О современных особенностях формирования гособоронзаказа, процессе согласования стоимости продукции с «оборонкой», перспективах закупки новых вооружений в интервью журналу «Национальная оборона» рассказал первый заместитель министра обороны Российской Федерации Александр СУХОРУКОВ. |
— Александр Петрович, какие существуют проблемы во взаимоотношениях Министерства обороны РФ и «оборонки» в формировании цен на продукцию военного назначения?
— В соответствии с решением президента РФ от 25 ноября 2010 года №Пр-3443 Минобороны реализует подход к ценообразованию, исключающий «накручивание» прибыли головных исполнителей на затраты сторонних организаций. Это позволяет сократить стоимость отдельных образцов на 15-20%.
Такой подход потребовал детального анализа исходных расчетно-калькуляционных материалов по ценам, которые своевременно запрашивались от предприятий, но начали поступать только после неоднократных обращений к руководителям предприятий в марте-апреле 2011 года. Некоторые калькуляции не были представлены и в октябре 2011 года.
Именно с этим связан факт несвоевременного заключения контрактов по государственному оборонному заказу на 2011 год.
Понимая, что сроки выполнения контрактов на поставку продукции для реализации государственного оборонного заказа завязаны с технологическими циклами изготовления образцов, по согласованию с Военно-промышленной комиссией Минобороны предусматривает поставку продукции в первом-втором кварталах 2012 года при их 100-процентном авансировании в 2011 году.
— Сегодня в Вооруженных Силах и оборонно-промышленном комплексе идут серьезные реформы. Как это сказывается на формировании, размещении и контроле исполнения гособоронзаказа?
Пуск МБР РС-24 «Ярс». |
— Проводимые реформы являются частью процесса оснащения войск современными образцами вооружения. Если государство выделяет 19,0 трлн. рублей на перевооружение Вооруженных Сил и еще 3,0 трлн. рублей на подготовку производства, то должна быть уверенность в их эффективном использовании. Проводимая в Минобороны реформа системы заказов направлена на повышение ответственности должностных лиц за принимаемые решения, а также на обеспечение прозрачного ценообразования и контракции.
Если раньше все решалось в главкоматах, которые сами заказывали, размещали ГОЗ, контрактовались, принимали и эксплуатировали технику, то сейчас каждая технологическая стадия реализации ГОЗ закреплена за профильным департаментом. В такой системе уже не с кем «договариваться», необходимо работать по регламенту и своевременно предъявлять необходимые материалы, в частности, по ценам. Как и в ходе любой реформы, в настоящее время происходит процесс отладки системы, отрабатываются формы и регламенты взаимодействия. По нашим расчетам, в ближайшие полгода эта притирка завершится, что позволит более эффективно формировать, размещать, исполнять и контролировать ГОЗ.
— Как Минобороны контролирует и регулирует расход средств на разработку и производство очень сложных, наукоемких, а значит, дорогостоящих объектов и систем?
— Ценообразование на самые сложные и дорогие образцы вооружения имеет наиболее важное значение для реализации ГОЗ, и одновременно это самая серьезна проблема. Учитывая масштаб кооперации предприятий, участвующих в создании атомных подводных лодок, ракет, самолетов и других сложных образцов, получить прозрачность цены здесь наиболее сложно. Организован этот процесс следующим образом. Департамент обеспечения ГОЗ через военные представительства запрашивает расчетно-калькуляционные материалы по ценам от предприятий. Далее, они рассматриваются Департаментом ценообразования, затем (по единственным поставщикам) направляются для регистрации в ФСТ России. К конкурсной документации в соответствии с новыми изменениями в 94-ФЗ также прикладывается и публикуется расчет цены. В целом, по данному вопросу Минобороны действует строго в рамках действующего законодательства.
— Будут ли в этом году обнародованы суммы, выделяемые в бюджете 2012 года, на НИОКР, закупки, ремонт и модернизацию? В проекте бюджета, опубликованном недавно, этих цифр нет.
— В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2012 год» указываются расходы на НИОКР, закупки, ремонт и сервисное обслуживание вооружений с детализацией по кодам бюджетной классификации, то есть в суммарном исчислении. Этот документ необходим для финансового обеспечения реализации ГОЗ. А конкретная номенклатура заданий ГОЗ отражается в соответствующем постановлении правительства Российской Федерации, где указываются все необходимые параметры – включая объем и сроки поставок.
— Какие рычаги влияния на недобросовестных исполнителей гособоронзаказа у вас есть?
