ВМФ России: Fleet in Being Владимира Путина
При Путине возможности ВМФ России значительно возросли

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» в дальнем походе.

В декабре прошлого года в журнале Военно-морского института США Proceedings опубликована статья ведущего американского военно-морского  эксперта Нормана ПОЛМАРА, в которой дается оценка текущего состояния дел в ВМФ РФ. Предлагаем вниманию читателей эту публикацию.

Термин «fleet in being» («имеющийся в наличии флот», или точнее – «флот, готовый к боевым действиям») первоначально означал военно-морские силы, которые уступали в силах и средствах противнику, но могли быть силой, представлявшей для него потенциальную угрозу. Сегодня этот термин применим к ВМФ России при президенте Владимире Путине. Безусловно, по большинству критериев российский  ВМФ уступает ВМС США, в том числе по численности и возможностям. Тем не менее Путин использует этот флот для обеспечения политического присутствия и выполнения боевых задач без опасения потерпеть поражение. Бесспорно, старшие морские офицеры ВМФ РФ поднимают сейчас тосты за Путина и увеличивают свои заявки на бюджетные ассигнования.

Норман ПОЛМАР – обозреватель журналов Proceedings и Naval History, автор нескольких десятков книг и справочников по ВМС США и ВМФ СССР, об ядерных вооружениях и авиации, а также военно-морской истории

Свою первую и значимую роль ВМФ России сыграл уже после холодной войны. И она состояла в том, чтобы демонстрировать свои политические возможности. Это случалось, когда единственный российский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Кузнецов» периодически совершал походы в Средиземное море. Имея полное водоизмещение около 60000 т,  этот корабль значительно меньше по размерам и обладает меньшими боевыми возможностями, чем американские авианосцы, оснащенные ядерной энергетической установкой. Хотя на нем базируются лишь около 40 самолетов (примерно на 30 самолетов меньше, чем авиационная группа на американском авианосце), периодическое появление крейсера «Кузнецов» в водах Средиземного моря с начала 1990-х годов демонстрировало российские интересы в этом регионе и широко освещалось в региональных средствах массовой информации.

Но, возможно, более значимым событием было появление в ноябре 2008 г. атомного крейсера «Петр Великий» в Карибском море, которое считается «подбрюшьем» США.  Имея полное водоизмещение 26400 т, этот крейсер и другие корабли данного типа являются крупнейшими в мире надводными боевыми кораблями, оснащенными крупнокалиберным артиллерийским, а также тяжелым ракетным и противолодочным вооружением. «Петр Великий» вошел в Ла-Гуайра, главный порт Венесуэлы, в тот самый момент, когда тогдашний президент России Дмитрий Медведев находился в этой стране с визитом.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» в тропических широтах.

Крейсер сопровождали другие российские боевые  корабли, включая эсминец «Адмирал Чабаненко». Эти корабли приняли участие в совместных учениях с ВМС Венесуэлы, а «Адмирал Чабаненко» также посетил порты в Панаме, Никарагуа и на Кубе. В ходе своего шестимесячного похода «Петр Великий» совершил также заходы в Кейптаун в ЮАР и Гоа в Индии. Мало того – этому кораблю также приписывается  захват десяти пиратов у берегов Сомали.

Как и «Адмирал Кузнецов», «Петр Великий» совершал походы и в Средиземное море, включая визиты в сирийский порт Тартус. Этот город принимал советские, а затем и российские военные корабли почти на постоянной основе начиная с 1971 года. Он предоставлял возможности для периодического ремонта кораблей и пополнения запасов с использованием плавучих ремонтно-технических баз. Значение Тартуса возросло после того, как в середине 1970-х годов Советский Союз утратил в Египте свое влияние (а, значит, и способность обеспечивать флот). С началом гражданской войны в Сирии в 2011 г. Россия увеличила военную помощь сирийскому диктатору Башару Асаду, а торговые и военные транспортные корабли стали разгружаться в Тартусе.

АПЛ проекта 885 – предмет особого беспокойства командования ВМС США.

Учитывая обязательство России оказывать поддержку боевой авиацией сухопутным силам Асада в борьбе против его противников, десантные корабли ВМФ стали использовать этот порт наряду с  грузовыми судами для доставки вооружений, боевых машин, авиационного вспомогательного оборудования и боевых вертолетов. Тартус является для России воротами на Ближний Восток.

