История, достойная продолжения
Уралвагонзавод: 1936-2016

Танк Т-14 «Армата» выдвигается на линию атаки.

В октябре 2016 года свой 80-й день рождения отмечает Уралвагонзавод. На протяжении всей своей истории нижнетагильское головное предприятие корпорации «УВЗ» известно во всем мире благодаря высочайшему научно-техническому потенциалу, высококвалифицированным кадрам, мощной конструкторской и производственной базе, а также передовым технологиям в проектировании наукоемких изделий.

Своими инновационными разработками Уралвагонзавод внес весомый вклад в развитие отечественного машиностроения. Предприятие – единственный в России производитель танков. За 80-летнюю историю с конвейера Уралвагонзавода сошло более 100 тысяч единиц боевых машин – и это абсолютный рекорд мирового танкостроения. Военные изделия марки «УВЗ», стимулировав развитие отрасли, оказали беспрецедентное по своей значимости влияние на историю нашей страны, на процветание отечественной армии и развитие мирового вооружения. Помимо специзделий, Уралвагонзавод славится и своей железнодорожной продукцией. Предприятие – признанный лидер по производству грузового подвижного состава на «пространстве 1520». Каждый третий вагон на стальных магистралях России изготовлен под маркой «УВЗ».

НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ИСТОРИИ

Свою историю Уралвагонзавод ведет с 1931 года, когда в рамках Урало-Кузбасского угольно-металлургического комплекса началась масштабная стройка вагоностроительного завода, рассчитанного на ежегодный выпуск 54 тысяч вагонов разных типов. Уже 11 октября 1936 года был запущен вагоносборочный конвейер, с которого сошли первые большегрузные вагоны. Именно этот день считается официальным днем рождения Уралвагонзавода.

Несмотря на незавершенные строительные работы и недостаточное количество квалифицированных рабочих и инженерных кадров, с первого дня эксплуатации Уральский вагоностроительный завод выполнял самые масштабные задачи. Здесь в тридцатые годы впервые в отечественной практике получили применение новейшие достижения мирового вагоностроения: саморазгружающиеся полувагоны, литая тележка на роликоподшипниках, безбандажные литые чугунные колеса Гриффина, автосцепное устройство, полный переход от клепаных конструкций рамы и кузова к сварным. Только за предвоенный период тагильское предприятие выпустило 35 тысяч вагонов, что составило больше, чем выпустили все вагоностроительные заводы Советского Союза за годы первой и второй пятилеток.

ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА

Сборка танков Т-34-76 на конвейере УТЗ, 1942 год.

13 сентября 1941 года было принято решение об  эвакуации харьковского завода №183, харьковского тракторного завода, а также Мариупольского металлургического завода на восток. В декабре на базе этих предприятий, Уралвагонзавода им. Ф.Э. Дзержинского, а также еще ряда эвакуированных производств в Нижнем Тагиле начал свою работу Уральский танковый завод (УТЗ) №183.

Было привезено и установлено более трех тысяч единиц оборудования, эвакуировано около 70 тысяч человек. В кратчайшие сроки, всего за два месяца, производственные мощности тагильского предприятия были полностью перепрофилированы на выпуск танков. Уже 18 декабря 1941 года с первого в мире танкового конвейера сошел танк Т-34-76.

В начале 1942 года во всех цехах началась работа по созданию поточных линий. Первые из них появились в цехах в том же году. Ежесуточно Уральский танковый завод отправлял на фронт эшелон боевых машин. В целом масштабы применения на заводе в военное время поточных линий и различных конвейеров не имели и не имеют аналогов в мировом танкостроении – как в те годы, так и сегодня.

На Уральском танковом заводе, помимо тридцатьчетверок, выпускались авиабомбы, артиллерийские артпередки, детали для реактивных самоходных установок «Катюша», бронекорпуса для самолетов. За период Великой Отечественной войны завод выпустил более 25 тысяч танков. Практически каждый второй Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошел с конвейера тагильского предприятия. За три с половиной года на УТЗ было построено почти 40% того количества танков, которое вся германская промышленность создала за 9 лет.

За организацию массового производства танков, самоотверженный труд рабочих и конструкторов, их огромный вклад в Великую Победу Уралвагонзавод был награжден тремя высшими правительственными наградами: орденами Трудового Красного Знамени в 1942 и 1943 годах и орденом Отечественной войны I степени в 1945 году.

НОВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

С окончанием войны Уралвагонзавод вновь перестраивается на выпуск вагонов, используя для восстановления опыт конвейерного производства танков и новейшие технологии. Уже с 19 марта 1946 года началось производство большегрузных вагонов-платформ, в 1947-м приступили к производству полувагонов, а в 1948 году – крытых вагонов.

Схема подвижных средств заправки, 1954 год.

В то же время сохраняется и совершенствуется военное производство. Среди предприятий, выпускавших боевые машины до и во время войны, Уральский танковый завод продемонстрировал наибольшую эффективность. В конце 40-х годов на конвейер ставится танк Т-54. В течение десяти лет абсолютное превосходство «пятьдесятчетверок» над своими противниками – танками стран НАТО – не давало холодной войне перерасти в третью мировую.

С 1954 года Уралвагонзавод приступил к серийному выпуску среднего танка Т-55 – первого в мире, оснащенного комплексной системой противорадиационной защиты, позволяющей действовать на зараженной после ядерного удара местности. Высочайшая надежность, простота и боевая эффективность этой машины сделали танк Т-55 самым массовым танком мира в 1960-1970 годы.

В начале 1960-х годов был принят на вооружение танк Т-62 производства Уралвагонзавода. Он первый в мире был оснащен гладкоствольным орудием с высокой начальной скоростью бронебойно-подкалиберного снаряда. Защита, способная устоять под ударом такого БПС, появилась на основных танках НАТО лишь в 1980-х годах.

1 октября 1954 года на тагильском предприятии было создано уникальное в стране производство по созданию криогенной техники во главе с конструкторским бюро ОКБ-250. В 1956 году на Уралвагонзаводе началось производство средств заправки жидким кислородом космических ракет-носителей. С тех пор ни один космических проект России не обходится без тагильских криогенщиков.

ЛУЧШИЙ В МИРЕ

К 70-м годам XX века Уралвагонзавод получил репутацию мощного и стабильного промышленного предприятия, способного разрабатывать и производить самые сложные изделия – танки, криогенную и железнодорожную технику, причем в количествах, недоступных большинству заводов не только СССР, но и мира. Не было практически ни одной технологии обработки и сварки металлов, которая была бы неизвестна специалистам тагильского предприятия.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов Уралвагонзавод по заданию Министерства оборонной промышленности, как и два других предприятия – Харьковский завод транспортного машиностроения и КБ Кировского завода в Ленинграде, – получил задание на разработку массового танка нового поколения, сочетающего в себе огневую мощь и броневую защиту тяжелых машин и подвижность средних. В результате армия получила три танка: Т-72, Т-64А и Т-80, каждый из которых соответствовал требованиям современного боя, а их характеристики с очередной модификацией становились все более могущественными. Все они претендовали на звание основного танка Советской Армии.

Решить спор должны были испытания, которые растянулись на целое десятилетие. В итоге их выиграла тагильская «семьдесятдвойка» и стала впоследствии самым массовым воюющим танком современности. Идеальное сочетание стоимости и эффективности вместе с почти неисчерпаемыми резервами модернизации сделали Т-72 настоящей «звездой» на полях сражений.

За разработку и освоение производства танка Т-72 Уралвагонзавод был награжден орденом Ленина (1970) и орденом Октябрьской Революции (1976), а Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения в 1986 году – орденом Октябрьской Революции.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ

Танк Т-90С не знает преград.

Кризис и распад Советского Союза крайне тяжело отразились на Уралвагонзаводе, как и на многих других крупных предприятиях страны. В лице государства исчез постоянный потребитель военной техники и изделий подвижного состава, а места на мировых рынках нужно было еще завоевать. Несмотря ни на что, нижнетагильское предприятие не просто сохранило свою целостность, но и сберегло уникальный технологический комплекс и значительную часть высококвалифицированного коллектива. Сотрудники конструкторских бюро Уралвагонзавода, обладая огромным опытом в области разработки техники любого уровня сложности, смогли в течение короткого периода поставить на производство абсолютно новые виды гражданской продукции – гусеничные и колесные экскаваторы и малогабаритные погрузчики, а также железнодорожные цистерны и специальные вагоны различного назначения.

Именно в это время были созданы ракетно-пушечный танк Т-90А и его экспортный вариант Т-90С, инженерная машина разграждения ИМР-3М, предназначенная для очистки пути войскам через зоны сильных разрушений, а также через минные заграждения, боевая машина разминирования БМР-ЗМ, способная проводить танковые части по минным полям под обстрелом противника и многое другое.

УРАЛВАГОНЗАВОД СЕГОДНЯ

Сегодня в корпорации «УВЗ» большая линейка специализированных разработок, многие из которых уникальны: вагон-хоппер, вагон-термос, лесовоз, платформа для атомной промышленности, вагон-платформа для перевозки широкой номенклатуры грузов, цистерны для «Роскосмоса», многофункциональное транспортное средство ТМВ-2 и другие. Ставка на инновационность является главным принципом при разработке новых изделий. При этом не только при создании спецтехники, но и подвижного состава. Прекрасный тому пример – вагон-хоппер для минеральных удобрений с кузовом, полностью изготовленным из композиционных материалов. За эту разработку корпорация «УВЗ» удостоена самой престижной международной премии JEC Awards.

За последние несколько лет научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» сделала огромный шаг вперед, продемонстрировала высочайший потенциал. Сегодня УВЗ котируется в международных рейтингах производителей вооружений и военной техники, показав самый быстрый рост среди предприятий российского ОПК.

Танк Т-90МС – одна из новейших разработок УВЗ.

Особое место в ряду военной продукции Уралвагонзавода сегодня занимают модернизированный Т-90С – танк, являющийся следующим шагом в развитии отечественного танкостроения, и боевые машины огневой поддержки «Терминатор» (БМПТ) и «Терминатор-2» (БМПТ 72) – новейшие образцы вооружения, аналогов которым в мире нет.

В 2015 году корпорация «Уралвагонзавод» поднялась на 19 позиций в мировом рейтинге производителей вооружений и занимает 61-е место. В этом есть и несомненная заслуга головного предприятии корпорации. Настоящей сенсацией для всей страны стали перспективные разработки УВЗ в области оборонной промышленности. Впервые по Красной площади в Параде Победы прошли бронемашины на платформе «Армата» – танки Т-14 и тяжелая боевая машина пехоты Т-15 – современнейшие разработки боевых машин уральских конструкторов.

Т-14 на базе платформы «Армата» – единственный в мире танк третьего послевоенного поколения.

Т-14 – единственный в мире танк третьего послевоенного поколения. По мнению военных экспертов, «Армата» – новое слово в танкостроении, не имеет аналогов в мире. Это принципиально новая и полностью российская разработка. В машине применены беспрецедентные конструкторские решения, в частности, башня Т-14 необитаема. Броня «Арматы» способна выдержать попадание любого существующего противотанкового средства.

Боевая машина пехоты на гусеничной платформе «Армата» Т-15 – самая высокозащищенная тяжелая БМП в мире. Она оснащена дистанционно управляемым универсальным боевым модулем. Отличительная особенность новых бронемашин УВЗ – это противоминная конструкция корпусов, которая защищает экипаж с возимым десантом от подрыва даже мощных фугасов, а также наличие комплексов активной защиты.

Боевая машина пехоты Т-15 на базе платформы «Армата» – самая высокозащищенная тяжелая БМП в мире на параде в Москве.

Уралвагонзавод не останавливается на достигнутых успехах. Особое внимание в планах по развитию предприятия уделяется масштабной реконструкции действующего производства, в рамках которой в эксплуатацию вводится уникальное современное оборудование и внедряются инновационные технологии, призванные в разы повысить качество и конкурентоспособность изделий и машин Уралвагонзавода. Впереди у прославленного машиностроительного гиганта – новые большие работы по созданию перспективных изделий как гражданского, так и военного назначения, укрепление существующих позиций и завоевание новых рынков.

Редакция журнала «Национальная оборона» поздравляет коллектив Уралвагонзавода с 80-летним юбилеем и желает дальнейших трудовых свершений!


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS