Как показывает анализ открытых данных о бюджетах стран СНГ и Грузии на 2011 г., общие военные расходы на национальную оборону в них выросли по сравнению с 2010 г. на 23% и составляют почти $60,6 млрд. Если сравнить эту сумму с военными расходами, скажем, США, то она покажется небольшой. Напомним, оборонный бюджет США в 2010 г. составлял $636 млрд. с учетом расходов на зарубежные военные кампании (без них – $533 млрд.). |
В проекте бюджета на 2011 г. Пентагон запросил финансирование в размере $678 млрд., однако эта сумма была урезана до $667,7 млрд. Таким образом, суммарные военные расходы стран СНГ и Грузии в нынешнем году составят лишь десятую часть того, что потратит Пентагон. При этом следует иметь в виду, что военные расходы США составляют около 3,5% от ВВП страны, тогда как суммарные военные расходы стран СНГ и Грузии составят в 2011 г. лишь 2,41% от суммарного объема ВВП этих государств.
Между тем, некоторые обобщенные данные о военных расходах республик бывшего СССР (кроме прибалтийских) заставляют задуматься.
Во-первых, абсолютный рост военных расходов в государствах СНГ и Грузии опережает рост ВВП этих стран. В среднем по СНГ валовой внутренний продукт увеличился в 2010 г. на 4,5% (в Грузии – на 5,5%). Аналогичный средний суммарный рост ВВП ожидается и в 2011 г. Прирост военных расходов опережает этот показатель почти в 6 раз.
В 2011 г. военные расходы Казахстана не увеличились. |
Во-вторых, в странах СНГ выросли не только абсолютные, но и относительные военные расходы. В среднем это небольшая величина – всего на 0,13% от ВВП, а у Грузии и Узбекистана затраты на оборону даже уменьшились. Однако ряд государств, особенно прикаспийских (Россия, Азербайджан) и центральноазиатских (Киргизия, Таджикистан), увеличили долю расходов на национальную оборону. Абсолютным лидером в этой гонке является Азербайджан, военные расходы которого возросли с $1,59 млрд. (3,95% от ВВП) в 2010 г. до $3,1 млрд. (6,2% от ВВП) в 2011 г. И это – не окончательные цифры. По заявлению министра финансов этой страны Самира Рауф оглы Шарифова, помимо чисто военных расходов в 2011 г. $1,36 млрд. будет потрачено на нужды оборонной промышленности. Таким образом, в сумме расходы на военные нужды и развитие «оборонки» в Азербайджане составят $4,46 млрд., или 8,9% от валового внутреннего продукта.
Почти такой же процент военных расходов от ВВП имела в 2008 г. Грузия – перед своим бесславным вторжением в Южную Осетию. Столь высокий уровень расходов на оборону при известных условиях является важным свидетельством возможной масштабной подготовки государства к войне. И такая подготовка в Баку уже почти не скрывается. Выступая недавно на заседании кабинета министров, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что «сильная армия Азербайджана должна сказать и скажет свое слово, когда настанет время в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта». По мнению Алиева, Ереван прекрасно понимает, что армия Азербайджана способна в любой момент нанести по врагу сокрушительный удар. В подтверждение своих слов Ильхам Алиев отметил, что «в последние годы растут средства, выделяемые на строительство армии, закупается новое современное вооружение, техника – самолеты, артиллерия, самые современные установки противовоздушной обороны, бронемашины…». Алиев с гордостью отмечает, что в Азербайджане производится около 500 видов военной продукции.
Где здесь бравада, а где реальные факты, сказать трудно. Но как видно из официальных источников Армении, ее военный бюджет более чем в 10 раз уступает азербайджанскому. В 2011 г. он составит $387 млн. (без учета военных расходов Нагорного Карабаха). Но армянская сторона не боится военной мощи Азербайджана и устами своих руководителей заявляет об адекватном ответе. При этом слова враждующих сторон уже не расходятся с делом. Согласно оперативной сводке Еревана, в последнее время Азербайджан наращивает обстрелы карабахских позиций.
Таким образом, существует реальная вероятность новой войны на Южном Кавказе.
Суммарные военные расходы СНГ и Грузии растут, но составляют лишь десятую часть того, что тратит Пентагон. |
Капитан 1 ранга Константин Сивков, который в свое время возглавлял направление военного строительства и военно-технической политики в Центре военно-стратегических исследований (ЦВСИ) Генштаба ВС РФ, считает: «Идет наращивание боевого потенциала Азербайджана. Ввиду наличия нефтедолларов Баку без особых проблем это делает. По всей видимости, попытка освобождения оккупированных территорий со стороны азербайджанских войск произойдет в конце 2011-го или, скорее всего, летом 2012 г.».
Киргизия также стремится укрепить армию и правоохранительные органы, чтобы избежать повторения ошских событий. В 2011 г. на оборону и безопасность предусматривается потратить 12,6% бюджета или $222,6 млн. Из них не менее половины – на оборону (ВВП запланирован в размере $5,3 млрд.). Но этих средств все равно не хватает. По словам начальника штаба внутренних войск МВД КР Болота Аманалиева, на содержание указанных войск в 2011 г. выделено только 225 млн. сомов ($5,025 млн.), а требуется более 700 млн. сомов (около $16 млн.). Причина недофинансирования – продолжающийся экономический и социально-политический кризис. По данным первого вице-премьера Киргизии Омурбека Бабанова, только за 2010 г. внешний долг страны вырос на $340 млн. и достиг $2,82 млрд. На обслуживание внешнего долга уходит более 10% от всех расходов бюджета, или 13% налоговых доходов бюджета республики.
Все это говорит о том, что с приходом весны нестабильность в Киргизии, особенно на юге, может возрасти. И, конечно же, страна обратится за военной помощью к России и ОДКБ.
Аналогичный прогноз можно сделать и в отношении Таджикистана, где летом и осенью 2010 г. велись боевые действия с объединенными отрядами оппозиции. Расходы на оборону Душанбе увеличил на 25%. Но есть большая вероятность, что в связи с нестабильностью политического режима Эмомали Рахмона, вооруженное противостояние летом этого года продолжится.
Военный бюджет Армении в 10 раз меньше, чем в Азербайджане. |
На этом фоне относительно стабильными выглядят Узбекистан и Туркмения, лидеры роста ВВП на постсоветском пространстве в 2010 г. Узбекистан потратит относительно большие средства на оборону – $1,6 млрд. (3,2% от ВВП). Заметим, что военные расходы этой страны в 2010 г. составили 3,5% от ВВП, то есть в относительном выражении были гораздо больше. В Туркмении на оборону пойдет, как и прежде, 1,5% от расходной части бюджета.
Останутся на прежнем уровне 0,9% от ВВП и военные расходы Казахстана.
В связи с нестабильной политической обстановкой увеличены военные расходы в Молдавии. Расходная часть бюджета утверждена в размере 20,4 млрд. лей (1 доллар – 11,8 лей), из них на оборону, безопасность и поддержание общественного порядка планируется потратить около 5,5% (то есть примерно $95 млн.). Непосредственно Министерство обороны получит 448,1 млн. лей, то есть $37,9 млн. В 2010 г. военные расходы были определены в размере $29 млн. Военную помощь Молдавии готовы оказать страны НАТО, включая Румынию.
Обращает внимание, что центральноазиатские и закавказские страны, а также Белоруссия, рассчитывают на военную помощь со стороны. Либо – от России, либо – от НАТО. На поддержку Запада особенно надеются в Грузии, Киргизии, Таджикистане и Молдавии. И, видимо, в ущерб геополитическим интересам России эта помощь будет увеличена.
Владимир Георгиевич МУХИН – обозреватель «Независимой газеты»