|
Георгий Полтавченко вручает награду Александру Шляхтенко. |
Когда 25 декабря губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко вручал в Смольном генеральному директору – генеральному конструктору ЦМКБ «Алмаз» Александру Шляхтенко орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, в Финский залив вышло на заводские ходовые испытания уникальное спасательное судно «Игорь Белоусов» проекта 21300 «Дельфин», построенное «Адмиралтейскими верфями» по документации, разработанной алмазовцами. Это, конечно, совпадение, но весьма символичное и закономерное. ЦМКБ «Алмаз» – ведущий создатель проектов боевых надводных кораблей и катеров, а также вспомогательных судов в Российской Федерации. |
Вот далеко не полный перечень реализуемых сейчас проектов бюро: на Амурском судостроительном заводе для Тихоокеанского флота строятся корветы «Совершенный» и «Громкий» проекта 20380 (четыре корабля этого типа уже входят в состав Балтийского флота); на Северной верфи ведется сборка корветов «Гремящий» и «Проворный» проекта 20385 с усиленным ракетным вооружением; Средне-Невский завод осуществляет достройку базового тральщика «Александр Обухов» проекта 12700 «Александрит», еще несколько БТЩ этого типа заказаны ВМФ; на том же Средне-Невском заводе для ВМС Казахстана строятся два рейдовых тральщика улучшенного проекта 10750Э; на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького спущен на воду головной пограничный сторожевой корабль ледового класса нового поколения «Полярная звезда» проекта 22100 «Океан»; на Балтике проходит испытания океанографическое судно «Янтарь» проекта 22010, построенное Прибалтийским судостроительным заводом «Янтарь»; на ленинградском судостроительном заводе «Пелла» ведется сборка двух опытовых гидрографических судов проекта 11982 (головное судно этого типа несет службу на Черном море); Судостроительная фирма «Алмаз» и Морской завод «Алмаз» продолжают строительство пограничных сторожевых кораблей проекта 10410 «Светляк» и пограничных сторожевых катеров на интерцепторах проекта 12200 «Соболь»; рыбинский Судостроительный завод «Вымпел» ведет крупносерийное строительство быстроходных катеров проекта 12150 «Мангуст» для нужд Береговой охраны, ВМФ, МЧС, МВД и Федеральной таможенной службы; в Центре судоремонта «Звездочка» строятся транспортные суда специального назначения «Академик Ковалев» проекта 20180ТВ и «Академик Александров» проекта 20183; во Вьетнаме с российским участием ведется серийное строительство ракетных катеров 12418 «Молния»; в ноябре этого года на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького спущен на воду транспортный плавучий док «Свияга» проекта 22570. И весь огромный объем конструкторской работы выполняется относительно небольшим коллективом, насчитывающим около 230 человек.
Сейчас специалисты «Алмаза» работают над обликом перспективного модульного корвета проекта 20386, проектами будущих минно-тральных кораблей, судов специального назначения и скоростных катеров. И, несомненно, в каждом проекте есть значительный вклад генерального директора – генерального конструктора бюро.
Александр Шляхтенко – ровесник «Алмаза». Пришел он в бюро в 1972 г. – сразу после окончания с отличием знаменитой ленинградской «корабелки». Молодого инициативного инженера привлекли к работе по созданию ракетных катеров второго поколения типа «Молния» (проект 1241). Потом он занимался «летающими кораблями» – на воздушной подушке, в том числе ставшими впоследствии знаменитыми «джейранами» и «сивучами». В 1980 г. его подключили к тематике телеуправляемых безэкипажных катеров. И здесь были достигнуты заметные успехи. К сожалению, в постсоветское время это направление не получило своего развития. И только недавно к нему возродился интерес. И прежние заделы, безусловно, еще найдут применение.
Спасательное судно «Игорь Белоусов» выходит на испытания. |
С 1987 по 1990 гг. Александр Васильевич работал в Индии государственным консультантом – руководителем группы советских специалистов. Он осуществлял техническое руководство строительством на верфях в Бомбее и Гоа алмазовских ракетных катеров 1241РЭ для индийских ВМС. Там был приобретен бесценный опыт организаторской работы и развития партнерских отношений с зарубежными заказчиками.
Вернулся Шляхтенко на Родину в непростые времена, когда чуть ли не официально заявлялось, что военный флот России вроде как и не нужен, а значит и не нужны новые корабли. В 1991 г. Александра Васильевича назначали главным инженером ЦМКБ «Алмаз», а еще через год – руководителем этого предприятия. Твердой рукой он провел свой корабль через мели и стремнины трудных 90-х годов. И труд его был оценен. В 1999 г. Александра Васильевича наградили орденом Почета, а в 2006 г. – орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Он лауреат ряда государственных и отраслевых премий.
Доктор технических наук и профессор Шляхтенко много внимания уделяет подготовке и воспитанию молодых кадров кораблестроительной отрасли, внедрению новых технологий в проектирование. По его инициативе в 2010 г. в бюро создана базовая кафедра Санкт-Петербургского Государственного морского технического университета, выпускники которой успешно трудятся на предприятии. В ЦМКБ «Алмаз» создан программно-ориентированный комплекс для испытаний, диагностирования и экспертизы моделей судов различного назначения в целях повышения эффективности проектирования и строительства кораблей.
Корабли «Алмаза» – вот главная и неизменная любовь и, если угодно, страсть Александра Васильевича Шляхтенко. Вся его биография связана с бюро. И когда ему вручали еще один орден в Смольном, то это была награда и всему коллективу «Алмаза».