«Платформа-Арктика» – многофункциональный танкер Зеленодольского ПКБ
Обновление Военно-морского флота России требует строительства кораблей по проектам, которые отвечают современным требованиям и перспективным тенденциям развития военно-морской техники

Зеленодольское проектно-конструкторское бюро участвует в создании таких кораблей. По проектам бюро в XXI веке были построены и строятся сторожевые корабли проектов 11540 и 11661, малые артиллерийские корабли проекта 21630, малые ракетные корабли проекта 21631. Но боевые корабли, не могут нормально функционировать без вспомогательных судов. Особенно их значение возрастает в арктических и дальневосточных регионах – регионах со слабо развитой береговой инфраструктурой.

Александр ВАНИН

Руководством Зеленодольское ПКБ в качестве одного из важнейших направлений развития научно-технической деятельности предприятия названо «создание многоцелевой платформы судна усиленного ледового класса в обеспечение концепции арктических судов для транспортировки жидких и сухих грузов, разрядных грузов и людей с возможностью приема вертолетной техники (в том числе беспилотных летательных аппаратов) и выполнения спасательных операций». К разработке темы, названной «Платформа-Арктика», бюро подошло, имея опыт, приобретенный при разработке РКД на строящийся на Балтийском заводе атомный ледокол нового поколения проекта 22220 и пакета документов на средний танкер проекта 23130, главный конструктор В.М. Емельянов. Министерство обороны РФ возложило на Зеленодольское ПКБ функции головного исполнителя этого проекта. И пакет предконтрактных документов был подготовлен. В заключении по нему главного управления Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС) говорилось, что «полученные результаты рассмотренной документации по проекту 23130 подтверждают, что представленная документация может являться основой для дальнейшей разработки проекта применительно к классу РС:  КМ Arc4 [1] AUT1 Oil tanker».

Но все-таки главные усилия по этому направлению Зеленодольцы сосредотачивают на создании малого морского танкера (ММТ) ледового класса Arc4 для вспомогательного флота ВМФ – проект 03182.

Это судно предназначено для приема, хранения, транспортировки и передачи жидких грузов (дизельного топлива, мазута, авиационного топлива, пресной воды) на надводные корабли и подводные лодки. Оно может снабжать корабли и суда грузами в бочкотаре, ящиках, контейнерах, заниматься сбором льяльных, сточно-фекальных вод, сухого мусора и пищевых отходов. Полное водоизмещение танкера – около 3500 т, дейдвейт при наибольшей осадке около 5 м – 1560 т, длина – около 75 м, ширина – около 15,4 м. Дальность плавания ММТ – около 1500 миль, автономность – 30 суток. Экипаж состоит из 24 человек. В случае необходимости судно способно принимать дополнительное количество людей.

Заданные жесткие лимиты по главным размерениям при одновременном максимальном дедвейте и специфические функциональные требования к работе оборудования сформировали достаточно сложный выбор обводов корпуса, который определился в том числе с использованием современных программных продуктов на собственном суперкомпьютере. Бюро в этой области тесно сотрудничает с высококвалифицированными специалистами лаборатории «Пропульсивные комплексы судов» ЗАО ЦНИИМФ. По предконтрактной документаци морского танкера Зеленодольским ПКБ получены предварительные положительные заключения главного управления РМРС и, что особенно ценно, – военных моряков.

Создаваемая специалистами Зеленодольского ПКБ универсальная платформа в рамках проекта 03182, в которой заложены конструктивно-технические решения, основное и вспомогательное оборудование, позволяют решать не только функции наливного судна. При небольших конструктивных изменениях судно может решать следующие задачи:

– патрулирование, аварийно-спасательное дежурство в районах судоходства, рыбного промысла, морских нефтяных и газовых промыслов;

– поиск и оказание помощи терпящим бедствие судам;

– техническую поддержку в районах опасных для мореплавания и добычи морепродуктов;

– обслуживание транспортных операций в портах;

– снятие с мелей и рифов аварийные суда, откачку воды из затопленных отсеков, буксировку аварийных судов и объектов к месту убежищ, в том числе и во льдах;

– выпонение функций пожарного судна.

Примененные технические решения обеспечивают сопровождение эксплуатации судна во время всего жизненного цикла.

Другими словами, судно может быть востребовано не только ВМФ, но и Береговой охраной ФСБ РФ, а также предприятиями, занимающимися добычей природных ресурсов в Арктике, снабжением и обеспечением безопасности добывающих платформ.

www.zpkb.com


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS