Чем ответить Трампу?
Россия должна предпринять ряд важнейших мер после выхода США из договора РСМД

4 декабря 2018 г. на очередной сессии НАТО в Брюсселе госсекретарь США Майк Помпео заявил: «США остановят выполнение своих обязательств по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), если Россия в течение 60 дней не вернется к его исполнению». В качестве примеров нарушения Договора РСМД в очередной раз были приведены бездоказательные данные о проведении российской стороной испытаний крылатой ракеты 9M729 оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-М».

Мидыхат ВИЛЬДАНОВ

Следует признать, что максимальная публичность и оскорбительность заявлений Помпео предполагали, что Россия откажется принять подобный ультиматум. В результате США выйдут из Договора РСМД, приступят к разработке, изготовлению и размещению ракет средней и меньшей дальности на территории стран-участников блока НАТО, а также в Японии и Южной Корее.

В связи с этим президент России Владимир Путин заявил: «США делают еще один шаг – выходят из ДРСМД. Очень трудно себе представить, как будет развиваться ситуация дальше. А если эти ракеты появятся в Европе, что нам делать? И пусть потом не пищат по поводу того, что мы добиваемся каких-то преимуществ.

Мы не преимуществ добиваемся, а баланс сохраняем, обеспечиваем свою безопасность».

Начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов на брифинге для иностранных военных атташе подчеркнул: «Хотел бы донести до ваших руководителей, если Договор РСМД будет разрушен, это не останется без ответа с нашей стороны. Вы как военные профессионалы должны понимать, что не территория США, а страны, разместившие у себя американские комплексы с ракетами средней и меньшей дальности, окажутся объектами поражения для ответных действий России».

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫХОДА США ИЗ ДОГОВОРА РСМД И УГРОЗЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Выход США из Договора РСМД приведет к возобновлению серийного производства модернизированных аналогов мобильных ракет средней дальности типа MGM-31C Pershing II, а также крылатых ракет наземного базирования типа BGM-109G Tomahawk, ранее развернутых в Европе в количестве более 500 единиц. Группировки, оснащенные РСМД и КРНБ, планируется разместить на территории Румынии, Польши, Болгарии, прибалтийских стран, а также в Японии и Южной Корее. Как отметил Владимир Путин, «соответствующие ресурсы для реализации этого решения были заранее заложены в принятый бюджет США на 2019 год, еще до официального объявления о выходе из Договора. В случае появления ракет средней дальности у США их создаст и Россия».

Максимальная публичность и оскорбительность заявлений госсекретаря США Майка Помпео по поводу невыполнения Москвой ДРСМД предполагали, что Россия откажется принять подобный ультиматум

Следует признать проблематичность обнаружения стартов ракет данного типа, при этом подлетное время и сроки нанесения ударов по стратегическим и критически важным объектам России составят 5- 8 минут, что явно недостаточно для принятия и реализации решений на ответные действия.

Серьезную угрозу военной безопасности России представляет размещение на территории Румынии (Девеселу) американской базы с наземным противоракетным комплексом (ПРК) Aegis Ashore с 24 противоракетами типа SM-3 block 1B. Аналогичный ПРК с модернизированной противоракетой будет развернут на территории Польши (Редзиково). Планируется размещение ПРК на территории Болгарии, в других странах блока НАТО, а также в Японии и Южной Корее.

Важно отметить, что ПРК Aegis Ashore включает стандартные установки вертикального пуска Mk 41, в которые вместо противоракет типа SM-3 могут быть загружены КРМБ Tomahawk, новые ракеты средней дальности или гиперзвуковые средства оружия (ГЗО), создаваемые в рамках оперативно-стратегической концепции «Глобальный удар». При этом потребуется доработка программного обеспечения и наземного проверочно-пускового оборудования с учетом наземной специфики ПРК. В связи с этим Владимир Путин заявил: «Это пусковые установки Мк 41, в которых сегодня размещаются ракеты дальностью 500 километров. Через несколько лет это будут ракеты дальностью 1 тыс. километров. В эти компактные установки могут быть загружены ударные крылатые ракеты большой дальности, и мы даже не будем об этом знать».

Известно заявление министра обороны России Сергея Шойгу: «Универсальность пусковых установок Мк 41 системы ЕвроПРО позволяет скрытно, после небольшой доработки, разместить в них крылатые ракеты Tomahawk. Количество таких ракет у наших границ может насчитывать от 150 до 300 единиц с дальностью действия до 2400 км. Подлетное время этих ракет к объектам на европейской части России составляет менее 10 минут. Все эти ударные средства способны поражать важные объекты России и Республики Беларусь».

Кроме того, на территории стран блока НАТО находится 150-200 ядерных авиабомб типа В61 различной модификации и около 360 самолетовносителей тактической авиации ОВВС НАТО и ВВС США. К 2020 г. планируется принятие на вооружение модернизированной авиабомбы В61-12 и оснащение ею тактического истребителя F-35 и нового стратегического бомбардировщика В-21. При этом группировка самолетов-носителей ядерного оружия, а также беспилотные ударные летательные аппараты (вид боевого оснащения пока не известен) дислоцируются на авиабазах Эмари (Эстония), Зокняй (Литва) и Лиелварде (Латвия), отрабатывая задачи боевого дежурства и поражения важных объектов условного противника.

Также серьезную угрозу военной безопасности России представляют четыре ПЛАРК Ohio, имеющие до 154 ракет Tomahawk на каждой лодке, в пределах досягаемости которых находится значительная часть важных объектов России. Согласно положениям «Обзора ядерной политики 2018» предусматривается их возврат в ядерный статус и создание новой крылатой ракеты морского базирования.

Макеты ядерных авиабомб В61-12 во внутренних отсеках вооружения самолета F-35.

Кроме того, выход США из Договора РСМД связан с нарушением трех ключевых статей Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО): государства-обладатели ядерного оружия обязуются не передавать и не размещать его на территории неядерных стран (ст. 1), неядерные страны обязуются не принимать и не содержать ядерное оружие на своей территории (ст. 2), ядерные державы обязуются сокращать свой ядерный потенциал (ст. 6). Следует также ожидать пересмотра ядерной политики Великобритании, Франции и Китая в отношении сокращения своих СНВ; дальнейшей консолидации стран НАТО на антироссийской платформе; негативного влияния на международно-правовую систему в области контроля над вооружениями и режима нераспространения.

Вызывает озабоченность тот факт, что в 2021 г. истекает действие Договора о СНВ, и выход США из Договора РСМД может помешать началу переговорного процесса между Москвой и Вашингтоном о продлении срока действия этого соглашения или разработке нового. И как результат – развязывание новой глобальной гонки ядерных вооружений между США и Россией, которая может втянуть и другие страны. В связи с этим Владимир Путина заявил: «Если американцы пойдут на шаги, означающие фактический слом Договора РСМД, наш ответ будет адекватным, мгновенным и зеркальным».

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРЫ

Возможны следующие меры военно-технического характера. Это разработка и принятие на вооружение уникальных видов вооружения, заявленных президентом России в Послании Федеральному Собранию. В этой связи следует отметить, что 26 декабря 2018 г. под руководством Владимира Путина был успешно проведен учебно-боевой пуск МБР, оснащенной планирующим гиперзвуковым блоком «Авангард», что вызвало панику у ВПР США.

Исключительно важным является совершенствование системы боевого управления войсками и оружием с целью оперативного доведения до органов и пунктов управления СЯС ВС РФ и войск (сил) приказов (сигналов) на их боевое применение. Особое внимание уделяется модернизации существующих и принятию на вооружение перспективных объектов космического и наземного эшелонов системы предупреждения о ракетном нападении. Приоритетной задачей становится дальнейшая модернизация и повышение боевой готовности резервной системы боевого управления войсками (силами) и ядерным оружием «Периметр» («Мертвая рука» или «Рука из гроба»), что было подтверждено командующим РВСН генерал-полковником Сергеем Каракаевым в интервью газете «Красная звезда». Особое внимание будет уделено усилению прикрытия и обеспечению живучести этой системы, разработке новых способов ее боевого применения в условиях дефицита времени на принятие и реализацию решений на применение ядерного оружия.

Наиболее эффективной ответной мерой на планы США по сворачиванию договоров в сфере стратегических вооружений является реализация программ быстрого производства, наращивания боевого состава и развертывания ОТРК «Искандер-М» в новых позиционных районах.

Особое внимание – развертыванию перспективных зенитных ракетных систем, способных к перехвату боевых блоков ракет средней дальности, крылатых ракет и ГЗО противника, а также сокращению сроков готовности зенитных ракетных средств к отражению воздушно-космического нападения противника.

