|
БЛА X-47B взлетает с аэродрома авиабазы Эдвардс. |
С аэродрома базы ВВС США Эдвардс в Калифорнии 4 февраля в 14.09 по стандартному тихоокеанскому времени, то есть в 01.09 5 февраля по Москве, в небо стартовал палубный боевой беспилотный летательный аппарат X-47B, разработанный корпорацией Northrop Grumman для ВМС США. Первый испытательный полет этого БЛА продолжался 29 минут. Согласно программе, машина с выпущенными шасси поднялась на высоту 1,5 км. Полет, во время которого проверялась работа средств управления и автоматики, проходил со средней скоростью 130 узлов (240,76 км/ч), а максимальная скорость составила 290 узлов (537 км/ч). X-47B приземлился в точке взлетно-посадочной полосы, соответствующей тросу «номер 1» аэрофинишера на палубе авианосца. |
Испытания признаны успешными. Более того, некоторые американские СМИ назвали их «выдающимся шагом» и «новой главой в аэронавтике» – столь же этапной, что и первый взлет с палубы корабля самолета Юджина Эли в 1910 г. (см. журнал «Национальная оборона» №12 за 2010 г.). Создатели машины чуть-чуть не уложились к столетнему юбилею первой посадки аэроплана Эли на военный корабль (18 января 1911 г.). Действительно, это не рядовое событие. К нему корпорация Northrop Grumman шла не одно десятилетие.
|
Но прежде о самом БЛА. Этот летательный аппарат, выполненный по схеме «летающее крыло», имеет длину 11,63 м. Размах крыла – 18,9 м. Беспилотник оснащен турбореактивным двигателем Pratt&Whitney F100-220U, позволяющим развивать скорость порядка 540 км/ч. Дальность полета без дозаправки составляет 3889 км. На этом самолете имеется отсек вооружения, где размещаются разведывательная аппаратура или корректируемые бомбы. Собственно, X-47B и есть разведывательно-ударный комплекс. К слову, первым предложил использовать боевые беспилотники для нужд ВМФ советский инженер Василий Никитин. В 1930-1940 гг. он занимался разработкой торпедоносцев-планеров специального назначения типа «летающее крыло» в двух вариантах: пилотируемого тренировочно-пристрелочного (ПСН-1) и беспилотного с полной автоматикой (ПСН-2). Но эта пионерская работа осталась незавершенной.
Джон Нортроп у одного из своих «летающих крыльев». |
В БЛА X-47B нашли воплощение немало идей Джона Кнудсена Нортропа – основателя корпорации Northrop Grumman. Еще в начале 40-х годов прошлого века этот выдающийся авиаконструктор увлекся созданием самолетов схемы «летающее крыло». Под руководством «Джека», как звали Нортропа друзья и сподвижники, был построен ряд экспериментальных машин: N-1M, N-9M, YB-35, XP-79 и YB-49. Летательные аппараты такой схемы имеют ряд преимуществ: отсутствие фюзеляжа и больших плоскостей управления снижает массу планера и позволяет существенно увеличить полезную нагрузку, а также запас топлива. У них меньшая эффективная площадь рассеивания, то есть они малозаметны для радиолокационных станций. Однако Нортропу не удалось «обуздать» недостаток любимой им схемы – неустойчивость, которая является следствием небольшого удаления плоскостей управления от центра масс. Самолеты на определенных этапах полета начинали «рыскать», нередко сваливались в штопор и гибли. Много позже – после того, как «Джек» оставил эту тему, – появились электродистанционные системы управления, автоматически поддерживающие прямолинейный полет. Своеобразным памятником авиаконструктору стал стратегический бомбардировщик-«летающее крыло» Northrop B-2 Spirit («Дух»). Этот самолет-«невидимка» состоит на вооружении ВВС США. Он привлекался к выполнению наиболее трудных ударных операций в Югославии и Ираке.
В 2000 г. Министерство обороны США объявило о начале разработки ударных беспилотников. К реализации программы были привлечены корпорации Northrop Grumman и Boeing. Первая с самого начала ориентировалась на применение таких БЛА с палубы авианосцев, а вторая – преимущественно в интересах ВВС. Создание таких беспилотников оказалось удовольствием недешевым. Администрация США выложила около $4 млрд. Первый полет Boeing X-45 совершил в мае 2002 г., а Northrop Grumman X-47A Pegasus («Пегас») – в феврале 2003 г. Однако в итоге поглотившая огромные средства программа все-таки была закрыта. И не по причине дороговизны. От нее отказалась армия США, которая тоже в ней участвовала и хотела получить относительно недорогой и простой ударный беспилотник.
Опытный бомбардировщик YB-35. |
X-45 и X-47A страдали многочисленными «детскими болезнями» и не в полной мере отвечали требованиям заказчика. Так, Pegasus не предполагал дозаправки аппарата во время полета, в его программном обеспечении U4.3 обнаружились ошибки в алгоритме управления двигателем, сама конструкция БЛА не отвечала требованиям высоких перегрузок, треугольное крыло не обеспечивало требуемой маневренности. Но американский флот не отказался от идеи ударного палубного беспилотного аппарата. В 2007 г. Northrop Grumman получила от ВМС контракт на $636 млн. на разработку более совершенного БЛА X-47B. Планировалось, что он полетит в 2009 г., а в 2011 г. начнутся его палубные испытания. Но на устранение недостатков потребовалось больше времени, чем предполагалось.
Определенную нервозность внесло подключение к программе компании General Atomics. Дело в том, что американские законы требуют выбора подрядчика по реализации оборонных контрактов на обязательной конкурсной основе. 19 марта 2010 г. ВМС США объявили тендер. Требования усложнились. БЛА с полезной нагрузкой в виде оружия и разведывательного снаряжения должны находиться в воздухе в течение 11-14 часов. Они обязаны быть малозаметными, способными заправляться в воздухе и производить дозаправку других беспилотников. Их вооружение включает боеприпасы JDAM (Joint Direct Attack Munition – «соединенный управляемый ударный боеприпас») – высокоточное оружие, которое состоит из обычных авиабомб GBU-38 и GBU-31, к которым крепятся крылья и хвостовое оперение с системой наведения. Боеприпасы JDAM направляются к цели интегрированной инерциальной системой, комбинированной с GPS-приемником улучшенной точности, обеспечивая им попадание в цель на дальность до 28 км от точки сброса. Величина кругового вероятного отклонения при этом составляет 11 метров. Некоторые JDAM-боеприпасы доукомплектовываются еще и головками лазерного наведения в носовой части бомбы. Впервые боеприпасы JDAM использовались бомбардировщиками Northrop B-2 Spirit во время войны против Югославии. Конструкция палубных ударных БЛА должна быть рассчитана и на установку в перспективе лазерного и СВЧ-оружия.
Первое «летающее крыло» Джона Нортропа – самолет N-1M. |
General Atomics выставила на конкурс проект БЛА Sea Avenger («Морской мститель»), который создается на базе турбореактивного беспилотника Predator C Avenger, разрабатываемого для армии США на базе турбовинтового БЛА MQ-9 Reaper (Predator B). В оморяченном варианте он получит складывающиеся крылья, усиленные шасси и автоматическую систему управления посадкой.
Не исключено, что ближе к финалу к тендеру может присоединиться и корпорация Boeing, которая в инициативном порядке продолжает совершенствовать свой Х-45. Он теперь трансформировался в ударный БЛА Phantom Ray (это название можно перевести двояко: «Фантомный луч» или «Скат-фантом»).
В октябре минувшего года американское издательство Naval Institute Press выпустило книгу одного из ведущих военно-морских экспертов США Нормана Фридмана «Беспилотные боевые авиационные системы. Новый класс палубной авиации». Книга эта оригинальная. Большую ее часть (205 страниц из 266) занимают приложения, которые фактически представляют собой справочник по беспилотным летательным аппаратам военного назначения всего мира. А, так сказать, сердцевину, посвященную обозначенной в названии теме, – текст о выдающихся боевых возможностях перспективного БЛА X-47B. Выход книги, очевидно, должен быть приурочен к первому полету этого беспилотника, но в силу ряда причин «обогнал» героя повествования.
Стратегический бомбардировщик Northrop B-2 Spirit ВВС США. |
Экспериментальный ударный БЛА Northrop Grumman X-47A Pegasus. |
Норман Фридман не позволяет себе взвешивать плюсы и минусы X-47B и Sea Avenger. Читатель сам должен делать выводы. Автор, например, сообщает, что прототип Sea Avenger – боевой БЛА среднего класса MQ-1 Predator («Хищник») компании General Atomics, который уже несколько лет используется, и довольно успешно, ВВС США, страдает от высокой аварийности и частых поломок. А отсюда нетрудно протянуть логическую цепочку к следующему выводу: мол, аварийность на земле – это одно, а при посадке или взлете с авианосца – совсем иное. Терпящий крушение БЛА может нанести серьезный ущерб самому кораблю.
Ударный БЛА Sea Avenger компании General Atomics. |
Ударный БЛА Phantom Ray корпорации Boeing. |
На наш взгляд, и без того шансы у X-47B, который по конструкции планера стал больше походить на бомбардировщик B-2 с изломанным дельтовидным крылом, чем на X-47A Pegasus, победить конкурентов высокие. По словам вице-президента Northrop Grumman по программам военно-морских БЛА Скотта Уиншипа, этот ударный беспилотник не переделывался под требования ВМС, а самого начала был рассчитан на посадку с использованием аэрофинишеров на палубу авианосцев и на взлет с помощью катапульт. Он устойчив к воздействию сильных ветров и на скользкой палубе. Перед первым полетом всесторонние наземные испытания прошли более чем 200 электрогидравлических узлов, которые являются основными компонентами конструкции беспилотника. На БЛА установлено новое программное обеспечение U4.4 вместо устаревшей версии U4.3. Northrop Grumman создала, а с июня 2010 г. начала отрабатывать систему автономной высотной дозаправки БЛА, в том числе друг от друга. С дозаправками X-47B будет способен непрерывно выполнять боевые задачи в течение 2-4 суток. Кроме Northrop Grumman в «команду» X-47B на правах субподрядчиков входят такие известные фирмы военно-промышленного комплекса США, как GKN Aerospace, Lockheed Martin, Pratt&Whitney, Eaton, General Electric, Hamilton Sundstrand, Dell, Honeywell, Goodrich, Moog, Wind River, Parker Aerospace и Rockwell Collins.
|
После успешной премьеры на базе ВВС Эдвардс беспилотник с бортовым номером 168063 (прототип AV-1) отправится на базу ВМС Патаксент-Ривер в Мэриленде, где будут продолжены его испытания (вторая модель машины – AV-1 – проходит статические испытания, во время которых расчетные нагрузки превышаются на 130%). На первом этапе БЛА будет подниматься в небо сначала один раз, а потом два раза в неделю. Всего должно быть выполнено 50 полетов. Если не будет сбоев, то в 2013 г. начнутся палубные испытания. По их завершении в 2018 г. беспилотный штурмовик-разведчик предполагается принять на вооружение ВМС США.
Предполагается, что вот так ударный БЛА корпорации Northrop Grumman будет взлетать с авианосца. |