Взаимная любовь с «Алмазом»
Корабли «Алмаза» – вот главная и неизменная любовь и, если угодно, страсть Александра Васильевича Шляхтенко

Георгий Полтавченко вручает награду Александру Шляхтенко.

Когда 25 декабря губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко вручал в Смольном генеральному директору – генеральному конструктору ЦМКБ «Алмаз» Александру Шляхтенко орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, в Финский залив вышло на заводские ходовые испытания уникальное спасательное судно «Игорь Белоусов» проекта 21300 «Дельфин», построенное «Адмиралтейскими верфями» по документации, разработанной алмазовцами. Это, конечно, совпадение, но весьма символичное и закономерное. ЦМКБ «Алмаз» – ведущий создатель проектов боевых надводных кораблей и катеров, а также вспомогательных судов в Российской Федерации.

Юрий МАКАРОВ

Александр МОЗГОВОЙ

Вот далеко не полный перечень реализуемых сейчас проектов бюро: на Амурском судостроительном заводе для Тихоокеанского флота строятся корветы «Совершенный» и «Громкий» проекта 20380 (четыре корабля этого типа уже входят в состав Балтийского флота); на Северной верфи ведется сборка корветов «Гремящий» и «Проворный» проекта 20385 с усиленным ракетным вооружением; Средне-Невский завод осуществляет достройку базового тральщика «Александр Обухов» проекта 12700 «Александрит», еще несколько БТЩ этого типа заказаны ВМФ; на том же Средне-Невском заводе для ВМС Казахстана строятся два рейдовых тральщика улучшенного проекта 10750Э; на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького спущен на воду головной пограничный сторожевой корабль ледового класса нового поколения «Полярная звезда» проекта 22100 «Океан»; на Балтике проходит испытания океанографическое судно «Янтарь» проекта 22010, построенное Прибалтийским судостроительным заводом «Янтарь»; на ленинградском судостроительном заводе «Пелла» ведется сборка двух опытовых гидрографических судов проекта 11982 (головное судно этого типа несет службу на Черном море); Судостроительная фирма «Алмаз» и Морской завод «Алмаз» продолжают строительство пограничных сторожевых кораблей проекта 10410 «Светляк» и пограничных сторожевых катеров на интерцепторах проекта 12200 «Соболь»; рыбинский Судостроительный завод «Вымпел» ведет крупносерийное строительство быстроходных катеров проекта 12150 «Мангуст» для нужд Береговой охраны, ВМФ, МЧС, МВД и Федеральной таможенной службы; в Центре судоремонта «Звездочка» строятся транспортные суда специального назначения «Академик Ковалев» проекта 20180ТВ и «Академик Александров» проекта 20183; во Вьетнаме с российским участием ведется серийное строительство ракетных катеров 12418 «Молния»; в ноябре этого года на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького спущен на воду транспортный плавучий док «Свияга» проекта 22570. И весь огромный объем конструкторской работы выполняется относительно небольшим коллективом, насчитывающим около 230 человек.

Сейчас специалисты «Алмаза» работают над обликом перспективного модульного корвета проекта 20386, проектами будущих минно-тральных кораблей, судов специального назначения и скоростных катеров. И, несомненно, в каждом проекте есть значительный вклад генерального директора – генерального конструктора бюро.

Александр Шляхтенко – ровесник «Алмаза». Пришел он в бюро в 1972 г. – сразу после окончания с отличием знаменитой ленинградской «корабелки». Молодого инициативного инженера привлекли к работе по созданию ракетных катеров второго поколения типа «Молния» (проект 1241). Потом он занимался «летающими кораблями» – на воздушной подушке, в том числе ставшими впоследствии знаменитыми «джейранами» и «сивучами». В 1980 г. его подключили к тематике телеуправляемых безэкипажных катеров. И здесь были достигнуты заметные успехи. К сожалению, в постсоветское время это направление не получило своего развития. И только недавно к нему возродился интерес. И прежние заделы, безусловно, еще найдут применение.

Спасательное судно «Игорь Белоусов» выходит на испытания.

С 1987 по 1990 гг. Александр Васильевич работал в Индии государственным консультантом – руководителем группы советских специалистов. Он осуществлял техническое руководство строительством на верфях в Бомбее и Гоа алмазовских ракетных катеров 1241РЭ для индийских ВМС. Там был приобретен бесценный опыт организаторской работы и развития партнерских отношений с зарубежными заказчиками.

Вернулся Шляхтенко на Родину в непростые времена, когда чуть ли не официально заявлялось, что военный флот России вроде как и не нужен, а значит и не нужны новые корабли. В 1991 г. Александра Васильевича назначали главным инженером ЦМКБ «Алмаз», а еще через год – руководителем этого предприятия. Твердой рукой он провел свой корабль через мели и стремнины трудных 90-х годов. И труд его был оценен. В 1999 г. Александра Васильевича наградили орденом Почета, а в 2006 г. – орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Он лауреат ряда государственных и отраслевых премий.

Доктор технических наук и профессор Шляхтенко много внимания уделяет подготовке и воспитанию молодых кадров кораблестроительной отрасли, внедрению новых технологий в проектирование. По его инициативе в 2010 г. в бюро создана базовая кафедра Санкт-Петербургского Государственного морского технического университета, выпускники которой успешно трудятся на предприятии. В ЦМКБ «Алмаз» создан программно-ориентированный комплекс для испытаний, диагностирования и экспертизы моделей судов различного назначения в целях повышения эффективности проектирования и строительства кораблей.

Корабли «Алмаза» – вот главная и неизменная любовь и, если угодно, страсть Александра Васильевича Шляхтенко. Вся его биография связана с бюро. И когда ему вручали еще один орден в Смольном, то это была награда и всему коллективу «Алмаза».


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS