Хождение «Новороссийска» за семь морей, залив, океан и пять проливов
Этот поход на Западе сопровождался паникой и скандалами

ДЭПЛ «Новороссийск» следует в Северном море в сопровождении голландского десантного корабля Johan de Witt.

Дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск» 21 сентября ошвартовалась у пирса Новороссийской военно-морской базы. Эта субмарина оставила за кормой 6500 миль, совершив плавание за семь морей, большой залив, океан и пять проливов. Лодка под командованием капитана 2-го ранга Константина Табачного вышла из Полярного 10 августа, прошла Баренцевым, Норвежским и Северными морями, проскочила пролив Ла-Манш, вошла в обширный и бурный Бискайский залив, из него в Атлантику, затем повернула на восток и через Гибралтарский пролив направилась в Средиземное море. Сразу же после пересечения Геркулесовых столбов предстояла короткая остановка в уютной гавани испанского полуанклава Сеута на африканском берегу.

Александр ФЕДОРОВ

Вот этот отрезок пути российской субмарины и вызвал головную боль, а иногда и откровенные истерики в некоторых странах НАТО, хотя значительную часть данного перехода лодка совершала в надводном положении, а нередко для сбережения моторесурса вообще шла на буксире. Почему столь нервная реакция?

Командир подводной лодки «Новороссийск» капитан 2-го ранга Константин Табачный.

ДЭПЛ Б-261 «Новороссийск» – головная подлодка проекта 06363 разработки ЦКБ МТ «Рубин». Строительство серии из шести таких ПЛ ведут для Черноморского флота «Адмиралтейские верфи». Проект 06363 – глубокая модернизация обширного семейства проекта 877/636 «Палтус». Подводное водоизмещение новых субмарин – 3950 т, длина – 73 м, ширина корпуса – 10 м. Их максимальная подводная скорость составляет 20 узлов, рабочая глубина погружения – 240 м, предельная – 350 м, дальность подводного плавания экономической скоростью – 400 миль, автономность – 45 суток. Имеется устройство РДП, то есть работы дизеля под водой. Команда состоит из 52 человек. Автоматизированная информационно-управляющая система «Лама», система управления подводной лодкой «Палладий» и система управления маневрированием «Пирит» разработки НПО «Аврора» значительно облегчают действия экипажа. У Б-261 очень низкие акустические поля. «Россия выпустила в море самую бесшумную подлодку в мире», – констатировал в этой связи американский журнал The National Interest. Подводные корабли несут мощное вооружение: шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов предназначены для стрельбы 18 торпедами и 4 ракетами «Калибр-ПЛ». Они также используются для постановки 24 мин, которые принимаются вместо части торпед. Противовоздушную оборону субмарин в надводном положении обеспечивают 8 ПЗРК «Игла».

Похоже, нервозность, переходящая в панику, в североатлантических столицах была вызвана наличием на борту «Новороссийска» ракетного комплекса «Калибр-ПЛ», которым можно наносить удары не только по морским, но и береговым целям, находящимся на большой дальности. Что было успешно подтверждено на испытаниях в начале августа, когда «Новороссийск», выстрелив ракетой в Баренцевом море, поразил мишень на полигоне Чижа Архангельской области. Другими словами, из каждой точки своего маршрута Б-261 была способна атаковать не одну-две, а несколько западноевропейских натовских стран.

Вот почему не успел «Новороссийск» войти в Северное море, как лодку взял под «эскорт» голландский десантно-вертолетный корабль-док Johan de Witt. Что по большому счету глупо, так как в случае чего отправить этот ДВКД на дно для «Новороссийска» не составило бы труда. Очевидно, это поняли в конце концов и натовские адмиралы. Johan de Witt ушел, а наблюдение за российской подлодкой продолжили авиация и береговые посты.

У Сеуты красивая и удобная гавань.

Однако, когда «Новороссийск» зашел в Сеуту для пополнения запасов и отдыха экипажа, началась истерика в британских СМИ и среди политиков Соединенного Королевства. Как подчеркивала газета The Independent, политики правого толка в Лондоне усмотрели в действиях Мадрида провокацию, направленную против Гибралтара – анклава Великобритании на Пиренейском полуострове.

Действительно, с 1704 г. Испания оспаривает принадлежность Гибралтара Великобритании, которая силой отторгла часть территории пиренейской страны. Лондон упорно не желает слушать вполне разумные аргументы Мадрида. Все это не способствует теплым отношениям между двумя государствами. И вот теперь член британского парламента и заместитель председателя всепарламентской группы по Гибралтару Эндрю Роузинделл заявил: «Испания раз за разом нарушала границы территориальных вод Гибралтара, таранила там корабли и даже открывала огонь по судам, на которых находились туристы. Теперь же, в довершение всего, Мадрид разрешил ВМС враждебно настроенного к нам государства разместить свою подлодку менее чем в 18 милях от Гибралтара».

