАВА, НАРАЩИВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА

Основные параметры развития ВВС в текущем десятилетии определены Госпрограммой вооружений на 2011-2020 гг., в рамках которой ВВС должны получить более 4 трлн. рублей, т.е. примерно 20% от общих планируемых расходов.

14 июня на посвященном предстоящему юбилею совещании, проведенном на 393-й авиабазе в Кореновске (Краснодарский край), эти параметры вновь подтвердил президент России Владимир Путин.

На эти средства ВВС и ПВО должны получить более тысячи вертолетов, более 600 самолетов, 56 дивизионов зенитной ракетной системы

С-400, 10 дивизионов перспективной системы С-500 и значительное количество другой боевой и вспомогательной техники, включая беспилотные летательные аппараты. Выполнение этих поставок в полном объ-еме, в сочетании с ремонтом и модернизацией существующей техники, позволит в целом сохранить численность этого вида Вооруженных Сил. Суммируя новые и модернизированные машины, в случае полной реализации Госпрограммы в составе ВВС будет насчитываться не менее 1300 вертолетов, более тысячи самолетов, более ста дивизионов зенитных ракетных систем большой дальности.

Глядя на эти цифры, можно сделать вывод о том, что численный состав ВВС принципиально не изменится, однако возможности российской военной авиации должны претерпеть качественную трансформацию. В первую очередь, реализация ГПВ позволит резко увеличить способность авиации поддерживать действия флота и Сухопутных войск независимо от погоды и времени суток: практически все самолеты и вертолеты, заказываемые в рамках ГПВ, могут действовать ночью и в плохую погоду, использовать разнообразное высокоточное оружие.

Само это оружие, точнее – авиационные средства поражения (АСП), тоже не забыто. Многократный рост заказов на авиационные средства поражения, основным производителем которых сегодня является корпорация «Тактическое ракетное вооружение», должен обеспечить боевые самолеты ракетами и бомбами нового поколения.

Вопрос поставок современного управляемого вооружения для ВВС России принципиально важен в условиях подготовки серийного производства и принятия на вооружение перспективного истребителя пятого поколения Т-50, который должен начать поступать в войска во второй половине текущего десятилетия. Под новый истребитель уже разрабатывается целое семейство АСП, приспособленных для размещения во внутренних отсеках. При этом все они будут пригодны и для применения с модернизированных самолетов четвертого поколения.

Весьма существенным моментом, который также надо отметить, является планируемый рост боеготовности ВВС. Сейчас средняя техническая готовность авиационных частей, оснащенных техникой советской постройки, составляет 65-75% – в зависимости от типа машин. С переоснащением авиабаз новой и капитально отремонтированной техникой этот показатель можно увеличить до 80-90%. В масштабах ВВС России это означает прибавку в несколько сотен самолетов и вертолетов, готовых к выполнению боевых задач. В сочетании с тем вниманием, которое сегодня уделяется мобильности ВВС и их способности к оперативной реакции, о чем еще будет сказано, это должно резко повысить возможности военной машины России по реакции на вновь возникшие угрозы в целом.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Даже полное выполнение параметров ГПВ, а надо отдавать себе отчет, что полным оно, в силу проблем с развитием ОПК, не будет, позволит, как уже сказано, лишь сохранить численность ВВС. При всех улучшенных характеристиках новых и модернизированных машин этого мало: территория России очень большая, а потенциальный объем задач, в том числе далеко за пределами воздушных границ РФ, достаточно велик.

При этом никакие характеристики не позволят самолету быть в двух местах одновременно. Гнаться за полноценным прикрытием всего периметра границ при этом бессмысленно, но ВВС должны иметь достаточно сил, чтобы своевременно отреагировать на угрозу с любого направления, перебросив туда укомплектованные нужной техникой авиачасти и подразделения ПВО.

В перспективе на смену Ту-160 должен прийти ПАК ДА.

Для реализации этих возможностей необходимо уже сейчас планировать поставки новой техники в ВВС и после завершения ГПВ-2020. Сохранение поставок в объемах ГПВ, с некоторой «перенастройкой» параметров в зависимости от актуальных потребностей, позволит, во-первых, практически полностью заменить технику советской постройки, а во-вторых, увеличить численность ВВС примерно до 1500-1600 вертолетов и 1300-1500 самолетов всех классов. Это позволит России сохранить вторую в мире по численности военную авиацию, позволяющую надежно защитить страну от любых возможных угроз в перспективе.

Полное перевооружение ВВС к этому моменту на технику 4++ и 5 поколений обеспечит кратный рост возможностей военной авиации. Единственными ветеранами советских времен в составе ВВС к тому времени останутся бомбардировщики дальней авиации, а также транспортные и специальные самолеты, ресурс которых, исчисляемый многими десятилетиями и десятками тысяч часов, куда выше, чем у машин тактической авиации.

При этом, однако, дальняя авиация также будет обновляться: на том же совещании в Кореновске Владимир Путин уделил внимание перспективному стратегическому бомбардировщику, о котором все чаще говорят в прессе.

«Предстоит развернуть работу над новым перспективным комплексом дальней авиации (ПАК ДА). Знаю, насколько это затратно, сложно, задача нелегкая, но нужно начинать эту работу: если мы своевременно не начнем, мы можем упустить время», – заявил президент России. Он подчеркнул, что «бесконечно продлевать сроки использования и эксплуатации имеющейся техники невозможно».

Вместе с тем Владимир Путин отметил, что необходимо модернизировать стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС.

Президент напомнил также о том, что для этих самолетов уже разработана новая крылатая ракета воздушного базирования. Очевидно, имеется в виду ракета Х-101/Х-102 увеличенной дальности полета, варианты которой отличаются обычной и ядерной головными частями.

Немало информации о перспективах развития ВВС пресса и граждане получили в ходе пресс-конференции недавно назначенного главкома ВВС и ПВО Виктора Бондарева. Он рассказал журналистам о планах развития ВВС, озвучив ряд данных, ранее не сообщавшихся.

С-500: УСКОРЕНИЕ

Наибольший интерес вызвало заявление Бондарева о том, что первый комплект зенитной ракетной системы нового поколения С-500 может быть поставлен в войска уже в 2013 г. При этом ранее объявлялось, что система выйдет на испытания лишь в 2015 г. Такое резкое «ускорение» процесса вызывает вопросы, но возможное объяснение заключается в постепенном наращивании характеристик ЗРС.

Принимая 2013 г. за точку отсчета, логичнее всего будет предположить, что в этом году на испытания выйдет «урезанная» версия системы: с «переходным» пунктом боевого управления, радаром от С-400 и новой пусковой установкой. Затем, в течение 3-5 лет по мере отработки и принятия на вооружение новых элементов ЗРС, в войска начнут поступать ее усовершенствованные варианты.

Эта практика имеет ряд плюсов – прогнав через экспериментальную ЗРС личный состав нескольких полков, к моменту поступления штатных систем можно будет резко сократить время, необходимое для подготовки расчетов.

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ И УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ

Одной из основных характеристик современной военной машины является время ее реакции на угрозы, и Виктор Бондарев в ходе своей пресс-конференции также обратил внимание на этот параметр. Отвечая на вопрос о состоянии системы ПВО, он сообщил, что время реакции на появление в зоне ответственности «чужого» борта сегодня составляет 3-4 секунды, что позволяет своевременно перехватить практически любую цель.

Другая цифра – 4 часа, названная Бондаревым, относилась уже ко времени реакции ВВС на внезапно возникшие военно-политические угрозы. Эта цифра была названа при ответе на вопрос о необходимости возобновления постоянного присутствия российских боевых самолетов на Сахалине и расширения присутствия в Арктике.

«Если нас где-то нет сейчас, это не значит, что мы не можем там появиться очень быстро. ВВС – мобильный вид Вооруженных Сил, и перебросить самолеты на тот же Сахалин можно в течение четырех часов», – отметил Виктор Бондарев.

Главком ВВС заметил также, что российская военная авиация регулярно отрабатывает быстрое перебазирование на передовые аэродромы.

Поддержание ВВС в боеготовом состоянии возможно только при непрерывном обучении летного состава. Оно сегодня ведется как на тренажерах, позволяющих отрабатывать действия в аварийных ситуациях, так и в воздухе, при этом время налета на экипаж растет. В 2011 г. оно составило в среднем по ВВС более 90 часов, а в текущем году должно превысить 100 часов в год.

В 2012 г. возобновляется и набор курсантов в вузы ВВС, завершившие реформирование. В этом году будет набрано около 180 курсантов для ВВС России и еще около 80 – для подготовки летчиков в интересах иных государственных структур, располагающих своей авиацией, – МВД, ФСБ, МЧС. В будущем году это число должно быть увеличено. Теоретически при планируемой к середине 2020 гг. численности ВВС в 2200-2500 самолетов и вертолетов России необходимо поддерживать численность летного состава в районе 4500-5000 человек, и увеличение набора в летные вузы необходимо.

ТРАНСПОРТНАЯ АВИАЦИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАМЕНЫ

Виктор Бондарев не назвал количества машин, которые должны поступить в ВВС в этом году. Отвечая на вопрос о планах модернизации и списания авиатехники, он, однако, отметил несколько интересных моментов. В частности, по словам главкома ВВС, в ближайшие несколько лет будут окончательно списаны легкие военно-транспортные самолеты Ан-26.

«Эти машины окончательно устарели, и их дальнейшая модернизация нецелесообразна», – отметил главком. Это заявление возвращает нас к проблеме замены легких транспортных машин, о которой неоднократно говорили в российской авиационной прессе. Говоря о возможном преемнике, Бондарев отметил, что для ВВС сегодня разрабатывается легкий транспортный самолет, но не назвал ни разработчика, ни планируемые сроки появления.

Речь может идти о возобновлении работ по проекту Ил-112В, финансирование которого Минобороны прекратило в 2010 г. в связи с резким ростом стоимости. Однако отечественной альтернативы проекту Ил-112В по-прежнему нет, а ставить стратегически важный сектор легких транспортников в зависимость от иностранных поставок руководство страны и Вооруженных Сил, очевидно, не считает допустимым. Лицензионное производство какого-либо из современных зарубежных легких ВТС, например CASA C-295 или Alenia С-27J, в теории, может решить проблему в ближней перспективе. Стратегически это решение грозит более серьезными проблемами в связи с прекращением собственных разработок.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ТОРЖЕСТВО

Возможно, это слишком громкое определение, но дело обстоит именно так. Юбилей ВВС России является национальным торжеством для нашей страны. Обладая одними из двух величайших ВВС планеты, не только по численности, но и по боевому потенциалу, наша страна во многом благодаря своей воздушной мощи сохраняет свой суверенитет и независимость. Имея возможности, позволяющие решать самые разные задачи – от подавления банды «моджахедов» в горном ущелье до стирания с лица земли целых стран с помощью ядерных боеприпасов, ВВС России являются одним из самых надежных гарантов нашей безопасности, и их юбилей заслуживает праздника.

Граждане России, особенно жители Москвы и области, уже привыкли к проводящемуся по нечетным годам авиасалону МАКС. 2012 г. – четный, но в субботу и воскресенье 11-12 августа этого года в подмосковном Жуковском будет на что посмотреть.

Гвоздем шоу станет предельно насыщенная летная программа. Свое мастерство перед зрителями продемонстрируют военные и гражданские пилотажники из России, США, Великобритании, Франции, Италии, Турции и других стран. Зрители увидят не только современные самолеты и вертолеты, но и машины-ветераны, включая как реплики, так и отреставрированные самолеты времен Второй мировой войны.

В отличие от традиционных МАКСов, основой которых является все же деловая составляющая – производители и покупатели авиационной техники и сопутствующих товаров и услуг изучают друг друга и заводят нужные знакомства, – юбилей августа 2012 г. должен стать чистым торжеством авиации, напоминающим по атмосфере прежние воздушные парады над Тушинским аэродромом. Двухдневное зрелище такого рода наверняка войдет в мировую историю авиации как один из самых впечатляющих праздников.