|
Быстроходный сторожевой корабль Bernard C. Webber БОХР США. |
В состав Береговой охраны (БОХР) США включен быстроходный сторожевой корабль Bernard C. Webber типа Sentinel («Страж»), по американской классификации – Fast Response Cutter (FRC), то есть «быстроходный куттер ответного удара». Тут надо заметить, что к «куттерам» в БОХР Соединенных Штатов относят очень разные по водоизмещению (от 80 до 4000 т) корабли и суда, часто отличающиеся друг от друга и по назначению. Все что меньше по водоизмещению – это уже катера (boats). |
Кстати, и в российской Береговой охране мы наблюдаем похожую картину. У пограничных сторожевых кораблей тоже широкий диапазон водоизмещения: от катерного до фрегатного, но они имеют еще и ранги – с первого по четвертый. Кроме того, в российской БОХР есть еще и пограничные патрульные суда (ППС) – практически не имеющие вооружения единицы, призванные следить за выполнением правил рыболовства. У американцев же такие суда все равно классифицировались бы как «куттеры».
Мы не случайно несколько отошли от темы. Дело в том, что в отечественной практике можно сплошь и рядом встретить сообщения о том, например, что «катер американской Береговой охраны задержал в арктических водах траулер, который вел браконьерский лов рыбы». И мало кому вдомек, что этот «катер» почти крейсерского водоизмещения.
Но Bernard C. Webber все-таки ближе к катерам. Его полное водоизмещение – 353 т, длина – 46,6 м, ширина – 8,11 м, осадка – 2,9 м. Два дизельных двигателя MTU TIER II мощностью 5760 л.с. позволяют развивать 28-узловую скорость. Однако у этого небольшого корабля, как подтвердили испытания, отличные мореходные качества, вполне приличная дальность плавания в 2500 миль и семисуточная автономность. 22 человека экипажа, из которых двое – офицеры, размещаются в комфортных условиях. Вооружение включает дистанционно управляемую 25-мм автоматическую артиллерийскую установку Mk 38 Mod и четыре крупнокалиберных пулемета «Браунинг» М2. Куттер оснащен подрулирующим устройством. В его кормовой части – слип, где размещается досмотровый, он же – спасательный, катер жестко-надувного типа.
Куттер типа Sentinel. |
Сторожевые корабли типа Sentinel предназначены для патрулирования территориальных вод, проведения поисково-спасательных операций, борьбы с контрабандой, наркоторговлей и незаконной миграцией. Но при чем здесь «ответный удар»? Дело в том, что американцы не меньше нас склонны к кампанейщине и сопровождают разного рода акции громкими титулами и именами. Так случилось и после трагической атаки террористами небоскребов международного торгового центра в Нью-Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 г. Береговая охрана США не могла пройти мимо этого события. Тем паче, что именно тогда это американское силовое ведомство приступило к реализации широкомасштабной 25-летней программы Deepwater (переоснащения корабельного состава и авиационных средств БОХР). Ведь врагу нужно дать достойный отпор! Так в классификационных реестрах замелькало слово «response», то есть «ответ», «ответный удар». Кстати, оно не только разогревало патриотические чувства, но и помогало продвигать через Конгресс и Белый дом выгодные контракты.
Главными исполнителями программы Deepwater («Глубоководная» – тоже, кстати, имеющее больше рекламный, нежели смысловой характер название, поскольку речь идет, главным образом, о контроле за прибрежной зоной, а не за океанскими глубинами) стали ведущие корпорации американского военно-промышленного комплекса Lockheed Martin и Northrop Grumman. На их долю должна была выпасть львиная доля средств из $24 млрд., отпущенных на Deepwater. Но эти компании стали задирать цены, что пришлось не по вкусу командованию БОХР.
Куттер Knight Island. На смену этим кораблям придут сторожевики типа Sentinel. |
Особенно острый конфликт возник вокруг сторожевых кораблей FRC. Корпорация Lockheed Martin предложила не новый проект, а модернизацию 110-футовых (34-метровых) куттеров типа Island («Остров»), удлинив их корпус на 4 м и оснастив новым оборудованием. И затребовало за это очень даже немаленькие деньги. Однако после того, как прошедший такое переоборудование корабль Matagorda показал на испытаниях крайне низкие мореходные качества и его пришлось списать, командование БОХР США заявило об отказе от услуг Lockheed Martin и сообщило, что спроектирует новый куттер своими силами. Но своими силами не получилось, а вот с участием голландского судостроительного концерна Damen Group очень даже.
За основу были взяты проекты патрульных катеров типов Stan 4207 и Stan 4100, имеющие одинаковую архитектуру, но немного отличающиеся друг от друга водоизмещением. Эти катера Damen Group строит для береговых охран и аналогичных служб Нидерландов, Великобритании, Ямайки, Барбадоса, Албании, Болгарии, Вьетнама и Южной Африки. 9 ноября прошлого года на верфи компании Irving Shipbuilding Inc. началось строительство девяти патрульных кораблей типа Hero для Береговой охраны Канады. В их основе – проект Stan 4207. Американская модификация получила обозначение Stan 4708. Контракт на строительство головного FRC типа Sentinel с компанией Bollinger Shipyards в Локпорте, штат Луизиана, был подписан в 2008 г. Его стоимость составила $88 млн. Спустили Bernard C. Webber, названного так в честь героя БОХР США старшего петти-офицера Бернарда Вебера, 21 апреля прошлого года, а в ноябре корабль отправился на испытания. Теперь Bernard C. Webber приписан к порту Майами, в районе которого несет службу.
Катер Береговой охраны Нидерландов Zeearend – прототип американских куттеров типа Sentinel. |
Таким образом, в известном смысле, куттеры типа Sentinel – внебрачные дети программы Deepwater, поскольку создаются без участия Lockheed Martin и Northrop Grumman. Они призваны заменить 41 сторожевик типа Island, которые были построены в 1986-1992 гг. Сейчас заказано 14 новых кораблей FRC, три из которых строятся. А всего предусматривается поставка 58 «стражей».
Среди новинок американской БОХР есть и «малый катер ответного удара» (Response Boat-Small – RB-S). Береговая охрана заключила контракт с фирмой Metal Shark Aluminum Boats из Луизианы на строительство 470 таких катеров. Сумма сделки – $192 млн. Еще 20 единиц будет поставлено Таможенной службе, а 10 – Военно-морским силам. Они придут на смену 522 катерам аналогичного назначения типа Defender («Защитник»), которые собирались на верфи SAFE Boats International в штате Вашингтон. В этом году исполняется десять лет с момента появления первых «защитников» в составе Береговой охраны США. А срок службы RB-S рассчитан как раз на десять лет. В текущем году катера SAFE Boats International уже начнут исключать из состава БОХР.
Строительство корабля Corporal Kaeble V.C. Береговой охраны Канады типа Stan 4207. |
В «короткий список» тендера, организованного американской Береговой охраной, в прошлом году попали два катера: фирмы SAFE Boats International, предложившей чуть улучшенный вариант своего «защитника», и Defiant («Дерзкий») компании Metal Shark Aluminum Boats. По результатам сравнительных испытаний и обозначенных цен последняя и выиграла конкурс. Defiant несколько длиннее Defender – 8,7 м против 7,5 м. Ширина катера – 2,6 м, осадка – 0,5 м. Два подвесных двигателя Honda мощностью по 225 л.с. способны разогнать RB-S до 40 и более узлов. Дальность плавания составляет 150 миль. Катер оснащен современной навигационной и связной аппаратурой. Вооружение включает пулеметы и гранатометы, которые, впрочем, будут устанавливаться в случае надобности. «Огневые точки» – в носу и корме. Все четыре члена экипажа имеют свои места в закрытой рубке, кресла в которой амортизированы. Катер Defiant помещается в грузовой кабине военно-транспортного самолета С-130, то есть его в случае надобности можно перебрасывать на большие расстояния.
Катер типа Defender. |
Фирма Metal Shark Aluminum Boats сейчас строит первую партию RB-S в количестве 38 единиц. Очевидно, появятся и экспортные заказы. Та же SAFE Boats International кроме продажи своих «защитников» американским силовым ведомствам поставила катера этого типа ВМС и БОХР Бангладеш, Ирака, Кении и Либерии.
Катер типа Defiant. |
Из-за финансовых трудностей, переживаемых США, программа Deepwater тормозится, но все-таки, хотя и со скрипом, выполняется. Вошли в строй и строятся куттеры океанской зоны типа Legend полным водоизмещением более 4000 т (8 единиц). БОХР пополняется средними катерами «ответного удара» RB-M. В авиационные части Береговой охраны поставляются патрульные самолеты HC-130H/J и CN-235-300M, вертолеты MH-60T и MH-68A. Не заладилось дело с беспилотными летательными аппаратами Eagle Eye («Орлиный глаз»), но, похоже, американская БОХР пока без напряжения обходится и без них. До сих пор не утвержден проект сторожевого корабля морской зоны (Offshore Patrol Cutter – OPC) водоизмещением порядка 3700 т. Они должны заменить давно отплававшие свое средние куттеры типа Reliance и типа Bear ранней постройки. Нет пока ясности и с катерами-перехватчиками дальнего действия (Long Range Interceptors – LRI). Когда они появятся в составе Береговой охраны, не ясно. Однако, несомненно, что входящие сейчас в строй быстроходные сторожевые корабли типа Sentinel и малые катера RB-S могут взять на себя выполнение части задач, для решения которых предназначены отсутствующие ныне OPC и LRI.
Куттер Bernard C. Webber несет службу у Майями. |