Из Сеуты невооруженным глазом видны гибралтарские скалы.

Конечно, не обошлось в этой шумихе без участия заокеанских «специалистов». Вот что сказал, например, военный эксперт американского аналитического центра Heritage Foundation Люк Коффи: «За последние 18 месяцев НАТО было сосредоточено на противостоянии российской агрессии на Украине, и тут один из членов НАТО активно принимает передовой российский военный корабль, следующий в Черное море. Это безумие! Это вызовет недоумение у Вашингтона! Действия Испании неприемлемы, учитывая, что Мадрид не позволяет кораблям США или НАТО бросать якорь у берегов Испании, если те заходят в Гибралтар».

Антинатовский вектор политики Мадрида явно преувеличен. Но, безусловно, Гибралтар – больная тема для испанцев, и они не упускают случая преподнести какой-нибудь неприятный сюрприз британцам. На сей раз им оказалась российская подводная лодка.

С другой стороны, Сеута, имеющая красивую и удобную гавань, обладает обширной автономией. У этого города площадью 18,5 км2 и населением около 82160 человек свой президент, гимн и флаг. Основа экономики – туризм и порт, где разгружаются и загружаются, а также обслуживаются суда, пришедшие из самых разных стран. Это – перевалочный пункт между Африкой и Европой, Африкой и Азией, Африкой и Америкой. И предоставление причала и услуг «Новороссийску» – не политика, а обычная коммерческая сделка.

ДЭПЛ «Новороссийск» в Сеуте.

27 августа Б-261 покинула Сеуту и взяла курс на алжирский порт Оран, который в 1960-1980-е годы прошлого века довольно активно использовался как пункт материально-технического обеспечения 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ СССР, насчитывавшей 70-80 кораблей и подводных лодок, а также вспомогательных судов. До «Новороссийска» предыдущий заход корабля ВМФ РФ в этот порт состоялся в 2006 г., то есть девять лет назад.

«Новороссийск» подходит к родному причалу.

А после Орана след Б-261 затерялся. Очевидно, субмарина отрабатывала учебные задачи и несла боевую службу, пусть и не очень продолжительную, в Средиземном море. Это вытекает из сравнения показаний лага «Новороссийска» (как мы знаем – около 6500 миль) и прокладкой кратчайшего пути из Полярного в Новороссийск, который составляет 5170 миль. То есть 1330 миль лодка работала по «особой программе», осваиваясь на средиземноморском театре, где ей придется нести службу. Она прошла мелководный Тунисский пролив, Эгейское море, Дарданеллы, Мраморное море, Босфор пока не оказалась 16 сентября в родном Черном море.

Там боевая учеба продолжилась. Б-261 отрабатывала слежение за кораблями «противника» и приняла участие в противолодочных учениях Черноморского флота, надводные корабли которого никак не могли субмарину обнаружить. Вероятно, сказался опыт командира «Новороссийска» – Константина Табачного, который в 1992 г. закончил Военно-морской институт радиоэлектроники имени А.С. Попова и начинал службу на флоте командиром гидроакустической группы на подводной лодке «Алроса».

И вот после сорока двух суток похода «Новороссийск» оказался в родной гавани. Там его встречали главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков, командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко, командир Новороссийской военно-морской базы капитан 1-го ранга Олег Шастов, мэр Новороссийска Владимир Синяговский, генеральный директор «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков, другие официальные лица и представители общественности города-героя. Как отметил Виктор Чирков, «технические средства, системы жизнеобеспечения дизель-электрической подводной лодки «Новороссийск» за время перехода с севера на юг показали себя с самой лучшей стороны».

Новороссийская военно-морская база.

Вслед за «Новороссийском» в Новороссийскую военно-морскую базу до конца 2016 г. прибудут и другие подлодки проекта 06363: «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол», «Краснодар», «Великий Новгород» и «Колпино». Все они войдут в состав воссозданной 4-й отдельной бригады подводных лодок. В нее также будет включена ныне находящаяся в ремонте на 13-м судоремонтном заводе в Севастополе ДЭПЛ «Алроса» проекта 877В.

К полноценному базированию 4-й отдельной бригады готовится и продолжающая строиться Новороссийская военно-морская база. Стоянка 4-й отдельной бригады подводных лодок оборудуется специалистами Южного главного управления Спецстроя аккумуляторной мастерской с дистилляторной, зарядно-силовой станцией и складом аккумуляторных батарей. Возводятся здания комплекса технического обслуживания подводных лодок и общежития для экипажей. В первом из двух общежитий уже ведется отделка помещений.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS