Зачем мутят Черное море?
14 марта Donald Cook вышел в Средиземное море на свою первую боевую службу в качестве корабля ПРО

Эсминец Donald Cook вошел в Черное море 9 апреля и двинулся на запад.

Два года назад в Соединенных Штатах вышла в свет книга Роберта Шенка «Американский Черноморский флот. ВМС США между войной и революцией. 1919-1923». Эта монография касается малоизвестной страницы деятельности ВМС США в Черноморском бассейне после окончания Первой мировой войны.

Александр ФЕДОРОВ

Почему американский флот оказался в далеких от родных берегов водах? Впрочем, флотом именовать соединение из нескольких «флэшдекеров», как обобщенно классифицируют около трехсот эсминцев разных типов, построенных американскими верфями в годы Великой войны, поскольку архитектура их корпусов не предусматривала ни баков, ни полубаков (от английского flush deck – «гладкая палуба»), было бы преувеличением. Сами американские моряки, служившие под началом адмирала Марка Бристоля, предпочитали называть свое соединение «Черноморским экспрессом» по аналогии со знаменитым железнодорожным «Восточным экспрессом», соединявшим Париж с Константинополем, как в то время именовали европейскую часть современного Стамбула. Правда, и к «черноморским» эту группу «гладкопалубников», время от времени подкреплявшуюся крейсерами Pittsburg и St. Louis, можно отнести с некоторой натяжкой. Американские корабли чаще действовали в Восточном Средиземноморье, Мраморном море и проливной зоне, хотя заходили и в черноморские порты, в том числе Новороссийск, Севастополь, Одессу и Батуми. Никакой помощи Белой армии генерала Врангеля они не оказали, и, по сути дела, лишь наблюдали за событиями Гражданской войны в России.

Обложка книги Роберта Шенка.

Да и цель их пребывания в этом регионе была иная – демонстрировать звездно-полосатый флаг там, где действовали члены так называемой Американской комиссии. На нее в соответствии с политикой «открытых дверей» президента Вудро Вильсона возлагалась миссия принять участие в разделе наследия бывшей Османской империи, а заодно и России, охваченной Гражданской войной. Зона интересов этой комиссии была чрезвычайно широкой: от Иерусалима и Константинополя – до Тифлиса и Эривани. Но в итоге из этой грандиозной затеи ничего путного не получилось. Западноевропейские партнеры Вашингтона по Первой мировой войне – Англия и Франция, выражаясь современным языком, «кинули» Соединенные Штаты, поделив между собой отпавшие от Османской империи территории. Не последнюю роль сыграли и настроения изоляционизма, ставшие популярными в США после Великой войны («Америка для американцев, а весь остальной мир – побоку!»).

Американские корабли время от времени появлялись в Черном море и после «экспресса» адмирала Бристоля. В 1936 г. сроки их пребывания и водоизмещение, равно как и военных кораблей других государств, не имеющих выхода к этому бассейну, были ограничены. Согласно Конвенции Монтре, общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Черном море не должен превышать 30000 т (водоизмещение одного корабля ограничивается 10000 т) со сроком пребывания не более 21 суток. То есть авианосцы и линкоры уже никак не могли попасть в Черное море, хотя такие попытки американцы неоднократно предпринимали.

Нельзя не признать, однако, что в последнее время Россия не особенно строго следила за выполнением буквы и духа Конвенции Монтре и не предпринимала соответствующие дипломатические демарши. Так, после грузино-осетинского конфликта в Черное море зашел корабль управления – флагман 6-го флота США Mount Whitney. Он доставил в Батуми тушенку и другие продукты для разбитой грузинской армии. Его полное водоизмещение – 18400 т. И то обстоятельство, что Mount Whitney несет слабое вооружение (два 20-мм шестиствольных автомата, две 25-мм автоматические пушки, пулеметы и вертолет), не меняет его сути. Как ни крути, это военное судно, укомплектованное экипажем из военных моряков под командой офицера ВМС США да еще напичканное электронной аппаратурой, способной вести глубокую разведку. То есть налицо было нарушение Конвенции Монтре. Российский МИД предпринял вялую попытку обратить внимание на это обстоятельство, но Кремль тогда, похоже, решил не раздражать заокеанского «партнера».

Радиус поражения ракетами «Оникс» ПРК «Бастион», развернутого в районе Севастополя.

Mount Whitney и фрегат ВМС США Taylor зашли в Черное море 5 февраля этого года с целью «обеспечения безопасности американской спортивной делегации» во время проведения зимних Олимпийских игр в Сочи. Разумеется, пребывание Mount Whitney было прямым нарушением Конвенции Монтре. Отличился и фрегат Taylor. Он покинул акваторию Черного моря только 9 марта 2014 г., то есть с опозданием на 11 суток. Правда, у фрегата вроде бы была «уважительная причина» – во время захода 12 февраля для заправки топливом в турецкий порт Самсун он сел на мель и повредил винты. Командира корабля кэптена Денниса Волпе отстранили от службы, а фрегат отправили в док для ремонта, что и привело к нарушению сроков ухода из Черного моря. Однако следует обратить внимание на то, что повреждения оказались незначительными и корабль мог бы покинуть Черное море в установленное конвенцией время своим ходом, даже не прибегая к помощи буксиров.

Как известно, референдум в Крыму, который привел к воссоединению полуострова с Россией, вызвал бурную негативную реакцию Вашингтона. А украинский кризис еще более накалил страсти в американской столице. Вместо того чтобы вместе с Россией попытаться урегулировать ситуацию в этой стране, администрация США делает все, дабы ее усугубить. В «линейке» шагов Соединенных Штатов в этом направлении стал и «визит» в Черное море ракетного эсминца Donald Cook.

Журнал «Национальная оборона» подробно писал об этом корабле (см. №2/2014). Напомним только, что этот эсминец стал первым в ряду выстраиваемой Соединенными Штатами системы ЕвроПРО. 11 февраля этого года он прибыл на испано-американскую военно-морскую базу Рота на юге Пиренейского полуострова, где теперь находится место его постоянного базирования. Но прежде Donald Cook прошел переоборудование. На эсминце обновлено программное обеспечение автоматической системы боевого управления Aegis, и теперь он принимает противоракеты SM-3 Block IA и SM-3 Block IB для перехвата баллистических ракет.

Пусковая установка подвижного ракетного комплекса «Бастион».

14 марта Donald Cook вышел в Средиземное море на свою первую боевую службу в качестве корабля ПРО. Но уже 9 апреля он оказался у входа в Дарданеллы и затем двинулся в Черное море. Корабль был направлен туда Вашингтоном, дабы «продемонстрировать свои обязательства союзникам в регионе». На самом деле это была демонстрация «солидарности» Соединенных Штатов с режимом, незаконно захватившим власть в Киеве. Предполагалось даже, что Donald Cook зайдет в Одессу. Но перспектива встретить не овации, а антиамериканскую демонстрацию жителей города заставила отказаться от этого намерения.

Была и другая причина, вынудившая пересмотреть «программу демонстрации солидарности», – в Крыму появились пусковые установки подвижного ракетного комплекса К-300П «Бастион». Его сверхзвуковые ракеты «Оникс» с дальностью стрельбы до 300 км покрывают всю центральную часть акватории Черного моря. Они немного не достают до Босфора и оставляют «свободными» лишь западные и восточные воды.

Бомбардировщик Су-24 проносится рядом с американским эсминцем.

Вот почему Donald Cook, пройдя Босфор, действуя по принципу «береженого бог бережет», метнулся на запад, дабы поскорее уйти в безопасный район. Но расчеты командования ВМС США на комфортное плавание оказались напрасными. Американский корабль «достали» российские бомбардировщики Су-24. 12 апреля в течение 90 минут один российский самолет этого типа двенадцать раз совершил на малой высоте пролеты рядом с эсминцем. Другой Су-24 держался на расстоянии и лишь следил за обстановкой. Впрочем, как сообщили представители Министерства обороны США, и первый российский самолет не приближался к американскому кораблю ближе чем на 3300 футов, то есть на тысячу метров. Но тем не менее пресс-секретарь Пентагона полковник Стивен Уоррен выразил протест и заявил, что «эти провокационные и непрофессиональные действия России не соответствуют международным протоколам и соглашениям об обеспечении безопасности между военными США и России».

Вид на эсминец Donald Cook с воздуха.

Насчет «непрофессиональных действий» российских авиаторов позволим не согласиться. Летчики Су-24 выполнили свою работу филигранно. К ним претензий нет. Теперь попробуем разобраться в «провокационном характере» облета. Проще всего было бы прокомментировать это утверждение по схеме «сам дурак»: вообще не стоило американцам посылать корабль в Черное море, когда обстановка в регионе и без того накалена. Или сослаться на то, что Соединенные Штаты регулярно грубо нарушают режим Черноморских проливов. Но лучше обратимся к тексту действующего и сегодня советско-американского «Соглашения о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним», подписанного в Москве 25 мая 1972 года. Для лучшего понимания целиком приведем статью IV этого документа, касающегося именно летательных аппаратов: «Командиры экипажей самолетов каждой из Сторон должны проявлять величайшую осторожность и благоразумие при приближении к самолетам другой Стороны, действующим над открытым морем, и кораблям другой Стороны, действующим в открытом море, в частности к кораблям, занятым выпуском или приемом самолетов, и в интересах взаимной безопасности не должны допускать: имитации атак путем имитации применения оружия по самолетам, любым кораблям, выполнения различных пилотажных фигур над кораблями и сбрасывания вблизи них различных предметов таким образом, чтобы они представляли опасность для кораблей или помехи для мореплавания». Как мы знаем, российские самолеты ближе чем на километр к Donald Cook не приближались, не имитировали применение оружия (по свидетельству американской стороны они вообще не несли оружия), не выполняли пилотажные фигуры, не сбрасывали никаких предметов, представляющих опасность для эсминца и мореплавания. Другими словами, претензии Пентагона явно преувеличены.

Конечно неприятно, когда в чужом море, находящемся далеко от своих берегов, рядом с твоим кораблем носятся боевые самолеты. По сообщению ряда СМИ, 27 членов экипажа эсминца Donald Cook по прибытию в румынский порт Констанца подали рапорты о списании на берег, поскольку впредь «не намерены подвергать свои жизни опасности». Их даже не прельстило повышение страховых выплат семьям в случае их гибели во время современных «черноморских экспрессов» с $1 млн. до $3 млн. Другим морякам, пережившим стресс, потребовалась помощь квалифицированных психологов. Пентагон не подтвердил, но и не опроверг эту информацию.

Президент Румынии Траян Бэсеску на борту эсминца Donald Cook.

В середине марта этого года директор Королевского института объединенных служб в Лондоне Джонатан Эяль заявил корреспонденту американской газеты Washington Post, что Москва будет в Крыму «искать стратегическую выгоду, но с чисто военной точки зрения Россия не получит абсолютно ничего». Это ошибочное мнение. Уже сейчас после присоединения полуострова к России ситуация на Черном море радикально изменилась. Сегодня незваным гостям угрожает «Бастион», а завтра, когда Черноморский флот пополнят новые фрегаты и подводные лодки с ракетным оружием, реализация западных интересов в регионе и не только в нем будет поставлена под сомнение. Сообщалось, например, что для Черноморского флота в ближайшее время будет построено несколько малых ракетных кораблей (МРК) проекта 21631 «Буян-М». Они, действительно, невелики. Их водоизмещение – менее 1000 т, но они вооружаются восемью ПКР «Оникс» или интегрированным комплексом «Калибр-НК», чьи ракеты большой дальности могут долететь и до Лондона.

Эти МРК полезно было бы иметь и на Балтике. Тогда можно будет поставить в «два огня» с морских флангов западноевропейские и восточноевропейские государства НАТО. И это, несомненно, собьет высокомерную спесь с некоторых политиков.

Donald Cook покинул Черное море и прошел Босфором.

Пережив «авианалет», Donald Cook добежал до гостеприимных румынских вод. В Констанце моряки отдохнули, поправили здоровье. Их посетил президент страны Траян Бэсеску. Он сообщил, что в ближайшее время на подмогу эсминцу прибудет другой американский корабль. Так и случилось. 22 апреля в Черное море вошел уже известный нам фрегат Taylor, который хотя и числится ракетным, но давно уже никаких ракет не несет. Два американских корабля совместно с дуэтом румынских (это были эсминец Marasesti, целиком оснащенный советским вооружением, и фрегат Regina Maria – секонд-хенд, полученный от Британии в 2005 году). Эскадра отработала действия по отражению атак быстроходных катеров и террористов, совместному плаванию и обеспечению надежной связи. Погода благоприятствовала. На все ушло чуть более суток, а 24 апреля Donald Cook уже покинул Черное море. Его визит в эту акваторию получился каким-то скомканным и явно не произвел того эффекта, на который рассчитывали в Вашингтоне. Но иначе и не могло быть. Мутить воду в чужом море – занятие сомнительное.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS