Корвет «Гремящий» проекта 20385 – новейшее детище ЦМКБ «Алмаз» – в рамках государственных испытаний совершает переход Северным морским путем в Тихий океан, где будет нести службу. «Гремящий» – самый мощный в своем классе корабль в мире. Он оснащен совершенными противокорабельными, противовоздушными и противолодочными комплексами, а также крылатыми ракетами, способными поражать наземные цели на больших расстояниях. |
А само бюро, которое начинало с малочисленного коллектива, ныне превратилось в крупнейшую проектно-конструкторскую организацию судостроительной отрасли России – ведущего проектанта скоростных катеров, боевых надводных кораблей малого и среднего водоизмещения, десантных кораблей на воздушной подушке, кораблей противоминной обороны, кораблей и судов специального назначения, плавучих доков и других образцов морской техники военного и гражданского назначения.
Точкой отсчета образования Бюро стал Приказ Министерства судостроительной промышленности СССР от 22 октября 1949 г. о создании на заводе №5 специального конструкторского бюро (СКБ 5) по проектированию торпедных катеров (ТКА) дальнего действия. Работы по их созданию были возложены на главного конструктора П.Г. Гойнкиса. Уже в 1950 г. началось серийное строительство ТКА. Благодаря высокой мореходности, скорости (44 узла), боевой эффективности катера проекта 183 были признаны лучшими отечественными ТКА первого послевоенного десятилетия. В 1951 г. за создание торпедного катера проекта 183 его авторы (П.Г. Гойнкис, Г.И. Китаенко, Е.А. Попов) получили звание лауреатов Сталинской премии. Всего было построено более 600 единиц ТКА этого типа и его модификаций.
РАКЕТНЫЙ ШТУРМ
В конце 1954 г. в СКБ-5 (позже ЦКБ 5) наряду с разработкой проектов перспективных торпедных катеров на базе ТКА проекта 183 приступили к созданию принципиально нового катера – носителя крылатых ракет.
Работы ЦКБ-5 по созданию первого в мире ракетного катера завершились в 1957 г. передачей на завод комплекта рабочих чертежей. Сохранив корпус и энергетическую установку деревянного торпедного катера проекта 183, конструкторы вооружили катер водоизмещением всего 80 т двумя противокорабельными ракетами П-15 и артиллерийской установкой калибра 25 мм. 20 декабря 1957 г. состоялся первый успешный пуск ракеты с катера. Этот день можно считать днем рождения отечественного ракетного катеростроения.
Александр Васильевич ШЛЯХТЕНКО – генеральный директор АО «ЦМКБ «Алмаз», профессор, доктор технических наук. |
Практически параллельно с работами ЦКБ 5 по созданию катеров проекта 183Р ВМФ ставилась задача по созданию катера, имеющего повышенные мореходные качества, большую автономность и дальность плавания, улучшенные условия обитаемости по сравнению с катером проекта 183Р. Коллектив под руководством главного конструктора Е.И. Юхнина успешно справился с поставленной задачей. Уже в 1958 г. был завершен технический проект 205 ракетного катера в стальном корпусе, вооруженного четырьмя ракетами П-15 и двумя АУ АК 230 калибра 30 мм. В 1962 г. за создание первых в мире ракетных катеров проектов 183Р и 205 начальник ЦКБ 5 и главный конструктор проектов Е.И. Юхнин, заместитель главного конструктора А.П. Городянко и начальник механического отдела ЦКБ-5 В.П. Гусев были удостоены звания лауреатов Ленинской премии.
В 1966 г. ЦКБ-5, получившее в соответствии с приказом МСП СССР новое наименование – Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», завершило разработку малого ракетного корабля проекта 1234 «Овод» (главный конструктор – И.П. Пегов). На корабле было предусмотрено шесть ПКР П-120, имевших значительно большую по сравнению с ПКР П-15 дальность полета, что позволяло существенно увеличить эффективность боевого использования МРК.
Головной МРК проекта 1234 «Овод» Ленинградский Приморский завод построил и сдал флоту в 1970 году. Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота С.Г. Горшков, по достоинству оценив мощь нового оружия, назвал его «пистолетом у виска империализма». Головной малый ракетный корабль «Буря» был передан флоту в 1970 г., всего же наш флот получил 37 единиц, еще 10 единиц поставлены на экспорт.