— С недобросовестными поставщиками по ГОЗ мы поступаем в строгом соответствии с условиями заключенных контрактов и нормами действующего законодательства. В случае несвоевременной и не качественной поставки мы взыскиваем штрафы (их размеры установлены в заключенных контрактах, как правило 5% за факт срыва и 0,1% – за каждый день просрочки). Среди наиболее крупных отмечу претензии к ОАО «Курганмашзавод» за срыв контрактов на поставку в 2010 году БМП-3 на сумму более 3 млрд. рублей. Наиболее злостных нарушителей мы подаем в перечень недобросовестных поставщиков, решение по которому принимает Рособоронзаказ. Например, такое решение принято относительно ОАО «Муромтепловоз».
Кроме того, в 2011 году принят ряд кадровых решений к отдельным руководителям ОПК за срыв заданий ГОЗ 2010 года, в частности, в ОАК, ОАО «Севмашпредприятие», ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей».
Як-130. |
— Назовите наиболее распространенные нарушения и злоупотребления в сфере гособоронзаказа?
— Среди наиболее распространенных нарушений в сфере ГОЗ отмечу невыполнение предприятиями взятых на себя контрактных обязательств, о чем говорилось выше, а также поставку некачественной продукции, по которой выставляются рекламации из войск. Так, в 2010 году было выставлено 1764 рекламации, что на 20% больше, чем в 2009 году.
— В этом году применяли новую кредитную схему. Что изменилось с ее приходом?
— Привлечение для реализации заданий ГОЗ головными исполнителями кредитов под государственные гарантии Российской Федерации в период 2011-2014 годов является вынужденной мерой, обеспечивающей реализацию мероприятий ГПВ-2020. Причина заключается в том, что лимиты ассигнований по программе запланированы крайне неравномерно: 31% – на период 2011-2015 годов и 69% – на период 2016-2020 годов.
За счет кредитной схемы мы смогли устранить эту диспропорцию и заключить долгосрочные контракты (до 2015-2018 годов) по наиболее сложным и важным образцам: стратегические ракетные комплексы, надводные корабли и подводные лодки, зенитные ракетные и космические комплексы.
ГОЗ предусмотрено 39 таких заданий, по ним планируется заключить 42 государственных контракта, в том числе 37 – в 2011 году.
— Как Министерство обороны содействует повышению качества поставляемого вооружения и военной техники?
— Как известно, качество вооружения закладывается еще на этапе разработки требований и тактико-технических заданий на разработку. Здесь мы на этапе формирования новой ГПВ провели большую предварительную работу с ОПК – сформированы тактико-технические требования, основные направления развития ВВТ до 2025 года, перечень базовых и критических военных и промышленных технологий. Это способствует правильному заданию требований к перспективному вооружению. В ходе испытаний мы должны подтверждать заложенные в ГОЗ уровни качества. Для этого в рамках ФЦП развития ОПК запланированы необходимые бюджетные инвестиции для переоснащения полигонной базы.
На этапе производства задействуется система качества самих предприятий, а также институт военной приемки. Наши последние мероприятия в области организации контроля качества включают издание новых положений по порядку создания ракетно-космической, авиационной и морской техники; разработку проекта новой редакции «Основных условий поставки ВВТ».
При этом необходимо отметить, что инструмент военных приемок не может заменить систему контроля качества самих предприятий, которая определяется, как правило, уровнем организации производства и используемыми технологиями.
— Каковы планы работы и выполнения гособоронзаказа в 2012 году?
— Формирование предложений Минобороны в проект ГОЗ 2012-2014 годов находится в завершительной стадии. Номенклатура заданий определена на основании ГПВ-2020 с учетом хода ее выполнения и контрактации в 2011 году.
В целях реализации ГОЗ-2012 Минобороны планирует заблаговременно организовать работу по его размещению.
Организовано истребование от предприятий и рассмотрение расчетно-калькуляционных материалов по обоснованию цен на образцы вооружения и военной техники. К настоящему времени предприятиями представлено 60% необходимых расчетно-калькуляционных материалов, работа продолжается.
Минобороны принимает все возможные усилия для сокращения сроков заключения контрактов по новым заданиям государственного оборонного заказа на 2012 год, всю предварительную работу планируем завершить к декабрю 2011 года. Особенностью реализации ГОЗ-2012 станет активное включение в данный процесс Рособоронпоставки.
РПЛСН проекта 955. |
— Отличается ситуация с гособоронзаказом этого и прошлого года?
— Главными отличиями ГОЗ прошлого и текущего года является следующее:
– принята и реализуется новая Государственная программа вооружения, то есть имеется четкий долгосрочный ориентир;
– существенно увеличен объем финансирования ГОЗ: в 2010 году – 470,4 млрд. рублей, в 2011 году – 581,5 млрд. рублей, а также 168,9 млрд. рублей – объем кредитов под государственные гарантии;
– развернуты масштабные работы по определению экономически обоснованных цен;
– начали заключаться долгосрочные, на 5 лет и более, контракты, в том числе по кредитной схеме;
– существенно сокращена номенклатура ГОЗ за счет обеспечения комплектности поставок и введения практики заключения крупных контрактов по сервисному обслуживанию;
– минимизировано количество разрабатываемой военной техники обеспечения, которая может быть заменена техникой народнохозяйственного (или двойного) назначения, например, по номенклатуре Тыла ВС РФ, военной медицины, автомобильной техники и инженерных войск и др.
— Договорилось ли Минобороны России о закупке легких учебно-боевых самолетов Як-130. Ранее сообщалось, что МО РФ планировало закупить партию этих самолетов в рамках ГОЗ в 2011 году?
— Государственной программой вооружения на 2011-2020 годы запланировано заключение долгосрочного государственного контракта на поставку самолетов Як-130 в период с 2011 по 2018 годы по кредитной схеме под гарантии государства. В течение этого года Минобороны России проводило консультации по цене самолета. В итоге в сентябре с ОАК достигнута договоренность о закупке самолетов по средневзвешенной цене 444,0 млн. рублей. С учетом длительных переговоров и технологического цикла изготовления самолетов Минобороны согласилось с переносом начала поставок на 2012 год, при этом в 2011 году планируется провести авансирование в соответствии с параметрами ГПВ. Всего намечено закупить по данному контракту до 65 самолетов Як-130.
— А как обстоят дела по МиГ-29 К/КУБ?
— Государственной программой вооружения на 2011-2020 годы запланирована поставка в период до 2014 года 24 самолетов МиГ-29К/КУБ для оснащения тяжелого авианесущего крейсера. Это сложный, принципиально новый контракт.Во-первых, он является комплексным, то есть в рамках него одновременно с самолетами также должны закупаться средства наземного обслуживания, контроля и агрегаты съемного вооружения.
Во-вторых, ОКР по разработке истребителя Минобороны не предусматривается, мы планируем только закупки самолета. При этом предприятием, и мы с этим согласны, предлагается в цену контракта включить расходы на фактически выполняемую за собственные средства опытно-конструкторскую работу по доведению самолета до требований Минобороны.
МиГ-29К. |
— Как идет закупка С-400?
— С-400 – самый современный комплекс ПВО большой дальности.
Ранее в 2009-2010 годах со срывом сроков поставки головным исполнителем ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» нами закуплено два полковых комплекта С-400. За срыв сроков поставок уволен генеральный директор ГСКБ. При этом два новых долгосрочных контракта (с 2011 до 2020 года) заключены уже с ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Концерн взял на себя решение вопроса координации многоуровневой кооперации предприятий промышленности. Предстоит также решить сложный вопрос увеличения производственных мощностей Концерна с целью обеспечения планов по построению системы ВКО страны. В связи с поздним заключением контрактов поставка третьего и четвертого полковых комплектов ожидается в 2012 году. Высокая стоимость закупаемых систем также определила необходимость привлечения для закупки ЗРС кредитных ресурсов в 2011-2014 годах под государственные гарантии.
— Есть ли у Минобороны свои отдельные пожелания к проекту Федеральной контрактной системы? В чем они заключаются?
— Учитывая высокую сложность и стоимость современных образцов вооружения, Минобороны России совместно с государственными органами управления оборонно-промышленным комплексом страны в течение многих лет совершенствуют систему управления созданием и приобретением образцов ВВТ. В результате этой работы сформированы нормативные, методические и информационные основы функционирующей системы. Учитывая это, представляется целесообразным при разработке федеральной контрактной системы опираться на опыт, наработанный в Минобороны по вопросам планирования и обоснования государственных потребностей на оборону в формате программных (ГПВ) и плановых (ГОЗ) документов развития ВВТ.
Соответствующие предложения нами направлены авторам предлагаемых законопроектов – в Минэкономразвития.
— Не слишком ли малочисленными стали управления Минобороны – ГРАУ, ГАБТУ и другие, которые определяют техническую политику? Промышленность на это жалуется, говорят, что они ничего не успевают.
— Такие управления, как ГРАУ и ГАБТУ, в настоящее время существуют не в том виде и не с теми функциями, как это было еще в 2010 году. Как уже отмечалось выше, в ходе реформирования эти управления без заказывающих структур переподчинены заместителю министра обороны Дмитрию Булгакову. В системе МТО их функция – это организация эксплуатации, техническое обеспечение войск, а также определение потребностей в закупках по заявкам из войск. Все функции заказчика сосредоточены в Департаменте Минобороны по обеспечению ГОЗ. При этом численно ГРАУ и ГАБТУ оптимизированы соответственно возложенным задачам.
— Достаточна ли квалификация гражданских специалистов Рособоронпоставки? У промышленности по этому вопросу также много жалоб.
