Беспилотный «Черный стриж» – наследник «черных дроздов»
Сочетание гиперзвукового самолета с гиперзвуковой ракетой открывает совершенно новые возможности

Перспективный гиперзвуковой беспилотник SR-72.

Американская корпорация Lockheed Martin, точнее конструкторское подразделение этой компании – Skunk Works в Палмдейле, штат Калифорния, ведет разработку гиперзвукового беспилотного аппарата SR-72. Этот БЛА будет развивать скорость до 6 М, то есть 7149,6 км/ч, что почти на 1050 км больше скорости, которую показала на испытаниях 1 мая прошлого года экспериментальная гиперзвуковая крылатая ракета X-51A WaveRider (о ней подробнее см. журнал «Национальная оборона» №5/2013).

Федор ДИАНОВ

Беспилотник SR-72 – прямой наследник пилотируемого сверхзвукового самолета SR-71 Blackbird («Черный дрозд»), который развивал скорость в 3 М. «Сочетание гиперзвукового самолета с гиперзвуковой ракетой открывает совершенно новые возможности, – говорит менеджер программы создания SR-72 Брэд Лейлэнд. – Находясь практически в околоземном пространстве, аппарат будет способен пересекать целые континенты за час. Высокая скорость знаменует очередной прогресс авиационной техники в создании воздушных угроз в ближайшие десятилетия. Эта технология кардинально поменяет условия игры на военных театрах так же, как их поменяли стелс-технологии сегодня».

Скунс – эмблема Skunk Works.

Skunk Works (буквально переводится, как «Заводы скунса», недаром на эмблеме предприятия изображен этот симпатичный, но чрезвычайно вонючий зверек) ведет разработку БЛА под условным названием Blackswift («Черный стриж») уже не первый год. Этот аппарат, имевший первоначальное обозначение HTV-3Х, должен оснащаться комбинированным двигателем, состоящим из мощной турбореактивной установки и гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД). Турбина должна разгонять аппарат до 3 М, а прямоточный воздушно-реактивный двигатель – до 6 М. Несколько лет назад финансирование этой программы администрацией США было заморожено. Однако корпорация Lockheed Martin в инициативном порядке продолжила исследования.

И вот уже в ноябре прошлого года начальник штаба ВВС США, который, по сути дела, является главнокомандующим Военно-воздушными силами Соединенных Штатов, генерал Марк Уэлш заявил, что ВВС заинтересованы в БЛА SR-72, хотя пока официальных переговоров с Lockheed Martin на эту тему не велось. Учитывая постоянные сокращения военных ассигнований США из-за неуменьшающегося бюджетного дефицита, такие переговоры в ближайшее время могут и не состояться. Однако на неофициальном уровне ВВС всячески поощряют проект. Из-за отсутствия в настоящее время государственного финансирования реализация программы может затянуться. Но она, хотя и медленно, продолжается.

К 2018 г. планируется построить самолет-демонстратор (его длина – 18 м, то есть практически столько же, как у истребителя-невидимки пятого поколения F-22 Raptor), а испытания летного образца предполагается начать в 2023 году. Эта машина, как и SR-71 длиной 30 м, должна поступать на вооружение в 2030 году.

Сверхзвуковой самолет-разведчик А-12.

Для того чтобы лучше представить себе «Черного стрижа», познакомимся с его предшественником – «Черным дроздом». Его начали создавать в Skunk Works в 1957 г. под руководством выдающегося американского авиаконструктора Кларенса Леонарда «Келли» Джонсона (1910-1990 гг.). Достаточно сказать, что при участии этого инженера и под его началом были разработаны такие «веховые» не только в американской, но и мировой авиации самолеты, как истребители P-38 Lightning, F-80 Shooting Star (первый американский реактивный истребитель), F-104 Starfighter, F-117A Nighthawk (первый в мире истребитель-невидимка), военно-транспортные самолеты C-121 Constellation и C-130 Hercules, первый в мире самолет дальнего радиолокационного обнаружения и наведения EC-121 Warning Star, патрульно-противолодочный самолет P2V Neptune, разведчик U-2 и реактивный учебно-тренировочный T-33.

Проекции БЛА HTV-3Х Blackswift.

Задание на сверхскоростной высотный разведчик было получено от ЦРУ. Самолет должен был беспрепятственно пролетать над территорией главного противника США в «холодной войне» – Советского Союза. Вскоре представился повод активизировать работу в этом направлении. 1 мая 1960 г. в районе Свердловска советскими зенитными ракетами комплекса С-75 на высоте 20000 м был сбит стартовавший в Пакистане американский самолет U-2, пилотируемый Френсисом Гэри Пауэрсом. В его полетное задание входило фотографирование космодромов Байконур и Плесецк, атомных объектов в Челябинской области, а также в других районах страны. И вдруг такой казус! Инцидент вызвал громкий международный скандал. Потеря U-2 вызвала переполох и в США. Оказалось, что самолет-супершпион Кларенса «Келли» Джонсона уязвим!

Создание новой машины велось под кодовым обозначением Archangel, то есть «Архангел». Он должен был прийти на смену «Ангелу», как именовался U-2. Двенадцатый вариант, который пошел в серию, получил обозначение А-12. Это был одноместный высотный, высокоскоростной и необычной по тем временам конструкции самолет. Он выполнен по схеме «бесхвостка»: по сложной в плане форме и тонким трапецевидным крылом. Размах крыла «Архангела» – 16,97 м, его площадь – 170 м2. Длина машины – 31,26 м, высота – 5,64 м. Масса пустого самолета – 30600 кг, взлетная масса – почти 53000 кг. Пять первых А-12, поставленных ЦРУ в начале 1962 г., оснащались двумя двигателями Pratt & Whitney J75. Они обеспечивали скорость в 2 М, да и то при пикировании. Это не удовлетворяло требованиям заказчика, который хотел, чтобы самолет на большой высоте мог удрать от советских ЗУР. Поэтому на восьми других А-12 разместили специально разработанные для высотных разведчиков два турбопрямоточных двигателя с осевым компрессором Pratt & Whitney J58-P4 с максимальной тягой 10630 кгс каждый и 14460 кгс – на форсаже. 20 июля 1963 г. на А-12 удалось достичь скорости 3,2 М. На этом самолете впервые в авиации были применены стелс-технологии, хотя тогда они так не назывались. Это нашло отражение в конструкции планера, крыльев и оперения, специальном радиопоглощающем покрытии корпуса, в системе маскировки выхлопных газов.

Всего было построено 13 самолетов этой модели, один из которых был потерян в результате отказа техники. Но ни разу по прямому назначению, то есть в небе над СССР, эти машины не использовались. Несмотря на выдающиеся характеристики, ЦРУ опасалось повторения скандала с U-2. Развернутые в Японии А-12 совершали разведывательные полеты над территорией Северного Вьетнама и КНДР.

Американский авиаконструктор Кларенс «Келли» Джонсон.

Очевидно, до Соединенных Штатов дошли сведения о разработке в СССР перспективного сверхзвукового стратегического бомбардировщика Т-4 (изделие «сто») ОКБ Сухого со скоростью полета более 3000 км/ч. Вот почему на базе А-12 ВВС США хотели создать двухместный истребитель-перехватчик YF-12, который вместо разведывательного оборудования должен был нести ракеты AIM-47 Falcon класса «воздух-воздух». Но выпущено было всего три опытных образца, и тему закрыли, поскольку потенциальный противник отказался от «сотки».

Но ВВС США машина очень понравилась, и они решили создать на основе А-12 и YF-12 стратегический разведчик RS-71, где литеры RS означали Reconnaissance Strategic – «разведчик стратегический». Именно так, а не иначе эта машина значилась в официальных документах. Но с легкой руки президента Линдона Джонсона, который на пресс-конференции в 1964 г. явно оговорился, рассказывая о новом воздушном супершпионе, за самолетом закрепилось обозначение SR-71. Командование ВВС хотело присвоить самолету имя Habu – в «честь» очень ядовитой гадюки, обитающей на Японских островах. Была даже выполнена соответствующая эмблема. Но из этого ничего не получилось. А вот название Blackbird, которое никто машине не присваивал, неофициально прочно приклеилось ко всему семейству машин этого типа: А-12, YF-12 и SR-71. И это не случайно. Оба разведчика и истребитель покрывались темно-синей, почти черной под цвет оперения дроздов краской. Она была жаропрочной и поглощала радиоволны.

SR-71 отличался от своих прототипов. Его длину увеличили на 1,48 м, чтобы оборудовать место для второго члена экипажа и при некотором расширении фюзеляжа увеличить объем топливных баков. Также ненамного – до 16,97 м увеличился размах крыла при уменьшении его площади до 141,1 м2. Масса пустой машины составила 27215 кг, а максимальная взлетная масса – 77100 кг, из которых 1600 кг приходилось на полезную нагрузку (РЛС бокового обзора, электронные датчики и фотоаппарат) и 46180 кг – на топливо. Много специального горючего марки JP-7, отличающегося высокой температурой воспламенения и термоустойчивостью, требовалось потому, что его расход даже при крейсерской скорости составлял почти 600 кг/мин. Это же топливо использовалось в качестве хладагента системы кондиционирования – для охлаждения кабины и отсеков с аппаратурой.

Опытный истребитель-перехватчик YF-12.

Самолет не мог сразу «поднять» такой вес. Вот почему была придумана особая схема взлета. Машина сначала поднималась на высоту с минимальным запасом горючего, а потом дозаправлялась в воздухе.

На скорости три и более М нагрев корпуса достигал более 300°С. Обычные авиационные материалы такую температуру не выдерживают. Поэтому более 90% элементов планера изготавливалось из титанового сплава В-120, который приобретался в СССР. Тогда, как известно, Советский Союз не относился к друзьям Америки, совсем наоборот. Вот почему была разработана целая хитроумная схема подставных фирм, через которые дефицитный титан закупался у Советов.

Турбопрямоточные двигатели с осевым компрессором J58-P4 предназначены для обеспечения очень высоких скоростей, а на относительно небольших они работали неустойчиво. Поэтому для них придумали особую конструкцию воздухозаборников. В них на дозвуковых скоростях выдвигался конус, уменьшавший доступ набегающего потока воздуха, а на больших этот конус углублялся в двигатель и увеличивал приток воздуха.

Практический потолок SR-71 составлял 25910 м. В 1976 г. «Черный дрозд», в состав экипажа которого входили кэптен Элдон Хоерз и майор Джордж Морган, установил абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолетов – 3529,56 км/ч. Для того чтобы летчики чувствовали себя комфортно на таких скоростях и на почти космических высотах, для них были созданы специальные скафандры полного давления. Они потом использовались при экипировке астронавтов для полетов на многоразовых космических кораблях семейства Space Shuttle. На SR-71 применялись и другие космические технологии. Так, на разведчиках устанавливались астрокорректоры, с помощью которых с высокой точностью по звездам можно было определить свое место даже в дневное время.

Высотный самолет-разведчик SR-71.

И все-таки, несмотря на самые превосходные степени, SR-71 никак нельзя отнести к совершенным летательным аппаратам. Из 32 построенных машин 12, то есть больше трети, были потеряны по техническим причинам. А стоили они дорого. Каждая машина обходилась в $34 млн. – сумму по тем временам колоссальную. Для сравнения достаточно сказать, что американские военные летчики в 60-е годы прошлого века получали весьма приличное жалование примерно в $500, а за выполнение разведывательных полетов им полагался просто царский бонус – $2500. Сейчас в Соединенных Штатах на эти деньги при очень скромных расходах можно едва протянуть месяц.

Habu – первоначальное название SR-71 не прижилось.

Так же как и А-12, стратегические разведчики ВВС не отваживались вторгаться в советское воздушное пространство. Только раз или два «черные дрозды» рискнули сделать короткие прыжки над Кольским полуостровом. На Дальнем Востоке они пролетали у самой границы СССР, но дальше не забирались. Зато довольно широко использовались в других районах мира. Летали над Кубой, государствами Ближнего Востока, Северной Кореей. Особенно усердствовали в небе Вьетнама. Одна из зенитно-ракетных частей СРВ, усиленная советскими инструкторами, получила задание непременно сбить SR-71. Но из этой затеи ничего не получилось. «Черные дрозды» успешно уклонялись от ЗУР, состоявших на вооружении ПВО вьетнамской армии. В 1998 г., вскоре после окончания «холодной войны», все остававшиеся в строю высотные скоростные разведчики были списаны.

И вот теперь корпорация Lockheed Martin делает попытку возродить их в новом беспилотном гиперзвуковом качестве. Впрочем, нечто подобное предпринималось еще в 60-е годы прошлого века. В разгар Карибского кризиса в октябре 1962 г. компания Lockheed начала разработку оригинальной воздушной системы M-21 – D-21 (литера М означала «mother», то есть «мать», а D – «daughter» – «дочка»). Самолет M-21 – модифицированный двухместный вариант А-12, над фюзеляжем которого крепился беспилотный разведчик D-21 (фирменное обозначение – Q-12). Он должен был развивать скорость 3,3-3,5 М, действовать на высотах 27000-29000 м и иметь дальность полета 5600 км. БЛА предполагалось оснастить фотокамерой. После выполнения полетного задания D-21 ее сбрасывал на парашюте. Камеру «подхватывал» специально оборудованный самолет JC-130 Hercules. Сам же БЛА уничтожался самоподрывом. Автором этой модульной концепции был все тот же Кларенс «Келли» Джонсон.

Дозаправка SR-71 самолетом-танкером KC-135.

Схема работы воздухозаборников SR-71 на разных режимах полета.

Первые испытания системы состоялись 5 марта 1966 года. Они прошли неудачно. «Дочка» никак не хотела отцепляться от «мамаши». Летчики-испытатели признались, что несколько секунд, когда они пытались запустить D-21, им показались часами. Следующий тест оказался успешным. Беспилотник стартовал с М-21, на скорости 3,3 М достиг высоты 27400 м и пролетел 2200 км. Третье испытание прошло менее гладко. Аппарат оторвался от самолета-матки, преодолел 2870 км, но крышку люка с фотокамерой не удалось открыть.

Катастрофа случилась во время испытаний 30 июля 1966 года. «Дочка» врезалась в «мать». Оба элемента сложной системы, объятые пламенем, стали падать. Летчики катапультировались. Пилот Билл Парк остался жив, а вот оператор Рэй Торик погиб.

После этого случая от «тандема» отказались. БЛА D-21 (модификация D-21B) стали отрабатывать с более «прочной основы» – стратегического бомбардировщика B-52 Stratofortress. И к 1969 г. комплекс худо-бедно заработал. Он нашел применение во время операции Senior Bowl («Старый Кубок») по наблюдению за ядерными испытаниями в Китае в ноябре 1969 г. – марте 1971 года. Были выполнены несколько разведывательных полетов. Первый БЛА упал где-то на территории Советского Союза. Запуск в феврале 1970 г. тоже прошел неудачно. В феврале 1970 г. D-21B полностью выполнил полетное задание, но его фотокамеру не успели «подхватить» в назначенном районе, и он упал в море. Четвертый аппарат был потерян над провинцией Юйнань. В 2010 г. его обломки появились в Авиационном музее Китая. То есть затея обернулась полным фиаско.

Пилот Брайан Шал в высотном скафандре.

Как утверждают американские источники, в феврале 1986 г. БЛА потерпел катастрофу над Сибирью. Его обломки были тщательно изучены, и на его базе в КБ Туполева был создан советский беспилотный сверхзвуковой летательный аппарат «Ворон». Российские же авторы утверждают, что знакомство с «Черной кошкой», как назвали советские специалисты D-21B, произошло значительно раньше. БЛА обнаружили то ли в Монголии, то ли в Средней Азии в 1969 г., то есть как раз тогда, когда началась операция Senior Bowl. Очевидно, система самоуничтожения не сработала, и аппарат остался практически невредим. Однако вертолетчики, транспортировавшие груз, умудрились его уронить, что нанесло ценной находке серьезные повреждения.

В конце 90-х годов прошлого века американское Национальное агентство по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) использовало беспилотники D-21 для отработки двигателей для перспективных летательных аппаратов, в том числе гиперзвукового X-43A. Он создавался NASA по программе Hyper-X. 16 ноября 2004 г. им был установлен рекорд скорости – 11200 км/ч (9,6 М).

Разведывательный комплекс M-21 – D-21.

БЛА D-21.

Так что у корпорации Lockheed Martin – богатый опыт в области создания высокоскоростных БЛА. SR-72 будет отличаться от всех предыдущих не только своими размерами. Для обеспечения взлета тяжелой машины с аэродрома, а затем развития гиперзвуковой скорости в 6 М требуется создание особой двигательной установки. Как уже отмечалось, она станет комбинированной. Сначала будет использоваться турбореактивный двигатель, а затем ГПВРД. Как признают конструкторы, такая «передача эстафеты» еще потребует решения многих непростых задач, не говоря уже о создании и отработке самих двигателей.

Схема комбинированной двигательной установки SR-72.

Американские источники отмечают, что, несмотря на свое «разведывательное» обозначение, SR-72 предназначаются не столько для выполнения шпионских миссий, сколько для ударных. При этом они даже могут не нести боевого заряда. За счет огромной кинетической энергии такой аппарат способен разнести в пух и прах любой объект, даже сильно укрепленный. «Черные стрижи» самым лучшим образом вписываются в американскую концепцию «Неядерного быстрого глобального удара», которая предусматривает уничтожение в короткие сроки неядерными средствами командных пунктов и стратегически важных объектов противника, государственных органов управления и даже неугодных политических лидеров в любой точке Земного шара.