Наиболее эффективной ответной мерой является проработка и реализация программ быстрого производства, наращивания боевого состава и развертывания ОТРК «Искандер-М» в новых позиционных районах. Необходимо открыть ОКР по разработке новой крылатой ракеты повышенной дальности для данного ОТРК. Более того, предлагается включить ОТРК данного типа в боевой состав РВСН, имеющих уникальную систему боевого управления войсками и ядерным оружием. Кстати, подобную интеграцию ядерных ударных средств межконтинентальной и средней дальности провели китайские стратегические партнеры в ходе создания ракетных войск. Актуальным является расширение военно-политического сотрудничества с Республикой Беларусь в вопросах возможного размещения ОТРК «Искандер-М» на ее территории и совершенствование совместной системы ПВО. Вместе с тем следует отказаться от предложений по возобновлению производства ПГРК «Пионер» и «Пионер-УТТХ» в сравнении с созданием двухступенчатой ракеты для ПГРК «Ярс». Повторно вернуться к вопросу продолжения программы создания боевого железнодорожного комплекса в рамках ОКР «Баргузин-РВ». Вполне реальным является рассмотрение вопроса о размещении модернизированного ОТРК «Искандер-М» по варианту «Чукотка».

Вполне реальным является организация боевого патрулирования подводных лодок, оснащенных высокоточным оружием большой дальности, в акваториях Тихого и Атлантического океанов с учетом недостатков географического положения территории США и концентрации ключевых объектов инфраструктуры на Тихоокеанском и Атлантическом побережьях государства. При этом потребуется решить проблему всестороннего обеспечения боевой устойчивости этой группировки.

Предлагается также «разыграть китайскую карту». Необходимо периодически заявлять о наших намерениях восстановить группировки РСМД в Восточном регионе РФ, что вызовет явно негативную реакцию китайских стратегических партнеров и озабоченность ВПР Японии и Южной Кореи и их критическое отношение к выходу США из Договора РСМД. Уместно напомнить, что ВПР Китая с удовлетворением восприняло в 1987 г. подписание «нулевого» варианта текста Договора РСМД, что привело к ликвидации всех восточных ракетных дивизий РСМД, хотя реальная угроза военной безопасности государства существовала на Западном стратегическом направлении. Между тем обозначился еще один проблемный вопрос стратегического характера, требующий оперативного решения органами государственной власти и военного управления России, – это разработка теории и практики стратегического (ядерного) сдерживания государства, обладающего солидным ядерным потенциалом и имеющего с Россией значительную протяженность общей сухопутной границы. Появление этой проблемы в органах государственной власти и военного управления явно недооценивается, к ее решению даже не приступали.

Противоракетный комплекс Aegis Ashore в Румынии.

В РВСН необходимо уделить особое внимание совершенствованию форм и способов рассредоточения ПГРК, их маневренных действий, передислокаций на большие расстояния с занятием удаленных позиционных районов. Разработать нестандартные способы оперативной маскировки и введения противника в заблуждение относительно мест дислокации, состояний и перемещений ПГРК, группировок авиационных и морских СЯС. В ходе стратегических учений демонстрировать угрозы нанесения высокоточных ядерных и неядерных ударов по ракетным комплексам средней дальности и крылатым ракетам наземного базирования, объектам ЕвроПРО и тактического ядерного оружия, развернутых на территории стран-участниц блока НАТО с информированием населения о возможных последствиях таких ударов. При этом подчеркивать, что российские МБР испытаны на такие минимальные прицельные дальности, которые позволяют полностью перекрыть весь диапазон потенциальных объектов поражения.

В связи с этим необходимо совершенствовать меры ассиметричного противодействия глобальной и ЕвроПРО. Наиболее реалистичными из них являются: превентивное уничтожение информационно-ударных средств ЕвроПРО, имеющих недостаточную физическую защищенность, высокоточными средствами поражения, в том числе с привлечением ОТРК «Искандер-М», крылатых ракет типа «Калибр» и Х-101/102 самолетами ВВС; функциональное подавление радиолокационных станций системы предупреждения о ракетноядерном ударе (СПРЯУ), контроля космического пространства (ККП) и ПРО, расположенных на территории европейских государств НАТО; уничтожение объектов системы управления и связи, что приведет к нарушению обмена информацией между РЛС и пунктами управления глобальной и ЕвроПРО; действия Сил специальных операций и др. Эффективной мерой противодействия ЕвроПРО будет уничтожение пунктов управления объединенного командования ВС США в Европейской зоне, где осуществляется подготовка и проведение противоракетных операций (авиабаза «Рамштайн»).

Наиболее убедительной и эффективной мерой стратегического (ядерного) сдерживания ВПР США является заявление о возможности применения перспективных МБР «Сармат» по объектам США через Южный полюс, поскольку территория страны с данного стратегического направления не прикрыта.

Таким образом, появляются благоприятные возможности для обоснования Конгрессу США необходимости гонки вооружений и формирования заказов американскому ВПК в части, касающейся разработки и размещения дополнительных стратегических оборонительных вооружений.

МЕРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА

В современных условиях военнополитическому руководству России представляется целесообразным навязать ВПР США начало переговоров по сохранению устойчивости Договора РСМД и решению судьбы Договора о СНВ. Тем более 4 января 2019 г. госсекретарь США Майкл Помпео заявил: «Мы готовы продолжить переговоры, чтобы попытаться убедить Россию снова начать соблюдение договора или по крайней мере взять на себя обязательство вернуться к его выполнению».

Необходимо повысить эффективность работы Совместной комиссии по соблюдению и инспекциям при обсуждении вопросов урегулирования взаимных претензий, включая адаптацию положений Договора РСМД к современным военно-техническим реалиям. Успех на этом направлении мог бы стать стартовым в дальнейших консультациях и переговорах России и США по укреплению стратегической и региональной стабильности, дальнейшему ограничению и сокращению стратегических наступательных вооружений.

В установки вертикального пуска Mk 41 можно загружать как противоракеты типа SM-3, так и КРМБ Tomahawk, новые ракеты средней дальности, а также гиперзвуковые средства оружия.

Вполне реально подготовить и провести взаимные показы с участием специалистов ОТРК «Искандер-М» и ракеты к нему, ракетный комплекс «Рубеж», установку вертикального пуска Мк 41 и невозможность, якобы, загрузки в них и применения крылатых ракет Tomahawk или новых РСМД. Известно, что руководство многих государств достаточно тревожно смотрит на перспективу нового «евроракетного кризиса». Они скептически относятся к указанным планам, объективно оценивают риски, связанные с развертыванием РСМД, элементов ЕвроПРО, сохранением и модернизацией тактического ядерного оружия США, размещенного на их территории.

Большинство руководителей европейских стран трезво оценивают потенциальные ракетно-ядерные угрозы для их государств. Поэтому важно наращивать состав и направленность информационных акций с целью формирования общественного мнения у населения европейских государств о том, что размещение ракетных комплексов средней и меньшей дальности, а также объектов системы ЕвроПРО, сохранение тактического ядерного оружия США на своей территории создают реальную угрозу безопасности для самих государств, превращая их в объекты первоочередного поражения в случае вооруженного конфликта; реализовать комплекс мер по дискредитации возможностей системы противоракетной обороны среди населения государств, вовлекаемых американцами в программу ПРО, с акцентом на бесперспективность ее применения против российских баллистических ракет и их боевого оснащения нового поколения; использовать назревающие противоречия между США и государствами блока НАТО по размещению и финансированию строительства объектов РСМД, ЕвроПРО, тактического ядерного оружия США и др.

С этой целью предлагается активнее задействовать контакты ВПР государства, МИД, Минобороны России и других ведомств с представителями российских и зарубежных средств массовой информации для доведения позиции России о развязывании гонки ядерных вооружений и ее негативного влияния на стратегическую стабильность и международную безопасность; шире для этих целей использовать средства массовой информации, в том числе и сетевые; активизировать работу неправительственных организаций на территории европейских государств, деятельность которых отвечает российским интересам; инициировать протестные движения населения, чтобы воспрепятствовать реализации этих планов.

С помощью различных СМИ и Интернет-ресурсов доводить результаты оценки последствий нанесения ракетно-ядерных ударов по объектам на территории стран Европы, в соответствии с которой прогнозируется возникновение обширных зон радиоактивного заражения местности, действие проникающей радиации, сейсмовзрывных волн с развитием геофизических разрушительных процессов. Несколько ядерных боеприпасов, взорванных одновременно в расчетных точках прилегающих морей, могут породить цунами, способные затопить территорию Европы на глубину до нескольких сотен километров от побережья с уничтожением практически всей инфраструктуры в этих районах. Кроме того, оценки результатов нанесения гипотетических ракетно-ядерных ударов свидетельствуют о незащищенности этих объектов от воздействия электромагнитных импульсов, возникающих при ядерных взрывах или действии специальных генераторов ЭМИ. По результатам моделирования, проведенных американцами, наиболее уязвимыми оказываются системы электроснабжения. Их нарушение приведет к дезорганизации управления, хаосу и нарушению функционирования объектов обеспечения жизнедеятельности населения.

Представляется целесообразным использовать и другие аргументы в интересах усиления информационного воздействия и формирования мирового общественного мнения об угрозах в связи с размещением ракет средней и меньшей дальности, крылатых ракет, объектов тактического ядерного оружия США и элементов системы ЕвроПРО. Так, известно о начале работ по модернизации 150- 200 ядерных авиабомб типа В61-3, -4, -7 с созданием новой авиабомбы типа В61-12. При этом основные работы по ее созданию будут проводиться на континентальной части США, что связано с большим количеством воздушных и морских перебросок авиабомб туда и обратно. Это означает, что операции по подготовке и транспортированию этих авиабомб представляют собой привлекательные цели для террористических атак с непредсказуемыми последствиями для американо-натовского руководства и мирного населения.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Первое. На территории странучастников блока НАТО, а также в Японии и Южной Корее может быть создан ракетно-ядерный потенциал средней и меньшей дальности, к тому же с привлечением стратегических ядерных сил Великобритании и Франции. Уместно напомнить, что под руководством генсека НАТО ежегодно проводятся до шести стратегических учений по условному применению ядерного оружия на территории Европы по противнику, обладающему значительным ядерным потенциалом.

Возникает вопрос о роли и месте США и их стратегических наступательных сил в гипотетическом обмене ядерными и неядерными ударами ракет средней и меньшей дальности СЯС ВС РФ и ядерных сил НАТО (в том числе с участием СЯС Великобритании и Франции).

Поэтому актуальным является уточнение российских доктринальных документов, регламентирующих условия принятия решения ВПР РФ на применение ядерного оружия и Стратегических ядерных сил ВС РФ в вышеуказанной ситуации. Чтобы американо-натовское руководство смогло полнее уяснить катастрофическое значение реализации планов создания, развертывания и применения РСМД и других ударных средств, предлагается заявить о намерении России использовать ее право на упреждающий удар по стратегическим объектам потенциального противника в Европе (а также в АТР), если у Москвы возникнет уверенность в подготовке к применению РСМД.

Второе. Обозначилась проблема совершенствования системы подготовки и обеспечения реализации договоров в области контроля за сокращением стратегических наступательных вооружений.

В настоящее время нет центрального органа управления, осуществляющего координацию деятельности министерств и ведомств, организаций и учреждений, занимающихся договорными вопросами. Таковыми органами являются: МИД РФ, ГУМВС, НЦУЯО, ВПК при правительстве РФ, департаменты оборонных отраслей промышленности, МИТ, Российский институт стратегических исследований, научно-исследовательские организации РАН, МО РФ (4, 27, 46 ЦНИИ, ЦНИИ ВКС и др.). Постоянно вмешиваются в договорную проблематику и перспективы развития СЯС ВС РФ различные структуры МГУ, МГИМО, Института США и Канады и их Центры. Кроме того, законодательное сопровождение договоров в области контроля за сокращением СНВ осуществляют профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации.

Известно, что многие договорные разногласия и проблемы сторон рассматриваются на сессиях Совместной комиссии по соблюдению и инспекциям, как правило, в Женеве. Однако персональный состав российской команды и результаты ее работы всегда были большой тайной. Состояние их профессиональной подготовки по знанию тактико-технических характеристик современных СНВ, их боевых возможностей, основ боевого применения и перспектив развития СЯС ВС РФ и СНС США, способность жестко, аргументированно и наступательно отстаивать интересы России требует анализа и совершенствования.

Следует отметить, что проекты Договоров о СНВ по причине так называемой конфиденциальности не были согласованы с РВСН, ВКС, ВМФ, Военной академией ГШ ВС РФ и ведущими специалистами в области СЯС. В результате Договор РСМД, Договор СНВ-1, Договор СНВ-2 (не вступил в силу), Договор СНП и Договор СНВ-3 содержат значительное количество односторонних и ущербных положений в части, касающейся СЯС ВС РФ.

В связи с этим предлагается создать комиссию под руководством представителя Совета Безопасности РФ и провести всесторонний контроль на местах с изучением действующей системы подготовки и обеспечения реализации Договоров в области ограничения и сокращения СНВ. В состав комиссии включить наиболее подготовленных и независимых специалистов. Особое внимание уделить анализу и оценке соответствия содержания и направленности статей Договоров интересам обеспечения военной безопасности России. Оказывается, ныне действующий Договор СНВ-3 не содержит обязательных статей по ликвидации СНВ. Поэтому американцы и сформировали значительный возвратный потенциал по ракетам и ядерным боезарядам.

По результатам работы представить доклад военно-политическому руководству России. В дальнейшем организовать работу по подготовке проекта «Основы подготовки и реализации Договоров в области контроля за сокращением стратегических наступательных вооружений».

Мидыхат Петрович ВИЛЬДАНОВ – кандидат военных наук, доцент, научный сотрудник Военной академии Генерального штаба ВС РФ. Заслуженный военный специалист Российской Федерации, генерал-майор