Зеленодольское проектно-конструкторское бюро участвует в создании таких кораблей. По проектам бюро в XXI веке были построены и строятся сторожевые корабли проектов 11540 и 11661, малые артиллерийские корабли проекта 21630, малые ракетные корабли проекта 21631. Но боевые корабли, не могут нормально функционировать без вспомогательных судов. Особенно их значение возрастает в арктических и дальневосточных регионах – регионах со слабо развитой береговой инфраструктурой. |
Руководством Зеленодольское ПКБ в качестве одного из важнейших направлений развития научно-технической деятельности предприятия названо «создание многоцелевой платформы судна усиленного ледового класса в обеспечение концепции арктических судов для транспортировки жидких и сухих грузов, разрядных грузов и людей с возможностью приема вертолетной техники (в том числе беспилотных летательных аппаратов) и выполнения спасательных операций». К разработке темы, названной «Платформа-Арктика», бюро подошло, имея опыт, приобретенный при разработке РКД на строящийся на Балтийском заводе атомный ледокол нового поколения проекта 22220 и пакета документов на средний танкер проекта 23130, главный конструктор В.М. Емельянов. Министерство обороны РФ возложило на Зеленодольское ПКБ функции головного исполнителя этого проекта. И пакет предконтрактных документов был подготовлен. В заключении по нему главного управления Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС) говорилось, что «полученные результаты рассмотренной документации по проекту 23130 подтверждают, что представленная документация может являться основой для дальнейшей разработки проекта применительно к классу РС: КМ Arc4 [1] AUT1 Oil tanker».
Но все-таки главные усилия по этому направлению Зеленодольцы сосредотачивают на создании малого морского танкера (ММТ) ледового класса Arc4 для вспомогательного флота ВМФ – проект 03182.
Это судно предназначено для приема, хранения, транспортировки и передачи жидких грузов (дизельного топлива, мазута, авиационного топлива, пресной воды) на надводные корабли и подводные лодки. Оно может снабжать корабли и суда грузами в бочкотаре, ящиках, контейнерах, заниматься сбором льяльных, сточно-фекальных вод, сухого мусора и пищевых отходов. Полное водоизмещение танкера – около 3500 т, дейдвейт при наибольшей осадке около 5 м – 1560 т, длина – около 75 м, ширина – около 15,4 м. Дальность плавания ММТ – около 1500 миль, автономность – 30 суток. Экипаж состоит из 24 человек. В случае необходимости судно способно принимать дополнительное количество людей.
Заданные жесткие лимиты по главным размерениям при одновременном максимальном дедвейте и специфические функциональные требования к работе оборудования сформировали достаточно сложный выбор обводов корпуса, который определился в том числе с использованием современных программных продуктов на собственном суперкомпьютере. Бюро в этой области тесно сотрудничает с высококвалифицированными специалистами лаборатории «Пропульсивные комплексы судов» ЗАО ЦНИИМФ. По предконтрактной документаци морского танкера Зеленодольским ПКБ получены предварительные положительные заключения главного управления РМРС и, что особенно ценно, – военных моряков.
|
Создаваемая специалистами Зеленодольского ПКБ универсальная платформа в рамках проекта 03182, в которой заложены конструктивно-технические решения, основное и вспомогательное оборудование, позволяют решать не только функции наливного судна. При небольших конструктивных изменениях судно может решать следующие задачи:
– патрулирование, аварийно-спасательное дежурство в районах судоходства, рыбного промысла, морских нефтяных и газовых промыслов;
– поиск и оказание помощи терпящим бедствие судам;
– техническую поддержку в районах опасных для мореплавания и добычи морепродуктов;
– обслуживание транспортных операций в портах;
– снятие с мелей и рифов аварийные суда, откачку воды из затопленных отсеков, буксировку аварийных судов и объектов к месту убежищ, в том числе и во льдах;
– выпонение функций пожарного судна.
Примененные технические решения обеспечивают сопровождение эксплуатации судна во время всего жизненного цикла.
Другими словами, судно может быть востребовано не только ВМФ, но и Береговой охраной ФСБ РФ, а также предприятиями, занимающимися добычей природных ресурсов в Арктике, снабжением и обеспечением безопасности добывающих платформ.