Дирижабли над Черным морем
Пришло время вспомнить про летательные аппараты легче воздуха

Проектный вид гибридного дирижабля – аэролета.

Бедный Крым, сколько раз его осаждали вражеские армии за последние 200 лет! И было за что воевать: за комфортные климатические условия, за удобные бухты и морские гавани, круглогодично принимающие торговые суда, но, главное, за стратегическое положение полуострова, с трех сторон омываемого морем. Владеть Крымом – это контролировать не только акваторию Черного моря, но даже и половину Средиземного.

Юрий БОЙКО

Кто бы мог подумать, что и в ХХI веке Крым будет вынужден жить как в осаде. Какие только корабли не рыскают сегодня вблизи крымских берегов: американские, английские, французские, итальянские, турецкие, греческие, румынские. Понятно, конечно, когда по Черному морю плавают корабли причерноморских стран, это их право. Но вот военные корабли из дальнего зарубежья могут находиться здесь (в рамках доктрины Монтре) не более 21 дня, поэтому для того, чтобы наблюдать за европейской частью России постоянно, эти корабли ротируют по вахтовому методу. И можно с уверенностью утверждать, что через Дарданеллы проскальзывают и подводные лодки. Кстати, у Турции имеется в наличии 19 подводных лодок!

В советское время морская граница была надежно защищена расположенными на крымских базах радиолокационными станциями, ракетными и артиллерийскими системами, силами ВМФ и ВВС. Но после распада СССР в Крыму, 23 года находившему под контролем и управлением из Киева, была практически уничтожена военная инфраструктура, распродано или расхищено имущество военных баз, оборонных предприятий, полеты военной авиации осуществлялись только с двух аэродромов. Да и какой авиации!? Когда президент Украины Янукович решил проверить боеготовность местной авиации, то только три самолета смогли подняться в воздух по тревоге!

Один из дирижаблей «Черномор».

Вот почему, когда Крым весной 2014 г. присоединился к России, перед правительством встала задача быстро и эффективно развернуть оборонительное вооружение на полуострове, восстановить заброшенные военные объекты, обустроить военные городки и обеспечить их материально-техническим снабжением. И уже к концу 2014 г. Министерство обороны России заявило о выполнении основного этапа этой задачи. Крым надежно, по словам военных, защищен от воздушного, морского, наземного и даже космического нападения.

Представляется однако, что для усиления возможностей системы разведки и предупреждения о военном нападении и в некоторых других направлениях для крымской группировки ВС РФ могли бы быть полезными дирижабли нового поколения.

Напомним, что еще в 1916 г. военное ведомство царской России купило у Англии четыре мягких дирижабля серии Coastal, которые назвали «Черноморами». С бомбовой нагрузкой свыше одной тонны они могли летать со скоростью 45 км/ч в течение 10 часов. Эти дирижабли планировали применять в боевых действиях на Черном море, в основном для поиска и уничтожения подводных лодок. Но боевую работу ни один из них так и не успел начать. Два «Черномора» потерпели аварии в первых же полетах из-за отказа двигателей, третий сгорел в эллинге, а четвертый не был даже собран.

В 1930 гг. советские дирижабли, в том числе и «СССР-В2», принимали участие в маневрах на Балтийском и Черном морях.

Перед Второй мировой войной советские дирижабли «СССР-В1», «СССР-В2» и «СССР-В7» принимали участие в маневрах на Балтийском и Черном морях. Дирижабли «Победа» и «СССР-В12» в конце войны и после нее использовались для поиска затонувших кораблей и мин на Черном море, доставляли почту морякам, находившимся в дальних походах. Дирижабли могли садиться на воду при трехбальной волне и самостоятельно перемещаться по воде со скоростью до 20 км/ч. Иногда дирижабли буксировали катером.

В период холодной войны, когда советские атомные подводные лодки с ракетами на борту крейсировали по всем океанам, американская фирма Westinghouse и английская Airship Industries совместно разработали проект патрульного противолодочного дирижабля Sentinel-5000 объемом 67000 куб. м, длиной 130 м и начали его изготовление. Экипаж из 12-14 человек должен был располагаться в двухпалубной гондоле длиной 24 м, оборудованной каютами отдыха и буфетом. Без дозаправки дирижабль мог бы находиться в воздухе двое суток, а после заправки с морских судов – до 30 суток. Внутри оболочки дирижабля планировалось поместить РЛС TPS-63, а в гондоле – поисковую аппаратуру и вооружение. Два дизельных двигателя мощностью по 1530 кВт могли обеспечивать скорость 106 км/ч, а для ускорения подлета к месту поиска подводной лодки должен был включаться в работу дополнительный турбовинтовой двигатель мощностью 1250 кВт.

Сегодня созданием дирижаблей занимаются ведущие западные аэрокосмические фирмы.

Ввиду распада СССР, вероятного противника США, работы над дирижаблем Sentinel-5000 прекратили, а гондолу законсервировали «на всякий случай».

Современные безбалластные дирижабли будут летать со скоростями в пределах 150-180 км/ч, время их нахождения в воздухе без дозаправки топливом может достигать десяти и более дней. А способность зависать над водной поверхностью с выключенными двигателями на длительное время делает их вообще незаменимыми аппаратами при спуске в море акустических, гидролокационных, магнитных, тепловых и других станций. Дирижабль с бортовой РЛС, зависший в центральной части Черного моря на высоте 3000 м, может обнаруживать цели на расстоянии до 500 км.

Следует сказать, что для дирижабля условия полета над морем более благоприятны, чем над сушей, ввиду почти полного отсутствия турбулентности в атмосфере низких высот.

Военно-транспортный дирижабль сможет перебрасывать с судов на необорудованный для высадки берег тяжелое вооружение, контейнеры с живой силой, снабжать боевые корабли, находящиеся в открытом море, запчастями, вооружением. Подобный дирижабль грузоподъемностью 40 т должен вскоре подняться в Канаде.

Кстати, в 1980-х гг. на Ухтомском вертолетном заводе (сейчас входит в ОАО «Камов») велись проектные работы по гибридным дирижаблям, названным аэролетами. Автор в качестве ведущего конструктора принимал непосредственное участие в их разработке. Планировалось, что в начале 1990-х гг. поднимется в небо первый аэролет грузоподъемностью 15 т, а вслед за ним и более мощные – на 45 и 85 т.

Сейчас французские пограничники и таможенники применяют дирижабль Skyship 600 для патрулирования прибрежных вод. В случае необходимости с борта дирижабля опускают на водную поверхность катер, который догоняет нарушителей.

Еще большими возможностями будет обладать беспилотный дирижабль, запущенный на высоту 16000-18000 м, где ветровые потоки имеют минимальную скорость, не превышающую 40 км/ч. Движительная установка, аппаратура управления дирижаблем, приборы обнаружения целей и связи с кораблями, командными пунктами авиации и ВМФ будут получать питание от пленочных солнечных панелей, размещенных на оболочке дирижабля, или от топливных элементов, ресурсом которых является водород. Водород находится в гибких емкостях внутри оболочки дирижабля. Окружающий эти емкости гелий предохранит водород от воспламенения в результате поражения молнией (хотя на вышеуказанных высотах грозовая деятельность чрезвычайно редка) или обстрела.

Дирижабль, разработанный по заказу  Армии США по проекту LEMV.

Такой дирижабль сможет находиться в заданном районе несколько месяцев, опускаясь для подпитки оболочки гелием, обслуживания или замены бортового оборудования. Подобные беспилотные дирижабли созданы в США и Японии и уже прошли летные испытания. В России в нескольких организациях проводились эскизные проработки беспилотных высотных дирижаблей.

На дирижаблях военного применения могут быть установлены средства радиотехнической разведки (РТР) и радиоэлектронного подавления (РЭП), которые повысят эффективность борьбы с маловысотными целями, например, крылатыми ракетами. При полете крылатой ракеты над морем работает только инерциальная навигационная система наведения, а когда крылатая ракета пересекает береговую полосу, начинает работать корреляционная РЛС наведения по карте рельефа местности. По заявлениям Пентагона, сегодня только одно авианосное ударное соединение ВМС США способно применить до 2-3 тысяч крылатых ракет морского базирования. Но ведь крылатые ракеты запускаются и со стратегических бомбардировщиков, находящихся за сотни километров от района боевых действий.

Морской вариант аэростатной системы воздушных заграждений.

Поэтому радиоэлектронное подавление РЛС и радиовысотомеров крылатых ракет на дальней границе зон поражения средствами ПВО повысит эффективность их уничтожения до подлета к цели.

Станции помех РЭП, установленные на борту дирижабля (или на подвеске привязного аэростата), будут более эффективны, чем 10-15 наземных станций помех. Кроме боевой эффективности преимущества дирижаблей и в экономичности произведенной работы. Ведь стоимость летного часа дирижабля на порядок ниже, чем у самолетов и вертолетов того же назначения.

Схема налета крылатой ракеты на сеть, поднятую аэростатами.

Ну а тем крылатым ракетам, которые сумеют прорваться к ближним рубежам на малых высотах, можно устроить сюрприз из аэростатов заграждения, которые прикроют крупные военные базы и города системой сетей. Такие системы во время натовского нападения на Югославию уничтожили несколько десятков крылатых ракет, а во время Второй мировой войны спасали Лондон от немецких ракет «Фау-1», «поймав» 231 штуку. Для сравнения: английские истребители уничтожили 1771 ракету, а огнем зенитной артиллерии сбили 1459 «Фау-1».

Надеюсь, что соответствующие специалисты в Министерстве обороны России знакомы с изложенными выше фактами и соображениями. Но все же еще раз напомнить об этом было бы не лишним.