Развитие военно-морского оружия в мире во второй половине 70-х годов прошлого века достигло такого уровня, что для решения задач ВМФ СССР требовалось большое количество ракетных катеров с улучшенными тактико-техническими элементами на замену устаревающим РКА более ранних проектов. Была проделана огромная работа, результатом которой стало создание ракетных катеров семейства «Молния». В 1977 г. было начато строительство первых двух катеров с ракетным комплексом «Термит» проекта 1241-1. Головной катер с ракетным комплексом «Москит» проекта 12411 и дизель-газотурбинной установкой построен в 1981 г. Помимо четырех ПКР этот катер нес одну АУ калибра 76,2 мм, две шестиствольные АК-630М калибра 30 мм, пусковую установку ПЗРК «Стрела-3М». Комбинированная дизель-газотурбинная энергоустановка, состоявшая из двух ГТД М-70 и двух дизелей М510, обеспечивала скорость полного хода 43 узла и дальность плавания 14-узловым ходом 1600 миль. Полное водоизмещение корабля составляло 493 т. По проекту 12 411 с комплексом «Москит» Ленинградским Приморским, Средне-Невским и Хабаровским судостроительными заводами было построено тридцать катеров. Экспортный вариант – проект 1241РЭ был разработан в 1979 г. За короткий промежуток времени союзники по Варшавскому договору и дружественные СССР страны получили более двух десятков современных мощных ударных катеров, которые за рубежом классифицировались как ракетные корветы. После распада СССР американцы смогли провести испытания одной из «Молний» из состава флота бывшей ГДР, обнародовав их результаты. В июне 1992 г. газета The New York Times так оценила работу ЦМКБ «Алмаз»: «Этот корабль является плавучей кладовой технологий для морских специалистов… и одним из самых быстрых и смертоносных кораблей своего класса в мире». Заложенные конструктивные решения оказались столь удачными, что строительство модификаций «Молнии», ставшей наиболее массовым российским экспортным кораблем, продолжается и поныне.
В 1998 г. создание системы боевых катеров типа «Молния» отмечено премией правительства РФ. Лауреатами стали главный конструктор системы боевых катеров типа «Молния» Е.И. Юхнин, начальник – генеральный конструктор А.В. Шляхтенко, главный конструктор В.Н. Устинов и ряд других специалистов предприятия.
ПСКР «Полярная звезда» проекта 22100 «Океан». |
ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ
В 1970-е годы у ЦМКБ «Алмаз» уже был большой задел новых конструкторских решений по всем основным направлениям своей деятельности, в том числе по проектированию опытных судов с динамическими принципами поддержания: на воздушной подушке и на подводных крыльях. Благодаря этому была в короткие сроки решена задача оснащения ВМФ скоростными кораблями, использующими эти принципы. Постройка опытного малого ракетного корабля на автоматически управляемых подводных крыльях проекта 1240 «Ураган» (главный конструктор – В.М. Бурлаков) началась в 1973 г. на Ленинградском Приморском заводе. Разработка этого проекта была предельно сложной задачей, поскольку корпус корабля проектировался из нового легкого сплава АМг62т, крыльевые устройства – из титана, а в качестве главных двигателей использовались две газотурбинные установки агрегатной мощностью 18 000 л.с. В проекте использовалось множество опытных механизмов и устройств, включая устройство подъема крыльев. Создание самого большого в мире корабля на подводных крыльях, вооруженного четырьмя сверхзвуковыми ракетами «Малахит» и способного при этом развивать скорость 60 узлов, стало крупным достижением отечественного кораблестроения. Однако этот корабль опередил свое время: промышленность оказалась не готовой к серийному производству столь сложного корабля, а ВМФ – к их эксплуатации.
Построенные большой серией амфибийные корабли и катера на воздушной подушке проектов 1232 «Джейран», 1205 «Скат», 1206 «Кальмар», 1209 «Омар» и 1238 «Касатка» обеспечивали нашему флоту такие возможности, которыми долгое время не располагал ни один флот мира. Их создатели Ю.М. Мохов, М.В. Псарев, Л.В. Озимов и В.К. Дьяченко были удостоены звания лауреатов Государственной премии. Полученный уникальный опыт позволил создать еще более мощный амфибийный корабль, способный транспортировать три основных танка на скорости до 60 узлов. Группа под руководством Ю.П. Семенова уже в 1979 г. разработала проект десантного корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». До настоящего времени он остается самым крупным (550 тонн) и быстроходным в мире амфибийным десантным кораблем.
На основе испытанной гидродинамической компоновки корабля на воздушной подушке скегового типа бюро разработало в 1974 г. проект МРК проекта 1239 «Сивуч» (главный конструктор – Л.В. Ельский, затем В.И. Корольков), который был построен в 1988 г. на Зеленодольском судостроительном заводе и после испытаний в 1989 г. введен в состав флота. Эксплуатация МРК, получившего имя «Бора», показала техническое совершенство корабля и его высокую эксплуатационную живучесть. В 1999 г. также успешно прошел испытания второй МРК этого типа – «Самум». Равных им до сих пор не имеет ни одно государство.
МРК нового поколения проекта 22800 «Каракурт». |
Одной из приоритетных задач в деятельности бюро является создание катеров и кораблей для охраны морской государственной границы. Многие из них строились массовыми сериями. Например, ПСКР проекта 205П «Тарантул» (главный конструктор – А.П. Городянко) – 129 единиц, ПСКА проекта 1400 «Гриф» (главный конструктор – В.М. Бурлаков) – около 300 катеров. Для пограничников также строились сторожевые корабли проекта 1241-2 «Молния-2».
Сегодня наиболее массовыми являются ПСКР проекта 10410 «Светляк» (главные конструкторы – К.Ж. Аванесова, а затем А.Л. Ивченко). На сегодняшний день построено более 40 единиц разных модификаций. За создание ПСКР проекта 10410 коллектив конструкторов был отмечен премией правительства РФ за 2000 г.
В 1998 г. министерства оборонной промышленности и судостроительной промышленности приняли решение об объединении двух родственных коллективов – ЦМКБ «Алмаз» и Западного ПКБ – с целью сохранения кадров специалистов, тематики оборонной продукции, улучшения финансового положения объединенного бюро. Была создана единая организация – Государственное унитарное предприятие «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз».
Западное ПКБ начиная с конца 30-х годов прошлого века вело проектирование значительной номенклатуры кораблей и судов как для ВМФ, так и для гражданских заказчиков. Основной тематикой было проектирование противоминных кораблей различных классов, спасательных и судоподъемных судов, противопожарных, водолазных судов, плавучих доков, больших вспомогательных судов ВМФ. После объединения у ЦМКБ «Алмаз» была значительно расширена тематика проектирования, сохранены все проектные наработки Западного ПКБ по кораблям противоминной обороны, спасательным судам, спусковым и транспортным докам, другим специализированным судам.
ЦМКБ «АЛМАЗ» В XXI ВЕКЕ
В трудные 90-е годы минувшего столетия ЦМКБ был взят курс на техническое перевооружение и внедрение на предприятии автоматизированных систем проектирования; использование современных методов и средств моделирования, в том числе математических моделей и трехмерных моделей; внедрение новейших информационных технологий в обеспечение поддержания жизненного цикла продукции. В конечном итоге эти обстоятельства позволили коллективу ЦМКБ «Алмаз» победить в конкурсе на создание корветов для Военно-морского флота России.
Со строительства головного корвета «Стерегущий» проекта 20380 (главный конструктор – И.Н. Иванов), который был сдан флоту в 2007 г., практически началось возрождение отечественного судостроения, потому что это был первый крупный надводный корабль после развала Советского Союза. Корветы этого проекта обладают мощным ударным ракетным, артиллерийским и противолодочным оружием, несут авиационное вооружение и по своим тактико-техническим характеристикам соответствуют лучшим мировым аналогам. За создание корветов проекта 20380 ряд ведущих специалистов бюро в 2010 г. были удостоены премии правительства РФ в области науки и техники.
Головной противоминный корабль «Александр Обухов» проекта 12700. |
Под руководством главного конструктора Б.А. Лейкиса с 2006 г. для Береговой охраны ФСБ России крупной серией (на сегодняшний день более двух десятков единиц, из них две – на экспорт) строятся патрульные катера проекта 12200 «Соболь», на которых для повышения скорости и мореходности используется комплекс автоматически управляемых интерцепторов, а также скоростные патрульные катера проекта 12150 «Мангуст», количество которых уже превысило 70 единиц.
С учетом огромного значения Арктического региона для экономики и обеспечения безопасности России, а также ввиду обострения международного соперничества в борьбе за влияние в Арктике руководством страны были поставлены новые задачи перед морскими пограничниками. Для их решения понадобились новые корабли, способные действовать в арктических морях. Выиграв в объявленном заказчиком конкурсе, ЦМКБ «Алмаз» разработало проект 22100 «Океан» (главный конструктор – Б.А. Лейкис). Это патрульный корабль неограниченного района плавания, предназначенный для эксплуатации в ледовых условиях. В декабре 2016 г. головной корабль «Полярная звезда» сдан заказчику и несет службу в Береговой охране ПС ФСБ России в Арктике. Строительство серии продолжается.
Новейшие отечественные и зарубежные разработки в области спасения экипажей подводных лодок воплощены в проекте спасательного судна проекта 21300 «Дельфин» (главный конструктор – А.А. Форст). В 2015 г. передано ВМФ России головное судно «Игорь Белоусов» проекта 21300, построенное на ОАО «Адмиралтейские верфи».
В этот период были спроектированы, построены и переданы флоту суда для проведения поисково-спасательных операций и подводно-технических работ, которые по составу технических средств и оборудования не имеют аналогов ни в одном флоте мира: судно специального назначения проекта 11980 (2004 г.), головное вспомогательное судно проекта 20180 «Звездочка» (2010 г.), вспомогательное судно проекта 20181 «Академик Ковалев» (2015 г.). Это же можно сказать и об океанографических исследовательских судах (ОИС) «Янтарь» и «Алмаз» проекта 22010, созданных по заказу Главного управления глубоководных исследований МО РФ.
В 2018 г. за реализацию концепции строительства судов специального назначения на базе проекта 20180 главному конструктору – А.А. Форсту и его заместителю В.А. Шималовичу присуждена премия правительства Российской Федерации в области науки и техники.
В 2015 г. командованием ВМФ России перед ЦМКБ «Алмаз» была поставлена задача: спроектировать корабль весьма ограниченного водоизмещения, обладающего высокой мореходностью и автономностью, эффективной ПВО, ударным ракетным вооружением, который мог бы быть быстро освоен отечественной промышленностью, а за счет относительно невысокой цены – построен достаточно крупной серией. Активная работа над проектом 22800 «Каракурт» (главный конструктор – Д.Е. Цымляков) началась в апреле 2015 года. «Каракурты» оснащены универсальными пусковыми установками УКСК 3С14, позволяющими использовать крылатые ракеты семейства «Калибр», «Оникс» и их аналоги, усовершенствованной артиллерийской установкой (АУ) АК-176МА.
В декабре 2018 г. флоту передан головной МРК, развернуто строительство крупной серии этих кораблей.
Длительная работа бюро над созданием корабля ПМО проекта 12700 «Александрит» (главный конструктор – А.В. Калинин) завершилась передачей флоту в декабре 2016 г. головного корабля «Александр Обухов». Корабль, строительство которого велось на АО «СНСЗ», имеет корпус из монолитного стеклопластика, сформированного методом вакуумной инфузии, что позволило снизить уровень физических полей и увеличить объем полезной нагрузки, повысить взрывостойкость и срок службы корпуса в сравнении с корпусами из маломагнитной стали.
На корабле создан противоминный контур с применением новейших образцов оружия, гидроакустических станций, движительно-рулевого комплекса и автоматизированной системы управления противоминными действиями, впервые применена интегрированная система поиска и уничтожения мин. В январе 2019 г. был поднят Андреевский флаг на серийном корабле «Иван Антонов».
За семьдесят лет по проектам, разработанным коллективом ЦМКБ «Алмаз», построено более 26 000 катеров, кораблей и судов различного назначения. Более 40 стран мира имеют в составе своих флотов спроектированные в Бюро катера и корабли, количество же построенных на экспорт превысило тысячу единиц.
Мощная производственная база и кадровый потенциал позволяет ЦМКБ «Алмаз» оперативно реагировать на требования времени и потребности заказчика, создавать высокотехнологичные, наукоемкие и конкурентоспособные проекты в области гражданского и военного судостроения.