— Реформирование любой организационной системы, а уж тем более системы управления, приводит к разрушению старых (сложившихся) и образованию новых связей. Отказ от складывавшихся годами алгоритмов работы – процесс болезненный, что, зачастую, и приводит к появлению таких жалоб.
Рособоронпоставка является принципиально новым органом исполнительной власти, концентрирующим в себе функции размещения заказов на поставку продукции для оборонных нужд. Процесс становления новой организации всегда эволюционен, он не может быть одномоментным. Следует отметить, что Рособоронпоставка комплектуется специалистами на конкурсной основе с предъявлением соответствующих квалификационных требований. Поэтому возникающие трения между представителями предприятий ОПК и сотрудниками Рособоронпоставки обусловлены, в первую очередь, отсутствием опыта взаимной работы в новых условиях.
|
— Почему государство не предъявляет никаких серьезных претензий предприятиям, которые не выполняют ГОЗ, что могло бы снизить цену на оборонную продукцию?
— Не согласен с такой постановкой вопроса – Минобороны по поручению высшего руководства реализует государственную политику в части определения экономически обоснованных цен на вооружение. Этот аспект достаточно раскрыт в ответах на предыдущие вопросы. Хочу добавить, что снижению цен должна способствовать сформированная Минпромторгом ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса на период до 2020 года». Масштабные инвестиции в «оборонку» позволят внедрить новые технологии, построить современное производство, что повысит производительность труда, уменьшит накладные расходы и, тем самым, позволит снизить цены на оборонную продукцию.
— Как государство может повлиять на производителей «первичных» материалов – электроэнергии, газа, тепла, композитов и т.д., рост стоимости которых влияет на конечную продукцию?
— Действительно, рост стоимости так называемых первичных материалов оказывает значительное влияние на конечную цену образцов вооружения и военной техники. В свою очередь, стоимость этих материалов существенно зависит от рыночной конъюнктуры как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Безусловно, государство должно влиять на производителей этих материалов. Практика показывает, что в условиях рыночной экономики наиболее эффективными являются экономические механизмы воздействия. Для естественных монополей таковыми являются утверждение правительством РФ тарифов на предоставляемые ими «первичные» сырье и материалы, а для других – налоговые льготы и вычеты. Кроме того, Минобороны также прилагает определенные усилия для снижения этого негативного влияния, обеспечивая авансирование заданий ГОЗ в некоторых случаях на 100%. Такой подход позволяет предприятиям, создающим ВВТ, не допустить рост себестоимости продукции, заранее осуществив закупку этих материалов.
— Каким образом Министерство обороны будет рассчитывать цены на закупаемую технику?
— Основным методом определения цен являются расчеты по калькуляционным материалам, подтверждающим реальную себестоимость продукции. При этом уровень рентабельности Минобороны принимает в соответствии с решением президента от 2010 года (20% – на собственные затраты, 1% – на продукцию соисполнителей). При наличии рассчитанной таким образом цены, зарегистрированной в ФСТ России, также может быть использован метод индексации с учетом дефляторов Минэкономразвития. Применительно к монополистами будем расширять практику применения антимонопольного законодательства через ФАС России.
— Планируется ли переход в трехгодичную систему заключения контрактов?
— Если речь идет о долгосрочных контрактах, то этот переход уже осуществлен. В настоящее время в интересах выполнения мероприятий Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы основные контракты заключены на длительные сроки с завершением их в 2015-2020 годах.
При этом впервые реализован разрешенный в 2011 году механизм долгосрочного кредитования предприятий – головных исполнителей заданий государственного оборонного заказа под государственные гарантии Российской Федерации. В рамках этой работы была разработана и применена схема гибкого субсидирования головных исполнителей в зависимости от процентной ставки по кредитам, предоставляемым им банками для реализации государственного оборонного заказа.
— Какие образцы вооружения иностранного производства будет закупать Россия в рамках Госпрограммы до 2020 года?
— Отвечая на этот вопрос, хотел бы отметить, что по ряду номенклатуры вооружения отечественная промышленность не в состоянии удовлетворить потребности Минобороны России. Это в основном номенклатура Сухопутных, Воздушно-десантных войск, беспилотные летательные аппараты.
Мы понимаем, что новую технику для армии должна делать отечественная промышленность, но одновременно не можем закупать то, что не отвечает нашим требованиям.
Минобороны рассматривает эти закупки как вынужденную меру, поскольку существующая научно-техническая и производственно-технологическая база ряда профильных предприятий ОПК не позволяет создать такое вооружение, требуемое уже сейчас.
В результате Россия получает не только современные образцы, но и ряд критически важных технологий их создания и производства.
Подчеркну, что решения по импорту вооружения принимаются на основе комплексной военно-экономической оценки их целесообразности. Здесь всегда важен баланс политических, военно-технических и экономических интересов.