Российские «мистрали»: окончен бал, погасли свечи?
Вашингтон поощрил Елисейский дворец за примерное поведение

Бывшие российские «мистрали» у стенки верфи STX/France.

История с российскими «мистралями» закончилась так, как она и должна была завершиться – полным фиаско. Этот печальный итог был «запрограммирован» самой сделкой, подписанной 17 июня 2011 г. в присутствии тогдашнего российского президента Дмитрия Медведева, который выступал в роли ее крестного отца.

Александр МОЗГОВОЙ

Журнал «Национальная оборона» в то время, когда готовился контракт, не раз и не два выступал против приобретения французских десантных вертолетоносцев. Мы были не одиноки. Подавляющее большинство военно-морских специалистов занимали такую же позицию. Однако здравый смысл не возобладал. Чем же нам не мил французский десантно-вертолетный корабль-док (ДВКД) «Мистраль»?

Во-первых, было непонятно, почему обновление флота начинается с ДВКД да еще зарубежной постройки, когда ВМФ РФ не хватает буквально всего – от тральщиков до фрегатов, вертолетов и противолодочных самолетов. И при такой ситуации большие десантные корабли вовсе не являются приоритетом. Заранее было объявлено, что «мистрали» будут эксплуатироваться на Тихом океане. Но там просто не хватило бы кораблей для эскортирования этих «десантников». На сегодняшний день Тихоокеанский флот располагает всего лишь пятью большими кораблями, которые могли бы охранять «французов», причем один из них находится в ремонте.

Транспортировка во Францию кормовой части ДВКД «Владивосток», построенной «Балтийским заводом».

Во-вторых, французские «мистрали» в своем классе и в своей «весовой» категории совсем не лучшие. Они уступают по возможностям южнокорейским и испанским большим десантным кораблям, не говоря уже об американских УДК. Предназначаются французские ДВКД для «проецирования силы» Парижа на заморские территории Пятой республики и бывшие колонии. Идеальный «ареал» их обитания – Средиземное море. Для использования «мистралей» в российских условиях требовалась соответствующая адаптация. В конце концов, ее выполнили, но в силу «родовых» причин, присущим этим кораблям, польза от такой модернизации незначительна. Вряд ли эти ДВКД могли бы надежно и безопасно эксплуатироваться в суровых водах северной части Тихого океана.

В-третьих, цена на эти два ДВКД была явно завышена французской стороной, что заставляло предполагать наличие коррупционных схем с «распилами» и «откатами». Тем паче, что французские компании DCNS и Thales, выступившие инициаторами сделки, хорошо известны в мире как большие мастера подобного рода «коммерческой деятельности». В свое время представитель одной из этих фирм обратился ко мне с предложением поучаствовать в рекламной кампании по продвижению «мистралей» на российском рынке. Я отказался, но через какое-то время спросил у своего зарубежного знакомого, почему в российских изданиях не видно соответствующих материалов о французских ДВКД. Он замялся, а потом ответил: «Наше руководство нашло другие инструменты влияния». В чем состоят эти «инструменты», объяснять не надо.

ДВКД «Владивосток» прошел весь цикл испытаний и должен был быть передан России в ноябре прошлого года.

Французскому оборонно-промышленному комплексу в то время российский заказ на «мистрали» был чрезвычайно важен. Верфь STX/France, специализирующаяся на строительстве ДВКД, других крупнотоннажных военных кораблей, а также океанских круизных лайнеров, сидела на мели. Южнокорейский концерн STX, владеющий убыточным предприятием, готов был продать его за гроши или вовсе закрыть. Тогдашний французский президент Николя Саркози очень хотел верфь спасти. Как заявлялось тогда, чтобы не выбросить на улицу рабочих на ней занятых. На самом деле закрытие предприятия привело бы к утрате позиций Франции в определенных секторах военного и гражданского судостроения. И тут появился шанс «впарить», как принято говорить сейчас, два «мистраля» Москве, которая попалась на удочку Парижа. В качестве главного аргумента в пользу сделки в российской столице стали говорить о «политических соображениях». Мол, с помощью десантных вертолетоносцев мы построим прочный мост между нашей страной и Западом. Это, конечно, наивные мечтания, но так тогда озвучивалась позиция Российской Федерации.

ДВКД «Севастополь» еще не завершил испытания. Его передача ВМФ РФ планировалась на конец текущего года.

Пережив с помощью «мистралей», заказанных Москвой, трудные времена, STX/France не без содействия американской администрации получила в марте этого года от компании MSC Cruises заказ на строительство двух круизных лайнеров для эксплуатации в Карибском бассейне. Предусмотрен опцион еще на два лайнера. Этот контракт значительно превышает российский. Таким образом Вашингтон поощрил Елисейский дворец за примерное поведение.

Наконец, в-четвертых, сделка по «мистралям» таила высокие риски, связанные с политической и экономической конъюнктурой. Против поставок ДВКД России всегда выступали Соединенные Штаты. Правительству Николя Саркози с большим трудом все-таки удалось убедить администрацию Барака Обамы в том, что «мистрали» – не более чем «гражданские паромы с вертолетной палубой», что, впрочем, отвечает действительности. И американцы закрыли глаза на сделку. Однако после «майданной революции» в Киеве, референдума в Крыму и событий на юго-востоке Украины они принялись оказывать на Париж беспрецедентное давление. В чем преуспели. Какое-то время Елисейский дворец сопротивлялся и заявлял, что обязательства перед Россией выполнит, но потом пошел на попятный. Дескать, нет «условий» для реализации контракта. Да, Франсуа Олланд оказался слабаком. А куда ему деваться? Он понимает, что у него нет никаких шансов остаться в президентском кресле на второй срок. Практически нет вариантов и у его однопартийцев. Однако свой провал они неизбежно спишут на ошибки Олланда, в том числе и по «мистралям». А с Соединенными Штатами лучше не ссориться, тогда они, глядишь, и мешать не будут.

Москва, вероятно, не получила бы свои ДВКД и по другой причине. В июле прошлого года Гаагский суд принял решение в пользу бывших владельцев ЮКОСа и обязал Россию выплатить экс-акционерам нефтяной компании $50 млрд. В счет погашения этой суммы оба десантных корабля могли быть арестованы для последующей перепродажи третьим странам. И даже французское правительство в этом случае никак не помешало бы.

Бывшие российские «мистрали» ждут покупателей.

Когда осенью прошлого года стало известно о том, что Франция задерживает поставки первого российского «Мистраля», получившего имя «Владивосток», то из Москвы раздались угрозы утопить в штрафах Париж, содрав с него 3 млрд. евро, а некоторые горячие головы утверждали, что сумма наказания превысит 10 млрд. европейских денег. Но когда грамотные люди изучили контракт, заведомо составленный в пользу французской стороны, то поняли, что сделать это в Европейском арбитражном суде будет непросто, а то и невозможно. Во всяком случае, судебные заседания тянулись бы безрезультатно годами. Вот почему 16 апреля президент Владимир Путин заявил, что Россия не собирается требовать у Франции неустойки за срыв графика поставок кораблей. Он предложил формулу: «верните заплаченные деньги или корабли». Этой позиции и придерживалась российская сторона на переговорах с французами.

Парижу тоже бесконечные судебные разбирательства были невыгодны. Ведь все это время с ДВКД ничего нельзя будет сделать – ни продать, ни потопить, ни даже включить в состав своего флота.

И вот 5 августа было достигнуто соглашение между сторонами. В тот же день деньги, уплаченные за «мистрали», упали на счета одного из российских банков. Осуществлена была эта проводка тайно, чтобы бывшие акционеры ЮКОСа не смогли перехватить деньги. Так что по-своему Елисейский дворец поступил благородно.

О какой сумме идет речь? Неизвестно. Обычно хорошо информированная газета «Коммерсант» утверждает, что Париж перевел более 1,1 млрд. евро. Сюда входят авансовые платежи Москвы за строительство «мистралей», затраты на подготовку экипажа и ряд других расходов. Но другие источники называют иную сумму. Так, агентство INTERFAX сообщает, что Россия получила не более 850 млн. евро, из которых около 840 млн. – авансовые платежи за корабли, а остальные деньги – плата за демонтаж с них российского оборудования. После этой операции ДВКД полностью перейдут в распоряжение Французской Республики. Министр финансов Франции Мишель Сапен тоже сказал, что сумма выплат за расторжение контракта с Россией составила менее миллиарда евро.

То есть Москва и Париж «разъехались» с миром, хотя моральный ущерб для России очевиден, поскольку нас откровенно «кинули». Теперь об этой «мыльной опере», как назвал историю с «мистралями» один автор, можно забыть? Но вряд ли она канет в Лету. Безусловно, «опера» получит продолжение – главным образом связанное с попытками Франции продать бывшие российские корабли другим странам. Там могут появиться захватывающие сюжеты. Рано или поздно всплывут подробности заключения нелепой сделки. Нас могут ожидать сюрпризы.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS