Яркие грани «Алмаза»
ЦМКБ «Алмаз» находится на передовых позициях отечественного кораблестроения

Корвет «Сообразительный» проекта 20380 разработки ЦМКБ «Алмаз».

Если бы между отечественными конструкторскими бюро судостроительной отрасли проводился конкурс на КБ, по чьим проектам больше всего построено и строится кораблей, судов и катеров, то, несомненно, это первенство выиграло бы Центральное морское конструкторское бюро (ЦМКБ) «Алмаз». За 65 лет существования этой организации по ее документации построено более 20000 (!) боевых и вспомогательных единиц различного назначения, из которых более 1000 кораблей, катеров и тральщиков поставлены в 40 стран мира.

И дело не только в количестве алмазовских кораблей, но и в их качестве, а также в подлинном инновационном характере. Это в «Алмазе» спроектированы первые в мире ракетные катера, которые завоевали, в прямом смысле этого слова, всемирную славу. В этом конструкторском бюро созданы не знающие аналогов в мире корабли на воздушной подушке типов «Зубр» и «Сивуч». Этим КБ разработаны и внедрены в производство катера с интерцепторами, позволяющими даже на волнении развивать большую скорость и сохранять высокие мореходные качества.

В трудные 1990-е годы ЦМКБ «Алмаз» под руководством генерального директора – генерального конструктора А.В. Шляхтенко подставило плечо другой славной проектной организации: стоявшему из-за отсутствия заказов на грани закрытия Западному ПКБ, специализировавшемуся на создании минно-тральных кораблей и вспомогательных судов. Это мужественное решение спасло от гибели важную подотрасль отечественного кораблестроения, чья продукция сейчас вновь востребована флотом и зарубежными заказчиками.

И сегодня ЦМКБ «Алмаз» находится на передовых позициях отечественного кораблестроения. Номенклатура строящихся по проектам «Алмаза» кораблей, судов и катеров чрезвычайно широка: начиная от девятиметровых рабоче-разъездных катеров проекта 21770 до морских судов обеспечения проекта 20183 водоизмещением 6100 тонн. А в широком диапазоне между этими двумя полюсами – многоцелевые корветы, тральщики, опытовые, океанографические и другие вспомогательные суда для ВМФ РФ, сторожевые катера и корабли для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ, таможенные суда, спасательные катера для МЧС. По-прежнему по проектам «Алмаза» строятся и ракетные катера, но, увы, не для ВМФ РФ, а для зарубежных заказчиков.

Редакция журнала «Национальная оборона» сердечно поздравляет коллектив ЦМКБ «Алмаз» с 65-летием и желает ему новых удач и творческих свершений на благо нашей Родины!