При Путине возможности ВМФ России значительно возросли, о чем свидетельствовал залповый пуск крылатых ракет из акватории Каспийского моря против отрядов мятежников, борющихся с режимом Асада, что, похоже, застало западную разведку врасплох. 7 октября фрегат «Дагестан» и корветы «Град Свияжск», «Великий Устюг» и «Углич» запустили 26 ракет «Калибр» 3М-14T. Хотя четыре ракеты не смогли достичь своих целей и, видимо, упали на территории Ирана (здесь Норман Полмар явно принял за чистую монету домыслы анонимных источников в Пентагоне и в американской разведке – прим. редакции), остальные же перелетели через территорию Ирана и Ирака и поразили цели в Сирии с помощью 990-фунтовых боевых частей (около 450 кг), преодолев расстояние более чем 900 миль. По сообщениям, ракеты поразили 11 целей в Сирии  и присоединились к атакам российских истребителей-штурмовиков, которые осуществляли бомбардировки противников Асада.

Эти ракеты (по классификации НАТО – SS-N-30) запускаются из вертикальных пусковых установок (ПУ). Фрегат «Дагестан» и корветы имеют ПУ с восемью ячейками для стрельбы ракетами (в дополнение к артиллерии, ЗРК и оружию самообороны). Особенно впечатляют корветы, поскольку их полное водоизмещение составляет всего 940 т, что меньше половины водоизмещения гораздо более крупных американских литоральных боевых кораблей (LCS). Эти американские корабли имеют значительно менее мощное пушечное вооружение, и только сейчас командование американских  ВМС разрабатывает планы по усилению их вооружения. Вместе с тем, следует признать, что российские корветы имеют скорость всего 26 узлов в сравнении с более чем 40 узлами, которые развивают корабли типа LCS.

Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».

Ранее ВМФ России сыграл важную роль в захвате Крымского полуострова у Украины в 2014 году. Корабли Черноморского флота потопили (это утверждение не соответствует действительности – прим. редакции) или захватили несколько украинских военных кораблей и, по имеющимся сведениям, даже высадили десант и обеспечивали другую поддержку российской операции. Взятие Крыма дало россиянам дополнительные авиабазы и флот на Черном море, а также зоны отдыха для российских чиновников и других VIP-персон.

Можно приводить доводы о том, что российские военно-морские силы, осуществившие эти операции, – по крайней мере, надводные боевые корабли – не представляют серьезной угрозы для США и военно-морских сил НАТО. Но российские подлодки, несомненно, могут быть причиной для беспокойства. Российские подводные лодки нового поколения, особенно многоцелевые атомные подводные лодки типа «Северодвинск» проекта 885, вооруженные крылатыми ракетами, по-видимому, представляют одну из серьезнейших проблем для командования ВМС США (статья Нормана Полмара увидела свет еще до того, как ДЭПЛ «Ростов-на-Дону» проекта 06363 нанесла залповый удар по объектам запрещенного в России «Исламского государства» в провинции Ракка – прим. редакции). В ячейках их вертикальных пусковых установок могут размещаться ракеты 3М-14 (SS-N-30) для поражения наземных целей. Кроме того, эти подводные лодки вооружены противокорабельными ракетами, то есть оружием, отсутствующим на американских подводных лодках.

Корабли Каспийской флотилии атакуют крылатыми ракетами объекты террористов в Сирии.

Операции ВМФ России в Карибском море и других отдаленных районах, особенно в Средиземном море, залповый пуск крылатых ракет корабельного базирования по целям в Сирии, роль ВМФ в поддержке наземных и воздушных сил в Сирии, Крымская операция и различные визиты в иностранные порты продемонстрировали Западу, а также самому Владимиру Путину, возможности его флота. Кроме того, эти действия не повлекли военных контрмер со стороны Запада, таких, например, как отправка корабельной ударной группы в Черное море (по утверждению командующего Сухопутными силами США в Европе генерал-лейтенанта Бена Ходжеса, как только ВМС НАТО пройдут Черноморские проливы, они будут немедленно потоплены российскими ракетами – прим. редакции). Таким образом, можно прогнозировать, что старшие офицеры ВМФ России уже сейчас предлагают выделять больше средств на закупку новых кораблей, самолетов и вооружений. И, с учетом их достижений за последние несколько лет, Путин поддержит эти бюджетные заявки и дальнейшее использование боевых кораблей, поскольку стремится вернуть России статус сверхдержавы.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS