«Палтус» для Австралии? Почему нет?
Долголетие «палтусов» закономерно

Подводные лодки семейства 877/636 несут службу во флотах восьми государств.

В октябре этого года министр обороны Австралии Стивен Смит сообщил, что проекты неатомных подводных лодок (НАПЛ) S80 испанской фирмы Navantia и Scorpene французской компании DCNS вряд ли смогут на что-нибудь рассчитывать в предстоящем тендере на постройку для Королевских ВМС Австралии 12 «подводных лодок будущего» по программе SEA 1000. По мнению главы оборонного ведомства, пока нет опыта эксплуатации НАПЛ типа S80 (головная еще только строится), а конструкция обеих субмарин не удовлетворяет многочисленным требованиям Австралии, перечисленным в Белой книге Министерства обороны. А они таковы: большая автономность, хорошая обитаемость, способность поражать не только морские, но и береговые цели, а также иметь потенциал для развития, то есть модернизационные возможности.

Александр ФЕДОРОВ

Следует напомнить, что Австралия сравнительно недавно завершила программу строительства подводных лодок типа Collins из шести единиц. Последняя из них – HMAS Rankin вошла в строй в марте 2003 г. А уже в феврале 2009 г. стало известно о планах обновления подводного флота этой страны, которые предусматривают к 2025 г. замену подлодок типа Collins двенадцатью субмаринами нового проекта. На первый взгляд, правительство Австралии и командование ВМС этой страны проявляют завидную предусмотрительность относительно будущего своего подводного флота, который получит новые субмарины, когда старые будут близки к сроку завершения эксплуатации. Но дело не только в этом.

Испанские НАПЛ типа S80 пока плавают только на компьютерных картинках. Головная лодка еще только строится.

НАПЛ типа Collins имеют для субмарин своего класса хорошие характеристики, во всяком случае, на бумаге. Их подводное водоизмещение – 3353 т, подводная скорость – 20 узлов. Вполне соответствует современным требованиям и вооружение. Боезапас составляет 22 единицы. В их числе противокорабельные ракеты Sea Harpoon и тяжелые торпеды. Лодки могут принимать до 44 мин вместо торпед и ракет. Однако субмарины, по признанию самих австралийцев, получились неудачными. Высокая шумность, сбои в работе систем боевого управления и энергетической установки, а также другие недостатки не позволяют им полноценно выполнять свои задачи. У них все время что-то ломается и выходит из строя. Обычно из шести НАПЛ ВМС Австралии в лучшем случае только две боеготовы, а четыре другие находятся в срочном или капитальном ремонтах. По свидетельству австралийской газеты Herald Sun, ни одна подводная лодка в мире не обходится своему флоту дороже, чем НАПЛ типа Collins. Ежегодная эксплуатация каждой из них почти вдвое дороже, чем американской ракетной АПЛ типа Ohio, которая имеет впятеро большее водоизмещение.

Почему это случилось? Прежде ВМС Австралии пополнялись подлодками, которые строились в Великобритании. Однако в бывшей метрополии давно переключились на строительство атомных субмарин, а последняя серия дизель-электрических подлодок класса Upholder (тип 2400) получилась крайне неудачной. Очевидно, британские судостроители к тому времени (конец 1980-х – начало 1990-х гг. прошлого века) просто утратили навыки создания таких кораблей. Королевский флот поспешил от них избавиться и «по дружбе» перепродал Королевским ВМС Канады. Но от того, что лодки пересекли Атлантику и стали именоваться НАПЛ типа Victoria, они лучше не стали. Победных реляций от них не поступает. Чаще всего из четырех единиц только одна может выйти в море. Остальные – в ремонтах.

Французские НАПЛ типа Scorpene ассоциируются с многочисленными скандалами.

Австралия – одна из ведущих мировых индустриальных стран с развитой судостроительной отраслью. Поэтому было принято вполне логичное решение строить подлодки самим. К тому времени, когда принималось решение о строительстве НАПЛ типа Collins, о проблемах с лодками типа 2400 было известно, поэтому Канберра стала искать другой проект. Австралийские специалисты остановили свой выбор на предложении шведской фирмы Kockums. В ней разработали проект 471 на базе отлично зарекомендовавших себя НАПЛ типа Gotland (проект А19) со вспомогательной анаэробной, то есть воздухонезависимой, энергетической установкой на базе двигателя Стирлинга. Но три лодки этого типа подводным водоизмещением 1599 т, построенные для Королевских ВМС Швеции, предназначаются, главным образом, для действий в Балтийском и Северном морях. То есть это НАПЛ ближней морской зоны. И когда их водоизмещение под австралийский проект практически увеличили вдвое да еще без учета опыта эксплуатации в океанской зоне, то появились проблемы. По утверждению министра обороны Австралии Стивена Смита, 80% сложностей, связанных с эксплуатацией лодок типа Collins, обусловлены ошибками, допущенными на этапе приобретения проекта.

Министр обороны Австралии Стивен Смит считает, что испанские и французские подлодки не подходят для ВМС страны.

Для строительства подлодок в Австралии была образована Australian Submarine Corporation с верфью в Аделаиде. Даже имея мощную судостроительную базу гражданского и военного надводного судостроения, научиться строить подводные лодки – дело непростое. В стране просто не было школы подводного кораблестроения. И это обстоятельство, несомненно, наложило свой отпечаток на качество строительства НАПЛ типа Collins.

Теперь, приступая к программе SEA 1000, австралийские власти стараются избежать ошибок прошлого, тщательно изучая проекты потенциальных участников предстоящего тендера. Действительно, испанская лодка S80 еще только строится, и какова она будет в эксплуатации, особенно в водах Тихого и Индийского океанов, судить трудно. Тем более что она – лишь модификация французского проекта НАПЛ типа Scorpene. А о том, с какими трудностями, задержками, перерасходом средств и скандалами налаживается лицензионное строительство шести лодок этого типа в Индии, в Канберре отлично осведомлены.

Чуть ранее Стивена Смита относительно возможных претендентов на участие в тендере высказался контр-адмирал Роуан Моффитт, руководитель программы SEA 1000. Он заявил, что немецкая подлодка типа 212 фирмы HDW и шведская проекта A26 фирмы Kockums – слишком малы, слабо вооружены, у них недостаточная автономность и малый модернизационный потенциал.

Австралийцы возлагали большие надежды на подводные лодки типа Collins, но им не суждено было сбыться.

Действительно, эти очень хорошие субмарины предназначены для действий в мелководных акваториях прибрежных морей, а в океанской зоне их эффективная эксплуатация вызывает сомнения.

Учитывая это обстоятельство, немецкая фирма HDW собирается предложить на тендер проект новой подводной лодки типа 216 полным подводным водоизмещением порядка 4000 т. Это очень интересный, «накрученный» различными новинками проект. Но некоторые из этих новаций еще должны пройти стадию проектирования, испытаний и апробации на действующих кораблях. И еще неизвестно, каким результатом этот процесс завершится. Все это требует времени и денег, и очень даже немалых. Кроме того, немецкие судостроители давно не строили субмарины большого водоизмещения (самые крупные из них типа Dolphin подводным водоизмещением 2000 т строятся для ВМС Израиля). То есть проект НАПЛ типа 216 еще очень сырой и его реализация связана с большими рисками. Один раз с проектом 471 австралийцы обожглись. Захотят ли они рисковать снова?

По мнению контр-адмирала Роуана Моффитта, немецкие и шведские подлодки слишком малы для океанских театров.

Перед 12 перспективными подводными лодками Королевских ВМС Австралии ставится непростая задача – противостоять ВМС Народно-освободительной армии Китая, которые стремительно наращивают свой потенциал и с каждым годом все активнее «осваивают» воды Тихого и Индийского океанов. В соответствии с прогнозом долгосрочного стратегического плана развития Вооруженных Сил Австралии Force-2030, частью которого является программа SEA 1000, опасность возникновения войны в регионе в ближайшие двадцать лет будет сохраняться. Вот почему, по мнению руководителя австралийского военного ведомства по кадрам, снабжению и науке Грега Комбета, «мы должны быть готовы выставить Вооруженные Силы перед парадной дверью противника, и подлодки в этом плане – очень действенный механизм».

Создание современной НАПЛ океанской зоны – очень непростая задача, требующая опыта, умения и владения современными технологиями. Достаточно напомнить, что США, обладающие огромным потенциалом атомного подводного кораблестроения, но утратившие навыки создания НАПЛ, так и не смогли спроектировать и построить для ВМС Тайваня дизель-электрические подлодки. Сегодня такими возможностями обладают лишь две страны: Япония и Россия. Но в Японии НАПЛ строят только для Морских сил самообороны, и вряд ли в обозримом будущем страна Восходящего солнца отменит положения конституции, запрещающей экспорт вооружений.

Немецкая НАПЛ типа 212 предназначена для действий в мелководных прибрежных акваториях.

Шведская НАПЛ типа A26 еще только проектируется.

С Россией тоже не все просто. Во времена «холодной войны» СССР и Австралия, как говорится, были по разные стороны баррикад. И хотя с тех пор минуло 20 лет, инерция прежнего мышления велика и нередко не позволяет взглянуть на обстоятельства без предвзятости или просто прагматично. Но при обоюдном желании это препятствие можно преодолеть.

Руководитель австралийского военного ведомства по кадрам, снабжению и науке Грег Комбет полагает, что подводные лодки должны дежурить у «парадной двери противника».

Что может предложить Россия? Дизель-электрические подводные лодки океанской зоны семейства 877/636 «Палтус» полным подводным водоизмещением 3000-4000 т (в зависимости от модификации). За рубежом их принято называть Kilo class. Могут возразить, что лодки эти не новые. Действительно, первая из них – Б-248 – была построена на Амурском судостроительном заводе в 1980 г. (она, кстати, сразу после вступления в строй Тихоокеанского флота совершила дальний поход в Индийский океан). На сегодняшний день построено более 50 субмарин этого типа. Членами «клуба» Kilo являются 8 государств, среди которых есть и страны НАТО. Строительство лодок этого типа на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге продолжается. Сейчас там ведется сборка шести НАПЛ проекта 636КМВ для ВМС Вьетнама. В прошлом году для ВМФ России состоялась закладка подводной лодки «Новороссийск» проекта 6363, который является дальнейшим развитием 636 проекта. С марта следующего года возобновляется строительство для российского флота подводных лодок этого типа на северодвинском Севмаше – крупнейшем в мире предприятии подводного кораблестроения.

Долголетие «палтусов» закономерно. Подводные лодки семейства Kilo имеют отличные боевые, ходовые и эксплуатационные характеристики. Они относятся к числу наиболее малошумных. Недаром еще в годы «холодной войны» на Западе их окрестили «черными дырами в океане». Субмарины обладают практически неисчерпаемым модернизационным потенциалом. Это относится к вооружению, средствам гидроакустики, управления и целеуказания, энергетической установке и движителям (например, подводная лодка «Алроса» имеет водометный движитель). «Палтусы» последних модификаций радикально отличаются от тех, что строились в 1980-е годы прошлого века. Благодаря наличию ракетной системы Club-S, они получили способность наносить удары по стратегически важным прибрежным объектам противника.

С марта будущего года возобновляется строительство «палтусов» на Севмаше.

На сегодняшний день у этих лодок только один недостаток – отсутствие вспомогательной воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ), которая увеличивает дальность подводного плавания. Однако сейчас на ЦКБ МТ «Рубин», которое является разработчиком лодок этого проекта, проводятся стендовые испытания ВНЭУ с электрохимическими генераторами. Такие анаэробные установки будут монтироваться в модулях, которые врезаются в корпуса лодок. Ими можно оснащать как строящиеся субмарины, так и те, что находятся в эксплуатации – во время их ремонтов.

Пульт автоматизированной информационно-управляющей системы «Лама-ЭКМ».

Для НАПЛ типа Kilo, которые собираются на верфях зарубежного заказчика, можно использовать ВНЭУ производства третьих стран. Это относится также к ряду образцов вооружения и электронного оснащения, другим комплектующим. Ничего экстраординарного в этом нет. Международная техническая интеграция сейчас широко распространена в военном кораблестроении. Но и новейшие российские разработки не уступают западным аналогам. Так, на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в июне этого года демонстрировалась уникальная автоматизированная информационно-управляющая система «Лама-ЭКМ», разработанная концернами «Аврора», «Гранит-Электрон» и «Океанприбор». Она предназначена для эксплуатации на неатомных подводных лодках, в том числе, разумеется, и на «палтусах».

Kilo выходит в океан.

Другими словами, наиболее рациональный вариант для программы SEA 1000 – это создание перспективной НАПЛ на базе российской субмарины типа Kilo. Такое решение, кроме всего прочего, позволило бы существенно сократить гигантские расходы на эту программу, которая сейчас оценивается в 20 млрд. австралийских долларов ($16,8 млрд.). Согласитесь, что в условиях мирового экономического кризиса это немаловажное обстоятельство.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS